Сопровождение детей дошкольного возраста с ярко выраженными способностями и одарённостью Педагог-психолог МБДОУ 65, Методист-психолог МАУ «ГНМЦ» Сивова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Advertisements

Проект «Талант». Пояснительная записка. Выявление, поддержка и развитие одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Аттестация как управленческая деятельность и фактор профессионального роста педагогов Путилова Н.В. детский сад 82 комбинированного вида города Тюмени.
Ох уж эти, одарённые дети!. Пункты из президентской инициативы. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности в МАДОУ ЦРР-ДС 41 «Росинка»
МОУ «Павловская начальная школа – детский сад» ПРОГРАММА « Одаренные дети » Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
Проект Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения для развития детской одаренности средствами технологии.
Деятельность администрации МДОУ по организации и контролю психофизического развития дошкольников Составила: Резепина Е.А. заведующий МДОУ детский сад 32.
Позитивные стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями;
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Транксрипт:

Сопровождение детей дошкольного возраста с ярко выраженными способностями и одарённостью Педагог-психолог МБДОУ 65, Методист-психолог МАУ «ГНМЦ» Сивова Анна Сергеевна Тел

Цель Создание условий для построения воспитательно- образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. 1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста. 2. Выявить детей с предпосылками одаренности. 3. Составить индивидуальные маршруты психолого- педагогического сопровождения одаренных детей. 4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении. 5. Разработать план мероприятий для развития способностей воспитанников детского сада. Задачи

Исследовательско- диагностический Прогностический Экспериментально- практический Аналитико- рефлексивный Этапы сопровождения

1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития) 2. Работа с родителями (беседы, анкетирование) 3. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества) Исследовательско- диагностический этап Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей; Задачи: 1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада 2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

Методы исследования одарённости детей 2-3 лет Виды одаренности Составляющие Методики диагностики Кружок, секция, направленный на развитие качества Воспитатель Психолог Академическая одаренность Мотивационно-личностные характеристики Наблюдение, Педагогическа я диагностика, Ведение индивидуальных карт развития Наблюдение, Анализ индивидуальных карт развития Беседы с воспитателем Беседы с родителями Изучения продуктов детского творчества «Нормативная шкала для диагностики одарённости», И.Г. Холла и Н. Скиннера - Способности к обучению Творческая одаренность Художественная одаренность Вокальная одаренность Литературная одаренность Артистическая одаренность Конструкторская одаренность Психомоторная одаренность Спортивная одаренность Хореографическая одаренность Коммуникатив ная одаренность Социально- личностная одаренность Лидерская одаренность ?-

Методы исследования одарённости детей 3-4 лет Академическая одаренность Мотивационно- личностные характеристики Наблюдение, Педагогическ ая диагностика, Ведение индивидуальных карт развития Экспресс- методика для 2- й младшей группы Способности к обучению Творческая одаренность Художественная одаренность Изучения продуктов детского творчества Вокальная одаренность Наблюдение Литературная одаренность Артистическая одаренность Конструкторская одаренность Наблюдение, Изучения продуктов детского творчества Психомоторная одаренность Спортивная одаренность - Хореографическая одаренность - Коммуникативная одаренность Социально- личностная одаренность Наблюдение в свободной деятельности Лидерская одаренность

Методы исследования одарённости детей 4-5 лет Воспитатель Наблюдение, Педагогическая диагностика, Ведение индивидуальных карт развития Лист экспертной оценки Педагог-психолог Мотивационно- личностные характеристики Наблюдение, Экспресс-методика для средней группы Цветовой тест Люшера-Эткинга Способности к обучению Художественная одаренность Изучения продуктов детского творчества, Тест «Что за игрушка» Вокальная одаренность Наблюдение Методики В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?» Литературная одаренность Артистическая одаренность Конструкторская одаренность Наблюдение, Изучения продуктов детского творчества

Наблюдение, Экспресс-методика для старшей группы Цветовой тест Люшера-Эткинга Изучения продуктов детского творчества, Тест «Назови и дорисуй» Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам», Изучения продуктов детского творчества Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» Методы исследования одарённости детей 5-6 лет (психолог )

Наблюдение Экспресс-методика для подготовительной группы Тест Пьерона_Тулуза Цветовой тест Люшера-Эткинга Методика Юркевича «Древо желаний» Изучения продуктов детского творчества, «Краткий тест креативности» Торранса Тест креативности Вильямса Рисунок человека Рисунки на заданную тему Тест «Составь рассказ по сюжетной картинке» Тест Равена, Изучения продуктов детского творчества Тест-игра «Довольна ли мама?» Тест-игра «Ситуации» Тест Темпла, Дарки, Томаса Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методы исследования одарённости детей 6-7 лет (психолог)

