Начальный этап формирования русского национального языка (вторая половина ХVII в. – ХVIII в.) Лекция 7.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Advertisements

Внутреннее положение России в середине XYII века.
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Протопоп Аввакум. Список Жития протопопа Аввакума.
Культура XVII века Выполнили : Ученицы 10 класса «А» ГБОУ СОШ 323 Петрова Виктория Солодовникова Екатерина Торжинская Екатерина.
Как славен наш Бог Сияние Творца Наполнит небеса И вся земля поёт Вся земля поёт.
Благовещение Празднуется 7 апреля. Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С.
Крещение Господне Продолжение. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно.
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
Культура России XVII – XVIII вв.. Литература Культура приобретает все более светский характер. Поэт Симеон Полоцкий прославлял правление Алексея Михайловича,
Ты миру свет, спустился во тьму Открыл мне глаза, вижу я Ту красоту, что в сердце восхищает Надежду вложил Ты в меня.
Контрольный тест по теме: «Россия в XVII веке» «Смутное время» Автор презентации: Семкова Наталья Владимировна – учитель истории, I категория, МКОУ «СОШ.
ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА Беляева И.В., учитель начальных классов Беляева И.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 5 им. П.Н. Бучина г. Тутаев 2011 г.
ЗБУЧНАЯ МОЛИТВА. Азбучная молитва – это стихотворная азбука. Можно сказать, что азбучные молитвы - это первые славянские стихи. Первая азбучная молитва.
День Защитника Отечества. Историческая справка День защитника Отечества – под таким названием мы отмечаем этот праздник. 23 февраля - день воинской славы.
Духовная литература. Молитва «Отче наш». А.С. Пушкин «Отец людей, Отец Небесный». Религиозная и светская литература.
1 Меню 2 План урока 1.Причины и основные направления реформ. 2.Усиление иностранного влияния. 3.Симеон Полоцкий. 4.Реформы Ордина-Нащокина 5.В.В.Голицын.
Спас в силах Андрей Рублев 10-е годы 15 века. Троица Андрей Рублев Около 1411 г.
Методическая разработка по истории (7 класс) по теме: Культура Руси в. в
Петр Великий «Окружающий мир» - 4 класс (II часть) Составила: Кривич Светлана Викторовна.
Транксрипт:

Начальный этап формирования русского национального языка (вторая половина ХVII в. – ХVIII в.) Лекция 7

Три исторических момента формирования нации: – государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке; – устранение препятствий в развитыи языка, –закрепление его в литературе.

Новые явления в языке: – окончания -ам (-ям), -ами (-ями), - ах (-ах) для всех существительных, – формы на -ья (друзья, князья, деревья), – категория одушевленносты для существительных мужского и женского рода, включая названия животных,

– исчезает система присоединительного счета (ср. в актах XVI в.: на тысячу и на триста и на шестьдесят и на четыре рубли; сто тысячь и семь тысячь и шестьсот и сорок и четыре деньги оттоманские).

– укрепление самодержавной власты, бюрократызация системы управления («Уложение» 1649 г.), – поддержка купцов, защита их от иностранных конкурентов, – приглашение иностранных специалистов, создание полков «иноземного строя», Правление Алексея Михайловича (1645–1676)

– церковьная реформа (1652, патриарх Никон), – объединение Украины с Россией (1654), война с Речью Посполитой, – распространение «политеса с манеру польского», – рукописные Куранты при Посольском приказе, – первый русский придворный театр (Комедийная хоромина).

Новая канцелярская терминология: жалование, писец, приказный, прошение (ср. челобитная), паспорт (подшпорт, почпорт, пошпорт), штраф, инструкция, контора, канцелярия, рапортовать.

Военная терминология: бранное ополчение, богй, сражение, осада, побогище, сдаваться, полк передовой (сторожегой, правой и легой руки), служилые люди, стрельцы, пушкари, сотник. Заимствованная: мушкетеры, мушкеты, шеренга, амуниты, шанцы, солдат, капитан, профос, лагерь, артыллерия (вм. наряд), богмба, мортыра, баталия, батарея, фортеция, виктория, копорал, генерал, офицер.

