РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ Тема 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Advertisements

Рынок, его механизмы и функции
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
МИКРОЭКОНОМИКА Преподаватель: Грабовский Александр Евгеньевич.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Микроэкономика. к.н.э., проф. Т.С. Ковалева, СПБгАУ2 Тема 2: Рыночные операции: исходный анализ спроса и предложения и его применение 1. Рыночные операции:
Спрос и предложение. Спрос Спрос (Demand, D) – потребность потребителя в каком – либо определенном благе, определенное количество которого он имеет желание.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
ТЕМА 4. РЫНОК. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ.
Рынок: поведение производителя Лекция 7. План лекции Предложение и его факторы Предложение и величина предложения Закон предложения. Кривая предложения.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) по теме: Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность
Опора на понятия: закон спроса, закон предложения, цена, факторы производства, производитель, потребитель, товар Опора на понятия: закон спроса, закон.
ТЕМА 3 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 3. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
ТЕМА 4 ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2 Тема 4. Основы теории спроса и предложения 1.Общая характеристика спроса. Цена спроса. Закон спроса. Кривая.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Рынок Лекция для студентов элитного технического образования.
«Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.». Цели урока: Повторить понятия «спрос» и «предложение». Рассмотреть ситуацию «рыночного равновесия». Познакомиться.
Спрос - готовность покупателя приобрести товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени; отношение.
Транксрипт:

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ Тема 3

План лекции 1. Рынок и его элементы. 2. Спрос, закон рыночного спроса. 3. Предложение, закон рыночного предложения. 4. Рыночное равновесие, не- равновесные состояния.

5. Цена и ее функции. 6. Эластичность спроса по цене. 7. Другие показатели эластичности. 8. Рыночные структуры (формы рынка).

ВВЕДЕНИЕ В современной экономике рынок – основной механизм координации решений по размещению ограниченных ресурсов.

Рынок не производит товаров. Рынок передает – посредством рыночных цен – информацию о них. Фридрих Август фон Хайек

Уникальные черты рыночного механизма: 1. Децентрализация экономических решений. 2. Спонтанный экономический порядок.

Адам Смит: «невидимая рука рынка»

Цель лекции – понять,как рыночный механизм справляется со сложнейшей задачей координации действий тысяч производителей и миллионов потребителей.

Вопрос 1. РЫНОК И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

Где торговля, там и нравы кротки. Монтескье Монтескье

рынок В первом приближении рынок – любая форма регулярных контактов между продавцами и покупателями.

На более глубоком уровне рынок – множество симметричных избирательных обменов, пропорции которых регулируют-ся системой цен, а также правила их совершения.

рынок как процесс как механизм

Если бы люди не заключали друг с другом сделки и общество жило бы как большая семья, то изрядную долю своего валового продукта такое общество теряло бы только на разбитой посуде. автор афоризма неизвестен

Элементы рынка: покупатели и параметры спроса; покупатели и параметры спроса; продавцы и параметры предложения; продавцы и параметры предложения; товары; товары; цены (тарифы); цены (тарифы);

Товар – продукт, предназначенный для продажи.

формы торга; формы торга; формы контрактов; формы контрактов; формы оплаты; формы оплаты; входные барьеры; входные барьеры; нормативно–правовая база рынка. нормативно–правовая база рынка.

классификация рынков в микроэкономике: рынок конечных (потребительских) товаров; рынок конечных (потребительских) товаров; инвестиционный рынок инвестиционный рынок факторные рынки; факторные рынки; финансовые рынки. финансовые рынки.

виды рынков товарные рынки факторные рынки финансовые рынки

Ключевые элементы рыночного механизма – система цен и механизм рыночного равновесия.

Вопрос 2. СПРОС, ЗАКОН РЫНОЧНОГО СПРОСА

разграничение понятий потребность спрос

Потребность – желание иметь товар в своем распоряжении.

Спрос ( D ) – платежеспособная потребность, готовность по- купать товар.

Спрос индивиду-альный рыночный

Все что-то покупают: автомобили, квартиры, яхты... Пойти, что ли, за хлебом сходить? Сергей Довлатов Сергей Довлатов

Объем (величина) спроса ( Q d ) – Объем (величина) спроса ( Q d ) – физическое количество товара, которое покупатели готовы приобрести за определенный промежуток времени.

общая функция спроса: Q d = f ( P, N, I,…)

принцип с eteris р aribus

Если неценовые факторы спроса постоянны: Q d = f ( P, N, I,…) const

частная функция спроса: Q d = f ( P )

Закон рыночного спроса: при прочих равных условиях чем выше цена P, тем меньше объем спроса Q d, и наоборот.

Схематично: P Q d

Кривая рыночного спроса D – графическая интерпретация закона спроса.

Кривая спроса D – общий вид: P P – цена товара Q d – объем спроса D О Q d

Кривая спроса D – построение: P QdQd О. В D А.

