1 ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя 1. Аксиомы ординализма 2. Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа 3. Бюджетная линия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Advertisements

1. Потребности, блага, полезности. 2. Убывающая предельная полезность блага. 3. Равновесие потребителя. Кардиналистский подход. ТЕМА 4. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Теория потребительского выбора Исполнитель: Дышаева Л. Ф.
Глава 5. Основы теории потребительского поведения.
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
1 Тема 4 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Мнение людей бизнеса о потребителе и рынке чаще всего оказывается неверным. Единственный, кто осведомлен в этой.
Потребительский выбор
Транксрипт:

1 ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя 1. Аксиомы ординализма 2. Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа 3. Бюджетная линия 4. Оптимум потребителя © П.Г. Банщиков

2 Аксиомы ординализма © П.Г. Банщиков Ординалистская теория предполагает, что потребитель может ранжировать все блага у определенном порядке: от менее ценного до наиболее ценного блага в своей субъективной системе предпочтений Порядковая концепция полезности

3 Аксиомы ординализма © П.Г. Банщиков Система предпочтений потребителя Аксиома «полной упорядоченности» предпочтений Сопоставляя ценности наборов, потребитель устанавливает преимущество одного набора перед другим или признаёт их равноценными

4 © П.Г. Банщиков Аксиома «транзитивности» предпочтений Потребитель может последовательно переносить предпочтения от одних наборов на другие Аксиомы ординализма Система предпочтений потребителя

5 © П.Г. Банщиков Аксиома «ненасыщенности» потребностей Потребитель стремится к увеличению объёмов потребления наборов благ, т.е. предпочитает большее количество благ меньшему Аксиомы ординализма Система предпочтений потребителя

6 Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа © П.Г. Банщиков Формирование кривой безразличия Полезность Одинаковая в С і С 1 Полезность Меньше чем в В, С і С 1 А В С С1С1 0 X 1 X 3 X 4 X 2 X YY2Y3Y4Y1YY2Y3Y4Y1 Полезность Больше чем в А і С С2С2 Рис Ранговые оценки потребителем разных комплектов благ

7 © П.Г. Банщиков А В С С1С1 0 X 1 X 3 X 4 X 2 X YY2 Y3Y4Y1YY2 Y3Y4Y1 U1U1 U2U2 U3U3 Рис Карта кривых безразличия Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа Кривые безразличия и их карта

8 © П.Г. Банщиков Кривая безразличия – линия, характеризующая различные наборы двух благ, которые приносят потребителю одинаковую полезность Карта безразличия – изображение совокупности кривых безразличия, упорядоченных по уровню полезности в зависимости от изменения объёмов потребления наборов благ Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа Кривые безразличия и их карта

9 © П.Г. Банщиков Свойства карты безразличия Кривые безразличия имеют отрицательный наклон Чем дальше от начала координат располагается кривая безразличия, тем больший уровень полезности она отражает В координатной плоскости можно провести бесконечное множество кривых безразличия Кривые безразличия никогда не пересекаются Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа

10 © П.Г. Банщиков Особенности замещения благ Рис Замещение одного товару другим на основе кривой безразличия Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа

11 © П.Г. Банщиков Предельная норма замещения Предельная норма замещения одного товару другим (MRS) показывает от какого количества одного товару (QY), например, бананов, покупатель может отказаться в пользу потребления ещё одной единицы другого блага (QX) (т.е. яблок), без изменения общего уровня полезности Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа

12 © П.Г. Банщиков MRS характеризует соотношение предельных полезностей благ, атак же угол наклона кривой безразличия Предельная норма замещения Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа

13 Бюджетная линия © П.Г. Банщиков Уравнение линии бюджетных возможностей потребителя Возможности приобретения товаров покупателем в условиях разных бюджетов и неизменных цен (Рх=2 грн.; Рy=1 грн.) Бюджет 30 грн.Бюджет 40 грн. Количество товара Х, од. Количество товара Y, од. Количество товара Х, од. Количество товара Y, од

14 © П.Г. Банщиков Изменение положения бюджетной линии вследствие изменения доходов потребителей Рис Изменение положения бюджетной линии вследствие изменения дохода Бюджетная линия

15 © П.Г. Банщиков Изменение положения бюджетной линии вследствие изменения цен Возможности приобретения товаров покупателем при уровне дохода в 30 грн. и разных ценах на продукцию Количество товара X Количество товара Y Количество товара X Количество товара Y Цена РX=2Цена РY=1Цена РX=1Цена РY= Бюджетная линия

16 © П.Г. Банщиков Угол наклона бюджетной линии определяется соотношением цен на товары Изменение положения бюджетной линии вследствие изменения цен Бюджетная линия Рис Изменение положения бюджетной линии вследствие изменения цен

17 Оптимум споживача © П.Г. Банщиков Оптимальний вибір споживача (стан рівноваги) означає, що покупець обирає такой комплект товарів, який забезпечує йому отримання максимальної сукупної корисності за умови повного використання бюджету, незмінних цін та уподобань споживача

18 Оптимум потребителя © П.Г. Банщиков U4U4 U3U3 U2U2 U1U1 A C E D B X XEXE Y YEYE 0, max XY TU I=const Максимизация полезности Рис Оптимальный выбор потребителя (максимум полезности)

19 © П.Г. Банщиков Минимизация затрат U A E B X XEXE Y YEYE 0 C D, min X,Y I TU=const Рис Оптимальный выбор потребителя (минимум затрат) Оптимум потребителя

20 © П.Г. Банщиков Условия оптимального выбора потребителя РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ Оптимум потребителя

© П.Г. Банщиков 21 Равновесие потребителя. Кардиналистский подход Условия оптимального выбора потребителя (2-й закон Госсена или эквимаржинальный принцип): равенство взвешенных предельных полезностей благ Цены всех благ - равновеликие для потребителя

22 © П.Г. Банщиков ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя Благодарю за внимание