«Идеология ФГОС ООО» Даутова Ольга Борисовна, д.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики 14 ноября 2014 г. Санкт-Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
Advertisements

Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
О СНОВНАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 22 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества,
Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на основе организации проектной.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Федеральный Государственный Оразовательный Стандарт (ФГОС)
Идеология ФГОС: поговорим о понятиях Методический семинар Идеология ФГОС: поговорим о понятиях.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
1 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
- это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
Транксрипт:

«Идеология ФГОС ООО» Даутова Ольга Борисовна, д.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики 14 ноября 2014 г. Санкт-Петербург

5 класс 2015 года: какие они? Станет экономически и политически активен к 2030 г. Будет определять мир середины 21 века. ВОПРОС: Чему нужно начинать учить пятиклассников, чтобы они сказали нам «спасибо»?

ФГОС инструмент реализации целей образования в интересах личности, общества и государства новое качество образования инструмент обеспечения общественного согласия и гражданской консолидации

Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность

Образование Важнейшая социальная деятельность общества Системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества Важнейшая социальная деятельность общества Системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества

Основы школьного стандарта Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

88 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Образ Я Образ человека Образ мира Современный ребенок немыслим без виртуальной плоскости экрана – телевизионного, видео, компьютерного, сотового телефона и Интернет. Экран, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов, не просто конструирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их. Картина мира как иерархическая структура

Теория учебной деятельности является научным приоритетом России Разработчики теории поставили «новую проблему в теории обучения изменение самого субъекта деятельности в процессе действий, воспроизводящих объективные свойства познаваемого предмета при решении учебных задач обобщенными способами действий» [И.А.Зимняя, с. 191].

Цель (идеальная модель результата) Мотив (побуждает и направляет) Потребность (побуждает деятельность) Действия, операции Средства (идеальные и материальные) Предмет Результат удовлетворяющий потребность

Условные обозначения : 1- Информационно- образовательная среда 2-Содержание, в т.ч. метапредметное 3-Способы познания и деятельности: УУД 4-Субъекты взаимодействия – сотрудничество С-УЧЕНИК, занимающий субъектную позицию; СРЕДА СОДЕРЖАНИЕ СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ СОТРУД- НИЧЕСТВО Развитие субъекта учения

Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативные УУД – способы субъекта учения

Реализация компетентностного подхода Первичная способность Новая способность Компетентность Опыт Знания Умения Ценности Навыки НОВОЕ – АКЦЕНТ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА, ДАЮЩУЮ ЕМУ НОВЫЙ ОПЫТ!

Основной акцент – деятельность ученика РаньшеФГОС Учитель: Чему учить? – содержание образования Ученик: Чему мне нужно научиться? – активное целеполагание Учитель: Ради чего учить? – ценности образования Ученик: «Что для меня является важным, значимым?» - смыслообразование Учитель: Как учить? – приемы, методы, технологии Ученик: Как мне этому научиться? - деятельность

Личностные Креативные Когнитивные Методологические Предметные

Целеполагание Мотивация Осуществление действий Получение результата Оценка результата

Преобразование условий учебной задачи Моделирование задачи в графической или буквенной форме Решение задачи Контроль за выполнением действий Оценка результата решения учебной задачи

Учебно-познавательная деятельность это деятельность ученика, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных учебных действий; ориентацию на систему значимых ценностных отношений «я-мир» с целью присвоения содержания образования при содействии и поддержке педагога.

Что меняется? Традиция - было Учитель Учебный материал Ученик Инновация -ФГОС Ученик Среда/пространство Учитель

Компоненты Традиция - было Инновация - ФГОС Роль педагога Транслятор информации Организатор среды координатор Инф. ресурс, время, пространство Ограничены Нет ограничений Цели, задачи Предметные Предметные, личностные Содержание Представлено в учебниках и учебных программах Трансформируется, дополняется, интегрируется Среда ГотоваяКонструируется Коммуникация- сотрудничество Ограничена составом класса Не ограничена - конструируется РезультатЗУН Способы деятельности, личность

Этапы урока 1. Организационный 2.Мотивационно-целевой 3. Проектировочный 4.Операционально-деятельностный 5.Контрольно-оценочный 6.Рефлексивный

ities/ https://plus.google.com/u/0/commun ities/ Творческая лаборатория учителей- новаторов по ФГОС ООО – приглашаем в сообщество!

Рекомендую прочитать! Мир, в котором предстоит жить нашим детям, меняется в четыре раза быстрее, чем наши школы Автор Название Г.Драйден, Д.Вос. Революция в обучении. Научить мир учиться по новому. – М.:ПАРВИНЭ, 2003 – 672 с. Спиваковский В.М. Образовательный взрыв.- Киев: ЧФ «МУВЦ «Гранд – Экспо», – 436 с. П.Сенге и др.Школы, которые учатся: книга ресурсов пятой дисциплины. – М.: «Просвещение», – 575 с. Подласый И.Энергоинформационная педагогика. – М.: Дата Сквер, 2010 – 424 с.

Источники: Презентация «Класс Чему нужно начинать учить первоклассников, чтобы они сказали нам «спасибо». Павел Олегович Лукша «Петербургская Школа 2020». Даутова, О.Б. Шаг к себе: новые вызовы современного образования: Научно- методические материалы/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, – 149 с. (9, 3 п.л.) Даутова, О.Б. Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе: Монография/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.:, – 300 с. (20 п.л.)