1. Категория Бытия 2. Основные модели решения вопроса о взаимоотношении Бытия и Небытия 3. Идеальное и материальное бытие 4. Вопрос о субстанции 5. Формы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация на тему:. План: Движение Пространство Время.
Advertisements

Учение о бытии 1. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. 2. Формы бытия: материальное и идеальное. 3. «Материя»
ДЕ 3. Проблемы онтологии и гносеологии. Тема 12: Материальное единство мира §Философское понятие «материи» §Свойства, виды, структура материального мира.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Бытие как объективная и субъективная реальность- обобщенная характеристика мира мир внутренне противоречив, изменчив и постоянен одновременно. Очертания.
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Раздел «онтология и теория познания» Лекция 2. Онтология как философское учение о бытии. Бесплатные презентации.
1.Понятие «бытие». 2. Материальное и идеальное бытие. Основные подходы к пониманию категории «материя». 3. Основные черты материи: движение, пространство.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Материя Эволюция представлений о материи в философии и науке. Понятие материи связывают с попытками древнегреческих философов найти основу многообразия.
Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте.
Company LOGO Пространство и время в физике Гиоргадзе К.Д. Школа год 8 класс Педагог: Самохина И.П.
СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ Проблема познаваемости мира Антонина Сергеевна Матвиенко.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Презентация по философии: Проблема бытия
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 9. Диалектика и метафизика.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Принципы диалектики. Термин «Диалектика» Диалектика (греч. διαλεκτική искусство спорить, вести рассуждение) метод аргументации в философии, а также форма.
ГРУППА 3А03 КИЯМЕТДИНОВА Н. СТЕПАНОВА М. ДЫРИНА Ж. ТОНЕЕВА Н. МУМИНОВА К. Материализм греческих философов.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Транксрипт:

1. Категория Бытия 2. Основные модели решения вопроса о взаимоотношении Бытия и Небытия 3. Идеальное и материальное бытие 4. Вопрос о субстанции 5. Формы Бытия: пространство и время 6. Формы Бытия: движение и покой

«Онтология» (от др.-греч. «сантос» - сущее и «логос» - знание), - «знание о сущем». Онтология понимается как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия.

Бытие и небытие (ничто) - две простейшие и самые абстрактные категории философии. Бытие – это предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. В соответствии с философским представлением о мире Бытие неуничтожимо и неизменно, изменчивы лишь только формы Бытия.

Материальное («реальное») - протяженное и вещественное существование. Вещество упорядочено, имеет определенную структуру и форму. Платон, Аристотель: материя пассивна, форма – активна.

Свойства идеального: не протяженность и невещественность, содержательное сходство образа и сопряженного с ним предмета, способность образа становиться единицей субъективного мира человека. В марксистской теории познания идеальное трактуется: 1) как субъективный образ объективного мира; 2) как отраженная в сознании или предмете сущность другой вещи.

Отношение сознания к материи, духа – к природе, мышления – к бытию ПЕРВАЯ СТОРОНАВТОРАЯ СТОРОНА ЧТО ПЕРВИЧНО: МАТЕРИЯ ИЛИ СОЗНАНИЕ? ТОЖДЕСТВО МЫШЛЕНИЯ И БЫТИЯ (ВОПРОС О ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА)

МАТЕРИЯ ПЕРВИЧНА ПО ОТНОШЕНИЮ К СОЗНАНИЮ МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ – ДВА ПЕРВОНАЧАЛА, СУЩЕСТВУЮЩИ Е НЕЗАВИСИМО ДРУГ ОТ ДРУГА ПЕРВИЧНО СОЗНАНИЕ, МАТЕРИЯ НЕЗАВИСИМО ОТ СОЗНАНИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ МАТЕРИАЛИЗМИДЕАЛИЗМДУАЛИЗМ

МИР ПОЗНАВАЕМ МАТЕРИАЛИЗМ ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ МАТЕРИАЛИЗМ ИДЕАЛИЗМ АДЕКВАТНО ЛИ СОЗНАНИЕ ОТРАЖАЕТ МИР? ОТДЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВЕЩЕЙ МИРА НЕПОЗНАВАЕМЫ АГНОСТИЦИЗМ

Субстанциальный монизм (от греч. mónos – один, единственный): мир един в своей основе Дуализм: в основе мира лежат две онтологически равноправных субстанции Субстанциальный плюрализм (от лат. pluralis – множественный): в основе мира – несколько (множество) субстанций.

Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое – в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать.

К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах – бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом – как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе. Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.

Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение и системность. Пространство есть протяженность материи, ее структурность и взаимное сосуществование материальных объектов. Время есть длительность существования материальных объектов и последовательность смены их состояний.

Пространство однородно, изотропно, трехмерно и безгранично. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек. Изотропность – равноправность всех возможных направлений. Трехмерность пространства означает, что положение любого объекта может быть задано с помощью трех независимых величин.

Для времени характерны такие свойства как однородность и одномерность, то есть, все его моменты равноправны и для фиксации события во времени достаточно всего лишь одной величины. Специфическим свойством времени считается его необратимость: время имеет одно направление – от прошлого через настоящее к будущему, обратное его течение невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов.

Проблемы движения (сущность движения, его познаваемость, соотношение движения и покоя и т. д.) всегда ставились в философии очень остро и решались весьма неоднозначно.

Движение есть любое изменение материальных и идеальных объектов. В обыденной жизни под движением мы привыкли понимать перемещение, смену мест, изменение пространственных координат. Отсутствие такого движения мы считаем покоем. Но ведь когда мы, например, лежим и спим, мы одновременно вместе с домом и городом вращаемся вокруг земной оси, вместе с Землей мчимся вокруг Солнца; наше сердце продолжает стучать, а кровь бежит по сосудам, легкие дышат, а желудок переваривает пищу. Мы изменяемся! Значит, движемся.

Покой есть отсутствие движения. В нашей отечественной философской литературе много говорилось о взаимоотношении движения и покоя. Считалось, что движение абсолютно, т.е. что материя может существовать только в движении. Покой же относителен, т.е. это временное отсутствие лишь одного из видов движения. Если движение – способ существования материи, то покой можно назвать способом существования материальных систем.

Наиболее интересной разновидностью движения является развитие. Мы часто говорим о развитии нашего общества, его различных институтов, о развитии ребенка и вообще человека, о развитии биологических видов в процессе эволюции живой природы. Но что такое развитие? Развитие есть направленное, необратимое и закономерное изменение состояния объектов.

Колебания маятника, течение реки, полет самолета – все это движение, но не развитие. Развитие – это то, что присуще, прежде всего, живой природе и человеческому обществу. Посадили вы, скажем, маленький дубок. С каждым годом он становится все крепче и больше, крона все пышнее, ствол – толще. Он начинает давать желуди, привлекая внимание окрестных свиней. Развитие – это переход объекта от одного состояния к другому вследствие постепенного накопления количественных изменений.

Философская теория, описывающая наиболее общие принципы и формы развития, называется диалектикой. Ее создателем был немецкий философ Гегель (1770 – 1831). Значительный вклад в ее разработку внесли К.Маркс и Ф.Энгельс, и до недавнего времени диалектика пользовалась широким признанием в отечественной философии. Следы этого в философской литературе можно видеть до сих пор.

1. Механическое движение – изменение местоположения материальных объектов относительно друг друга. 2. Физическое движение – изменение состояния материальных объектов. 3. Химическое движение – изменение качества материальных объектов. 4. Биологическое движение – изменение энергии материальных объектов (обмен веществ; ассимиляция и диссимиляция). 5. Социальное движение – изменение человека и общества.

Разные философы, в зависимости от своего мировоззрения – идеалистического или материалистического – по-разному интерпретируют взаимосвязь форм движения материи: Формы движения материи взаимосвязаны. Эта связь интерпретируется двояко: 1. Идеалисты склонны придерживаться метафизического понимания, е объясняя эту связь по нисходящей, посредством редукции, сводя высшее к низшему. 2. Материалисты придерживаются диалектического понимания, наоборот, по восходящей, идя от простого к сложному.

Движение есть любое изменение материальных и идеальных объектов. Покой – противоположное понятие, отсутствие движения. Развитие есть направленное, необратимое и закономерное изменение состояния объектов, переход объекта от одного состояния к другому вследствие постепенного накопления количественных изменений. Развитие может быть прогрессивным и регрессивным. Философская теория, описывающая наиболее общие принципы и формы развития, называется диалектикой. Основные формы движения – механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.