Индивидуальный и рыночный спрос Natalja Viilmann, PhD Лекция 3:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Advertisements

ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский оптимум 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
2. Поведение потребителя при изменении цен и дохода. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».
Раздел III: Микроэкономика Тема 4: Индивидуальный и рыночный спрос Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ТЕМА 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 4. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
«Рыночное равновесие». Рыночное равновесие Кривая совокупного предложения – кривая, показывающая реальный объем национального производства, который может.
Спрос – это потребность покупателей в данном товаре (услуге), выраженная в их покупательной способности.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский.
1 Задание 1 Сдвиг кривой безразличия правее и вверх означает: А) меньшее удовлетворение для потребителя; Б) большее удовлетворение для потребителя.
Тема 7: Эластичность спроса и предложения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Цифровой диктант 1. Дотации 2. Рынок 3. Специализация 4.Административно-плановая экономика 5. Свободные цены 6. Частные блага 7. Фирма 8. Конкуренция 9.
Спрос, предложение и рынок Рынок- набор соглашений с помощью которых покупатели и продавцы товаров вступают с в контакт по поводу купли-продажи данного.
Основные обозначения D (demand) – спрос Q (quantity) – количество P (price) – цена Q d (quantity of demand) – величина спроса.
Маршрутный лист «Числа до 100» ? ? ?
Транксрипт:

Индивидуальный и рыночногоый спрос Natalja Viilmann, PhD Лекция 3:

Слайд 2 Темы для обсуждения Индивидуальный спрос Эффект дохода и эффект замещения Рыночный спрос Излишек потребителя Групповые экстерналии

Слайд 3 Влияние изменений дохода Еда (единиц в месяц) Одежда (единиц в месяц) Увеличение дохода при фиксированных ценах, вынуждает потребителей изменять структуру потребления. Кривая доход-потребление 3 4 A U1U B U2U2 D 7 16 U3U3 Предположим что: P f = $1 P c = $2 I = $10, $20, $30

Слайд 4 Индивидуальный спрос Изменения дохода Кривая доход-потребление показывает максимизирующие полезность комбинации, состоящие из еды и одежды, относительно уровня дохода. Увеличение дохода сдвигает бюджетную линию вправо, увеличивая потребление вдоль кривой доход-потребление. Одновременно увеличение дохода сдвигает кривую спроса вправо.

Слайд 5 Индивидуальный спрос Изменения дохода Когда кривая доход-потребление имеет положительный наклон: Количество товара, на которое предъявляется спрос, растет вместе с доходом. Эластичность спроса по доходу положительна. Товар является нормальным благом. Нормальные блага и низшие блага

Слайд 6 Индивидуальный спрос Изменения дохода Когда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон: Количество товара, на которое предъявляется спрос, уменьшается вместе с доходом. Эластичность спроса по доходу отрицательна. Товар является низшим благом. Нормальное благо vs. Низшее благо

Слайд 7 Низшее благо Гамбургер (единиц в месяц) Бифштекс (единиц в месяц) U3U3 C Кривая доход-потребление …но когда кривая доход-потребление поворачивается внутрь в промежутке между В и С гамбургер становится низшим благом A U1U1 B U2U2 В промежутке между А и В и гамбургер и бифштекс являются нормальными благами...

Слайд 8 Индивидуальный спрос Кривые Энгеля Кривая Энгеля описывает количество товаров потребляемых при данном доходе. Если товар является нормальным благом, то кривая Энгеля направлена вверх. Если товар является низшим благом, то кривая Энгеля направлена вниз.

Слайд 9 Кривые Энгеля Еда (единиц в месяц) Доход ($ в месяц) Положительный наклон кривой Энгеля для нормальных благ.

Слайд 10 Кривые Энгеля Наклон кривых Энгеля для низших благ выгнут к началу координат. Низшее Нормальное Еда (единиц в месяц) Доход ($ в месяц)

Слайд 11 Эффект дохода и эффект замещения Снижение цены товара вызывает два эффекта: замещения и дохода Эффект замещения Потребители будут стремиться покупать больше того товара, который стал относительно дешевле, и меньше товара, который стал относительно дороже. Эффект дохода При снижении цены одного из благ реальная покупательская способность потребителей увеличивается.

Слайд 12 Эффект дохода и эффект замещения Эффект замещения Эффект замещения - это изменение потребления товара, связанное с изменением его цены, при условии, что уровень полезности остается неизменным. Когда цена товара снижается, эффект замещения всегда действует в направлении увеличения спроса на этот товар.

Слайд 13 Эффект дохода и эффект замещения Эффект дохода Эффект дохода - это изменение потребления товара, вызванное увеличением покупательской способности, при неизменной цене товара. Когда доход индивида повышается, спрос на благо либо растет либо падает. Даже в случае низших благ, эффект дохода редко бывает достаточно велик, чтобы перевесить эффект замещения.

Слайд 14 Эффект дохода и эффект замещения: нормальное благо Еда (единиц в месяц ) O Одежда (единиц в месяц) R F1F1 S C1C1 A U1U1 Эффект дохода, EF 2, (из D в B) оставляет относительные цены постоянными но увеличивает покупательскую способность. Эффект дохода C2C2 F2F2 T U2U2 B Когда цена на еду снижается, потребление увеличивается на F 1 F 2 и потребитель передвигается из A в B. E Общий эффект Эффект замещения D Эффект замещения, F 1 E, (из точки A в D), изменяет относительные цены но оставляет реальный доход постоянным.

