Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Графические диктанты» ( рисование по клеточкам).
Advertisements

АА РР ЮЮ ШШ ФФ Консультация для родителей Подготовила учитель-логопед Елена Николаевна Яговкина.
Развитие пространственного воображения младших школьников на уроках математики «Без хорошо развитого пространственного воображения невозможно успешное.
Диагностика по теме: Кодирование графической информации.
Дорогие ребята! Я рада возможности общаться с вами ! Каждый день я буду вас знакомить с интересными заданиями от сказочных героев, которые ждут вас в нашей.
Игровые моменты на уроках письма и развития речи Суставова С.А. Юшкина Л.А.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Муниципальное образовательное учреждение Шарьинский Центр диагностики и консультирования Обобщение опыта работы учителя – логопеда Соловьевой Людмилы Владимировны.
Развитие пространственной ориентировки и лексико-грамматических категорий пространственного значения на логопедических занятиях Учитель-логопед Котова.
Психолого- логопедическое сопровождение Никитина В. Л. – педагог-психолог Васильева А. К. – учитель-логопед КС(К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная)
Профилактика дисграфии. Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством.
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников (из опыта работы) Учитель-логопед МБДОУ – д\с 8 Ст. Старовеличковской Камерер Лариса Витальевна.
СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОУ «ГИМНАЗИЯ 76» ТАНЦЕВА Н.А. Речевая готовность детей к школе.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ Добрынина Оксана Валентиновна ГБОУ СОШ 960 ДО
Формирование оптико- пространственного восприятия у детей с общим недоразвитием речи Войтенкова Елена Олеговна студентка 511 группы Научный руководитель:
Овладение ребенком пространственной терминологией Презентацию подготовила Пешкина Н.В. Студентка 646 группы.
Игровое пособие по автоматизации звуков.
Программные требования по развитию моторики у детей старшего дошкольного возраста. Выполнила: старший воспитатель МКДОУ «Детский сад 56» Баландина Ю.П.
Школа будущего первоклассника при МБОУ СОШ
« Использование нетрадиционного оборудования на занятиях по развитию фонетико - фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза » Подготовила.
Транксрипт:

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида 3 КГКСКОУ СКОШ 8 вида 3» г. Комсомольска – на – Амуре Хабаровского края. Бабенко Ирина Александровна учитель – логопед высшей квалификационной категории Дидактическое пособие Азбука от Мурочки. Графические диктанты. Альбом 1. Азбука от Мурочки. Графические диктанты. Альбом 2. Карточки – подсказки.

А Азбука от Мурочки. И. А. Бабенко ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ. Альбом 1 г. Комсомольск-на-Амуре 2014 год

Пояснительная записка Графические диктанты, представленные в данном дидактическом пособии, вот уже несколько лет успешно используются педагогами коррекционной школы VIII 3 города Комсомольска – на - Амуре в работе по предупреждению и коррекции оптической дисграфии у детей с нарушением интеллекта. Пособие состоит из двух альбомов. В Альбоме 1 более ста рисунков на каждую букву русского алфавита. В Альбоме 2 – карточки – подсказки с графическими инструкциями к каждому представленному рисунку. Большинство рисунков выполнены автором. Исключение составляют 14: бабочки, ворона, дворик, ёлка с ёжиками, жуки, зайцы, курица, петушок, рыбки, рак, утка, филин, цыплята с цветами. Альбом 1 содержит обращение маленькой белой кошечки Мурочки, которая приглашает ребёнка порисовать и рассказывает, как это делать красиво и аккуратно. Первые задания соответствуют подготовительному этапу. Сначала кошечка предлагает задания на ориентировку в пространстве относительно своего тела и на листе тетради, затем пофантазировать, выделить клетку на листе бумаги и превратить её, например, в букашку, солнышко, цыплёнка и т.д. Затем придумать рисунок из двух, трёх клеток, украсить ковёр узором, дорисовать узоры, дорисовать симметричный рисунок – снеговика.

