Рынки с ассиметричной информацией Внешние эффекты Общественные блага Рынки с ассиметричной информацией Внешние эффекты Общественные блага Euroülokool Лекция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОВАЛЫ (ФИАСКО) РЫНКА. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ЭКОНОМИКЕ.
Advertisements

Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Разминка Являются ли следующие утверждения верными? Величина земельной ренты уменьшится, если кривая спроса на землю сдвинется вправо вверх. Предложение.
Раздел III: Микроэкономика Тема 2. Спрос и предложение Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Спрос и предложение. На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг.
Экономические причины появления городов Экономисты выделяют две основные экономические причины появление городов: 1) сравнительное преимущество, которое.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Тема 6. Несовершенства рынка и роль государства. Основные вопросы Что понимается под экономической эффективностью? При каких условиях состояние экономики.
1 Издержки производства и прибыль 1.Сущность и виды издержек 2.Ломаные линии постоянных издержек Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах 3.Условия.
Микроэкономика. Налог Пигу
Внешние эффекты Внешние эффекты - это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия.
Принципы действия хозяйствующих субъектов экономики. Кривая производственных возможностей.
Тема 7: Эластичность спроса и предложения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Тема СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Домашнее задание: §4, с ; задание на выбор © Ковалькова Н.Н 1. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. 2. Постоянные и переменные издержки.
Простая (случайная) форма стоимости – обмен товара на товар; Полная (развёрнутая) форма стоимости – обмен одного товара на ряд товаров; Всеобщая форма.
Внешние эффекты Автор: Вахрушева Инна Витальевна учитель экономики Рыбаловской СОШ Томского района.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Провалы рынка Кузина С.Н.. Провалы рынка В идеальном случае рынок должен сделать возможным любой обмен, который является взаимовыгодным для обеих сторон.
Транксрипт:

Рынки с ассиметричной информацией Внешние эффекты Общественные блага Рынки с ассиметричной информацией Внешние эффекты Общественные блага Euroülokool Лекция 13: Natalja Viilmann, PhD

Слайд 2 Темы для обсуждения Неопределенность качества и рынок "лимонов" Рыночные сигналы Моральный риск Проблема "заказчик-исполнитель Внешние эффекты Общественные блага

Слайд 3 Неопределенность качества и рынок «лимонов» Отсутствие полной информации при покупке подержанного автомобиля повышает риск покупки и снижает ценность автомобиля. George Akerlof, 1970 Рынок подержанных автомобилей Допустим Как продавцы, так и покупатели могут определить тип автомобиля (высокого и низкого качества) Соответственно, будут два рынка

Проблема «лимонов» PHPH PLPL QHQH QLQL DLDL DMDM DMDM 75,00025,000 D LM SHSH SLSL DHDH DLDL 5,000 50,000 Рынки, на которых покупатели и продавцы могут идентифицировать каждый автомобиль с точки зрения качества 10,000 При ассиметричной информации покупателям будет трудно определить качество. Среднее качество машин на рынке в ожиданиях покупателей снижается. Кривая спроса на высоко качественные машины перемещается из положения D H в положение D M. Кривая спроса на машины низкого качества перемещается из положения D L в положение D M. а) Машины высокого качества б) Машины низкого качества

Слайд 5 Рынок подержанных автомобилей С ассиметричной информацией: Низкокачественные товары вытесняют высоко качественные с рынка. Рынок не в состоянии обеспечить взаимовыгодную торговлю. Слишком много низкокачественных и мало высоко качественных автомобилей на рынке. Происходит неблагоприятный отбор; на рынке будут представлены только низкокачественные автомобили. Неопределенность качества и рынок «лимонов»

Слайд 6 Примеры ассиметричной информации Медицинское страхование Вопрос Могут ли страховые компании отделить людей с высоким риском заболевания от людей с низким риском? Если нет, то только нездоровые люди будут покупать страховку. Неблагоприятный отбор делает медицинское страхование невыгодным. Рынок страхования

Слайд 7 Примеры ассиметричной информации Автомобильное страхование Вопросы Какое влияние оказывает ассиметричная информация и неблагоприятный отбор на цену страховки и предложение полисов для автомобильных аварий? Каким образом государство может снизить влияние неблагоприятного отбора на страховую деятельность? Рынок страхования

Слайд 8 Примеры ассиметричной информации Рынок кредита ассиметричная информация создает вероятность того, что с просьбой о кредите будут обращаться только заемщики с высоким риском. Вопрос Каким образом кредитные истории могут помочь сделать кредитный рынок более эффективным и снизить стоимость кредита?

