Презентация ученицы 7« Б » класса МБОУ СОШ 3 г. Ардона ГАГИЕВОЙ ЛИКИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Илья Муровец l Родился Илья Муромец примерно между 1150 и 1165 гг. l А погиб он в возрасте около 40–55 лет, как l предполагают, при взятии Киева князем.
Advertisements

Илья Муромец — Миф или реальный человек.
«Илья Муромец – богатырь земли русской» МОУ «Колталовская СОШ» Тверской области, Калининского района Автор презентации: Ган Римма Эдуардовна учитель начальных.
Сообщение «Рождение богатыря» Подготовила Степаненко Ксения, ученица 7 класса Б 2009 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя.
Захаров Илья школа 24, г. Псков 5 Г класс. Илья Муромец – былинный герой или реальная историческая личность? Витязь на распутье. Виктор Васнецов.
Исследовательская работа на тему: Илья Муромец. Выполнила ученица 4 б класса МОУ СОШ 40 г. Белгорода Горелова Елена Руководитель Попова Галина Григорьевна.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 3 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
Творческий проект Тема: «Илья Муромец» Семеновская нош Вяре Артем ученик 4 класса» Руководитель.Н. В. Рудковская учитель начальных классов.
Святой Илия Муромец. «От скорби происходит терпение. От терпения опытность, от опытности надежда. А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская.
ЛЕТОПИСИ ЛЕТОПИСИ – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным»,
Ай, славны богатыри на Руси Святой, На Руси Святой, Богом избранной. Первый среди них – Илья Муромец, Илья Муромец – равных нет ему. Едет во поле Илья.
Чудесное исцеление Ильи Муромца Проект подготовил Бузов Эльдар, 6 б класс, МОУ СОШ г.
В пещерах Киево - Печерской лавры покоятся мощи святого, имя его – Илья Муромец. Известно, что в преклонном возрасте пришёл он в монастырь и стал монахом,
Презентация по МХК на тему: «Герой народного эпоса Илья Муромец»
У всех народов мира есть предания о подвигах своих героев. Многие столетия деды рассказывают о них своим внукам, отцы – сыновьям. Илья Муромец - самый.
Сказочные богатыри. «Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый.» В.И. Даль.
Проект «Музей путешествий»
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Жил в Кижской волости крестьянин..
Былина Выполнила Ученица 7 класса Рокина Евгения Учитель Косырихина Б.А.
Транксрипт:

Презентация ученицы 7« Б » класса МБОУ СОШ 3 г. Ардона ГАГИЕВОЙ ЛИКИ

Мне трудно было представить, что Илья Муромец не миф, а реальный человек, историческая личность. Однако пещеры Лавры хранили наглядное тому доказательство. Сенсационные исследования В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте лет, высокого роста 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см. Более того, на костях Ильи ученые обнаружили следы многих битв множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений. Но больше всего ученых поразило другое : они утверждают, что, в полном согласии с народными преданиями, Илья действительно долгое время не мог ходить ! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание туберкулез костей или полиомиелит. Это и стало причиной паралича ног. Родился Илья Муромец примерно между 1150 и 1165 гг. А погиб он в возрасте около 40–55 лет, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., когда Печерская лавра была разгромлена союзными Рюрику половцами. Причиной смерти послужил, видимо, удар острого орудия ( копья или меча ) в грудь.

Проклятие и чудесное исцеление В народе из уст в уста передавали такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род все мальчики будут рождаться калеками. Через 10 лет родился Илья, и казалось, проклятие исполнилось : мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, увы, ходить по - прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой : он навсегда останется калекой. Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло нечто необъяснимое. Настал день, который круто и навсегда изменил его жизнь. В дом вошли вещие старцы калики перехожие ( нищие странники ), и попросили мальчика подать воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу, которая прозвучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги … Что это ? Чудесное исцеление ? Возможно. Но как странные гости сумели исцелить, казалось бы, безнадежно больного ? На этот счет существуют разные предположения. Например, что странники были волхвами и магами и знали секреты древних заговоров. А другие ученые предполагают, что это был случай самоисцеления, объяснить который наука пока не в состоянии … Как бы то ни было, Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась. Более того, по их заключению, после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам.