Рекомендации по работе с диктантами После тренировок можно приступать к основным рисункам. Для работы понадобится простой твёрдый карандаш и ластик (мягкий карандаш размазывается и рисунки получаются небрежными). При этом рисовать можно тут же, в альбоме, но лучше иметь отдельную тетрадь в стандартную клетку. По мере накопления рисунков у ребёнка повышается мотивация к выполнению заданий. Заполненную тетрадь ребёнок может продемонстрировать взрослым и сверстникам, что укрепляет уверенность в себе. Рисовать можно: а) под диктовку, когда взрослый диктует координаты, например: 2 клетки ровно вверх, 1 клетка наискосок влево вниз и т.д. При этом необходимо: - учитывать уровень подготовленности ребёнка, который не всегда может соответствовать возрасту; - помочь ребёнку определить точку отсчета; - вовремя предупредить ошибку, т.к. не получая результата, ребёнок быстро теряет интерес к заданию. При работе с группой, лучше, если педагог будет стоять сзади и видеть все рисунки детей сразу; - не начинать новую работу, не закончив предыдущую, воспитывая, таким образом, у ребёнка умение завершать любое начатое дело до конца; - проводить графические диктанты систематически; - выполнять задания по принципу « лучше меньше, да лучше»;

б) по образцу, считая клеточки. При этом необходимо: - помочь малышу выбрать картинку в соответствии с его возможностями. Если все-таки ему понравилась картинка сложная в исполнении, помочь довести работу до конца без ошибок; - определить точку отсчета на картинке и на листе в своей тетради; - последовательно отсчитывать количество клеток в заданном направлении и переносить их в свою тетрадку, аккуратно рисуя ровные линии « от клеточки до клеточки и от уголка к уголку»; в) по графической инструкции. В Альбоме 2 представлены карточки – подсказки. Ребёнку предлагается схематическая шифровка рисунка. Он считывает графическую инструкцию и переносит её в свою тетрадь. Условные обозначения представлены в начале Альбома. Результатом графического диктанта является силуэт какого – то предмета. Ребёнок должен определить, на что или на кого он похож, сверить с оригиналом и завершить рисунок. И, наконец, совсем было бы неплохо, если бы взрослый нашел время поговорить с малышом о его рисунке, пофантазировать вместе с ним, используя цветные карандаши, помочь дорисовать дополнительные элементы, предметы так, чтобы получилась сюжетная картинка и составить рассказ. Данное дидактическое пособие может найти своё применение в работе педагогов специальных коррекционных школ, детских садах при подготовке детей к школе, для предупреждения и коррекции нарушений письма и чтения у младших школьников и, конечно, для родителей, желающих самостоятельно заниматься со своими детьми, что способствует развитию доверительных отношений в семье.

Обращение к родителям, или зачем нужны графические диктанты. С первых дней учебы ребёнку необходимы такие навыки, как усидчивость, умение сосредоточиться на задании, аккуратность. Для успешного овладения грамотой важными условиями являются сформированность пространственного восприятия и зрительно – пространственных, сомато – пространственных представлений, понятий «левого, правого в пространстве», двигательной сферы различных видов праксиса (динамического, пространственного, конструктивного), оптико–моторных координаций, а также сформированность общего поведения личности, эмоционально- волевой сферы, познавательных и учебных мотивов деятельности, саморегуляции и контроля за собственной деятельностью. В наших диктантах от ребёнка требуется одно - рисовать по клеточкам в соответствии с заданными параметрами, а так же придумывать свои варианты забавных фигурок. Ему-то будет казаться, что он просто рисует, а на самом деле учится внимательно слушать, запоминать и выполнять действия согласно заданной инструкции; ориентироваться на плоскости тетрадного листа, что помогает правильному сопоставлению реального пространства с планом, схемой, моделью, чертежом; находить нижний, верхний, правый и левый уголки клеточек; планировать свои действия и выполнять шаг за шагом поставленную задачу, что способствует умению сосредоточиться и усидчивости; мысленно разбивать фигурку на отдельные элементы и соединять их вновь, что потребует развитого пространственного мышления; уверенно держать в руке карандаш и проводить им ровные линии (развитие мелкой моторики имеет непосредственную связь с развитием речи); действовать по графическому образцу, сверяя получившийся результат с заданным рисунком.

