Модернизация основных компонентов образовательной программы вуза на основе новой редакции ФГОС третьего поколения (ФГОС 3+) Семинар на базе РАНХиГС (Санкт-Петербург)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
Advertisements

О переходе на ФГОС ФЗ 273 «Об образовании в РФ» Квалификации определяются Министерством образования и науки РФ Высшее образование, уровни:
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВО Абакумова И.В. зав.кафедрой сервисных технологий.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Высшая школа экономики, Нижний Новгород, 2013 nnov.hse.ru 2013 год Изменения ОС НИУ ВШЭ, обусловленные ФЗ «Об образовании в РФ» 273 от г.
Р.Н. Салимов, начальник отдела лицензирования и аккредитации образовательных организаций «Осуществление образовательной деятельности в условиях нового.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
1 О совершенствовании порядка разработки образовательных программ высшего образования в ГУАП.
1 О состоянии нормативно- правовой базы в свете вступления в силу закона «Об образовании в РФ» И.М.Григорьев начальник Управления образовательных программ.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Особенности государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам Рощин С.Ю.
1 Педагогические работники. Мониторинг Новое в законодательстве год.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ДОК ДОКЛАД О КАЧЕСТВЕ 2013 ИТОГИ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2013 И ОСОБЕННОСТИ 2014 Бобылев Виталий Викторович начальник отдела федерального надзора в области.
Транксрипт:

Модернизация основных компонентов образовательной программы вуза на основе новой редакции ФГОС третьего поколения (ФГОС 3+) Семинар на базе РАНХиГС (Санкт-Петербург) 5-6 июня 2014 года

Новое в законодательной и нормативной базе Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от N 99-ФЗ, от N 120-ФЗ, от N 170-ФЗ, от N 203-ФЗ, от N 317-ФЗ, от N 11-ФЗ, от N 15-ФЗ, от N 84-ФЗ); Приказ Минобрнауки России от N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (с изменениями); Приказ Минобрнауки России от N 1059 "Об утверждении порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки"; Приказ Минобрнауки России от N 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки и специальностей высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет)»; Приказ Минобрнауки России от N 1367 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры";

Новое в законодательной и нормативной базе Приказ Минобрнауки России от "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) "; Положение о присуждении ученых степеней (утверждено постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842); Положение о присвоении ученых званий (утверждено постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2013 г. N 1139); Положение о докторантуре (утверждено постановлением Прави- тельства РФ от 4 апреля 2014 г. N 267); Приказ Минобрнауки России от N 248 "О Порядке и сроке прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" ; Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (вводится в действие с 1 июля 2014 г.);

Новое в законодательной и нормативной базе Приказ Минобрнауки России от N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"; Приказ Минобрнауки России от N 499 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (с изм.); Письмо Минобрнауки России от N "О дополнительном профессиональном образовании" (вместе с "Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования"); Письмо Минобрнауки России от N "О методических рекомендациях по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ";

Новое в законодательной и нормативной базе Постановление Правительства РФ от N 245 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ"; Письмо Минобрнауки России от «О таблице соответствия отдельных направлений подготовки высшего образования (аспирантура)»; Приказ Минобрнауки России от N 958 "Об утверждении Порядка создания образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций"; Приказ Минобрнауки России от N 1100 "Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним"; Приказ Минобрнауки России от N 186 "Об утверждении форм аттестатов о присвоении ученых званий профессора и доцента и технических требований к ним";

Новое в законодательной и нормативной базе Постановление Правительства РФ от N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности"); Постановление Правительства РФ от N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности" (вместе с "Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности"); Приказ Минобрнауки России от N 3 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год "; Приказ Минобрнауки России от N 233 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре".

Утвержденные ФГОС 3+ Приказ Минобрнауки России от N 124 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки Теология (уровень бакалавриата) "; Приказ Минобрнауки России от N 125 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки Теология (уровень магистратуры)"; Приказ Минобрнауки России от N 317 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки Теология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)"; Приказ Минобрнауки России от N 179 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки Управление интеллектуальной собственностью (уровень магистратуры)".

