2 (И.С. Тургенев.) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 р. п. Тумботино Исследовательская работа по русскому.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Языковая норма Выполнили: Нифантова Алина Цырульникова Юлия.
Advertisements

«Как, умея говорить, Научиться разговаривать». Важнейший способ узнать человека… прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение.
В моде - правильная речь. Автор: Куколева Юлия, Автор: Куколева Юлия, ученица 8 класса ученица 8 класса руководитель: Моргун руководитель: Моргун Елена.
Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике правила употребления слов, словосочетаний и т.д.
Методический паспорт проекта по теме «Русский язык в произведениях классиков» Тема проекта тесно связана с изучением тем о русском языке в каждом классе.
В МУЗЕЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ 6 Зографское евангелие. Глаголица, XI век. Именно глаголицей в IX веке были написаны самые древние славянские.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ « БАЛАКОВСКИЙ МЕДЕЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ » ТЕМА : « НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО.
Как много в этом звуке…. Ты - выпускник, и предстоящий экзамен по русскому языку вызывает у тебя самые разные мысли и эмоции. Например,...
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Русский язык как развивающееся явление.. Цели урока: понимать, что язык - явление развивающееся, знать,как развивается язык; развивать речь; воспитывать.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
МОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа» Автор проекта: Дахина А.Ш., учитель русского языка и литературы 2011 КУЛЬТУРА РЕЧИ.
"Слово не воробей, вылетит - не поймаешь" Подготовила Еркина Мария, ученица 9 класса МОУ-СОШ пос. Чайковского Руководитель Борзикова Лариса Викторовна,
И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово... А.А. Ахматова Подготовила учитель русского языка Котова Марина Викторовна.
Русский язык – один из развитых языков мира Вводный урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода.
Исследовательская работа Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и их классификация Автор Касимова Алена (10 класс) Руководитель Подлужная.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Язык и речь. Признаки культурной речи. Урок русского языка в 10 классе Учитель русского языка и литературы МОУ Сампурской СОШ Сампурского района Тамбовской.
Работу выполнила ученица 10 класса МКОУ Уренокарлинской СОШ Карсунского района Ульяновской области Идиятуллова Лилия. Наставник: учитель русского языка.
Устойчивые выражения русского языка. Цель: Исследование происхождения, лексического значения и Употребления устойчивых выражений.
Транксрипт:

2 (И.С. Тургенев.) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 р. п. Тумботино Исследовательская работа по русскому языку. Выполнила работу: ученица 11 класса Ястребова Мария Руководитель: учитель русского языка Новосадова Надежда Васильевна.

Введение………………………………………………………………………………………3 Глава 1. Языковые нормы русского языка………………………………………………… Что такое языковая норма…………………………………………………………… Основные источники языковой нормы………………………………………… 1.3. Виды языковых норм и их нарушений………………………………………………. Глава 2. Определение уровня грамотности жителей п. Тумботино с помощью анкетирования………………………………………………………………………………… Уровень владения языковыми нормами…………………………………………… 2.2. Использование источников языковых норм………………………………………. Заключение………………………………………………………………………………….. Список литературы Приложения

О, бедный мой язык родной, О, прелесть русской речи чистой! Кто не глумился над тобой- Шпана, чиновники, лингвисты… Кто бедолагу не ломал, Не выворачивал, не мучил « Обл Егчить, н Ачать, взад, прин Ял, ПравЫ, сочу Йствовать, подкл Ючил». Ну, ладно б жулик, или вор, Иль алкаши и наркоманы, Но педагог, но прокурор, Но дикторы с телеэкрана!.. От сердца я хочу воззвать Ко всем, кто сын России верный: Пора не н Ачать, а нач Ать Язык наш очищать от скверны. Друзья, следите за собой, Когда по-русски говорите. Ведь это наш язык родной- Его для внуков сохраните! ***

Язык любого народа это его истори­ческая память, воплощенная в слове. Ты­сячелетняя духовная культура рус­ского народа своеобразно и неповторимо отразилась в русском языке, в его устной и письменной формах, в памятниках раз­личных жанров от древнерусских ле­тописей и былин до произведений совре­менной художественной литературы.

