С. М. Климова профессор С. М. Климова профессор. Эпоха Возрождения ( франц. Renaissance), живой в Западной Европе - XV – XVI вв.; в городах Италии I пол.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема Философия Нового времени © О.В. Кормилицина, 2016 г. Вопросы: Особенности философии Нового Времени Эмпиризм и рационализм в теории познания Категории.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Истина и ее критерии Часть Верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики, называется.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Основные особенности и проблемы философии Нового времени
1 Лишь тот умен, кто понимает, Что неучен, что мало знает ! Абу Шукур.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
ЛЕКЦИЯ 13 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Философия Ране Декарта Работу выполнил: Васецкий Валерий Студент ип г.
ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ Горбатов В.В.
Проблема бытия в философии Нового времени Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей.
СЕНСУАЛИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Философия европейского сенсуализма XVI-XVIII вв. 2. Европейский рационализм XVII-XVIII вв. ГУМЕР.
Транксрипт:

С. М. Климова профессор С. М. Климова профессор

Эпоха Возрождения ( франц. Renaissance), живой в Западной Европе - XV – XVI вв.; в городах Италии I пол. XIVвв. Возрождается связь с высокой античной культурой; рефлексивный интерес к греко- римской мифологии и античному искусству, живой, не формализованной схоластиками, философии. Эпоха титанов (Италия). чуда Снова « проблема чуда »; две тенденции возникновения : скачок или эволюция ; социально - экономические причины : урбанизация, великие географические открытия, переход от ремесла к мануфактуре ; кризис феодализма и распад « католической теократии »; трудящийся человек – базис свободного развития мысли.

Кризис феодальной системы : неудовлетворенность рыцарей средней руки давлением властей ; недовольство крестьян поборами, двойной эксплуатацией ; зависимость городов от римской курии и т. д. Религиозное лицемерие ; падение нравов, устоев и авторитетов, внутри которых появляется циническое отношение и к институциональным « носителям нравственности »: церкви, университетам, власти. Через эти волны духовно - экономического падения старого следует зарождение нового и формируется новый культурный тип человека – индивидуальность.

Индивидуальность – лат. Individualitas. гуманисты Индивидуальность – лат. Individualitas. Отличие от средневековья : интеллектуальные люди были, но не было интеллигентного сообщества ; иерархия чинов и цеховая дифференциация ; понятие интеллигента вообще как носителя образованности и духовности отсутствовало ( или было сакрализовано ). Духовность - « специальность » клириков. Новые классы - гуманисты вышли из среды бюргеров и отражали настроения молодой буржуазии ; антиклерикализм ; humanitas возвысили понятие humanitas заимствовано у Цицерона ( образованность, воспитание ); гуманисты чрезвычайно возвысили природу человека, культивировали его тело и разум как божественный образ и « венец творения ». Филологическая эпоха подражание Филологическая эпоха : культ слова, литературы, искусства и философии античности. Античность как идеал и образец, подражание древним вошло в обиход жизни ! Новое рождается через имитацию старого.

Время стало конкретным достоянием индивида Время стало конкретным достоянием индивида (contr. дуализма земного времени и трансцендентной вечности ): Время Время – это краткий миг максимальной активности, независимо от типа деятельности – физическая или созерцательная. Время Время стало " героическим ". После Ренессанса духовно - религиозное подвижничество переходит в подвижничество ученого и писателя - новоевропейский тип духовности - творчество интеллигента - ученого. negotiumOtium Время досуга ! Ренессансное " время гуманистов " - скрещение " времени купцов " (negotium) и " времени церкви « (Otium). Время досуга ! ДОСУГ КАК ОСОБЫЙ – духовный - ТРУД. ДОСУГ КАК ОСОБЫЙ – духовный - ТРУД.

универсальный человек ». Идеалом человека гуманисты провозгласили всесторонне развитую личность, стремящуюся к гармонии физического, интеллектуального, эстетического и нравственного начал – « универсальный человек ». Влияние эпикурейства – обоснование идеи единства духовной и телесной красоты человека, реабилитация принципа наслаждения ( Лоренцо Валла ); пантеистического синкретизма неоплатонизм ( флорентийская Академия во главе с Марсилио Фичино ) и рождение пантеистического синкретизма как преодоление средневекового теизма (XV в.) « Поэтика » Аристотеля (XVI в.)