Проекты нормативных правовых актов Модернизированные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС 3+) по уровням образования; Примерные основные образовательные программы (экспертиза); Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования всех уровней; Порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам высшего образования; Приказы Минобрнауки России об установлении соответствия: направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) Номенклатуре специальностей научных работников; специальностей СПО (переходник). Разъяснения и письма Минобрнауки, Рособрнадзора. Ст. 108, ФЗ: переходный период ( ); мягкий режим; НПА, принятые ранее, в части, не противоречащей новому закону.

Информационные ресурсы

Ключевые направления модернизации новый перечень направлений и специальностей 9 областей образования; 57 укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (профессиональная область); 664 профессии, направления и специальности в системе профессионального образования; единый классификатор (по уровням образования); федеральные государственные образовательные стандарты приведение в соответствие с нормами 273-ФЗ; усиление ориентации на профессиональные стандарты и запросы работодателей; единые подходы к формулированию компетенций, качеству условий реализации программ, оценке результатов образования; сближение с европейскими подходами, сопоставимость с международными стандартами;

Ключевые направления модернизации прикладной бакалавриат (одна из двух квалификаций) компетенции по решению технологических задач в различных сферах социально-экономической деятельности; ориентация на конкретного работодателя (непосредственное участие в проектировании и реализации ОП, база практик); увеличение объема практик в структуре ОП (в 1,5-2 раза); встроенное дуальное обучение (присвоение квалификации рабочего или должности служащего; элементы сопряжения с программами СПО); В гг. – эксперимент (667), 49 ОУ, пилотные площадки по направлениям, КЦП. уровни профессионального образования среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Ключевые направления модернизации Дополнительное образование (подвиды): дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование. виды образовательных программ основные и дополнительные; основные общеобразовательные и основные профессиональные; основные профессиональные образовательные программы (среднего профессионального, высшего, профессионального обучения); образовательные программы высшего образования (бакалавриата; специалитета; магистратуры; подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке); дополнительные профессиональные программы (переподготовка и повышение квалификации). Право на одновременное освоение нескольких образовательных программ, а также на учет имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности.

Ключевые направления модернизации новые возможности реализации образовательных программ (электронное обучение, дистанционные образовательные технологии; сетевая форма; создание кафедр на производстве); «белая книга» ЭО, парламентские слушания инклюзивное образование (создание условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья); требования к оценке качества освоения ОП (студенты, работодатели, профессиональные стандарты, профессионально- общественная аккредитация (профессиональные стандарты); фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение запланированных результатов и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе; их экспертиза и сертификация.

Проблемное поле и мотивация Необходимость актуализации (разработки) локальных нормативных актов организации в связи с вступлением в силу 273-ФЗ (наименование, устав, лицензия, свидетельство, ); Государственная регламентация образовательной деятельности (лицензирование и постлицензионный контроль; государственная аккредитация; контрольно-надзорные процедуры в части соблюдения требований законодательства об образовании); Проблема гармонизации требований (методик расчета показателей и критериев) при проведении процедур внешнего контроля и оценки результативности деятельности организации (мониторинг, самообследование, аккредитация, надзор); Несовершенство (противоречивость) нормативных требований и отсутствие нормативно-методической документации по ключевым вопросам; трудности планирования и осуществления образовательной деятельности.

Задачи университетов в новых условиях разработка и утверждение новой редакции устава; переоформление лицензии и свидетельства о государственной аккредитации; актуализация (разработка) локальных нормативных актов по основным направлениям образовательной и научной деятель- ности (положения, правила, регламенты, инструкции и пр.); обновление реализуемых образовательных программ (учебные планы, рабочие программы дисциплин, модулей, практик и др.); разработка фондов оценочных средств по каждой реализуемой ООП (оценка сформированности заявленных компетенций на разных этапах обучения); апробация сетевой формы реализации образовательных программ (создание кафедр на производстве, объединение ресурсов, развитие академической мобильности); развитие электронного обучения, дистанционных технологий.

