А.Ф. Суров Начальник правового управления, кандидат юридических наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заседанию Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности года Июнь 2012 Роль национальных объединений в системе.
Advertisements

11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
МАЙ 2011, Смоленск СРО – 2011 РОЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕИМУЩЕСТВА создания саморегулируемых организаций в различных отраслях промышленности.
Cаморегулирование как механизм государственного регулирования Председатель общественного движения Воронова Марина Владимировна Красноярское региональное.
Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики.
Роль саморегулирования на фармацевтическом розничном рынке Докладчик: Неволина Е.В., Исполнительный директор НП «Аптечная гильдия»
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» Статья 2. Понятие саморегулирования 1. Под саморегулированием понимается.
Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
1 Доклад Апрелева К.Н. Совета ТПП РФ по СРО г.Москва, ИЮЛЬ 2012 г. К вопросу 3 «Национальные объединения – как недостающее звено эволюции системы саморегулирования»
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
1 Задачи общественных организаций по решению проблем развития института налогового консультирования Ирина Индина Директор ОО «Палата налоговых консультантов»
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ Вязьмина О.В. МВА Антикризисный менеджмент
Роль бизнес-ассоциаций в гражданском обществе или почему предприниматели объединяются Киев, декабрь 2010 г.
Концепция саморегулирования (Общие положения) «Презумпция негосударственного регулирования» - основной принцип административной реформы.
Роль Профсоюза при формировании новых систем оплаты труда.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
ТЕМА 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 2. Государственное управление стандартизацией.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Роль научной общественности в развитии саморегулирования в отраслях экономики Роль научной общественности в развитии саморегулирования в отраслях экономики.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Транксрипт:

А.Ф. Суров Начальник правового управления, кандидат юридических наук, доцент

Саморегулирование в системе рыночных отношений в Западной Европе предшествовало государственному регулированию. * в Средние века купцы и представители обрабатывающей промышленности почти в каждом городе разделялись на корпорации. * столкновения и споры, возникавшие между их членами, большей частью по поводу торговых отношений, составляли предмет рассмотрения внутри корпораций. Это привело к развитию особого обычного права для каждой корпорации. * наиболее выдающиеся решения записывались в книги – «статуты». * сборники решений отдельных корпораций – это то, что сегодня называется «правилами саморегулируемых организаций» 2

Имеется законодательство в отношении саморегулируемых организаций на рынке финансовых, рекламных, медицинских услуг и юридической помощи. Главным образом нормативные правовые акты устанавливают требования к разрешению споров и реагированию на жалобы потребителей. 3 В развитых зарубежных странах действует как корпоративное саморегулирование, так и саморегулирование путем создания профессиональных ассоциаций и союзов специалистов

Механизмами саморегулирования в развитых экономиках являются, в первую очередь, обычаи делового оборота и односторонние (добровольные) акты хозяйствующих субъектов, например, кодексы корпоративного управления. Механизмы саморегулирования реализуются в таких организационных формах, как: * саморегулируемые рынки (например, биржи); * саморегулируемые организации, осуществляющие регулирование в отношении отдельных видов (отраслей) предпринимательской деятельности – «корпоративные регуляторы» (рекламная деятельность); * саморегулируемые организации для отдельных профессий – «профессиональные регуляторы» (врачи, аудиторы, оценщики, арбитражные управляющие, адвокаты, нотариусы, архитекторы и т.д.). 4

Основными признаками саморегулирования для бизнеса и профессиональной деятельности является создание и поддержание: * во-первых, правил и стандартов профессиональной деятельности, деловой этики и практики отношений с клиентами, включая санкции за их нарушение; * во-вторых, механизмов внесудебного разрешения споров между членами такого объединения и потребителями; * в-третьих, механизмов возмещения ущерба, причиненного клиентам. Создание саморегулируемых организаций в рыночном смысле направлено на сглаживание «позиционного» конфликта в звене потребитель производитель 5

Саморегулирование обеспечивает наилучшие результаты, когда оно осуществляется в рамках действия соответствующего законодательства, которое призвано выступать в роли последнего рычага воздействия, если усилия собственно саморегулируемой организации срабатывают не в полной мере. Наличие внутренних стандартов качества работы членов саморегулируемых организаций, требования которых, как правило, не ниже, а выше тех, которые предъявляются государством, значительно повышает конкурентоспособность членов саморегулируемых организаций на рынке. 6

