Какая старшая школа нам (старшеклассникам и педагогам) нужна? Воронцов Алексей Борисович 2 октября 2014 п. Терскол КБР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в начальной школе Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай.
Advertisements

Учебная ситуация как способ формирования способностей.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Схема организации тьюторского сопровождения профильного обучения в старшей школе ГИМНАЗИЯ МИИТ МОСКВА, 2012.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
А.Б. Воронцов В.А. Львовский П.Г. Нежнов Мониторинг учебно-предметных компетенций школьников (SAM): потенциал и возможности инструментария Учебный курс.
Проект «Модель тьюторского сопровождения в НОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ города Чайковский» 2010 год.
«Проектирование целостной концепции школы в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Н.М. Шадрина эксперт ИПОП «Эврика»
ЮВОУО ДО г.Москвы ГОУ гимназия 1566 КРУГЛЫЙ СТОЛ 27 апреля 2011 года.
Возможности социальных практик дополнительного образования в реализации ФГОС Герцик Юлия, директор КГБОУ ДОД «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников»
Процедуры работы с ИОП старшеклассника МБОУ Бараитская СОШ 8.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
Проект «Ступени школьной карьеры» многопрофильная старшая школа с индивидуальными образовательными программами. «Старшая школа – не окончание общего, а.
Индивидуализация – ответственный шаг в программе действий инновационной школы Индивидуализация - это создание условий в образовании для построения учащимся.
Научно-методические основы построения индивидуальных траекторий школьников как способа управления развитием творческой личности.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Л.С. Выготский Д.Б. Эльконин В.В.Давыдов 1.Развитие и формирование способностей в процессе интериоризации форм действия и общения, осуществляемое в группе.
Профильное обучение в современной школе: инновационные практики О.Б. Даутова, д.п.н., доцент 6 ноября 2015 г
ТЬЮТОРСКИЙ ПОДХОД В ПК И ПП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ как тьюторская практика Надежда Муха, Эксперт ИПОП «Эврика»
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Транксрипт:

Какая старшая школа нам (старшеклассникам и педагогам) нужна? Воронцов Алексей Борисович 2 октября 2014 п. Терскол КБР

«… Величайшим психологическим грехом всей схоластической и классической системы образования был совершенно отвлеченный и безжизненный характер знаний. Знание усваивалось как готовое блюдо, и решительно никто не знал, что с ним делать. При этом забывалась сама природа знания, как и природа науки : оно не есть готовый капитал или готовое блюдо, знание всегда деятельность, война человечества за обладание природой » Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) 2

Наглядность и моделирование «Наглядность, создавая наиболее легкий и удобный путь для усвоения знаний, вместе с тем в корне парализует привычку к самостоятельному мышлению, снимает с ребенка эту заботу и сознательно устраняет из воспитания все моменты сложной переработки опыта, требуя, чтобы все нужное преподносилось ученику в расчлененном, разжеванном и переваренном виде. Между тем необходимо позаботиться именно о создании наибольшего числа затруднений в воспитании ребенка как отправных точек для его мыслей». Л.С. Выготский 3

«В современных условиях обучения традиционная формула «знаю, но еще не умею» трансформируется в формулу «не умею, значит не знаю». Только становясь субъектом собственных действий и собственной деятельности, человек впервые обретает возможность стать личностью» Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998) 4

« И ум с самого начала нужно воспитывать так, чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой вещи » Эвальд Васильевич Ильенков (1924 – 1979) «Человек, которого воспитали в мнении, что «дважды два четыре» есть несомненное, над которым и задумываться недопустимо, никогда не станет не только великим математиком, но даже и просто математиком. Он не будет уметь вести себя в сфере математики по- человечески». 5

Феликс Трофимович Михайлов (1930 – 2006) « Мы до сих пор не желаем замечать, что и классно - урочная система, отметившая недавно четырехсотлетие своего создателя – Яна Амоса Коменского, – ведущая форма среднего ( в большинстве случаев и высшего ) образования, и атрибутивный для нее беспроблемный вне историзм содержания, так же как авторитарность методов обучения, входят в противоречие с изменяющимся характером всех тех видов человеческой деятельности, от которых зависит не что иное, как само сохранение культуры ( следовательно : ее расширенное воспроизводство и тем более – развитие )» 6

« Всякая попытка создания новой технологии обучения встречает сопротивление сторонников традиционно сложившейся системы. Самое интересное – мотивировки, на основании которых идет борьба с разработкой новых технологий. Не имея возможности оспорить принципиальные научные положения, лежащие в основе экспериментально подтверждаемой новой технологии, критики отвергают ее под предлогом невозможности немедленно внедрить в широкую школьную практику » Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984) 7