Нормативная база проектирования ОП Новый закон об образовании: Статья 2. Основные понятия Статья 10. Структура системы образования Статья 11. ФГОС и ФГТ. Образовательные стандарты Статья 12. Образовательные программы Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ Статья 16. Реализация образовательных программ с применением ЭО и ДОТ Статья 17. Формы получения образования и формы обучения Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы Статья 23. Типы образовательных организаций Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность организации Статьи Промежуточная и итоговая аттестация Статья 69. Высшее образование Статьи Государственная регламентация образовательной деятельности Статья 95. Независимая оценка качества образования

Порядок организации и осуществления ОД Определяет: общие требования к составу образовательных программ; порядок разработки и реализации ОП; вопросы организации образовательного процесса; контроль качества освоения образовательных программ. Образовательная программа: o общая характеристика (квалификация, виды ПД, профиль, планируемые результаты освоения, сведения о ППС); o учебный план (перечень дисциплин (модулей), практик, формы промежуточной и итоговой аттестации с указанием их объема в з.е., последовательности и распределения по периодам обучения; объемы контактной работы (по видам) и СРС (в часах); o календарный учебный график (периоды осуществления видов учебной деятельности и периоды каникул); o рабочие программы дисциплин (модулей) и программы практик, включая планируемые результаты обучения как этапы достижения результатов образовательной программы в целом;

Требования к составу ООП o оценочные средства для проведения итоговой аттестации; o методические материалы; o иные компоненты, включенные в состав ОП. Рабочая программа дисциплины (модуля): o наименование дисциплины; o перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП; o место дисциплины в структуре ОП; o объем дисциплины в з.е. с указанием количества часов контактной работы (по видам) и СРС; o содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием кол-ва часов и видов учебных занятий; o перечень учебно-методического обеспечения для СРС; o фонд оценочных средств для промежуточной аттестации; o перечень основной и дополнительной учебной литературы; o перечень ресурсов сети «Интернет», необходимых для освоения Д;

Требования к составу ООП o методические указания для обучающихся по освоению Д; o перечень информационных технологий, используемых по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости); o описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине; o иные сведения и (или) материалы на усмотрение организации. Программа практики: o указание вида практики, способа и форм ее проведения; o перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП; o место практики в структуре образовательной программы; o объём практики в з.е. и ее продолжительность в неделях (часах); o содержание практики; o указание форм отчётности по практике; o фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации;

Требования к составу ООП o перечень учебной литературы и Интернет-ресурсов, необходимых для проведения практики; o перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем (при необходимости); o описание материально-технической базы практики; o иные сведения и (или) материалы на усмотрение организации. Фонд оценочных средств в составе РПД и ПП: o перечень компетенций с указанием этапов их формирования; o описание показателей, критериев, шкал оценивания компетенций; o типовые контрольные задания или иные материалы; o методические материалы, определяющие процедуры оценивания. Фонд оценочных средств в составе ООП (итоговая аттестация): аналогичная структура требований по отношению к результатам освоения образовательной программы в целом. Общие требования к ООП: обновляемость, размещение на сайте организации, предъявление при лицензировании.

Требования к порядку реализации ООП o срок начала учебного года (по формам обучения); o каникулы в учебном году – не менее 7 недель (+после ГИА); o периоды обучения (учебный год (курс); семестр (триместр); период освоения модулей); o ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану (локальный документ; зачет (переаттестация, перезачет); повышение темпа освоения ОП; письменное согласие); o виды учебных занятий (занятия лекционного и семинарского типов, курсовое проектирование, консультации; СРС, иные); o контактная работа (плюс аттестационные испытания, иные виды (групповые и индивидуальные, аудиторные и внеаудиторные); o минимальный объем контактной работы, максимальный объем занятий лекционного и семинарского типов устанавливает организация (если нет во ФГОС); o инновационные формы учебных занятий (критериальное значение не установлено).

ФГОС 3+. Общие требования. Структура ООП сроки получения образования (в том числе, по формам обучения) o определяет ФГОС (типовое положение, запрет по формам) объем программы за учебный год (по формам обучения) o 60 з.е.; определяет вуз; ускоренное – не более 75 з.е. трудоемкость в зачетных единицах o исключена дробность; единый эквивалент 36 часов; единая трудоемкость для ГИА; присваивается всем компонентам ОП область, объекты, виды ПД и профессиональные задачи o основа проектирования ОП в логике результата требования к результату (компетенции) o ОК, ОПК, ПК // ППК (прикладной бакалавриат); упорядочены, сокращены, унифицированы в части ОК; уточнены формулировки компетенций; предусмотрена возможность выбора вида ПД в соответствии с профилем в соотношении с набором компетенций. требования к структуре o отсутствуют циклы и разделы (блоки), примерный перечень Д

Бакалавриат (Теология) Структура программы бакалавриата Объем программы в з.е. Блок 1Дисциплины (модули)219 – 225 Базовая часть 102 – 126 Вариативная часть 99 – 117 Блок 2Практики 9 – 15 Вариативная часть 9 – 15 Блок 3Государственная итоговая аттестация 6 – 9 Базовая часть 6 – 9 Объем программы бакалавриата 240

Магистратура (Теология)

Магистратура (Управление интеллект. собств.)