Увеличение спроса – смещение кривой D вправо P QdQd О D D`

Уменьшение спроса – смещение кривой D влево P QdQd О D`D

Разграничение спроса и объема (величины) спроса – к кк ключевой момент анализа

эффект замещения эффект дохода

Товары Гиффена Товары Гиффена – группа товаров, для которых закон спроса «не действует» (низкокачественные товары, имеющие качественные и дорогие заменители).

Неценовые факторы спроса величина спроса Q d качество товаров цены на заменители и комплементы ценовые и дефицитные ожидания количество покупателей доходы покупателей вкусы и предпочтения потребителей

Нефункциональные детерминанты спроса Нефункциональные детерминанты спроса: эффект соседа; эффект сноба; эффект Веблена.

Вопрос 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЗАКОН РЫНОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

разграничение понятий производственные возможности предло-жение

Предложение ( S ) – добровольная готовность поставлять товар на рынок, предлагать его к продаже.

предложение индивиду-альное рыночное

Рынок позволяет оказывать другому человеку услугу, не чувствуя к нему ис- тинного расположения и даже не зная его. Давид Юм

Объем предложения ( Q s ) – Объем предложения ( Q s ) – физическое количество товара, которое продавцы готовы произвести и поставить на рынок за определенный промежуток времени.

общая функция предложения: Q = f ( P, N,Т,…) Q S = f ( P, N,Т,…)

Если неценовые факторы предложения постоянны: Q s = f ( P, N, T,…) const

частная функция предложения: Q s = f ( P )

Закон предложения: при прочих равных условиях чем выше цена P, тем выше объем предложения Q s, и наоборот.

Схематично: P Q s

Кривая рыночного предложения S – закон предложения в графической форме.

Кривая предложения S– построение: Кривая предложения S – построение: P QsQs О. A S B.

Изменение предложения – смещение кривой S : P QsQs О S` S S``

Неценовые факторы предложения величина предложения Q s количество продавцов цены на альтернативные товары ценовые и дефицитные ожидания цены на ресурсы налоги и субсидии технология производства

Закон предложения действует только в условиях совершенной конкуренции и только в коротком периоде.

Вопрос 4. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И НЕРАВНОВЕСНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Торговля древнее государства. Торговля не разрушила еще ни одну страну. Торговля не разрушила еще ни одну страну. Бенджамин Франклин Бенджамин Франклин

График рыночного равновесия: «крест Маршалла» P QО D S. PеPе QеQе

Рыночное равновесие – ситуация, когда планы продавцов и покупателей в максимальной степени совпадают и заключается наибольшее количество сделок: Q d = Q s = Q е, P d = P s = P е.

Ни у одного продавца или покупателя нет стимулов менять свое поведение.

параметры рыночного равновесия: Равновесная цена P e – цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Равновесный объем Q e – количество товара, которое реализуется по равновесной цене: Q e = Q d = Q s

«Крест Маршалла»: анализ P Q О D S. PеPе QеQе зона излишков зона прибыльности зона убытков зона дефицитов

Восстановление рыночного равновесия при затоваривании рынка P Q О D S.. P PеPе QdQd QеQе QsQs излишек товара снижение цены Qs > QdQs > Qd.

Восстановление рыночного равновесия при товарном дефиците P Q О DS. P PеPе QdQd QеQе QsQs дефицит товара. повышение цены. Qd > QsQd > Qs

Задание на дом к семинару 1: Показать на графике, что происходит с равновесием при различных изменениях спроса ( D ) и предложения ( S ) при: увеличении спроса; уменьшении спроса; увеличении предложения; уменьшении предложения.

При заключении рыночных сделок возникают излишки продавца и излишки покупателя.

P Q О D S. PеPе QеQе излишек покупателя излишек продавца

Вопрос 5. ЦЕНА И ЕЕ ФУНКЦИИ

Рынки, как парашюты, срабатывают только если они открыты. Рынки, как парашюты, срабатывают только если они открыты. Милтон Фридмен

Система цен – ключевой элемент рыночного механизма.

Экономическая ценность – степень редкости блага и ее количественная оценка.

экономическая ценность субъективная меновая

– Меновая ценность блага – преобладающая пропорция его обмена на другое благо.

Цена – денежный эквивалент меновой ценности блага. Цена – денежный эквивалент меновой ценности блага.

Цены отражают степень редкости благ.

функции цены в любой экономике лимити-рующая учетная

Система цен – Система цен – квази- автоматический механизм распределения ресурсов и координации экономических решений, когда совокупность свободных, конкурентных, взаимосвязанных

товарных и факторных цен передает рыночным агентам информацию об условиях производства и потребления благ и создает стимулы для соответствующих действий.

Аллокационная роль системы цен в рыночной экономике выражается в нескольких функциях.

В коротком периоде рыночная цена выполняет трансах- ционную (равновесную) функцию балансирования спроса и предложения.

функции цены в длинном периоде информационная распределительная стимулирующая

Общее экономическое равновесие: одновременное равновесие на всех товарных и факторных рынках

Теорема Вальраса: Теорема Вальраса: для любой экономики всегда существует «набор» цен (и только один), при котором наблюдается общее равновесие на всех рынках.

Леон Вальрас: рынок – это «невидимый аукционист».