Слайд 9 Примеры ассиметричной информации Важность репутации и стандартизации Примеры ассиметричной информации : Розничные магазины Торговцы редкими марками, монетами, книгами и картинами Кровельщики, водопроводчики, электрики Рестораны Как продавцы могут предлагать высоко качеств. товары, когда посредством неблагоприятного отбора ассиметричная информация будет вытеснять высоко качественные товары с рынка. Ответ: Репутация

Слайд 10 Примеры ассиметричной информации Вопрос Почему во время путешествия вы заходите в Мак Дональдс, хотя дома у вас нет желания есть Big Mac? Мак Дональдс предлагает стандартизированный продукт; в любом Мак Дональдсе по всей стране используются одни и те же ингредиенты и подается одна и та же пища.

Слайд 11 Рыночные сигналы На некоторых рынках продавцы подают покупателям, имеющим дело с ассиметричной информацией, своего рода сигналы, содержащие информацию о качестве товаров. Michael Spence, 1974

Слайд 12 Рыночные сигналы Сильные сигналы Чтобы сигнал был значимым, нужно, чтобы его было легче подать высокоэффективным продавцам, чем низкоэффективным. Пример Хорошее образование служит значимым сигналом о возможностях работников.

Слайд 13 Рыночные сигналы Гарантии и поручительства Сигнализируют о высоком качестве и надежности Эффективны, поскольку долгосрочные обязательства такого рода обходятся дороже производителю низкокачественного товара, чем высоко качественного

Слайд 14 Моральный риск Моральный риск возникает, когда страхующаяся сторона может воздействовать на вероятность или значимость события, обусловившего выплату Определение страховой премии при страховании от пожара Оптовый магазин стоит $ Вероятность пожара: 0,005, если реализуется программа мер противопожарной безопасности стоимостью $50 0,01 при отсутствии данной программы

Слайд 15 Моральный риск Определение страховой премии при страховании от пожара Если программа осуществляется, премия равна: 0,005 x $ = $500 Когда страховой полис куплен, у собственников исчезает стимул к выполнению программы, => вероятность пожара возрастает до 0,01 Таким образом, продавая полис за $500, страховая компания терпит убытки, поскольку ожидаемые потери от пожара составляют $1000 (0,01 x $100000)

Слайд 16 Проблема "заказчик-исполнитель" Взаимоотношения агентов Благосостояние одного лица зависит от деятельности другого Исполнитель (агент) Лицо, предпринимающее действие Заказчик (принципал) Лицо, на которое это действие влияет

Слайд 17 Проблема "заказчик-исполнитель"на частных предприятиях Отдельная семья или финансовая организация обладает пакетом акций, превышающим 10%, лишь в 16 из 100 крупнейших промышленных корпораций Большинство крупных фирм контролируются менеджментом. Наблюдение за деятельностью менеджеров недешево (ассиметричная информация). Менеджеры могут преследовать собственные цели. Рост объемов производства Полезность, получаемая от своей деятельности

Слайд 18 Стимулы к схеме "заказчик-исполнитель Производитель часов. Цель собственников – максимизация прибыли Использование рабочей силы и машинного оборудования Ремонтирующий машины рабочий может влиять на надежность машин и на прибыль Высокие затраты на мониторинг осложняют оценку результатов труда ремонтного рабочего Проблема "заказчик-исполнитель"

Слайд 19 Прибыль от производства часов Малые усилия (a = 0) $10000 $20000 Большие усилия (a = 1) $20000 $40000 Ремонтный рабочий может прилагать как мало, так и много труда Доходы зависят от прилагаемых усилий в зависимости от случайных факторов (удача – неудача) Собственник не может определить какие усилия приложены при уровне прибыли в $20000 Неудача Удача

Слайд 20 Проблема "заказчик-исполнитель" Цель ремонтника – максимизация заработной платы (w) за вычетом издержек (c), связанных с потерями свободного времени и с неприятной работой Издержки = 0 при малых затратах Издержки = $10000 при больших затратах C = * a w(R) = заработная плата ремонтника, базирующаяся только на прибыли предприятия

Слайд 21 Проблема "заказчик-исполнитель" Выбор варианта системы оплаты труда w = 0; a = 0; π = $15000 w = R - $18000 π = $15000, w = 0 π = $30000; w = $12000 Прибыль = $18000 Зарплата за вычетом затрат (w-c) = $2000 Система стимулирования по конечному результату может заставить агентов преследовать цели собственников

Слайд 22 Эффективная заработная плата в компании Ford Текучесть кадров на Ford 1913: 380% 1914: 1000% Дневная зарплата в отрасли = $2 - $3 Ford ввел для своих рабочих дневной заработок $5 Итоги Производительность труда выросла на 51% Число прогулов уменьшилось вдвое, также резко сократились пропуски по уважительным причинам Прибыли выросли с $30 млн. в 1914 до $60 млн. в 1916.

