ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIIIXV век. Социально-культурные предпосылки формирования городской литературы обретение городами относительно полной политической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средневековый героический эпосэпос Средневековая куртуазная литературакуртуазная Клерикальная литература Средневековая городская литературагородская литература.
Advertisements

Проторенессанс. Эпоха предпосылок ренессанса.
Данте Алигьери "Божественная комедия". Приблизительно в середине XII века в Европе постепенно набирает силу новое культурное движение Возрождение, или.
Новое искусство Арс Нова конец XIII – начало XIV века Проторенессанс в Италии Эстетика Арс Нова в литературе.
Средневековая культура. Средневековые книги и книжная миниатюра.
КЛАССИЦИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА. Как Пётр I обучался кораблестроению на голландских верфях, так и русская литература перенимала европейские.
Литература средних веков Презентация к уроку зарубежной литературы в 9 классе Автор: учитель гимназии 177 Захарова В.Г.
Презентация на тему «Роды литературы» Работа выполнена учителем МБОУ Греково-Степановской СОШ Лубяной Надеждыой Алексеевной 2013 год.
Культура средневековья. Раннее Возрождение в Италии. Урок 1.
Основные виды (жанры) художественной литературы Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ 395 Санкт-Петербурга Дружинина Т.В.
Данте Алигьери (итал. Dante Alighieri), полное имя Дуранте дельи Алигьери итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка. Создатель.
?? ? ? Эпос род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
Урок Крапиной А.С.. «Слово о полку Игореве» - «прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». В.Г.Белинский.
Средневековая литература.. 1.Средневековый эпос. 2.Рыцарская литература. 3.Городская литература. 4.Крестьянская литература. 5.Великий Данте. ПЛАН УРОКА.
Данте Алигьери ( ) - последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени.
Театральное искусство и музыка Средних веков Средних веков.
Фольклор в Древней Руси Выполнила: Востренкова Лиза, 10 А класс.
Ренессанс Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерно начало XIV последняя четверть XVI веков. Отличительная.
Тема урока Театр и музыка едины Учитель истории СОШ 41 Константинова Елена Петровна.
Литература средних веков
Транксрипт:

ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIIIXV век

Социально-культурные предпосылки формирования городской литературы обретение городами относительно полной политической и культурной автономии; частичное отделение некоторых видов духовно-практической деятельности (чтение, письмо, преподавание) от нужд религиозного культа; как следствие – появление первых университетов (Болонья, 1158 г., Париж, 1200 г.)

Малые формы сатирико- дидактической литературы фаблио (во Франции XIIIXIV вв.) – небольшое стихотворное комическое повествование с морализаторским заключением; шванк (в Германии XIIIXVI вв.) – аналог фаблио, достигающий размера поэмы («Крестьянин Гельмбрехт» Вернера Садовника, вт. пол. XIII в.) либо стремящийся к циклизации («Поп Амис» Штрикера, пер. пол. XIII в.).

Зарождение жанра новеллы оригинальным новелла – комическое повествование с традиционным сюжетом (городской фольклор, мифологические сюжеты, восточные легенды) и оригинальным способом изложения; «Новеллино, или Сто древних новелл» (Италия, 1290-е гг.), «Граф Луканор» Хуана Мануэля (Испания, пер. пол. XIV в.).

Городская драматургия фарс – комическая сценка, типологически родственная фаблио (цикл французских фарсов о мэтре Патлене XV в.); миракль – «ученая» религиозная драма о чуде («Миракль о Теофиле» Рютбёфа XIII в.); мистерия – религиозная драма, основанная на литургическом богослужении («Действо об Адаме», XII в.); моралите – религиозно-комическая драма аллегорического содержания (возникла в XV в.).

Аллегорическая литература аллегория (от греч.) – одна из форм иносказания, в которой конкретный образ используется для выражения отвлеченного понятия; по своему происхождению – риторическая фигура, восходящая к античной литературе («Война мышей и лягушек», басни Эзопа).

«Животный эпос» «Роман о Лисе» – цикл поэм («ветвей»), датирующихся гг., возникших во Франции и распространившихся в Германии («Рейнеке-лис», XV в.) и Нидерландах.

Источники «животного эпоса» народные сказки; переводы античных басен Марии Французской и «изоплеты»; анонимная латинская поэма «Бегство узника» (Лотарингия, Х в.); латинская поэма «Изенгрим» Ниварда Гентского (Фландрия, XII в.).

Ренар – главный персонаж «Романа о Лисе»

Художественные особенности «Романа о Лисе» введение социального фона повествования; пародия на героический эпос и рыцарский роман («война» Ренара и Изенгрима); сатира на рыцарство, духовенство, крестьянство.

«Роман о розе» состоит из двух частей, принадлежащих разным авторам – Гильому де Лорису (1230-е гг.) и Жану де Мену (1270-е гг.); принадлежит двум культурам – куртуазной и городской.

Жанровые особенности «Романа о розе» Произведение на границе между видением (сон); любовным приключением (авантюры); зерцалом (нравоучение).

«Видение о Петре Пахаре» ( е гг.) религиозный жанр служит социально-критическим целям (Правда – божественная и человеческая категория); аллегории позволяют дать развернутую картину английского общества того времени; художественное начало уступает в поэме проповедническим мотивам.

Данте Алигьери родился во Флоренции в 1265 г.; в 1302 г. был лишен гражданских прав и умер в изгнании в 1321 г.; Основные произведения: «Новая жизнь» (ок г.), «Пир» (ок г.), «О народном красноречии» (ок г.).

«Божественная комедия» ( ) «Христианское созерцание, … вначале робкое и скупое на образы, от бедного своими формами зародыша легенды постепенно переходило к такому симметрическому созданию, как поэма Данте. Четырнадцать веков работали над нею, оттого и царит она над четырнадцатью веками». (А.Н. Веселовский, русский литературовед XIX в.)

Композиционные особенности «Божественной комедии» три кантики («Ад», «Чистилище» и «Рай») по тридцать три песни и еще одна вводная песнь; 33*3=99; 99+1=100 поэма сложена терцинами, трехстишиями с рифмой aba-bcb-cdc-ded… 3*x=… Символика чисел: 3 – троица, 9 – Беатриче, 10 – мироздание в целостном совершенстве.

«Комедия» как жанровое определение для поэмы Данте В позднеантичном каноне комедией считалось произведение (не обязательно драматическое), заканчивающееся счастливо; трактующее одновременно темы высокие и низкие и сводящее их вместе; выводящее вместе благородных и простолюдинов.

Идейно-тематическое богатство «Божественной комедии» космологические воззрения Средневековья; реально-исторический контекст произведения; новаторская концепция творчества (вдохновение); прославление любви как космического принципа гармонии и созидания.