Леонардо Бруни: читать только лучшее усваивать путем серьезного размышления «Под образованием я понимаю не то обычное и бессистемное, которое получают занимающиеся теологией, а настоящее и свободное, соединяющее умение владеть языком (Litterarum peritia) с фактическим знанием (rerum scientia)…. Такое образование получили мужи, преуспевающие в языке.…Человеку… необходимо умение владеть языком…значительное, обстоятельное и глубокое; без этого фундамента никто не сможет построить для себя ничего значимого, обстоятельного и высокого… надо знать правила, но все побеждает наше усердие. …для этого надо читать только лучшее…Вторая задача…чтобы это лучшее усваивать путем серьезного размышления». со-творца Гуманисты создали идею равенства Человека и Бога и концепцию со-творца; идея достоинства человека как свобода, дарованная Богом. Путь к творчеству. Вернулись к идеалам античных поэтов-пророков –со-творцов и носителей идей.

Достоинство человека заключается в свободе воли и праве на выбор своей сути, самого себя, данный ему от Бога : « Тогда Бог согласился, что человек – творение неопределённого образа, и, поставив, его в центре мира, сказал : « Не даем мы тебе, Адам, ни своего места, ни определённого образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воли и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным. Ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души в высшие, божественные » ( Речь о достоинстве человека ).

Реформация – рождение протестантизма – личность как инвариант капиталистического развития ; Немецкая народная культура : рыцарские баллады, трубадуры, народные поэмы « Тиль Уленшпигель » (1487 г.) – критика феодализма и предвестие « крестьянской воны »; « Легенда о докторе Фаусте » (1587) – развитие алхимии, колдовства, « дьяволиада » Критика университетского образования : baccalauriandus: magistrandus, doctorandus ( искаженная латынь ). Критика – не только для разрушения, но исправления ! Поиск подлинного христианства. Развитие науки, не противоречащей вере : Эразм Ротердамский или Иоаннн Рейхлин. Известны имена ученых - алхимиков ( Парацельс ) и астрология – Иоанн Шоффлер. Карнавальная культура Франции : Бахтин М. М. « Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса ». М Ф. Рабле « « Гаргантюа и Пантагрюэль » » (1533) festa stultorum» родилась свобода Возрождения. Из смеховой культуры средних веков – « festa stultorum» родилась свобода Возрождения.

Основа – спор ревнителя веры, антисемита Иоанна Пфефферкорна предложившего собрать и сжечь все еврейские книги, « искажающие » католицизм с гуманистом Иоанном Цейтлиным, беспощадно высмеивающим не только невежество автора идеи, но и ложную трактовку еврейских книг. Трактат в форме писем, сатирически и иронически « восхищающихся », но реально – беспощадно высмеивающих темную « мудрость » Пфефферкорна. obscuri viri - обскурантизм « Темные люди » - (obscuri viri - обскурантизм ) – символ мракобесия во всех слоях общества : и среди студентов, и среди священников, и среди ученых. magister nostrandus noster magistrandus Пример филологического спора : « как подобает называть человека, который способен получить степень магистра теологии : magister nostrandus или noster magistrandus…»

Поэты и художники, филологи и философы – городская интеллигенция - те, кто занимался « исследованием человеческого » ( studia humaniora ), в противоположность схоластической теологии – « исследованию божественного ». Эти люди стали звать себя « гуманистами », потом их назвали интеллигентами ( от слова интеллект – знание ); они же – интеллектуалы. отличало содержание, а не официальный род деятельности, Имели не внешние социальные роли, а поведенческие, которые стремились реализовать. Создавали кружки – Академии – главное - блеснуть знанием - studia humanitatis. Чтобы стать гуманистом – надо быть гуманистом ! Чтобы стать гуманистом – надо быть гуманистом ! Такая роль появилась впервые, она не связана с их статусом и социальными ролями : днем банкир – вечером – гуманист ! Именно индивидуальность – духовные свойства человека, перекличка и сцепление личных позиций - исходный момент формирования гуманистической интеллигенции. Не всегда ясна граница между гуманистами и не гуманистами. « Опыты » ( по - фр. «Essais» ) Мишель де Монтень создал новый жанр эссе é, ориентированный на разговорную речь и подчеркивающий индивидуальность автора.

