06.03.20151 Буквица Буквица Особыйвид книжной графики Особый вид книжной графики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей художественная школа г.о.Железнодорожный Канунникова Татьяна Александровна.
Advertisements

Графика кириллицы и её изменения Выполнила: Лескова Мария, учащаяся 10 класса «Б». МОУ-гимназия г. Переславля-Залесского, 2005.
Основы православной культуры Разработала учитель ОПК МБОУ СОШ д. Мокшино Данилова Т.Н г.
Презентацию подготовила преподаватель художественного отделения МБОУ ДОД Новоспасская ДШИ Бадигина Т. Г.
Босак И.Н Учитель технологии, ИЗО МОУСОШ 52 пгт Ильского МО Северский район.
Интегрированный урок, посвящённый Дню славянской письменности и письменности и КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРЫ 7 класс 7 класс Подготовили: -учитель литературы Тюленева.
Арзамасцева Елизавета Учащаяся 8 В класса МОУ «Гимназия 44 г.Твери»
Государственное образовательное учреждение Центр образования города Москвы 1481 ПРОЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ РУКОПИСНЫ Е КНИГИ Бовина Марина Викторовна, учитель.
На Востоке писали на бамбуковых дощечках, на Руси – на бересте, в Египте, Греции и Риме – на папирусных свитках.
Возникновение древнерусской литературы. Древнерусская литература возникла в XI в. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Древние образы в народном искусстве» I четверть.
Первая в мире исписанная береста была обнаружена в 1951 году в Великом Новгороде, на Неревском раскопе, на древней мостовой Холопьей улице в слоях
ИСКУССТВО КНИГИ Урок графики : « Эскиз буквицы и концовки как вариации на тему старославянской письменности»
Средневековые книги Изобретение книгопечатания. Искусство рукописной книги При больших монастырях были созданы мастерские, в которых монахи переписывали.
День славянской письменности и культуры Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. В память о великом подвиге братьев.
«Остромирово Евангелие» - древнейшая из сохранившихся русских рукописей Новгород гг. Российская национальная библиотека Санкт-Петербург.
Первые книги, состоявшие из длинных свитков папируса, появляются в Египте, откуда около VII в.дон.э. этот способ писания переходит в Грецию и потом в.
2007 г. История хранения информации в письмеённой форме уходит в глубь веков.
Изобразительное искусство. 3-й класс. Урок 24. © ООО «Баласс», 2014.
Транксрипт:

Ббббббуквица Ббббббуквица Особыйвид книжной графики Особый вид книжной графики

И стория и современность И стория и современность В глубину веков Ббббббуквица или иинициал ? Художники книги Поиграем в буквы

В глубину веков Буквицы были известны давно - они украшали страницы рукописных книг еще с раннего российского (IХ в.) и до-российского периода. Эти заглавные буквы употреблялись только в начале абзаца. Большая прописная буква, искусно, затейливо разрисованная и мастерски украшенная красками из порошка изумрудов и рубинов, являлась произведением искусства и никогда не повторялась.Буквицы часто выполняли красной краской. Отсюда ведет свое происхождение термин «красная строка». Весь последующий текст абзаца писался только маленькими буквами. Ббббббуквица является не просто украшением произведения, но и отражает тему (где-то - тайный смысл) работы.

Р укописные книги Все рукописные книги переплетались, или, как тогда выражались, «крылись». Переплеты изготовляли из деревянных досок, которые обтягивали кожей. Часто вместо кожи употребляли парчу, узорчатый бархат, атлас и другие дорогие ткани. Поверх кожи для предохранения переплета от порчи и для украшения прикрепляли металлические бляхи - жуки или жуковины, угольники, средники. Переплеты некоторых роскошных рукописей заключали в золотые и серебряные оклады. Верхнюю крышку переплета порою украшали драгоценными камнями, жемчугом. Оформляли книгу замечательные мастера, среди них великие художники XIV в. - Феофан Грек и Андрей Рублев. Им приписывают создание четырех шедевров искусства русской книги конца XIV - начала XV в. - Евангелий, названных позднее по именам заказчиков и владельцев - бояр Федора Кошки, Богдана Хитрово и Бориса Морозова.

О ткрываем книгу Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Яркие разноцветные буквицы, коричневые столбцы текста в сочетании с розово- желтыми полями пергаментного листа вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства. Наряду с ббббббуквицами, художественным оформлением книг являлись заставки - графические декоративные или сюжетные изображения в начале главы или крупного раздела книги, перед текстом,а также- концовки и миниатюры-выполненные от руки иллюстрации.

Б бббббуквица- чертеж мира Аз Буки ВедиГлаголь ДоброЕсть Живете ЗемляИ Како Люди. Мыслете Мыслете ОнПокой РцыСлово Твердо Ук Ферт Х Цы Червь Начертания букв славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров... Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. И хотя для большинства современных читателей буква есть буква, пусть даже декоративно украшенная, для древнерусского книжника понятие декоративности было чуждым. Он не просто украшал букву орнаментом, он, прежде всего, передавал и украшал мысль. Он не считал букву просто обозначением звука, для него очень много значило само начертание, которое таило в себе чертеж мира.