Слайд 23 Внешние эффекты Отрицательные Деятельность одной стороны вызывает издержки другой стороны Положительные Деятельность одной стороны благоприятствует деятельности другой стороны

Слайд 24 Внешние издержки Пример Сталелитейный завод сбрасывает отходы в реку Количество жидких отходов может быть сокращено лишь при снижении объема пр-ва (фиксированная пропорция используемых производств. факторов) Предельные внешние издержки (MEC- marginal external cost) – издержки рыбаков. Предельные общественные издержки (MSC) равны предельным издержкам производства MC плюс предельным внешним издержкам от загрязнения MEC MSC = MC + MEC

MC S = MC I D P1P1 Агрегированные общественные издержки отрицательных экстерналий Внешние издержки Объем выпуска фирмы Цена Объем выпуска отрасли Цена MEC MEC I Разница равна предельным внешним издержкам MEC. q* P* Q* Отраслевой конкурентный выпуск равен Q 1. А эффективный - Q*. Фирма, максимизирующая прибыль, производит q1. Эффективный же объем выпуска равен q*. P1P1 q1q1 Q1Q1 MSC MSC I Когда имеются отрицательные внешние эффекты, предельные обществ. издержки MSC выше, чем пред. частные издержки MC

Слайд 26 Внешние издержки Отрицательные внешние эффекты способствуют тому, что неэффективные фирмы остаются в отрасли и получается избыточное производство в долгосрочном периоде.

Слайд 27 Способы устранения несостоятельности рынка Допущение: несостоятельность рынка проявляется в загрязнениях Технология с фиксированными пропорциями Необходимо снизить выпуск, чтобы уменьшить выбросы Замещение факторов в производственном процессе за счет альтернативной технологии

Слайд 28 Нормативы выбросов Количество выбросов Доллары за единицу выбросов MSC MCA E* Эффективный уровень выбросов =12 (E*), где MCA = MSC; min (MCA+MSC) Допущения: 1) Конкурентный рынок 2) Выбор выпуска, максимизирующего прибыль MCA - предельные издержки от снижения выбросов MSC - предельные общественные издержки (MSC=MEC) E o : MCA>MSC E0E0 E 1: MSC>MCA E1E1 Почему это более эффективно, чем нулевые выбросы?

Слайд 29 Способы устранения несостоятельности рынка Способы снижения выбросов до уровня E* Норматив выбросов (стандарт по выбросам) Установленный законом предел концентрации вредных веществ в промышленных отходах на уровне E* (12) Навязан с помощью денежных штрафов и уголовного наказания Увеличение издержек производства и пороговой цены для входа в отрасль

Слайд 30 Нормативы и налоги Уровень выбросов Долл. MSC MCA 3 12 E* Норматив

Слайд 31 Способы снижения выбросов до уровня E* Налог на выбросы (плата за выбросы) Отчисления за каждую единицу объема вредных выбросов A.Пигу Способы устранения несостоятельности рынка

Слайд 32 Общие издержки на уменьшение загрязнения Издержки меньше, чем налог, если выбросы не были уменьшены Сумма уплачивае- мого налога Нормативы и налоги Уровень выбросов Долл. MSC MCA 3 12 E* Налог

Слайд 33 Нормативы или налоги? Предположениe: Агентства, контролирующие загрязнение среды, нe располагают достаточной информацией Назначить один и тот же размер налога на выбросы или установить один и тот же норматив выброса для всех фирм? Способы устранения несостоятельности рынка

Слайд 34 Сокращение издержек на уменьшение загрязнения фирмы 2 Рост издержек на уменьшение загрязнения фирмы 1 MCA 1 MCA 2 Довод в пользу налога Уровень выбросов Налог на единицу выбросов, долл Эффект от введения норматива на выбросы на уровне 7 для обеих фирм. Неэффективно, потому что MCA 2 < MCA 1. Если будет введен налог в $3, фирма 1 сократит выбросы на 6 (до 8 единиц). Фирма 2 сократит выбросы на 8 (до 6 единиц). MCA 1 = MCA 2 : эффективное решение. Если будет введен налог в $3, фирма 1 сократит выбросы на 6 (до 8 единиц). Фирма 2 сократит выбросы на 8 (до 6 единиц). MCA 1 = MCA 2 : эффективное решение.