Вопрос 6. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ

Не выходите замуж за мужчин с кошельком для мелочи. Коко Шанель

Разная степень зависимости величины спроса от цены P QdQd О D1D1 D2D2

Эластичность – степень реакции одной величины (зависимой переменной) на определенное изменение другой величины (независимой переменной).

Y = f (X) X Y X Y

Коэффициент эластичности – дефиниционная формула:

Qd = f (P) P Q d

Эластичность спроса по цене – – отношение процентного изменения объема спроса на товар к заданному процентному изменению его цены.

коэффициент эластичности спроса по цене (в первом приближении)

Типы ценовой эластичности спроса: эластичный спрос; спрос с единичной эластичностью; неэластичный спрос; абсолютно неэластичный спрос; абсолютно эластичный спрос.

– Е > 1 – эластичный спрос. – Е < 1 – неэластичный спрос. – Е =1 – единичная эластичность спроса.

Крайние типы эластичности – Е – абсолютно эластичный спрос. – Е=0 – абсолютно не- эластичный спрос.

Домашнее задание к семинару 2: самостоятельно начертить кривые спроса с разными типами ценовой эластичности.

Если продавец поднимает цену на свой товар, то его выручка увеличивается?

TR=P×Q выручка от продаж:

Закон спроса: P Q d P Q d

Если в этом Лесу кто-то должен думать – а когда я говорю «думать», я имею в виду думать по- настоящему – то это наше с тобой дело! Если в этом Лесу кто-то должен думать – а когда я говорю «думать», я имею в виду думать по- настоящему – то это наше с тобой дело!

Если спрос неэластичен по цене: P TR P TR

TR= P× Q

Если спрос эластичен по цене: P TR P TR

TR= P× Q

Спрос с единичной эластичностью: P TR =const P TR =const

эластичность точечная дуговая

Основные факторы ценовой эластичности спроса: 1. Степень необходимос- ти в товаре. 2. Близость товаров– заменителей. 3. Доля расходов в бюджете покупателя.

Вопрос 7. ДРУГИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭЛАСТИЧНОСТИ

Qd = f (I) I Q d

Эластичность спроса по доходу – – отношение процентного изменения объема спроса на товар к заданному процентному изменению дохода потребителей.

коэффициент эластичности спроса по доходу в первом приближении:

Е < 0 – низшие (инфе- риорные) товары. 0 < Е < 1 – нормальные товары. Е > 1 – высшие товары (товары роскоши).

Кривые Энгеля - графическая интерпре тация частной функ- ции спроса Q d = f ( I ) для низших, нормальных и высших товаров.

Кривые Энгеля Q d III II I О I

NO MONEY – – NO FUNNY

QА = f (РВ) Р В Q А

Перекрестная эластичность спроса на товар А по цене товара В – отношение процентного изменения объе- ма спроса на товар А к процентному измене- нию цены товара В.

коэффициент перекрестной эластичности спроса в первом приближении:

Е > 0 – для взаимозаменяе- мых товаров (субститу-тов) Е < 0 – для взаимодополняе- мых товаров (комплемен- тов). Е =0 – товары А и В неза- висимы в потреблении.

Эластичность предложения по цене – отношение процентного изменения объема предложения товара к заданному процентному изменению его цены. Разобрать самостоятельно по аналогии.

Типы эластичности предложения: P

Что еще может быть непонятным ???

Вопрос 8. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ (ФОРМЫ РЫНКА)

Рыночная структура – ус- ловия, в кото- рых протекает конкуренция. Рыночная структура – ус- ловия, в кото- рых протекает конкуренция.

Рыночная структура (форма рынка) – степень конкурентности рынка, определяемая возможностью отдель- ных продавцов и/или покупателей влиять на рыночную цену.

Конкуренция – состояние рынка, при котором свободные действия всех участни-ков ограничивают возможность каждого влиять на параметры рыночного равновесия.

конкуренция ценовая неценовая

конкуренция добросовестная недобросовестная

конкуренция статическая динамическая

конкуренция совершенная (чистая) несовершенная (рынки с монопольной властью)

виды фирм конкурентнаяфирма фирма–несовершенныйконкурент

Признаки совершенной конкуренции: большое количество продавцов и покупателей; эффект отдачи от масштаба выражен слабо; межотраслевая мобильность ресурсов;

информационная симметрия; одновременность техни- ческого прогресса; однородность продукции; свободный вход и выход с рынка.

Как природа не про- вела резких линий на шкале времени, так же точно «природа» не соз- дала резкого разграниче- ния между монополией и конкуренцией. Эдвард Чемберлин Эдвард Чемберлин

формы несовершенной конкуренции монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта олигопсониямонопсония олигополия монополия

монополия открытая (временная) монополия естественная монополия закрытая (искусственная) монополия

индекс Герфиндаля–Хиршмана X i – доля i–ой фирмы на рынке (%); n – количество продавцов в отрасли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ При всех достоинствах конкурентного рыночного (ценового) механизма его возможности далеко не беспредельны. Универсального механизма распределения ресурсов не существует.

Все, отмучились… Лекция закончилась !!!