Cоздан в соответствии с законом 1858 г. Объединяет около 200 тыс. практикующих врачей Аналогичные организации созданы для фармацевтов, вспомогательного медицинского персонала, представителей отдельных медицинских профессий (дантистов, физиотерапевтов и т.п.). В задачу входит: установление стандартов профессиональной деятельности; мониторинг соблюдения этих стандартов членами организации, применение санкций за нарушение стандартов; работа с жалобами потребителей и разрешение споров; ведение реестра членов. В Национальной службе здравоохранения (National Health Service, NHS) могут работать только члены созданной по закону организации саморегулирования. Для членов установлены специальные титулы. General Medical Council (GMC)

BBB основана в 1912 году как некоммерческая негосударственная организация Миссия BBB – формирование этического рынка, где покупатели и продавцы доверяют друг другу, а также завоевание лидерства в продвижении marketplace доверия, путем: Установления стандартов для marketplace доверия Поощрения и поддержки лучших практик путем привлечения и информирования потребителей и бизнеса Празднование рынке ролевых моделей Выявление и устранение некачественных marketplace поведение Создание сообщества доверия бизнеса и благотворительных организаций ВВВ создана эффективная система контроля за соблюдением этических принципов в рекламе Бюро совершенствования деловой практики (Council of Better Business Bureaus) (ВВВ) (

"Council of Better Business Bureaus" -разработала документ Code of Online Business Practices, включающий требования для защиты персональных данных (privacy), -Создала эффективную систему третейского разрешения споров

BBB видит доверие как функция двух основных факторов - целостности и производительности. Целостность включает в себя уважение, этика и намерения. Спектакль говорит о том, что бизнес-опыт достижения результатов в соответствии с BBB стандартов и/или решении проблем клиентов своевременно, должным образом. BBB осуществляет аккредитацию, рассматривая её как честь, и не каждый субъект бизнеса имеет на неё право. Предприятия, которые соответствуют нашим высоким стандартам приглашаются искать BBB аккредитации., имеет взаимно поддерживающие отношения с: Национальные Партнеры Национальные Партнеры - около 200 организаций, которые являются лидерами в своих отраслях, а доля в приверженность корпоративной ответственности и идеалы BBB. BBBsBBBs независимых организаций по всей Северной Америке, которые служат аккредитацию BBB бизнеса и потребителей в их местных общинах.

В Better Business Bureau (BBB), основанная в 1912 году, BBB собирает и предоставляет бесплатный бизнес отзывы на более чем 4 млн предприятий, более 100 миллионов запросов от потребителей в 2012 году. BBB-сайте место среди топ-300 самых посещаемых сайтов в США. BBB выступает в качестве посредника между потребителями и предприятиями, обработки почти 1 млн. потребительских споров в отношении субъектов предпринимательства в 2012 году. BBB также оповещения общественности мошенников, отзывы рекламы, а также оказывает помощь при пожертвовании на благотворительность. Чтобы избежать предвзятости, политика BBB воздерживаться от рекомендаций или одобрения какого-либо конкретного бизнеса, продуктов или услуг

Бизнес-Потребительский Альянс «Бизнес-потребительский Альянс» тесно сотрудничает с государственными органами, чтобы помочь им в выявлении предприятий, которые участвуют в мошеннических, незаконных или других действий, которые нарушают государственных или федеральных законов или правил. БКК будет предоставить информацию следователям из государственных органов, что будет способствовать как выявлению и привлечению к ответственности лиц, занимающихся подобной деятельностью. В некоторых случаях, специальные полномочия, которые позволят людям, работающим на государственных ведомств доступ к нашей обширной базе жалобу записей.

