Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения с курсом Социальной работы Кафедра экономики и менеджмента Тема: Общественное здоровье и здравоохранение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения с курсом Социальной работы Кафедра экономики и менеджмента Тема:Общественное здоровье и здравоохранение.
Advertisements

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО Тема: Лекция 1 для студентов 4 курса, обучающихся по специальности – Лечебное дело.
LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения Тема: Общественное здоровье и факторы его определяющие Преподаватель :Кузнецов Дмитрий Владимирович Студентка.
Основные функции Центра здоровья для детей. Центры здоровья для детей создаются на функциональной основе на базе амбулаторно- поликлинических отделений.
Здоровье как состояние и свойства организма. Уровни здоровья Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Групповое здоровье – здоровье социальных.
Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
Социальная медицина как наука Каф. социальной медицины, организации и экономики здравоохранения Ассистент Смеянова О.И.
Здоровый образ жизни. Презентацию подготовил Ученик 8 класса школы 67 Харитонов Севастиан.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Социальная медицина – основные понятия, оценочные критерии Ирина Адаховская, СР – 22.
Здоровье Здоровье состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие.
С Р С на тему : « Профилактические мероприятия неврологических заболеваний в клинике нервных болезней.
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. Медико-социальные аспекты изучения здоровья населения.
Здоровье и образ жизни Автор: к.м.н. Васильева Л.Э.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Здоровый образ жизни сложное, интегративное понятие, объединяющее в себе такие взаимосвязанные и взаимозависимые категории как «здоровье» и «образ жизни»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Генетические и социальные обусловленности здоровья Маслаков Алексей СР-22 Маслаков Алексей СР-22.
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
Транксрипт:

Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения с курсом Социальной работы Кафедра экономики и менеджмента Тема: Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья, воздействии социальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения. Лекция 1 для студентов 3 курса, обучающихся по специальности – Лечебное дело (очная форма обучения) К.м.н.,доцент, Тихонова Н.В. Красноярск, 2013

Цель изучения ОЗиЗ Изучение дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» Дает знания, которые позволяют Вам грамотно обосновать и доказывать собственное мнение относительно: процессов реформирования здравоохранения; правильности организации труда на вашем рабочем месте; справедливости оценки вашей работы. Обучает навыкам: работы с медицинской документацией; научного обоснования достигнутой эффективности труда и мероприятий по оптимизации профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий осуществляемых вами или вашим подразделением; системного подхода при организации профилактической, лечебно- диагностической и реабилитационной деятельности; эффективного взаимодействия с другими участниками рынка товаров и услуг здравоохранения.

« …проблемы здравоохранения не могут быть решены только за счет новых финансовых вливаний. Нам нужны решительные продуманные шаги по системной модернизации отрасли, и здесь нужно вести продуктивный диалог, в том числе с медицинским сообществом» В. В. Путин

Темы изучаемые на ОЗиЗ Лекции по курсу: 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания. 2. Здоровье населения. 3. Медицинская статистика. 4. Медицинская демография, ее значение в системе охраны здоровья населения. 5. Заболеваемость населения как критерий оценки общественного здоровья. 6. Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению. 7. Организация стационарной помощи населению. 8. Организация медицинской помощи в сельской местности. 9. Актуальные вопросы геронтологии и гериатрии. Медико-социальная помощь людям пожилого возраста в РФ и за рубежом. 10. Организация охраны материнства и детства. 11. Страховая медицина. Цель, задачи и реализация медицинского страхования граждан Российской Федерации на современном этапе. 12.Медико-социальная экспертиза. 13. Социально значимые заболевания. 14. Организация здравоохранения в зарубежных странах. 15. Комплексная оценка состояния здоровья населения и здравоохранения Красноярского края. Проблемы и перспективы (заключительная лекция).

Здоровье как система Состояние здоровья Служба здравоохранения Население Ресурсы Продуктивность Организация

Здоровье как динамический процесс и объект здравоохранения. Здоровье Резервные возможности Болезнь и (или) физические дефекты Смерть Новые возможности Увеличение Снижение

«Телесное и душевное здоровье настолько существенны для общего благополучия, что, если верить в неотъемлемость личных прав человека, первейшим среди них будет абсолютное право каждого на ту меру здоровья, какую только общество в состоянии ему обеспечить» Аристотель

10-15 лет назад удельный вес здоровых людей составлял более 40%. В последнее время он сократился до 20-23%, максимум до 25%. Практически здоровых, столько же %. Оставшаяся половина - это больные. Примерно 50% из этих больных находятся в состоянии декомпенсации и нуждаются в стационарном лечении.