Слайд 15 Еда (единиц в месяц) O R Одежда (единиц в месяц) F1F1 SF2F2 T A U1U1 E Эффект замещения D Общий эффект До тех пор, пока благо низшее, эффект дохода отрицателен. Однако эффект замещения больше эффекта дохода. B Эффект дохода U2U2 Эффект дохода и эффект замещения: низшее благо

Слайд 16 Эффект дохода и эффект замещения Специальный случай – благо Гиффена Теоретически эффект дохода может быть достаточно большим, чтобы стать причиной того, что кривая спроса была бы восходящей. Р. Гиффен: повышение цены на хлеб проделывает такую большую брешь в бюджете беднейших рабочих семей и настолько увеличивает предельную полезность денег для них, что они вынуждены сократить потребление мяса и наиболее дорогих продуктов питания; поскольку же хлеб продолжает оставаться самым дешевым продуктом питания, который они в состоянии купить и станут покупать, они потребляют его при этом не меньше, а больше"

Слайд 17 Рыночный спрос Кривые рыночногоого спроса Кривая отражающая количество товара, на которое предъявляется спрос всеми потребителями на рынке, при заданной цене. От индивидуального к рыночногоому спросу

Слайд 18 Определим кривую рыночногоого спроса Цена Индивид AИндивид BИндивид CРынок ($)(ед.)(ед.)(ед.)(ед.)

Слайд 19 Суммирование для получения кривой рыночногоого спроса Количество Цена DBDB DCDC Рыночный спрос DADA Кривая рыночногоого спроса получается путем суммирования отдельных кривых спроса потребителей

Слайд 20 Рыночный спрос Два важных замечания 1)При увеличении числа потребителей на рынке рыночногоый спрос смещается вправо. 2) Факторы, влияющие на индивидуальный спрос потребителей, также влияют на рыночногоый спрос.

Слайд 21 Излишек потребителя Существует различие между максимальным количеством благ, за которое потребитель готов заплатить, и количеством благ, за которое он платит в действительности.

Слайд 22 Кривая спроса Излишек потребителя Действительные затраты Излишек потребителя для рыночногоого спроса Излишек потребителя Билеты на рок-концерт Цена ($ за билет) Рыночный спрос

Слайд 23 Рыночный спрос Эластичность спроса Вспомним, что эластичность спроса по цене измеряет процентное изменение в потреблении благ в результате изменения цены на один процент.

Слайд 24 Ценовая эластичность и потребительские расходы (=P*Q) Спрос Если цена повышается, Если цена, то затраты:снижается то затраты: Неэластичен (E p 1) Снижаются Повышаются

Слайд 25 Групповые экстерналии До этого момента мы предполагали, что спрос отдельного человека на товар не зависит от других людей. Но фактически поведение других потребителей может влиять на спрос индивида. Если дело обстоит именно так, то мы имеем дело с групповой экстерналией.

Слайд 26 Групповые экстерналии Групповая экстерналия может быть как позитивной, так и негативной. Позитивная групповая экстерналия существует, если спрос потребителя на товар увеличивается с ростом числа индивидов, купивших этот товар. В противном случае имеет место негативная групповая экстерналия.

Слайд 27 Групповые экстерналии Эффект соседа Это желание следовать моде, или быть не хуже других, оно свойственно многим людям. Это главная цель маркетинговых и рекламных компаний (e.g. игрушки, одежда).

Слайд 28 Спрос Позитивная групповая экстерналия: эффект соседа Количество (тысячи в месяц) Цена ($ за единицу) D D 40 D 60 D 80 D 100 Чистое влияние цены 48 Предположим цена падает с $30 до $20. Если бы не существовало эффекта модного течения, то спрос увеличился бы на 8,000 $20 $30

Слайд 29 Спрос Позитивная групповая экстерналия: Эффект соседа Количество (тысячи в месяц) Цена ($ за единицу) D D 40 D 60 D 80 D 100 Чистый эффект цены $20 48 Эффект соседа Но так как товар покупают многие люди, то владеть им становится модно и спрос увеличивается больше. $30 Кривая рыночного. спроса явл. объединением точек кривой индивид. спроса. Она относительно эластичнее.

Слайд 30 Групповые экстерналии Эффект сноба В случае эффекта сноба мы говорим о негативной групповой экстерналии. Эффект сноба существует при желании владеть уникальными товарами. Спрос на эти товары со стороны сноба тем выше, тем меньше людей им владеют.

Слайд 31 Негативная групповая экстерналия: эффект сноба Количество (тысячи в месяц) Цена ($ за единицу) Спрос 2 D2D2 $30,000 $15, Чистый эффект цены Когда потребители полагают что 2000 людей купили товар, спрос находится в D D4D4 D6D6 D8D8 Однако, если потребители полагают что 4,000 людей купили товар, то спрос перемещается из D 2 в D 6 и слабеет.

Слайд 32 Негативная групповая экстерналия : эффект сноба Количество (тысячи в месяц) 2468 Спрос менее эластичен и если многие потребители владеют этим товаром, ценность его сильно снижается. В результате снижается объем продаж. Примеры: часы Ролекс и длинные линии на лыжном спуске. Цена ($ за единицу) D2D2 $30,000 $15, D4D4 D6D6 D8D8 Спрос Чистое влияние цены Эффект сноба Чистый эффект

Слайд 33 Краткие итоги Кривые Энгеля описывают связь между спросом и доходом. Влияние изменения цен на спрос, можно разбить на эффект замещения и эффект дохода. Кривая рыночногоого спроса получается путем горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса всех потребителей. Групповые экстерналии - это ситуация, при которой на спрос одного потребителя напрямую влияют решения о покупке других потребителей.