«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить еще многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей» (С. Я. Маршак. )

Подчиняется ли каким-то нормам наша речь? Всегда ли мы слышим вокруг себя правильную грамотную речь? А так ли необходимо соблюдать нормы русского языка?

изучить речь жителей п. Тумботино разного возраста, разных профессий и разного социального статуса и выявить, какие ошибки допускают люди и как они относятся к изменениям в сфере русского языка. речь некоторых социальных групп п. Тумботино ; грамотность жителей п. Тумботино, соблюдение ими языковых норм, отношение к изменениям в русском языке ;

общенаучные, общетеоретические (анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция); социологические (социологический опрос); математические (статистические, визуализации данных); эмпирические (наблюдение, сравнение)

Глава 1. Языковая норма (норма литературная) – это правила использования речевых средств в определённый период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

К основным источникам языковой нормы относятся: произведения писателей-классиков; произведения современных писателей, продолжающих классические традиции; публикации средств массовой информации; общепринятое современное употребление; данные лингвистических исследований

Фонетические нормы – это нормы произношения звуков современного русского литературного языка, постановки ударения в словах, соблюдение правильной интонации. Лексические нормы – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке

Словообразовательные нормы - определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи Нормы орфографии - это правила обозначения слов на письме.

Синтаксические нормы - предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и - шире - с целью и условиями общения.

Глава 2 Объектом исследования стали жители п. Тумботино: учащиеся старших классов МБОУ СОШ 2 люди разных профессий: учителя, продавцы, медики, технический персонал).

Тест 1. Просим принять Вас участие в нашем тестировании Ваш возраст, пол ________________________________________________________ Место учёбы (класс), работы ______________________________________________ 1. Поставьте ударение в следующих словах : премировать, красивее, звонят, баловать, каталог, договор, документ, алфавит, торты, свёкла, квартал, километр, коклюш, углубить, щавель 2. Поставить ударение в каждом слове: понять – понял –поняли – поняла занять – занял- заняли – заняла создать - создал – создали – создала 3. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо Ко…ьба, чу…ствовать, уча…ствовать, праз…ник, учас…ник, труде…ик 1. Как Вы понимаете: Работать спустя рукава………………………………………………………… Зарубить на носу………………………………………………………………… Ловить ворон …………………………………………………………………. 1. Как правильно сказать? А) Выпил чашку чаю или выпил чашку чая _____________________________________________ Б) - Что ты чудишь? - Я вовсе не чу…._______________________________________________________________ В) – Ты побегдишь? - Я побег…. ____________________________________________________________________ 6. Дописать окончания, поставив существительные в Р.п. мн. ч. Ботинки - __________ армяне - ___________ яблоки -_______________ Носки - ____________ грузины- ___________ апельсины- ______________ Чулки - ______________ узбеки- ____________ граммы - _______________ Брелки - ______________ калмыки- __________ помидоры - _____________ 1. Подчеркните правильное слово: Мальчик (надел, одел) шарф и пальто. Сестра (надела, одела) младшего брата.

Тест 2. С какой целью употребляются слова: «ну», «чё», «это самое», «значит», «как его», «как это», «реально», «жесть, жестяк», «клёвый» Тест 3. Как часто Вы обращаетесь за помощью к словарям? 1. Каждый день раза в неделю 3. Не чаще 2-3 раз в месяц 4. Редко 5. Не обращаюсь 6. Не обращаюсь, так как не имею доступа к словарям 7. Затрудняюсь ответить Тест 4. Какие книги Вы читаете? 1. Учебники 2. Книги для подготовки к ЕГЭ и ГИА 3. Художественную литературу по программе 4. Научно-популярную литературу 5. Художественную литературу не по программе 6. Публицистическую литературу

Необходимо следить за своей речью и правильностью её произношения. Ведь это так важно – говорить и общаться с другими людьми правильно, подбирая слова и выражения. И первое, на что обращают внимание Ваши новые собеседники – ваша речь. Задумайтесь об этом!

« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И. С.Тургенев)