сроки реализации программы; сроки реализации каждого этапа; прогнозируемые результаты; критерии оценивания результатов по этапам работы; условия реализации программы. Ступени этапа Обзор имеющихся программ. Изучение опыта работы дошкольных учреждений. Изучение технологий, теоретических основ. Подбор методик диагностики. Подбор практических методических материалов. Подготовка воспитателей и специалистов к реализации программы. Обеспечение нормативно - правовой базы Прогностический этап

Критерии повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности воспитанников; овладение методами определения склонностей и способностей детей; оценивания развития общей одаренности ребенка; оценивания специфичной одаренности; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала;

Факторы, способствующие адаптации окружающей среды учреждения к особым потребностям детей с предпосылками одаренности. развитие чувства защищенности у детей, отказ от высказываний оценок и критики в адрес ребенка; обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для ребенка всевозможными материалами и стимулами, представляемыми в полное распоряжение ребенка, с целью развития его любознательности; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; предоставление ребенку возможности активно задавать вопросы; отмена своей функции общего контроля, и предоставление более частой самостоятельности для выстраивания творческого процесса.

Факторы, способствующие развитию детей с предпосылками одаренности в семьях воспитанников. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку. Содействие развитию личности ребенка и его таланта. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Ожидаемые результаты: Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности. Формирование банка технологий и программ ранней диагностики одаренных детей. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности. Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методами работы с одаренными детьми.

Задачи: Составить индивидуальные планы развития детей с общей одаренностью для целенаправленного сопровождения их развития и отслеживания его динамики. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в этом направлении. Составить индивидуальную программу сопровождения ребенка в случае яркого проявление определенного вида одаренности. Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть. Активизировать участие детей в городских мероприятиях. Способствовать развитию и совершенствованию творческого продуктивного мышления у детей с признаками одаренности. Организовать совместную работу педагога – психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей детей. Экспериментально-практический этап

Создание творческой группы План сопровождения Просветительская деятельность Обучение взаимодействию с одарёнными детьми работа с педагогами работа с педагогами

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка Пристальное внимание к особенностям развития ребенка. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку. Содействие развитию личности ребенка и его таланта. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей. Формы работы: Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей. Родительское собрание О талантливых детях, заботливым родителям. Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка. Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации. Совместные проекты исследовательской деятельности детей. работа с родителями работа с родителями

практическая работа с детьми практическая работа с детьми Формы работы с детьми кружки по интересам конкурсы, викторины спортивные состязания выставки прикладного искусства индивидуальные выставки исследования динамики развития оформление индивидуальных портфолио руководителем кружка проекты исследовательской и творческой деятельности детей под руководством руководителей кружков цикл занятий развития продуктивного творческого мышления по адаптированной программе Проблемы одарённых детей Неприязнь к саду/школе Игровые интересы. Конформность Погружение в философские проблемы.. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Стремление к совершенству. Потребность во внимании взрослых.

Всем детям дали всех способностей поровну, и лишь некоторых из них чуть больше, чтоб каждый нашёл своё место в жизни… Одарённого ребёнка наделили тяжким грузом великой способности, из-за которой нести остальные должны помогать взрослые!

Аналитико-рефлексивный этап Задачами этого этапа является: Анализ результатов диагностики. Динамику развития детей с предпосылками одаренности. Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам. Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации программы в целом.

Рекомендации Для администрации Для педагогов Разработать программу выявления, сопровождения, развития и поддержки одаренных детей. Сформировать банк данных одаренных детей в ОУ. Организовать обобщение и распространение лучших педагогических практик в работе с одаренными детьми. Обеспечить консультационную, методическую, информационную помощь родителям одаренных детей. Создать постоянно действующий раздел «Одаренные дети» на сайте образовательного учреждения. выявление одаренных детей; развитие способностей во время НОД; развитие способностей в деятельности дополнительного образования; создание условий успешности работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий согласно виду одарённости. предоставление большей самостоятельности. требование выполнения обычного задания в нескольких альтернативных вариантах. уделение большего внимания физическому и/или эмоционально-личностному развитию.

Синквейн Что? (сегодняшняя тема) Какая? (характеризующие прилагательные) Что я могу сделать? Фраза