Цели-результаты старшей школы (пора уже определиться): Сформировать знаниевую базу для дальнейшего профессионального образования согласно образовательным претензиям учащегося и его планам на будущее (предметная компетентность); Закончить формирование способов организации индивидуальной учебной деятельности (планирование, проектирование, исследование, творчество), оформления продуктов деятельности (управленческая компетентность); Сформировать способы использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной мыследеятельности (коммуникативная компетентность); Оформить способы социализации (включения в разные образовательные, профессиональные и др. сообщества) (социокультурная компетентность)

Место каждой ступени образования в достижении целей общего образования Формирование основ теоретического мышления (основы рефлексии), Контрольно-оценочная самостоятельность как основа учебной деятельности ПШ Учебная самостоятельность подростка как основа для продолжения самообразования в старшей школе и самоопределение Разработка и реализация индивидуальных образовательных программам учащимися как основа для построения профильной школы НШПШ СШ

10 Характеристики нашей модели ССШ Фокус на индивидуальный образовательных программах Обучение на опыте: командное проектирование, мульти-культурная среда, сетевое взаимодействие Игра – ключевой формат образовательного процесса, образовательных событий, сессий Новое содержание: картины мира, карты перспектив и навигаторы

Фокус на индивидуальной образовательной программе 11 Класс 1 Класс 2 Учитель 1Учитель 2 Массовая, рутинная, линейная Учебный план Индивидуальная программа Индивидуальная, креативная, многообразная Модули Ученик Кейс Эксперт Партнер Учитель Тьютор Старая модель: фокус на образовательных учреждениях Новая модуль: фокус на образовательных программах Использованы материалы из лекций П.Г. Щедровицкого

ИОП – как личный проект старшеклассника Индивидуальная образовательная программа старшеклассника – это содержательный документ, определяющий стратегию и тактику построения собственной картины образования. Это попытка определить свою жизненную и профессиональную траекторию и движения по ней.

ИОП дань моде или закономерный этап создания старшей школы ? Откуда вдруг возникает ИОП? Почему именно в старшей школе? Чем ИОП отличается от индивидуализации и профилизации? Что есть альтернатива ИОП в рамках и института «школы»? Что есть «подготовка в ВУЗ»? – ориентация на отдельные учебные «профильные» предметы или профессиональный универсализм???

Планирование- главное новообразование юношеского возраста? Планирование – есть структурирование учащимися своей деятельности (и не только учебной) во времени и в пространстве. Планирование - рабочий термин, обозначающий идею ведущей деятельности (в культурно-исторической традиции), благодаря становлению которой развивается способность молодых людей к соотнесению (продуктивной координации) целей, условий и ресурсов для решения важных жизненных задач взрослого человека. Планирование возникает когда появляется разрыв между тем, что человек хочет и тем, что он есть сейчас. Для этого необходимы шаги:

Шаги (навстречу друг к другу) к ИОП: Взрослых: освободить место для ИОП старшеклассника (в короткие сроки изучить то, что требует государство за счет умений учащихся); Помочь ученику самоопределиться через систему ОДИ и спецкурсов (дать попробовать) Создать «институт» кураторов (тьюторов); Создать новые «пространства» для учащихся ( «сессии»,«погружения- интенсивы», лаборатории, социальные практики); Изменить подходы к системе оценивания (кредитно-модульная система и система экспертных оценок)

Что такое ИОП для старшеклассника? Прежде всего место «проб» своего «образа» образования, которое может меняться от 9 к 11-му классу; Есть его реальный «социальный» проект, который не «осваивается», а создается. Автор своей ИОП. Выбор не ОП, не УП, а «стратегии и тактики» в своей ИОП

Шаги старшеклассника к ИОП Сессии – место для коррекции ИОП (специально организованное, институционально разработанная площадка диалога со взрослым, со сверстником по поводу возможного будущего) Результат сессии: ближайшие цели и ресурсы Педагогическая цель сессий: создание практики индивидуального учебного планирования старшеклассников Цикл сессий – есть процесс сопровождения ИОП

Шаги старшеклассника к ИОП Учебно-предметное погружение – место для интенсивного освоения минимального учебного содержания; «лаборатория» - место для конструирования ИОП

Место ИОП в институте «школа» Центральная форма образования старшеклассника. Все остальные формы «работают» на ИОП (предметные погружения в школе, репетиторство, вузовские курсы, занятия в секциях, олимпиады и т.п.) их планируемые результаты включены в ИОП.

Может ли ИОП стать «институтом»? НЕТ и не должна!!!! Если ИОП есть форма образования, то следовательно, она должна быть вариативна Если это «моя» программа, то кроме меня оценить ее выполнение не может НИКТО. Возможно нужна внешняя экспертная оценка того взрослого, который будет АВТОРИТЕТОМ для ребенка, но это не обязательно учитель школы КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ СОГЛАСЕН, что ИОП это форма организации учебного процесса в профильной старшей школы ИОП – НЕ МОЖЕТ быть предметом договора между школой и старшеклассником.