По поводу места рождения Ильи также существуют разные версии. Самая распространенная что происходит он из деревни Карачарово, близ города Мурома. Эта деревня, расположенная на берегу Оки, существует и сегодня. Но некоторые исследователи утверждают, что Илья родился недалеко от Киева в Моровске ( Моровийске ) под Черниговом, который в древности назывался Муромском. Поскольку в преданиях говорится, что до Киева Илья добрался очень быстро, за один день ( что вряд ли возможно в случае города Мурома, который находится примерно в 1500 км от Киева ), эта версия очень правдоподобна. Да, но ведь согласно былинам, Илья происходил из села Карачарово ? Оказывается, недалеко от Чернигова был древний город Карачев. Более того, недалеко от Карачева протекает река Смородинная, а на берегу её находится древнее село Девятидубье. Местные старожилы указывают на то место, где будто бы было расположено гнездо Соловья - разбойника. И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который по преданию, сохранился от девяти дубов. Муром или Моровск ?

После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг победа над Соловьем - разбойником. Исследователи считают, что Соловей - разбойник не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом ( или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению ). В дальнейшем Илья Муромец совершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину « Три богатыря », на который Илья Муромец изображен в центре как самый сильный и могучий. В былинах и легендах три богатыря Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович в 13 веке, а Илья в 12- м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются. Вопреки легендам, Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил князю Святославу, защищая Русь от половцев. Подвиги русского Геракла

Но если это действительно так, и Илья Муромец историческая личность, то почему о нем нет ни слова в летописях ? Во - первых, от тех времен сохранилось не так много письменных источников, что вполне естественно, если вспомнить, какую бурную историю пережила Русь. Орды завоевателей не раз сжигали и полностью разрушали города. В одном из пожаров однажды сгорели и книги Печерской Лавры. А во - вторых, существуют упоминания в зарубежных источниках. Например, в германских эпических поэмах, записанных в Х III веке, но основанных на более ранних сказаниях, упоминается великий богатырь Илья Русский. Легенда говорит о том, что в одном в жестоком сражении Илья чуть не погиб, но чудом остался жив и дал обет удалиться в монастырь, посвятить себя Богу и больше никогда не брать в руки меч. Илья пришел к стенам Лавры, снял с себя все воинские доспехи, но не смог бросить меч и взял его с собой. Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах. Но однажды враги подступили к стенам монастыря, и Илья своими глазами увидел гибель настоятеля Лавры, сраженного смертельным ударом. И тогда Илья, несмотря на обет, снова взял в руки меч. Но почувствовал, что ноги снова отказываются ему служить. Он еще успел заслониться рукой от смертельного удара копьем, но силы уже покидали его … Так ли это было на самом деле ? Вряд ли мы когда - нибудь это узнаем. Но несомненно одно : ученые установили, что Илья действительно погиб в результате удара копьем в грудь и что он, видимо, пытался остановить копье на лету, и это немного ослабило удар. Но полученная рана так и не зажила и в конце концов стала причиной гибели Муромца. ***

Илья Муромец один из немногих людей, кому удалось пережить свою смерть, оставив заметный след в памяти людей и оказав огромное влияние на последующие поколения. Но от Ильи осталась не только память. Тело Ильи Муромца, как и останки многих других монахов, захороненных в пещерах Лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Но, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таким не благодаря обработке специальными составами, а по неизвестной науке причине. В православии считается, что если тело не разлагается, а превращается в мощи, это особый дар Бога, который дается только святым. Нужно отметить, что православная церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. Илья Муромец был причислен к лику святых уже в 1643 году и стал одним из 69 угодников Киево - Печерской лавры. Кто же такой Илья Муромец на самом деле ? Миф или реальный человек, еще при жизни ставший легендой ? Человек, который сумел переломить свою судьбу и успел делать так много ? Говорят, мощи Ильи Муромца способны исцелить тех, кто страдает болезнями позвоночника и у кого парализованы ноги. Илья и после смерти продолжает свое служение людям … Жизнь после смерти

Киево - Печерский монастырь

Эти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево - Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца - гравюра из Киево - Печерского патерика, выложенная печерским " изобразителем " Ильей в середине XVII в.