ФГОС 3+. Структура ООП o базовая часть (дисциплины (модули) и практики, установленные ФГОС (при наличии) или организацией; ГИА) (п.10 Порядка); o вариативная часть (отражает направленность (профиль) ООП, включает дисциплины, модули, практики, обеспечивающие углубление компетенций ФГОС или формирование дополнительных; o набор (наименование) дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС, с учетом примерной ООП; o дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, БЖ реализуются в рамках базовой части Б1, их объем, содержание и порядок реализации определяет организация; o дисциплины физической культуры и спорта (базовая часть – 72 час. (2 з.е.), вариативная 328 час. (0 з.е.); o дисциплины по выбору не менее 30% вариативной части Б1; o занятия лекционного типа – не более 30% объема ауд.часов Б1.

ФГОС 3+. Требования к условиям реализации Общесистемные требования o материально-техническая база (все виды подготовки, соответствие правилам и нормам безопасности, нормативы площадей 10 кв.м., приведенный контингент, коэффициент второй смены); o ЭБС, электронная библиотека и электронная информационно- образовательная среда; возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории организации, так и вне ее; o лицензионное программное обеспечение (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению); в случае применения ЭО, ДОТ – удаленный доступ к использованию ПО, либо предоставление обучающимся лицензий); o в случае реализации программы в сетевой форме (или кафедры на производстве) требования обеспечиваются совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями-участниками;

ФГОС 3+. Требования к условиям реализации Общесистемные требования o квалификация руководящих и научно-педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам должностей и профессиональным стандартам (при наличии); o доля штатных научно-педагогических работников (в ставках) не менее 50% (магистратура – не менее 60%) от общего числа НПР (значение устанавливает ФГОС); o среднегодовое число публикаций за период реализации программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работников (в ставках) – не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных "Web of Science" или "Scopus", и не менее 20 в журналах, индексируемых в РИНЦ; o среднегодовой объем финансирования НИР на одного НПР (ставки) – не менее величины аналогичного показателя мониторинга на текущий период.

ФГОС 3+. Кадровое обеспечение доля НПР (ставки), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины – не менее 70% (показатель различается по уровням ВО); доля НПР (ставки), имеющих ученую степень и (или) ученое звание – не менее 60% (бакалавриат); 70% – научно- исследовательский или научно-педагогический; 50% – организационно-управленческий или консультационно- экспертный вид ПД (магистратура); доля работников (ставки) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) программы бакалавриата (стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) – не менее 10%; 10% – научно-исследовательский или научно-педагогический; 20% – организационно-управленческий или консультационно- экспертный вид ПД (магистратура); отдельные требования к руководителю программы магистратуры.

ФГОС 3+. Материальная база Материально-техническое обеспечение o минимально необходимый перечень специализированных учебных аудиторий (лабораторий), оборудования устанавливает ФГОС в зависимости от уровня, направленности (профиля) ОП; o стандартное требование – наличие помещений для СРС, оснащенных компьютерами с выходом в Интернет; Учебно-методическое обеспечение o индивидуальный неограниченный доступ к одной или нескольким ЭБС (электронным библиотекам), содержащим все обязательные и дополнительные издания учебной, учебно-методической и иной литературы, перечисленные в РПД и ПП; o в случае неиспользования ЭБС (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями – не менее 50 экз. каждого из изданий основной литературы, перечисленной в РПД и ПП, и не менее 25 экз. (50) дополнительной литературы на 100 обучающихся;

ФГОС 3+. Учебно-методическое обеспечение o допускается использование литературы со сроком первого издания не более 5 лет до момента начала обучения по дисциплине (модулю), за исключением дисциплин (модулей), направленных на формирование ОК и ОПК (Теология бак. – исключено); o допускается использование литературы со сроком первого издания не более 15 лет до момента начала обучения по дисциплине (модулю), за исключением дисциплин (модулей), направленных на формирование ОК и ОПК (п Теология маг.); o доступ к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам (состав определяется в РПД и подлежит ежегодному обновлению); o обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.