Содержание (наполнение) ИОП Все зависит от целей старшеклассника: если он считает, что данный этап образования связан с подготовкой в ВУЗ, то значит и содержание ИОП будет ориентировано на ЭТО; Если в это время он осваивает для себя какое-то «ремесло», то значит…

Что есть «школа» для ИОП молодого человека? Конструкторское бюро и полигон для ее опробования… Возможно «внешний эксперт» к ИОП (при условии, что школа стала авторитетом)

Что есть результат ИОП? «Программа-минимум» - достижение ее целей «Программа-максимум» - способность к планированию, опыт проектирования и планирования своей деятельности…

Новое содержание: карты перспектив, самоопределение и навигация 24 Ученик Старая модель: фокус предметах Новая модель: фокус на картах перспектив, самоопределении и навигации Предмет 1 Предметное знание Учитель Ученик Набор предметов Нормы и знания Нормы, знания Опыт деятельности Позиции Карта перспектив

Новая форма / метод обучения: обучение на опыте 25 Предметное знание Учитель Класс Старая модель: освоение предметного знания Новая модель: командные проекты в разных «мирах» (сферах) и средах Проект Разные среды и «миры» (городская, страховая, международная, корпоративная, общественная, государственная) Разные культуры Практичные знания Командная работа

26 Старая модель: трансляция знаний Применение знания Практик Учитель Ученик Создание знания Исследователь Коммуникация Игровая имитация Практичное знание и инструменты Создание знания Применение знания Образовательное учреждение Трансляция знаний Учитель Ученик Новый формат образования Исследователь Практик Новая модель: освоение знания через практику Tools / Kn Нормы Tools / Kn Tools / Kn

Игра как форма сочетания всех возможностей 27 Модератор Игровая имитация реальной активности Конструирование инструментов и знаний Инструктор Реальная ситуация и активность Тьютор Реальный проект Практичное знание Инструменты для деятельности Имитация роль

Кредитно-модульная система образования Набор модулей … Кредиты (зачетные единицы) = = = х 4= 240

Волна (профиль) присвоения культурных образцов действия Содержательный Формальный Функциональный Пройденная часть учебной программы

1. Какое получится число, если разделить на 34? 2. Рассеянный Петя переписал из учебника пример на умножение двух чисел. Первый множитель – число 7 - он записал правильно, а во втором множителе по ошибке переставил местами цифры. В результате умножения у него получилось число 147. Какой ответ должен был получить Петя, если бы он правильно переписал пример? 3. Какой самый большой результат может получиться, если в выражении AB5 + BС2 буквы заменить цифрами? Примечание: разные буквы заменяются разными цифрами. Пример по математике

При более высокой температуре вода испаряется быстрее. В четыре одинаковых стакана налили поровну воды разной температуры (температуру поддерживали постоянной).На рисунке показано, сколько воды осталось в двух стаканах через час Отметь примерный уровень воды в остальных стаканах. Пример по естествознанию (1-ый уровень) уровень воды

Три ученика выясняли, зависит ли скорость испарения воды от наличия или отсутствия ветра. Для опыта они взяли одинаковые блюдца и доверху наполнили водой при комнатной температуре. Одно блюдце оставили для сравнения. o Боря - около своего блюдца включил вентилятор. o Вера - включила фен и направила на свое блюдце поток горячего воздуха. o Галя - поставила свое блюдце на сквозняке. Отметь ДВУХ учеников, которые поставили опыт ПРАВИЛЬНО Пример по естествознанию (2-ой уровень)

Ученики написали отчет о своем исследовании испарения воды. Отметь ДВА утверждения, которые НЕЛЬЗЯ сделать на основании этого отчета? o При нагревании вода испаряется быстрее o При увеличении площади поверхности вода испаряется быстрее o Вода не испаряется при 20 градусах o При 50 градусах вода будет испаряться быстрее, чем при 30 Пример по естествознанию (3-ий уровень) Утром мы налили поровну воды в три одинаковых сосуда. Температуру в каждом сосуде поддерживали постоянной. Вечером воды оказалось не поровну: ОТЧЕТ

Дискуссионный клуб образовательной сессии Вопросы для обсуждения: 1. Есть мнение, что старшеклассникам не нужны все учебные предметы. Целесообразно сосредоточиться только на тех, которые нужны для поступления в ВУЗ. 2. Есть мнение, что если убрать из школы отметку, то учащиеся старших классов перестанут учиться. 3. Есть мнение, что Школа перестала быть монопольным местом получения образования для молодежи. 4. Старшая школа – сеть педагогов и учащихся, в которой старшеклассник ищет и строит свое образование. ИОП – форма в которой можно «поймать» образ образования старшеклассника