Б бббббуквица - нравоучительное слово Аз - первая буква алфавита, причудливый зверь-птица. В древнерусской культуре эта буква имела особое значение. От нее произошло само название - азбука, кроме того, эта буква символизировала начало всех начал. Буки - олицетворяет собою второе место, поэтому фигурка человека будто сдерживает движение; человек словно вплетен в природную вязь трав, деревьев. Добро - само название говорит за себя и равнозначно слову "добро". Буква ассоциируется с образом царя Давида - поэта, псалмопевца. В Древней Руси этот образ пользовался большим уважением, он призывал к стойкости и торжеству духа над повседневными тяготами. Веди - в глубине мира, в сплетении всего живого изображена маска в царственном головном уборе, погруженная в глубокие размышления. Маска - символ тайны, которая окружает знание (знать - ведать). Ббббббуквица Люди (из Евангелия XIV века) изображена в виде Ловчего, который закалывает кабана, символизирующего низменные побуждения людей Глаголь - такое изображение четвертой буквы алфавита символизирует центральное положение человека, его особую решающую роль в природе, в мире. Усваивая азбуку,человек не только запоминал буквы, но и размышлял о смысле, заложенном в названиях букв. Многообразие этих смыслов плодотворно сказалось на художественном оформлении буквиц.

Б бббббуквица - нравоучительное слово Рцы воспроизведена в виде бирюча новгородского веча,трубящего в рог, в руке у него жезл с шариками, символизирующими трилистник мудрости. О чем он трубит, о чем возвещает? Буква Рцы означает одновременно глагол повелительного наклонения «рцы» : значит говори. Это призыв к изречению премудрости. Символ премудрости, трубящей в рог и созывающей слушателей: говори и слушай премудрость. Есть - такое изображение буквы символизирует жадное поглощение мудрости, жажду познания. Земля - это изображение восходит к образу цветущей земли, на которой произрастают не только цветы и деревья, но и человеческая жизнь. Ббббббуквица Мыслете из псалтыри XIV века.Эта ббббббуквица представляет собой изображение двух рыбаков с богатым уловом рыбы в сети (сеть по- старославянский - мрежи). Сюжет этот перекликается с евангельским событием о призвании апостолов Андрея и Петра, бывших когда-то ловцами.Мудрец, ловящий мысль, подобен рыбаку, забрасывающему сеть. Между рыбаками- мыслителями идет спор. Левый рыбак говорит: «Потяни, корвин сын»; правый отвечает: «сам есть таков». Но сеть посередине уравновешена – это символ истины, рождающейся в споре. Живете (по-древнеславянски жизнь значит "живот"). Из центра фигуры, напоминающей человека, переплетенной с древом жизни, расходятся вверх вправо и влево две вылетающие птицы. Все живое переплетено в единый бесконечный узор.

Б бббббуквица - украшение мысли В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них приготовлялась краска, и доныне не смываемая, не тускнеющая. Но как бы ни были дороги материалы, из которых творились буквицы, еще дороже для нас само их начертание, говорящее о безграничной талантливости русского человека, о силе его воображения, а также о том, как наш далекий предок представлял себе мир и каким старался воплотить его в своем творчестве.

Б бббббуквица - лист на дереве жизни Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Они еще не стали книжными типографскими серийными знаками. Каждая ббббббуквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.

С тили книжных украшений В древних рукописных книгах несколько орнаментных стилей. Cтаровизантийский (или растительный - ) орнамент ХI-ХII вв. Этот стиль отличается простотой и естественностью в изображении растений,переплетенных геометрическими фигурами (кругами, квадратами, ромбами и т.д.).На заставках и ббббббуквицах также встречаются изображения птиц, животных,человеческих лиц и фигур.

О остромирова Е евангелие Буквицы Оостромирова Евангелия ( )-одной из первых рукописных книг Руси- также можно отнести к старо византийскому стилю.Буквицы - самая замечательная особенность художественного оформления Оостромирова Евангелия. Каждая из них оригинальна, отличается особым рисунком и комбинацией цветов. Загадочными для исследователей остаются восточные черты в рисунке заглавных букв, изображающих головы хищных птиц, фантастических химер - крокодилов и саламандр. В сложный орнамент удивительно вписаны и человеческие лица. Фон этих причудливых буквиц в оригинале исполнен золотом..

С тили книжных украшений Орнамент ХIII-ХIV вв. известен под названием тератологического или «чудовищного» (от греческого слова «террас», «тератом»- чудовище. Для этого стиля характерны изображения фантастических зверей и птиц (драконов, змей, грифонов), а также людей, перевитых сложными сплетениями ремней или ветвей.

С тили книжных украшений Конец XIV - начало XVI века --- время господства в русской книге невизантийского стиля (стилизованное изображение растений на золотом фоне в геометрически правильных прямоугольных рамках) и «жгутоватого» плетеного (балканского) стиля.