Святому Илье Муромцу не было составлено канонического жития. Зато существует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. Насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе. Кроме того, о нем сложены сказки и казацкие былинные песни оригинального содержания, в которых на образ древнего богатыря повлиял известный Илейка Муромец ( Горчаков ) из г. Мурома, сторонник Лжедмитрия. Известны и лубочные обработки историй об Илье Муромце.

Память об Илье Муромце всегда хранилась на его родине - в селе Карачарове и городе Муроме, где не сомневались в его реальном существовании и происхождении. Известно, что классические былины о нем были записаны в основном на севере, а казацкие песни - на юге. На родине же, в центре России, бытовали особые местные прозаические предания о любимом богатыре. Фиксировать их стали лишь с начала XIX в. Муромский краевед А. А. Титов, автор " Исторического описания города Мурома " 1833 г. писал, что Владимир Великий определил в Муром лучшего наместника может быть потому, что " Русский богатырь Илья Муромец, родившийся в селе Карачарове, от Мурома в двух верстах, известный нам по словесным преданиям и некоторым, хотя неофициальным, но правдоподобным запискам добровольно уехал в Киев служить Великому князю Владимиру...".

На местные предания, рассказывающие о том, как Илья Муромец изменил русло реки Оки, покидав в нее дубы, ссылаются известные исследователи фольклора прошлого века Орест Миллер и Федор Буслаев. Причем записи сказаний были присланы им непосредственно из Мурома. Местные жители особо почитали родники, которые по преданию возникли от ударов копыт коня Ильи Муромца. Их насчитывалось множество, но особо почиталась часовня при церкви Ильи Пророка, так как ее заложил по легенде сам Илья. Эт y церковь народ почитал Ильинской не в память библейского пророка, а в память своего любимого героя. Надо отметить, что даже существует поверье, " что гром происходит от того, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит ". Троицкая церковь в селе Карачарове по преданию также была заложена богатырем. В ее основание он положил несколько дубов, которые вырвал у реки и внес на крутую гору. На родине Ильи Му ­ ромца бытовали рассказы о его борьбе с драконом. В былинах такого сю ­ жета нет, он известен только в сказочном варианте. Местный краевед А. А. Епанчин в конце х гг. записал интересную версию данного сюжета, по которой Илья Муромец совершает подвиг, убив дракона в другом государстве, а затем возвращается на родину и женится на красавице дочери муромского князя Глеба. В газете " Муромский край " ( 102, 8 мая 1914 г.) была опубликована " Повесть о сильном и славном витязе Илье Муромце ", где ему приписывается истребление драконов - доисторических животных, чьи кости находят в окрестностях города. Здесь же рассказывается, что Илья Муромец, по прозвищу Гущин, проживал неподалеку от села Карачарова в лесу, бывшем в то время непроходимым. Это прозвище - Гущины, стало родовым, а затем фамильным для части крестьян этого села, которые до сих пор носят его с гордостью и считают себя потомками славного богатыря. В XIX в. бытовало мнение, что карачаровские крестьяне по фамилии Ильюшины также являются потомками известного героя. Такая генетическая память нынешних жителей села Карачарова о своем далеком предке свидетельствует об органичном и живом отношении к своей истории.

Троицкая церковь в селе Карачарове.

Надо отметить, что церковное почитание святого Ильи Муромца на его родине как в прошлом столетии, так и до самого последнего времени ограничивалось лишь обычным упоминанием его в день памяти наряду с другими киево - печерскими угодниками. В последние годы с возрождением Церкви и местных святынь церковное почитание Ильи Муромца значительно усилилось и получило особое распространение как на родине богатыря, так и по всей стране. Так в селе Карачарове был восстановлен храм Гурия, Самона и Авива, где 1 января 1993 г. в день памяти святого была торжественно установлена икона святого с частицей мощей Ильи Муромца. Образ был исполнен муромским художником - иконописцем И. Суховым по заказу потомков богатыря, многочисленных Гущиных. Частица мощей преподобного была передана из местного музея. В 1994 г. на городском кладбище заложена часовня во имя святого богатыря ( освящена в 1998 г.). Святой Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и изобраается на иконах для монастырей и храмов. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.