HVDB официально провозглашает своей целью «оказание влияния на бундестаг и федеральное правительство в процессе выработки рамочных условий налогообложения, конкуренции и предпринимательства», а также «выступает за инвестиционную политику в соответствии с потребностями федерации, земель и округов», «борется за честное и прозрачное распределение общественных строительных контрактов» и, кроме того, «представляет интересы строительных предприятий при разработке законов о строительном подряде и договорах о строительстве на национальном и европейском уровнях, отстаивает улучшение законодательной и экономической базы для германских строительных фирм за рубежом, представляет германскую строительную промышленность в отношениях с органами ЕС и в Европейском строительном союзе». В составе ассоциации, помимо отделов общественной политики, техники, экономического права и социальной политики, создано специальное управление по правительственным и парламентским связям, бюро зарубежной деятельности и имеется официальное представительство при Евросоюзе. Главный союз немецкой строительной промышленности (HVDB)

Организована система подготовки кадров: Материальная сторона обучения рабочих кадров решена в Германии на законодательном уровне – каждое предприятие обязано отчислять 2,3% от фонда заработной платы в специальную «кассу», из которой потом оплачивается обучение студентов. Такое решение было принято 40 лет назад и записано в Тарифно-правовом соглашении между Союзом Германской строительной промышленности и профсоюзами. Более того, отчислять деньги в эту кассу обязаны все предприятия без исключения, даже те, что не являются членами Союза. Создана ЭЛЬВИРА ЭЛЬВИРА значит Elektronisches VerbandsInformations-, Recherche и Analysesystem. ЭЛЬВИРА онлайн Verbandsinformation для Исследования baustatistischer данные, Союзом Немецкой строительной промышленности. ЭЛЬВИРА служит для создания экономики, структурного анализа, а также в качестве основы для решения.

15 Институт гражданских инженеров – это крупная профессиональная некоммерческая организация ( рег ; рег. SC [Шотландия]), которая занимается продвижением и развитием деятельности в области гражданского строительства По мнению института гражданские инженеры составляют «сердцевину общества», обеспечивая его постоянное развитие через знания, умения и профессиональный опыт Институт является квалификационным органом, центром обмена профессиональными знаниями и поставщиком ресурсов для поддержки инноваций и достижения высшего профессионального уровня по всему миру. (

Федерация мастеров строителей (FMB) - это одна из крупнейших в Великобритании ассоциация торговли в строительной отрасли, с национальными офисами в Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе, поддерживаемых дополнительных региональных офисов. ФЕДЕРАЦИЯ МАСТЕРОВ СТРОИТЕЛЕЙ ( FMB ) Основана в 1941 году для защиты интересов малых и средних строительных фирм. FMB является независимым и некоммерческим, объединением, непрерывно лоббирующим интересы своих членов на национальном и местном уровнях. FMB - это источник знаний, профессиональной подготовки и поддержки для строительных фирм по всей Великобритании. FMB обеспечивает практические советы и поддержку широкой общественности 16

КОДЕКС ЭТИКИ FMB 17

СОЮЗ МАСТЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ (Австралия) Членами Союза являются более строителей, субподрядчиков и смежных специалистов отрасли 18 Члены Союза обеспечиваются широким и эксклюзивным спектром услуг и преимуществ, таких как консультация специалиста по техническим вопросам, юридическим вопросам, безопасности и гигиены труда, трудовых отношений и многое другое.

В качестве мастера-строителя, вы будете иметь доступ к различным отраслевых мероприятиях, таких как сведения ночи, форумы, промышленности обедов и конференций и т.д. Членство также даст вам доступ к широкий спектр практических курсов, и помощь в том, чтобы стать зарегистрированным разработчиком. Постоянно быть в курсе проблем, которые влияют на ваш бизнес, с помощью мастера-строителя, журнал, новости, циркуляры, уведомления по электронной почте. Мастер строителей 19

Национальная ассоциация женщин в строительстве ( NAWIC имеет международные филиалы в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке и в Соединенном Королевстве Национальная ассоциация женщин в строительстве изначально создавалась как женщины в строительстве Форт Уорт, штат Техас. Шестнадцать женщин, работающих в строительной отрасли, основали Ассоциацию в 1953 году. Зная, что женщины составляли лишь малую долю строительной индустрии, основатели организовали NAWIC создать сеть поддержки. Ассоциация женщины в строительстве Fort Worth была настолько успешной, что она обрела свою национальную хартию в 1955 году и стала Национальной ассоциацией женщин в строительстве. Сегодня, NAWIC предоставляет своим членам возможности для профессионального развития, обучения, взаимодействия, тренинг лидерских качеств, интересов государственной службы и многое другое. 20