Литература Ахутина, Т.В., Золотарёва, Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы её коррекции /Татьяна Ахутина // Школа здоровья с Бернштейн, Н.А. О построении движений [Текст] / Николай Александрович Бернштейн.-М., с. Голубь, В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий/ Валентина Голубь.- М.: «ВАКО», с. Каше, Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы [Текст] Галина Каше.- М., Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.[Текст]: учеб.пособие для студ.сред.пед. учеб.заведений./Под ред.Б.П.Пузанова.-М.:Издат.центр «Академия», 1998, с. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда [Текст] / Раиса Ивановна Лалаева. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, Ломов, Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся [Текст] / Борис Ломов.- М.: Изд- во АПН РСФСР, Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей [Текст ]: из опыта работы: учеб, пособие/ Любовь Милостивенко.- С-П.: Стройлеспечать, Парамонова, Л.Г. Нарушения речи учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции / Людмила Георгиевна Парамонова //Обучение во вспомогательной школе: учеб, пособие / Под ред. Н.П.Долгобородовой.- М.- Л., с Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под ред. Ольги Борисовны Иншаковой.–М.: Изд.–во «МОДЭК»,2001. – 240 с. Ржехолько, Ю..Я. Работа логопеда с учащимися, страдающими дисграфией / Юлия Ржехолько //Начальная школа С Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) /Ольга Токарева//Расстройства речи у детей и подростков:учеб.пособие \ Под ред. С.С.Ляпидевского.-М.: Медицина,1969.-С Ченцов, Н.Ю, Симерницкая, Э.Г., Обухова, Л.Ф. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей и взрослых / Ченцов, Н.Ю, Симерницкая, Э.Г., Обухова, Л.Ф. //Вестн.Моск.Ун-та. Психология , 3.

Условные обозначения

М у р р р – р – р – р – р – р - м я у ! Здравствуй! Давай знакомиться! Я кошечка Мурочка.

ЛЕВАЯ ПРАВАЯ Сначала вот мои лапки! Слева – левая, а справа - правая. Знаешь, где у тебя левая рука? Приложи руку к своему сердечку. Чувствуешь, как оно бьётся? Мур – мур, вот в этой стороне находится сердце, левая рука, левая нога, левое ухо, левый глаз, то есть вся левая сторона. Найди левый угол вверху страницы, нарисуй сердечко. Положи на левую страничку левую руку и обведи, на правую страницу – правую руку и обведи. На левой руке люди носят часы, а правую любят украшать кольцами. Я тоже так хочу, но кошки не носят ни часов, ни колец… Мурр – мур – р-р-р … А жаль… Нарисуй часы на свою левую руку и колечко свою правую руку. Вот теперь, если ты забудешь, где у тебя правая, а где левая сторона, можешь посмотреть на свой рисунок – и сразу вспомнишь.

Это клетка. Я из неё сделала солнышко, листочек, жучка, цыплёнка. МУР – МУРРР… А что получится у тебя? А что у тебя получится из 2-х клеток? А из 3-х? Я составила цветок, паровозик. МУР – МУРРР, попробуй и ты.

Ой, МЯУ! Кто это? Ты узнаёшь? Ну, конечно, снеговик! Художник нарисовал почему – то только его левую половину. Дорисуй правую половинку

А теперь можешь рисовать и без меня. Я дарю тебе два своих Альбома. Выбирай картинку, считай клеточки – и рисуй! А я пойду – ка отдохну. Успехов тебе, мур – мур – мяу!..

И я буду такой, когда вырасту!

Вот и буквы кончились. Мур – мур – мяу. Тебе понравилось рисовать со мной? Мне было весело. Теперь возьми цветные карандаши, дорисуй картинку. Где сидит, к примеру, твоя ящерица? На камне? На песке? Кто возле неё? Расскажи, что у тебя получилось. Придумай свои картинки. Пусть тебе будет весело и интересно, как и мне! МЯУ! А я пойду попью молочка! До свидания! МЯУ! А я пойду попью молочка!

А Азбука от Мурочки. И. А. Бабенко ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ. Альбом 2 г. Комсомольск-на-Амуре 2014 год Карточки - подсказки.

Буква Г: Дорисуй лапки и получится г у с е н и ц а Г р у ш а: Г и р я: Окошко: Г н о м и к: Дорисуй лицо, уши, руки, ноги, одежду.