Храм Гурия, Самона и Авива.

Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок, был сыном Ивана Тимофеевича Чоботова из Муромского села Карачарово, что во Владимирской области. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины. Но он не только былинный герой - он русский святой воин - монах. По народным преданиям известно, а современные антропологи доказали это и научно, что он родился 5 сентября 1143 года. Из - за поразившей с детства немощи ног Илья неподвижно прожил 30 лет в смирении, любви и молитвах к Богу. Предания донесли до нас чудо исцеления будущего защитника земли Русской. Илия Муромец, Киево - Печерский чудотворец.

В Муроме в Спасо - Преображенском мужском монастыре в Спасо - Преображенском соборе находится восстановленный образ Ильи Муромца с частицей его мощей.

Рака со скульптурным изображением преподобного Ильи Муромца. В шуйце хранится частица мощей святого.

Однажды, когда немощный молодец находился в одиночестве, ему явились святые старцы в образе « калик перехожих » и говорят властно : « Поди и принеси нам напиться ». Воспитавший в себе монашескую кротость и послушание, Илья искренне желает выполнить волю старцев и встает на ноги, получив при этом силу свыше. Именно в этот момент была испытана его вера в милость и помощь Божию, ибо только имеющий великую веру мог усилием воли встать по требованию старцев, а не ответить им раздражительной бранью, обычно порождаемой немощью людей, не любящих Бога. Разве не об этом говорится в священном писании : « По вере вашей да будет вам ». Милосердный и всемогущий Бог ничего не творит насильно. От Ильи требовались только вера и свободное устремление воли, чтобы все остальное получить даром по милосердию и благодати Божией. Ибо была на то треба великая - защитить русскую землю от нашествия половцев. И он встал, и пошел, и принес воды, и выпил ее по требованию старцев, получив при этом « силу великую ». Будучи уже в зрелом возрасте, Илья не возгордился, но пронес богатырскую силу через всю свою жизнь, как драгоценный дар, данный ему Богом и принадлежащий не лично ему, а всему русскому народу, которому он бескорыстно и самоотверженно, в скорбях и лишениях служил до самой смерти

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 г.: " Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей ; рука у него левая пробита копием ; язва вся знать на руке ". По свидетельству очевидцев останки представляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку довольно высокого роста ( около 180 см ). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963 г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - сорок - пятьдесят пять лет, выявлены такие дефекты позвоночника, кото ­ рые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей ; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Для уточнения требуются дополнительные работы. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, пока подтверждается мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире " Красное солнышко ", как повествуется в былинах.

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины " Илья Муромец и Калин царь " в исполнении сказителя Щеголенкова : " от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца ". Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что " смерть ему в бою не писана ". Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно : то он каменеет один, либо с другими богатырями ; то живой ложится в гроб и там остается навеки ; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда - то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось.

Калин - царь

Чудодейственную духовную и физическую силу Илья Муромец использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступает в бой.

Образ Илии Муромца.

Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. С честью защищая Отечество на поле брани, он, даже не будучи монахом, являлся истинным подвижником благочестия в своем служении Богу и ближним. Поэтому, получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, он, повинуясь зову сердца, оставил мир, принял монашеский постриг в Киево - Печерской Лавре и затворился. Так завершилось его служение земному Отечеству и началось служение Отечеству небесному.

Отошел Илья Муромец в Царство Небесное на 45- м году своей жизни 1 января 1188 года. К лику святых он причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево - Печерской Лавры. Пальцы его правой руки сложены в троеперстии, и в этом всякий православный христианин видит знак извечной принадлежности земли Русской к Церкви Православной. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

Антониевы пещеры Киево - Печерской Лавры

Спасибо за внимание !