Наибольшую тревогу у всего общества вызывает состояние здоровья детей, подростков и молодежи. Подростки – особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является барометром социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а так же предвестниками изменения здоровья населения в последующие годы.

Лишь 10% выпускников школ на сегодняшний день являются здоровыми, 40%- имеют хроническую патологию, 50% - морфофункциональные отклонения. Увеличивается распространенность нервно- психических нарушений, функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы, растет ранняя инвалидизация. Распространены табакокурение, потребление алкоголя, асоциальные формы поведения.

Обилие подходов к определению понятия здоровье, предлагаемых разными исследователями, обусловлено отсутствием четкой классификации объектов здоровья, поэтому одни определения создаются для индивидуального уровня, а другие - для популяционного и могут использоваться в различных исследованиях, отличающихся целями, решаемыми задачами и применяемыми методами.

Группы определений здоровья, выделенные С.П. Ермаковым (1983 г.): здоровье как состояние; здоровье как свойство; здоровье как совокупность статистических характеристик; здоровье как процесс; здоровье как мера жизненности; здоровье как новое качество (категория).

Уровни оценки здоровья : 1. Здоровье отдельного человека - индивидуальное. 2. Здоровье групп людей –коллективное Здоровье малых групп (социальная, этническая, профессиональная принадлежность) Здоровье населения по принадлежности к административно-территориальной единице (население города, села, района) Общественное здоровье - здоровье общества, популяции в целом (государственный, общемировой масштаб).

Наибольшее распространение в нашей стране имеют следующие определения индивидуального здоровья: Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов Устав ВОЗ (1946 г.)

Здоровье – это динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно Венедиктов Д.Д. (1982 г.)

Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни Казначеев В.П. (1972 г.)

Здоровье человека – это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными воздействиями Лисицын Ю.П. (1989 г.)

Здоровье - « сумма резервных мощностей» основных функциональных систем. В свою очередь, эти резервные мощности следует выразить через коэффициент резерва, как максимальное количество функции, отнесенное к ее нормальному уровню. Н. М. Амосов (1987 г.)

Здоровье психическое (МЗ)- динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психический явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивида к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности благодаря способности личности само контролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Здоровье сексуальное(МЗ) - способность к удовлетворяющим сексуальным отношениям и к реализации репродуктивной функции организма.

Для практических целей подходит определение здоровья: как состояние человека, имеющее физические, психологические и социальные параметры, каждый из которых может быть представлен в виде континуума с положительным и отрицательным полюсами

Индивидуальное здоровье оценивается по самочувствию, наличию жалоб, заболеваний, физическому состоянию, трудоспособности. Индивидуальное здоровье оценивается по самочувствию, наличию жалоб, заболеваний, физическому состоянию, трудоспособности.

Разделение на группы здоровья при комплексной оценке состояния здоровья взрослых: 1 группа - здоровые лица( не болевшие в течение года или редко обращающиеся к врачу без потери трудоспособности); 1 группа - здоровые лица( не болевшие в течение года или редко обращающиеся к врачу без потери трудоспособности); 2 группа - практически здоровые лица с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями или редко болевшие в течение года ( единичные случаи острых заболеваний); 2 группа - практически здоровые лица с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями или редко болевшие в течение года ( единичные случаи острых заболеваний); 3 группа - больные с частыми острыми заболеваниями( более 4 х случаев и 40 дней нетрудоспособности в году); 3 группа - больные с частыми острыми заболеваниями( более 4 х случаев и 40 дней нетрудоспособности в году); 4 группа - больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (компенсированное состояние); 4 группа - больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (компенсированное состояние); 5 группа - больные с обострением длительно текущих заболеваний (субкомпенсированное состояние) 5 группа - больные с обострением длительно текущих заболеваний (субкомпенсированное состояние)

Общественное здоровье является производным от здоровья индивидуумов, его формирующих, однако не является их простой суммой.

Определения общественного здоровья, данные Минздравом РФ: Общественное здоровье - медико- социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Общественное здоровье - медико- социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Здоровье населения - медико- демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определённых социальных общностей.

Определение общественного здоровья, разработанное на семинаре заведующих кафедрами организационного профиля: Общественное здоровье - важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни людей.