Слайд 35 Преимущества налога Когда для всех фирм устанавливаются одинаковые нормативы, налоги могут обеспечить тот же уровень выбросов с более низкими издержками. Налоги являются для фирмы сильным стимулом, побуждающим к установлению нового оборудования, которое позволит сократить выбросы даже в большем объеме. Способы устранения несостоятельности рынка

Слайд 36 ABC – рост общественных издержек за вычетом экономии расходов на уменьшение загрязнения Предельные Общественные издержки Предельные издержки уменьшения загрязнения Довод в пользу норматива Количество выбросов Доллары на единицу выбросов E Базирующийся на неполной информации норматив - $9 (12.5% сокращение). ADE < ABC D A B C Базирующийся на неполной информации налог - $7 (12.5% сокращение). Выбросы растут до 11.

Слайд 37 Выводы : Налоги или нормативы Нормативы предпочтительнее, когда кривая пред. общественных издержек MSC имеет крутой наклон, а кривая предельных издержек на уменьшение загрязнения MCA остается пологой. При отсутствии точной информации нормативы более надежны в снижении уровней выбросов, но оставляют неопределенными издержки на уменьшение загрязнения. При введении налогов издержки на снижение загрязнения определенны, однако они не обеспечивают надежности в отношении уровней сокращения выбросов. Выбор предпочтительной политики зависит от характера неопределенности и форм кривых издержек. Способы устранения несостоятельности рынка

Слайд 38 Передаваемые лицензии на выбросы Лицензии помогают развивать конкурентные рынки внешних эффектов. Агентство определяет общее количество лицензий и, следовательно, общий объем выбросов Лицензии могут продаваться и покупаться, т.е. имеют рыночную стоимость Фирмы с относительно высокими издержками на уменьшение загрязнения будут покупать больше лицензий Какие факторы могут ограничивать эффективность данного подхода? Способы устранения несостоятельности рынка

Слайд 39 Переработка отходов Домашние хозяйства могут избавляться от стекла и другого мусора с очень низкими издержками. Такие низкие издержки создают несоответствие между частными (MC) и общественными (MSC) издержками удаления отходов. Способы устранения несостоятельности рынка

Слайд 40 Эффективное количество переработанных отходов Отходы Издержки MCR MSC m* При введении залога, MC возрастают и MC = MSC = MCR. MC + залог за тару MC m1m1 Без рыночной интервенции количество отходов будет m 1 и m 1 > m*.

Слайд 41 Общественные блага Характеристики общественных благ Неконкурентность При любом заданном объеме его производства предельные издержки предоставления его дополнительному потребителю равны нулю. Неисключаемость Люди не могут быть исключены из сферы его потребления.

Слайд 42 Общественные блага Не все товары, производство которых обеспечивается правительством, являются общественными Некоторые из них конкурентны в потреблении и неисключаемы Образование Национальные парки

Слайд 43 Общественные блага Общественные блага и несостоятельность рынка Сколько национальной обороны вы потребили на прошлой неделе? Создание компании по уничтожению комаров Как вы будете измерять объем производства? С кого вы будете требовать плату? Как насчет счетчика комаров?

Слайд 44 Общественные блага «Зайцы», или пассажиры-безбилетники (Free Riders) Нет возможности обеспечить некоторые блага и услуги, не предоставляя их всем. В итоге у домохозяйств нет стимула платить за товары и услуги столько, во сколько они действительно их оценивают. «Зайцы» (пассажиры-безбилетники) понимают ценность товара или услуги и ее пользу для себя, но не платят за них.

Слайд 45 Выводы Ассиметрич. инф-ция обусловливает несостоятельность рынка, на котором плохие товары вытесняют хорошие. Ассиметр. инф-ция может быть связана с большими издержками для собственника фирмы (заказчика) по наблюдению за поведением управляющего фирмы (исполнителя). Внешние эффекты (экстерналии) имеют место, когда производитель или потребитель оказывает влияние на пр-во или потребление других таким способом, который непосредственно не связан с рынком. Последствия загрязнения окружающей среды можно устранить при помощи нормативов выброса, налогов на выбросы, лицензий на выбросы, или стимулирования переработки отходов. Ресурсы, находящиеся в общественной собственности, не контролируются одним лицом и могут использоваться бесплатно.