Б бббббуквица или И инициал ? Иинициал и ббббббуквица не совсем одно и тоже. Ббббббуквица - производное от слова «буква», а иинициал, как первоначальная буква имени от латинского иинициал (initialis - начальный). Но самое главное отличие - в том, что ббббббуквица может существовать только в книге - настолько органична их связь, а иинициал может украшая, обозначать принадлежность многих других предметов владельцу начальной буквы- иинициалу.

Иинициалы Сравнивая древнерусские книги с западно-европейскими, можно заметить существенные различия в их оформлении.Текст, орнамент полей, иинициал,иногда превращающийся в сюжетную сцену, соединялись в манускрипте в неделимое декоративное целое. Здесь нет подтекста, тайного смысла буквиц. г «Бегство в Египет»; Paris, около 1420 г Прекрасный часослов герцога Беррийского г. Бревиария Амвросия. ок г.

Иинициалы В литургических книгах текст группировался так, чтобы во время службы можно было быстро найти нужное место, а начало каждой части текста стали отмечать иинициалом. Этот прием деления текста на смысловые части стал применяться затем и в книгах светского содержания. Иинициалы; Sudwest-, около 1200 г. Иинициалы; Sudwest- deutschland, около 1200 г. Псалтырь с календарем; XIIIв. «Вознесение девы Марии»; Nordostl, Frankreich, 1288 г

Иинициалы Нередко богато декорированным иинициалом занимали целую страницу. Текст на таких страницах был очень коротким, иногда состоял из одного лишь слова. Подобные иинициалы-страницы можно считать ранними предшественниками книжного титула. «Госпожа Вселенная»; Osterreich, 1414 г. Иинициалы; Reichenau, около 980 г. Иллюстрация к Библии Иона. «Родословная Христа»; Bayern, около 1430 г.

Иинициалы Расцвет иинициала в Западной Европе относится к раннему и позднему средневековью. По изысканности исполнения и тонкости вкуса книги того времени –манускрипты, ничуть не уступали ювелирному изделию. «Царь Давид»; Salem, 1493 г. «Молитва царей»; Salem, Uberlingen, около от и до 1597/99 гг. Троичный солнечный диск; Regensburg, около 1490 г.

Иинициал –почерк эпохи В XV веке в первых печатных книгах уже стали появляться одноцветные иинициалы, основанные на гармонии черной краски и белого фона бумаги. Ренессанс стал второй эпохой расцвета в истории иинициала. Графикой иинициала занимаются такие крупные мастера, как П. Веронезе, Урс Граф, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн младший, Жоффруа Тори, Жан ле Ройе и др. В XVI в. очень распространены иинициалы, заключенные в рамку. Их делали обычно черными.

Иинициал – почерк эпохи Формы некоторых иинициалов развиваются подобно росчерку пера, свободно и размашисто. Очень часто в таком размашистом и богатом «танцующими» линиями иинициале буква остается почти незаметной. Иинициалы стиля барокко были перегружены игривой орнаментикой. В эпоху классицизма исчезает всякое украшение иинициала, и он принимает вид обычной, несколько укрупненной прописной буквы. Стремление к простоте и рационалистической ясности решений, характерное для классицизма, привело к оформлению книги только типографским материалом, с помощью которого и стремились достигнуть гармонии и красоты книжных элементов.

Иинициалы Иинициалы А. Терце представляют из себя целую серию - «Мир артиста» - Милан 1902 г.

Иинициалы Серия иинициалов Г. Фиорини – «Букеты» (1900 г.)

Иинициалы Серия иинициалов А. Дандреа «Memento more» 1900 г.

Х удожники книги И. Билибин.- признанный мастер оформления книги и верный продолжатель русских национальных традиций в искусстве.Здесь можно увидеть его буквицы к «Сказке о царе Салтане»(1905 г.), «Василисе Прекрасной»(1900 г.), «Царевне- Лягушке»(1899 г.), к статье А. Успенского «Древнерусская живопись» 1906 г., к роману А. Толстого «Петр Первый»(1937 г.)

Буквицы М.В. Добужинского к «Тупейному художнику» Н. Лескова(1921 г.) и А.Н. Бенуа – к «Азбуке в картинках»(1904 г.) и к «Истории живописи всех времен и народов». Х удожники книги

Х удожники книги Буквицы - гравюры В.А.Фаворского к «Поморским сказкам» К.Шергина(1957 г.)

Х удожники книги Буквицы замечательной художницы Т.Мавриной к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказке о царе Салтане» и ее «Сказочной азбуке».

Х удожники книги

Поиграем в буквы Детские работы, в которых содержание сказок помещается внутри буквы. «Зима и Весна» «Кот в сапогах» «Колобок» «Лиса и заяц» «Буратино» Буквицы к басням И.Крылова «Лиса и виноград» и «Свинья под дубом»

Поиграем в буквы «Праздничные» буквицы, выполненные детьми, из которых можно составлять фразу-поздравление к Новому году или к 8 Марта.

Поиграем в буквы Буквы в виде забавных человечков.