Основу оценки состояния общественного здоровья составляет учет и анализ: : –числа случаев заболеваний, травм и отравлений выявленных впервые или обострившихся случаев хронической патологии; –числа инвалидов впервые установленных и всего состоящих на учете; –числа случаев смерти; –данных физического развития.

4 критерия оценки общественного здоровья: Медико- демографические показатели.Медико- демографические показатели. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненность).Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненность). Показатели инвалидности и инвалидизации.Показатели инвалидности и инвалидизации. Показатели физического развития населения.Показатели физического развития населения.

Научно обоснованы дополнительные критерии при проведении исследований по проблеме сохранения здоровья как населения в целом, так и отдельных его групп. Приоритетной задачей отечественного здравоохранения становится укрепление здоровья здоровых. Поэтому необходимо рассматривать и личностный, психологический, компонент здоровья. Основными его характеристиками являются: индивидуально-типологические особенности; уровень ответственности, особенно за состояние собственного здоровья; адаптационный потенциал личности.

Здоровье населения является результатом действия биологических и социальных факторов, образующих сложную сеть взаимных влияний, прямых и опосредованных действий. Оно формируется и поддерживается всей совокупностью условий повседневной жизни – труда, быта, питания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурных потребностей.

Принцип реализации Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства России от г р, является …сочетание общих мероприятий по профилактике заболеваний и коррекции факторов риска среди всего населения с конкретными целенаправленными мероприятиями в группах населения высокого риска

Факторы риска - условия, обстоятельства, конкретные причины, более других ответственные за возникновение и развитие болезней. Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

Факторы риска (МЗ) - потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, превышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

Факторы, определяющие общественное здоровье: 1. Социально-экономические факторы(условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и т.д.) 2.Социально-биологические факторы(возраст родителей, пол, течение антенатального периода и т.д.) 3. Экологические и природно-климатические факторы (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и т.д.) 4. Организационные или медицинские факторы (качество медицинской помощи, доступность медико-социальной помощи и т.д.)

Ю.П. Лисицин (1989 г.) определил, что влияние факторов определяющих здоровье соотносится в следующей пропорции: 1. На долю образа жизни приходится 50-55%; 2. На внутренние наследственно-биологические факторы (предрасположенность к наследственным заболеваниям) %; 3. На факторы окружающей среды (загрязнение воздуха, воды, почвы канцерогенными и другими вредными веществами, резкая смена атмосферных явлений, радиационное излучение, географическое расположение местности) %; 4. Уровень развития ЗО (обеспечение населения лекарственными препаратами, качество и своевременность оказания медицинской помощи, развитие материально- технической базы, проведение профилактических мероприятий) процентов.

Образ жизни – главный фактор, обусловливающий здоровье квалифицируется как система наиболее существенных, типичных характеристик способа деятельности или активности людей, в единстве ее количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений.

Образ жизни обобщает, включает в себя четыре категории: : 1. Уклад жизни это условия, в которых происходит жизнедеятельность людей (общественная и культурная жизнь, быт, трудовая деятельность). 2. Стиль жизни - индивидуальные особенности поведения, проявления жизнедеятельности, активности, образа и стиля мышления. 3. Уровень жизни - характеризует размер и структуру материальных потребностей человека (количественная категория). 4. Качество жизни понятие многомерное в своей основе, многофакторное и в широком смысле определяется как степень возможности реализации материальных и духовных потребностей человека.

Определение качества жизни по ВОЗ (1999) Качество жизни - оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности(физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

Качество жизни по МЗ РФ: Категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющая достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации.

Выводы: Оз и з –интегральная дисциплина, основное назначение которой изучение показателей здоровья населения, основных проблем системы здравоохранения с целью разработки мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения

Список литературы Обязательная 1. Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/В.А. Медик, В.К. Юрьев М.: ГЭОТАР-Медиа.2012 Дополнительная 1. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник для вузовМ.: ГЭОТАР-Медиа Здоровье населения – основа развития здравоохранения / О.П. Щепин [и др.]/М.: ГЭОТАР-Медиа Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: руководство к практически занятиям / В.А. Медик, В.И. Лисицин, М.С. Токмачев М.: ГЭОТАР-Медиа Статистический анализ основных показателей здоровья населения и деятельности здравоохранения : учеб. пособие / И. П. Артюхов [и др. ] Красноярск: тип. КрасГМУ.2008 Электронные ресурсы 1. ЭБС КрасГМУ 2. БД Мед Арт 3. БД Консультант Плюс 4. БД Ebsco

Спасибо за внимание!