Начало светской культуры и науки; Культ философии: «…философские беседы имеют свойство веселить и радовать тех, кто участвует в них. Душа вместившая философию, не может не заразить своим здоровьем и тело… Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни» (М. Монтень); философия утешает болезни, горести, опираясь на простые, естественные и убедительные доводы разума. Скепсис: «А что я знаю?». «Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться... В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, а концом – незнание». (против схоластического всезнайства и обыденного сознания; сократовский метод). Гносеология (теория познания) - движение человека между знанием и незнанием, с опорой на личный опыт и рассуждения.

Empeiria по-гр. «опыт»; за ним следует разум - Ratio; Дух эмпиризма – доверие к чувствам, опыту, восприятию и рассудку; «Чувства – наши господа…знание начинается с них и ими же заканчивается» (М. Монтень). Empeiria по-гр. «опыт»; за ним следует разум - Ratio; Активное «вопрошание Природы» – эксперимент (Л. да Винчи). Три типа натурализма: Органистическо-гилозоистический (одушевление природы); Пантеистический (со-растворение идеи и материи; Бог «во всем»); Механистический (причинно-следственные отношения между Творцом и Творением). Мысль о космическом единстве Земли и Неба – предпосылка гелиоцентризма ; кризис богословия. Николай КУЗАНЕЦ : Бог - бесконечный и предельно единый ; принципиально непознаваем ( ученое незнание ) Бог : « последнее суждение » об Истине );. « Бытие бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге »: mix натурализма и мистически. пантеизма.

Влияния : Гераклит, Демокрит,, Аверроэс, Авиценна, ибн Гебироль, современники – Н. Коперник ИДЕИ : натуралистический пантеизм – Бог ( деперсонализированный ) погружен в глубины природного мира ; Вселенная – величайшая – не рождается, не уничтожается, не уменьшается, не увеличивается, не материя и не форма, бесконечна и беспредельна ; в ней все развивается, изменяется и гибнет, вечна лишь она сама, все остальное ( и Земля ) временно. Диалог « О бесконечности, Вселенной и мирах ». « Природа есть Бог в вещах ». Вселенная равна Богу ; Бог равен Природе, поэтому вместо своеволия, свободы Божьей воли приходят законы природы. Реабилитация материи - « это божественное бытие в вещах », она слитна с формой, тождественна природе, многокачественная, живая, непрерывно изменяющаяся ;. « Мир одушевлен со всеми его членами », душа свойственна всякой вещи ; понятие Мировой Души, обладающей интеллектом – замена идеи Бога разумной душой – телеология : есть цель существования каждой пылинки на земле. Выяснить эти цели – задача философии. Вера в живую Вселенную и вера в населенность других миров живыми существами не противоречит культу разума и эмпирии. Идея Разумной Вселенной. Земля и небо равноправные части единого космоса и Богу надо потесниться ….

Cogito ergo sum Scientia potentia est

Нидерландская буржуазная революция ( ); Английская буржуазная революция ( ); Реформация XVI в., буржуазная, по сути, ( кальвинизм – религия буржуа ). Научная революция к. XVI-XVII в., ставшая реализацией потребностей капитализма, на первый план выдвинула идею создания научной теории, поиск первоисточников знания и методов познания. Наука - производительная сила общества. Nullius in verba Запрос на знание, причем опытное, для открытия практических истин. Создание академий : Лондонское королевское общество сер. XVII в ( Р. Бойль. И. Ньютон ); Естественно - научная академия в Париже в 1666 г. Идеи механики, возникновение алгебры, аналитической геометрии и. т. д. Нацеленность на опытно - экспериментальное исследование (Nullius in verba). Механика ; новое понятие науки : Механика ; новое понятие науки : Все природные явления полностью подчинены механическим законам. Природа схожа с машиной, у которой все части строго детерминированы ;

machina mundi; Мир – machina mundi; Новое понятие материи – отождествлена с веществом, телесным как таковым, самостоятельная субстанция : Природа – это машина мира есть материя плюс движение. Новое понятие материи – отождествлена с веществом, телесным как таковым, самостоятельная субстанция : Природа – это машина мира есть материя плюс движение. Пересмотр принципа атомизма связан с идеей машины – ( детали синоним атомов ); с атомизацией общества в XVII В.: « Война всех против всех » ( Т. Гоббс ). Проблема гносеологии – механизм течения мышления Бог - Механик и часовщик. Два вида познания : ЧУВСТВЕННОЕ ( эмпиризм – опытное и сенсуализм – чувственное ): РАЦИОНАЛЬНОЕ Чувствовать вещь и понимать ее – совершенно разные вещи. эмпиризма и рационализма. Проблема становления знания ( КАК ) – борьба эмпиризма и рационализма.