Научная терминология математыка: вертыкальный, нумерация, мультыпликация (умножение), фигура, пункт (точка); география: глобус, градус; астрономия: деклинация, минута; гражданские науки: сентенция, апелляция, капитулы; риторика и пиитыка: орация, конклюзия, аффект, фабула, конвертация

Полонизмы: бекеша, бричка, коляска, козлы, козырь, оглобля, дышло, сбруя, темляк, шлея, шлах, шомпол, шоры, штык; греческие, латынские, немецкие слова: аптека, хирург (цирюльник – от польского chirurek); рынок (от нем. Ring – кольцо); глаголы на –кровать.

Перегод "Великого Зерцала»: кроль, поэта, урина и т. п. В позднейших списках: к секутором, сиречь прикащиком; аветысян, сиречь начальная маты...; дробина, сиречь лествица небесная; гай – лес, кокош – петел и пр.

Борьба грекофилов и латынистов И свой народ, начин от благородных до простых и самых, глаголю, поселян, услышавшие учение греческое, возрадуются и похвалят… Аще же услышится в народе, паче же в простаках, латынское учение, не всем, коего блага надеяться, точию, избави богже, всякие протывносты (братья Лихуды).

Литература «русского барокко» (Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович) Фонетыческие черты – произношение г щелегого, – различие «ять» и е, «ять» рифмуется с и: лиху – утеху, в мире – в вере.

Книжно-славянские черты – метафорические словосочетания и перифразы (тьма греховная, мрак греха, узы смертные), – сложения (преблагословенна, многолетствоваты, все мрачным), – архаизмы и церковьнославянизмы (днесь, сладце, аз, еже, глад, здрав, пещера, хочет, жажда), – грамматыческие архаизмы (баше, дождь, мя, царь всея твари, в небеса, иного, вышних, аггели).

– отвлеченная лексика (светлость, естество, врачевство, радение), – отсылки к Святому писанию (Самсон и Далила, закон иудейский, со жезлом Давид), – тавтологии и повторы: Чюдное чадо чюдне ся рождает – невещественный веществен бывает. Творец всея твари во плоть облечься, Сын Божии – сын девы наречется.

Новые явления – антычно-мифологические слова: Зевс, Олимп высокий, Бахус, Харон, Леды два сына, диалектыка достойного Платона, Артур король, Готфрид, – боглее простой синтаксис, – изысканные стыхотворные формы.

Витане богголюбивого епископа Калиста Полоцкого ы Витебского од детей школы Брацкое боггоявленская, мореное пры въезде его милосты до Полоцка 1657, июня 22

По джорджу звыкло погода на свете бываты, По темной солнце ночи на небе сияты. По прикрой зиме весна вдячная приходит, По ляментах ы плачах веселье находит. Плака ты до днесь церковь, без пастыря бывши Межи львы ы волками много лет прежившы, Днесь веселится, где ты, пастыря, витает, Як вдова облюбенца, где в свой дом прыгает.

Предисловие к Рифмологиону (1679 г.) Писах в начале по языку тому, Иже свойственный бе моему дому, Таже увидев многу пользу быты Славенскому ся чистому учиты. Взах грамматыку, прилепах читаты, Бог же удобно дате ю ми знаты... Тако славянским печем приложится; Елико дал богг, знаты научится; Сочинения возмогох познаты И образная в славянском держаты

Протопоп Аввакум: Не позазрите просторечию моему, понеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обык речи красить, понеже не словес красных богг слушает, но дел наших хочет... того ради я и не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русского.

Вера ж кафолическая сия есть, да единого Бога в троице и троицу во единице почитаем, ниже сливающие составы, ниже разделяющие существо; ин бог есть состав отечь, ин – Сыновень, ин – Святаго Духа; но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа едино Божество, равна слава, соприсущно величество

Прибрел к Москве, Духовнику Стефану показался; и он на меня учинился печален: на што-де церковьь собогрную покинул? Опять мне другое горе! Царь пришел к Духовнику благословитца ночью; меня увидел тут; опять кручина: на што-де город покинул? … И протопопа Аввакума, беднова горемыку, в то время с прочими остригли в собогрной церкви власты

На плеча накинуто кафтанишко просто, соломки дали. Что собачка, в соломке лежу. Мышей много было, я их скуфьею бил, – и батожка не дадут дурачки. Егда ж привезоша мя на двор, выбежала жена его Неонила и ухватала меня под руку, а сама говорит: «Поди-тко, государь наш батюшка, поди-тка, свет наш кормилец!»