The European Advertising Standards Alliance (EASA) является единственным авторитетным Объединением по вопросам саморегулирования в рекламе и пропагандирует высокие этические стандарты в области коммерческих коммуникаций посредством эффективного саморегулирования, учитывая национальные особенности культуры, юридической и коммерческой практике. Эти стандарты внедряются, например, через EASA рекламного саморегулирования, Устава и EASA рекомендацииEASA рекламного саморегулирования, УставаEASA рекомендации

Зарубежный опыт показывает, что саморегулирование бизнеса может быть эффективной альтернативой государственному вмешательству в экономику. Саморегулирование может обеспечить снижение государственных расходов на регулирование, большую гибкость и больший учет интересов участников рынка. С другой стороны, организации саморегулирования могут существенно ограничивать конкуренцию, создавая барьеры входа на рынок и игнорируя интересы аутсайдеров. Поэтому использование института саморегулирования, как альтернативного государственному регулированию способа преодоления провалов рынка, требует определения условий, при которых развитие саморегулирования возможно и оправдано с точки зрения интересов участников рынка и общественных интересов. 22

* функционирование саморегулируемых организаций регулируется как отраслевыми законами, так и общими нормами права. Единый закон об основах их деятельности не существует * саморегулирование чаще всего используется в узких специфических областях профессиональных знаний (рынок ценных бумаг, рекламные услуги, юридическая деятельность, медицина, риэлтерские услуги, защита персональных данных и др.) * Участники рынка создают/присоединяются к организации саморегулирования в том случае, если издержки, связанные с таким присоединением (как прямые – уплачиваемые членские взносы, так и косвенные – издержки, связанные с соблюдением правил организации), ниже выгод, получаемых от участия в подобной организации. 23

Существуют структуры, подобные саморегулируемым организациям, но официально не зарегистрированные в этом статусе, которые действуют в форме добровольных профессиональных ассоциаций и объединений и являются неприбыльными организациями; Саморегулирование не может подменять собой правовое принуждение, но выступает его важным дополнением и должно быть ограничено законом о конкуренции; Саморегулирующие инициативы европейских компаний в различных секторах бизнеса, так же как и профессиональных групп, средство конкурентного достижения цели в «мегарегулирующем» окружении; Любая добровольная и не имеющая принудительного механизма саморегулируемая система может быть неэффективной Регулирование корпоративного управления в странах гражданского права, полагающееся на добровольное принуждение, в последние годы показало свою недостаточную эффективность и заменяется государственными регуляторами (Великобритания, Германия, США и др.) 24

Если мы хотим чему-то всерьез научиться на зарубежном опыте, имеет смысл обращать внимание не столько на формы организации, сколько на многостороннее содержание той миссии, которую в европейских странах выполняют отраслевые ассоциации. Самоорганизация в отрасли сильна не только самостоятельностью, которая сама по себе не избавляет от всех проблем, но – как видно на германском примере – еще и высочайшей ответственностью, которая проистекает из ее духовной составляющей. Термин «чувство собственного достоинства» в применении к отраслевым интересам звучит сильнее стереотипных жалоб и претензий. Прежде чем завидовать опыту европейских соседей, полезно обогатить аналогичными понятиями собственный отраслевой язык. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Национальное объединение строителей Контакты: тел/факс 8(495) , эл. почта

Институт саморегулирования в сравнении с прямым государственным регулированием обладает следующими основными преимуществами: * применение механизмов имущественной ответственности, в том числе, страхование членами саморегулируемой организации ответственности и иных связанных с выполнением работ и оказанием услуг рисков и формирование компенсационного фонда СРО как механизма коллективной субсидиарной ответственности членов такой организации; * развитие механизмов стандартизации предпринимательской и профессиональной деятельности, возможность выбора и применения принципов регулирования, в наибольшей степени подходящих потребностям конкретных отраслей; * организация сравнительно более оперативного и предметного контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций; * развитие механизмов работы с жалобами третьих лиц и внесудебного урегулирования споров в рамках саморегулируемых организаций. 27

Функции 1-5 являются функциями контролера (регулятора). Отсутствие какой-либо из указанных пяти функций свидетельствует о том, что ассоциация бизнеса не является организацией саморегулирования. Выполнение функций 6 и 7 носит производный характер и, вообще говоря, они могут отсутствовать в институте саморегулирования. В то же время они, как правило, присутствуют в действующих организациях саморегулирования. 28