Ф. БЭКОН « ЗНАНИЕ – СИЛА ». Р. ДЕКАРТ ( )

Органон » Две группы работ : проблемы развития науки и анализ научного знания ( Проект « Великое восстановление наук ») – разработал одну часть - « Новый Органон » (« Органон » ( греч. орудие, инструмент ) – название корпуса логических трактатов, написанных Аристотелем ); 2 группа – это социально - исторические работы « Новая Атлантида », « О принципах и началах ». Главная задача – создать новый метод познания ; цель науки – польза человечеству Самоценность истины, она везде и ученый должен изучить ВСЕ : « Солнце одинаково проникает и в дворцы, и в клоаку, и все же не оскверняется ». Критерий истины – ПРАКТИКА – « светоносный » и « плодоносный » опыт должны слиться в науке.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК 1. Память ( история ); 2. Воображение ( поэзия ); р 3. Разум ( философия ). Три предмета философии : Бог, Природа, человек. Бог – объект естественной теологии ; природа – главный объект науки – естественная философия. Человек – предмет антропологии Политика – предмет гражданской философии ( социальная философия ). В философии главный раздел – ЛОГИКА ( Новый Органон ). Логика требует создание нового метода – индукция. Индукция, основанная на опыте и эксперименте, представляет собой методику анализа и обобщения данных. ИДОЛЫ eidolon один корень с eidos – идея Главное - истинное знание, но есть препятствия – ИДОЛЫ ( призраки, ложные образы ): « идол » от гр. eidolon – призрак, отражение ( на зеркальной поверхности ). У этого слова один корень с eidos – идея. NB! « ИДОЛЫ » и « ИДЕАЛЫ » вытекают из одного основания.

4 рода идолов : 4 рода идолов : Два вида идолов ВРОЖДЕННЫЕ ; два вида – ПРИОБРЕТЕНЫ в ходе жизни. идолы рода (idola tribus) идолы рода (idola tribus) – несовершенства наших чувств, всевозможные аффекты и предубеждения, свойственные роду человеческому, – например, стремление объяснять природные явления по аналогии с поступками людей ; избавиться от них невозможно ! идолы пещеры (idola specus) идолы пещеры (idola specus) – специфика психологии и физиологии ( эмоциональность ); индивидуальные предрассудки и суеверия ; кроме общей « пещеры », у каждого есть « своя пещерка »; идолы площади (idola fori) идолы площади (idola fori) возникают из природы нашего языка : « обманчивый и чуть ли не колдовской характер слова, способный всячески сбивать мысль с правильного пути … слова прямо насилуют разум, смешивают все ». Надо слова прояснять сначала, а уж потом искать истину. Принимая слова за вещи, люди заняты псевдомудростью. Науку на одних понятиях не построишь. идолы театра (idola theatri) – неподлинные теории ; слепая вера в авторитеты, укоренившиеся в науке догмы и домыслы. « Истина – дочь времени, а не авторитета ». Одержимые этими идолами ученые сочиняют свои сценарии мироздания с Водой, Числом, Умом и самим Господом Богом в главных ролях …

Аристотелевская логика « Старый » Органон » – была дедуктивной. « Новый Органон » основан на усовершенствованном методе индукции. Индукция Индукция –( лат. «inductio» - представление, приведение ) - это обобщение опытных данных. Мы мыслим индуктивно всякий раз, когда, сравнивая разные предметы, приходим к заключению об их сходстве. производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасывания делала бы необходимые выводы В самой сущности индуктивного метода « мы замышляем великие перемены. Ибо та индукция,... которая происходит посредством простого перечисления, есть нечто детское, так как дает шаткие заключения, подвержена опасности от противоречащего примера, взирает только на привычное, и не приводит к результату. Между тем для наук нужна такая форма индукции, которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасывания делала бы необходимые выводы » [ Новый Органон ].

