2 (И.С. Тургенев.) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 р. п. Тумботино Исследовательская работа по русскому языку. Выполнила работу: ученица 11 класса Ястребова Мария Руководитель: учитель русского языка Новосадова Надежда Васильевна.
Введение………………………………………………………………………………………3 Глава 1. Языковые нормы русского языка………………………………………………… Что такое языковая норма…………………………………………………………… Основные источники языковой нормы………………………………………… 1.3. Виды языковых норм и их нарушений………………………………………………. Глава 2. Определение уровня грамотности жителей п. Тумботино с помощью анкетирования………………………………………………………………………………… Уровень владения языковыми нормами…………………………………………… 2.2. Использование источников языковых норм………………………………………. Заключение………………………………………………………………………………….. Список литературы Приложения
О, бедный мой язык родной, О, прелесть русской речи чистой! Кто не глумился над тобой- Шпана, чиновники, лингвисты… Кто бедолагу не ломал, Не выворачивал, не мучил « Обл Егчить, н Ачать, взад, прин Ял, ПравЫ, сочу Йствовать, подкл Ючил». Ну, ладно б жулик, или вор, Иль алкаши и наркоманы, Но педагог, но прокурор, Но дикторы с телеэкрана!.. От сердца я хочу воззвать Ко всем, кто сын России верный: Пора не н Ачать, а нач Ать Язык наш очищать от скверны. Друзья, следите за собой, Когда по-русски говорите. Ведь это наш язык родной- Его для внуков сохраните! ***
Язык любого народа это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура русского народа своеобразно и неповторимо отразилась в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров от древнерусских летописей и былин до произведений современной художественной литературы.
«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить еще многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей» (С. Я. Маршак. )
Подчиняется ли каким-то нормам наша речь? Всегда ли мы слышим вокруг себя правильную грамотную речь? А так ли необходимо соблюдать нормы русского языка?
изучить речь жителей п. Тумботино разного возраста, разных профессий и разного социального статуса и выявить, какие ошибки допускают люди и как они относятся к изменениям в сфере русского языка. речь некоторых социальных групп п. Тумботино ; грамотность жителей п. Тумботино, соблюдение ими языковых норм, отношение к изменениям в русском языке ;
общенаучные, общетеоретические (анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция); социологические (социологический опрос); математические (статистические, визуализации данных); эмпирические (наблюдение, сравнение)
Глава 1. Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определённый период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.
К основным источникам языковой нормы относятся: произведения писателей-классиков; произведения современных писателей, продолжающих классические традиции; публикации средств массовой информации; общепринятое современное употребление; данные лингвистических исследований
Фонетические нормы – это нормы произношения звуков современного русского литературного языка, постановки ударения в словах, соблюдение правильной интонации. Лексические нормы – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке
Словообразовательные нормы - определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи Нормы орфографии - это правила обозначения слов на письме.
Синтаксические нормы - предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и - шире - с целью и условиями общения.
Глава 2 Объектом исследования стали жители п. Тумботино: учащиеся старших классов МБОУ СОШ 2 люди разных профессий: учителя, продавцы, медики, технический персонал).
Тест 1. Просим принять Вас участие в нашем тестировании Ваш возраст, пол ________________________________________________________ Место учёбы (класс), работы ______________________________________________ 1. Поставьте ударение в следующих словах : премировать, красивее, звонят, баловать, каталог, договор, документ, алфавит, торты, свёкла, квартал, километр, коклюш, углубить, щавель 2. Поставить ударение в каждом слове: понять – понял –поняли – поняла занять – занял- заняли – заняла создать - создал – создали – создала 3. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо Ко…ьба, чу…ствовать, уча…ствовать, праз…ник, учас…ник, труде…ик 1. Как Вы понимаете: Работать спустя рукава………………………………………………………… Зарубить на носу………………………………………………………………… Ловить ворон …………………………………………………………………. 1. Как правильно сказать? А) Выпил чашку чаю или выпил чашку чая _____________________________________________ Б) - Что ты чудишь? - Я вовсе не чу…._______________________________________________________________ В) – Ты побегдишь? - Я побег…. ____________________________________________________________________ 6. Дописать окончания, поставив существительные в Р.п. мн. ч. Ботинки - __________ армяне - ___________ яблоки -_______________ Носки - ____________ грузины- ___________ апельсины- ______________ Чулки - ______________ узбеки- ____________ граммы - _______________ Брелки - ______________ калмыки- __________ помидоры - _____________ 1. Подчеркните правильное слово: Мальчик (надел, одел) шарф и пальто. Сестра (надела, одела) младшего брата.
Тест 2. С какой целью употребляются слова: «ну», «чё», «это самое», «значит», «как его», «как это», «реально», «жесть, жестяк», «клёвый» Тест 3. Как часто Вы обращаетесь за помощью к словарям? 1. Каждый день раза в неделю 3. Не чаще 2-3 раз в месяц 4. Редко 5. Не обращаюсь 6. Не обращаюсь, так как не имею доступа к словарям 7. Затрудняюсь ответить Тест 4. Какие книги Вы читаете? 1. Учебники 2. Книги для подготовки к ЕГЭ и ГИА 3. Художественную литературу по программе 4. Научно-популярную литературу 5. Художественную литературу не по программе 6. Публицистическую литературу
Необходимо следить за своей речью и правильностью её произношения. Ведь это так важно – говорить и общаться с другими людьми правильно, подбирая слова и выражения. И первое, на что обращают внимание Ваши новые собеседники – ваша речь. Задумайтесь об этом!
« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И. С.Тургенев)