В таблице открытия приводятся все случаи возникновения явления природы х, причину которого мы ищем. В таблице отсутствия – случаи, как можно более схожие с предыдущими, в которых, однако, явление х отсутствует. Таблица степеней указывает случаи, когда изменяется интенсивность явления х. Сравнение трех этих множеств позволяет выявить признаки, которые выражают сущность явления х и указывают на причину его существования. Итак, индуктивный метод ( induction vera )– это толкование фактов через : а ) наблюдение ; б ) систематизацию ; в.) обобщение ; г.) проверку ( эксперимент ). Выводы, полученные в ходе анализа фактов, должны лечь в основу выдвижения научных гипотез, т. е. предположений и тенденций развития предмета. В итоге надо найти аксиомы и, опираясь на них, двигаться дальше. Для объективности следует изучать не только подтверждаемые, но и не подтверждаемые факты !

истинная индукция дедукция простая индукция

аналитической геометрии мощных теорий в механике и оптике учения об автоматических реакциях живого организма ( Создатель аналитической геометрии, мощных теорий в механике и оптике, учения об автоматических реакциях живого организма (« рефлексы ») и т. д.. Совершил революцию в философии, определившую дальнейшее направление в истории философии. Обучался в колледже при Иезуитском ордене Collège Royal. Собственный метод анализа проблем возник как реакция на схоластическое обучение - выступил против средневековых методов анализа по схеме : чтение Аристотеля или Фомы Аквината, затем комментирование каждого фрагмента с ссылкой на авторитет. Отсутствие научной проблемы : нет « соответствия » содержания текста реальным процессам в жизни. Традиционный диспут ( доклад и оппонирование ) заменил на новый метод анализа ! Как геометр давал однозначные термины, входящие в рассуждение ; сводил доказуемые положения, к лежащим в их основе высшим принципам, согласовывал все положения друг с другом. В результате доказательство было сведено к одному не опровергаемому аргументу.

МАТЕМАТИКА ИЛИ КУЛЬТ МАТЕМАТИКИ и ЗАМЫСЕЛ УНИВЕРСАЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ : силлогистика игнорирует любые различия между предметами мысли И НЕ производит НОВЫХ ЗНАНИЙ. порядок вещей в природе. Универсальная Математика исследует общий порядок вещей в природе. Акт познания начинается с выяснения места, занимаемого данной вещью в общем порядке природы. Во всяком ряде связанных между собой вещей всегда имеется одна, образующая основание или причину всех прочих вещей данного ряда, которая названа Декартом абсолютной. дедуцировать ) Все прочие вещи - относительные ; их следует выводить ( дедуцировать ) из абсолютной.

Дедукция Дедукция – это не силлогизм : от общей посылки к заключению ; Дедукция раскрывается через каузальное ( Каузальным ( от лат. Causa - причина ); Метод : лестница и цепь, в которой каждое новое звено - идея - логически вырастает из предшествующего ; Метод Декарта. Принимать за истинное лишь то, в чем невозможно усомниться. Каждую задачу делить на простейшие составляющие, а затем располагать мысли, начиная с самых простых, шаг за шагом, продвигаясь ко всё более сложным. Делать повсюду перечни и полные обзоры движения мысли, чтобы в цепи рассуждений не оказалось ни одного слабого или скрытого от нашего ума звена.

Декарт мечтал связать все науки в одно целое на основе одного принципа – аксиомы, которую никто не мог бы поставить под сомнение ! Цельная научная картина мира. « Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным – медицине, механике и этике » « Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным – медицине, механике и этике » [ Первоначала философии, 1644]. « Медицина » - науки о живом мире ; « Механика » - науки о природе ; « Этика » - общественно - политические науки. Таким образом философия универсальна и охватывает собой : живое ( медицина ), неживое ( механика ) и человеческое общество ( этика ). Дедуктивная система знаний может быть прочной только на основе достоверной аксиоматики.

cogito, ergo sum Наличие сомнения – это единственная достоверная истина и деятельность моего ума. Если достоверно сомнение, то – это есть акт мышления, а мышление говорит о моем существовании ( МЫСЛЬ ЕСТЬ = БЫТИЙНА ). Есть лишь одно абсолютно достоверное положение : cogito, ergo sum. « Я заметил, что истина Я мыслю, следовательно, я существую, столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать » [ Рассуждение о методе ]. Достоверность – оппозиция вере и Преданиям религии. Принцип самосознания – продолжение средневековой традиции Августина. « Я » - это душа, некая мыслящая субстанция, обладающая воображением и рассудком, волей и эмоциями. п Душа и тело принадлежат к двум разным субстанциям : дух – к мыслящей, а тело – к протяженной. « Психофизическая » ( от греч. psyché – душа, и physis – природа, вещество ) проблема.

Декарт пишет о каком - то посреднике медиуме, обладающий свойствами и души, и тела. В книге « Страсти души » ввел понятие « маленькой железы в центре мозга »; в « Первоначалах философии » указывал на Бога как связующее звено или посредника между душой и телом человека. Бог становится гарантом истины. Он не может быть обманщиком ; человек сомневается, ибо он не совершенен, а Бог совершен, Бог сразу и навсегда создал мир, в котором мы живем и одновременно создал вечные истины – математические законы и начала, по которым все развивается. « Наука о мире, то есть физической природе возможна постольку, поскольку она сведена к математике ». Первоисточник наших идей неизвестен, следовательно, они нам « вырождены »! Идеи не возникают из чувственного опыта – опыт не демонстрирует причин явлений ! Идея – это ЗНАНИЕ ПРИЧИН ! Критерии истины – ясность и отчетливость ума, которая ест ь только в математике.

1. Требует не « признавать истинным ничего кроме того, что с очевидностью признается мною таковым, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения и принимать в свои суждения только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбудит во мне сомнения »; 2. Требует « разделит ь каждое из рассматриваемых мною суждений на столько частей, насколько возможно, и сколько требуется для лучшего их разрешения » 3. Требует « мыслить по порядку, начиная с предметов, наиболее просто и легко опознаваемых, и восходить, мало по малу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка, даже среди тех, которые не следую естественно друг за другом ». 4. Требует « составлять повсюду только полные перечни и такие общие обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено ». Итак открываются истины, которые достоверны. Критерий достоверности – ясность и отчетливость ( ни память, ни воображения, ни чувства не ясны ). Вывод : только математическая истина, интуиции разума достоверны.

« Этика, доказанная в геометрическом порядке » - главный труд, структура повторяет дедуктивный метод Эвклидовых « Начал ». :1. формулирует дефиниции ( определения ), 2. аксиомы, 3. постулаты и леммы, 4. теоремы с доказательствами, 5. королларии ( следствия ) и 6. схолии ( пояснения ). УЧЕНИЕ О ДУШЕ И ТЕЛЕ : -Критика Р. Декарта ; нет двух субстанций – души и тела, есть одна субстанция с двумя модусами : тело и душа. -Спиноза определяет душу как « идею тела ».. Но тело не может действовать на душу, а душа не может действовать на тело, так как это - два состояния ( модуса ) одной и той же вещи, а действовать друг на друга могут только вещи разные. Первый – протяженность (extensio) и мышление (cogitatio). Атрибуты субстанции мыслятся реально различными. Всякий атрибут должен « мыслиться через себя » (per se).

«Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей». Если бы человек знал себя, он понимал бы, что все действия тела имеют чисто материальные причины, равно как действия души обусловлены причинами идеального порядка. Это, одни и те же причины, только выраженные двумя разными способами : либо на языке тела, либо на « языке » мышления, в форме идей, желаний и эмоций, возникающих в человеческой душе МОНИЗМ

Пантеизм или атеизм, мистик или рационалист – все зависит от точки зрения исследователя и понимания природы Бога : « Б. Спиноза : Pro et Contra». Серия : « Русский путь ». – СПб.: РХГА, Бог – Природа – Субстанция – одно и тоже, выраженное на языке верующего, ученого, философа. Бог - субстанция - causa sui – причина самого себя ; Она – ОДНА ( монизм ), обладает двумя модусами – протяжение и мышление ( тела и идеи ) – преодоление декартовского дуализма. Атрибуты субстанции мыслятся реально различными : « то есть один без помощи другого ». Всякий атрибут должен « мыслиться через себя » (per se). « У Спинозы, как у Декарта, атрибуты не мыслятся в качестве противоположных, а в качестве только различных : sunt non opposite, sed distincta, каждый per se concipitur» ( Робинсон Л. Метафизика Спинозы, М., 1913).