Правописание сложных слов Урок в 10а классе МБОУ СОШ 3 г. Светлого Калининградской области Учитель: Поротикова Г.И. Декабрь 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Открытый урок по русскому языку 3 «А» класс. ДУШУ И СЕРДЦЕ В РАБОТУ ВЛОЖИ, КАЖДОЙ СЕКУНДОЙ В ТРУДЕ ДОРОЖИ.
Advertisements

Открытый урок по русскому языку Учитель Винакова Жанна Ивановна, 3 «А» класс.
Открытый урок по русскому языку по теме «Сложные слова» Учитель: Губарева Екатерина Ивановна. 3 в класс.
1.Понятие о сложных словах.Понятие о сложных словах. 2.Способы образования.Способы образования. 3.Задания.Задания.
Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания Урок русского языка в 10 классе Учитель: Малицкая И.Г.
Способы словообразования Разработка учителя русского языка и литературы МОУ «Заволжская СОШ» Булатовой Татьяны Викторовны.
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Слитные и дефисные написания. Повторим орфографию.
Способы словообразования. Пояснительная записка. Материал предназначен как методический материал и как фрагменты цикла уроков по изучению словообразования.
Обобщение Правописание сложных слов. Сложные слова Слова, имеющие в своём составе 2 или более корней : Собственно сложные слова : железнодорожник, северо.
Урок русского языка «Сложные слова» 3 класс Учитель начальных классов МАОУ Любохонская СОШ Слепакова Татьяна Ивановна.
Правописание сложных имен существительных. Слитно Сложные сущ-е с соединительными гласными о-е (о- после твердых согласных; е- после мягких согласных)
В 1. Словообразование. Порядок работы: 1) Разобрать слово по составу: окончание (нет окончания у наречий, деепричастий), корень суффиксы и приставки *(можно.
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Имя числительное – часть речи, которая обозначает отвечают на вопросы Количество предмета Порядок предметов при счёте Сколько? Какой ? количественное.
Сложносокращённые слова Тринадцатое ноября. Классная работа. Автор презентации: Наместникова Е.В., учитель русского языка и литературы.
Ноябрь уж наступил – и древо отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Пройдет всего урок – и ученик узнает Значение последнего, и станет он умней.
Харганатская средняя общеобразовательная школа Способы образования глаголов Урок в 5 классе Выполнила: Будаева Эржена Амоголоновна, учитель русского языка.
Представься, предлог ! Предлог -это служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других.
Транксрипт:

Правописание сложных слов Урок в 10 а классе МБОУ СОШ 3 г. Светлого Калининградской области Учитель: Поротикова Г.И. Декабрь 2013 г.

Понятие о сложных словах Способы образования Задания

Сложные слова – это слова, образованные сложением двах и более основ

Способы образования Сложение основ с помощью соединительных гласных Сложение основ с помощью соединительных гласных Сложение основ без соединительной гласной Сложение основ без соединительной гласной Сложение основ с помощью соединительной гласной и одновременным прибавлением суффикса Сложение основ с помощью соединительной гласной и одновременным прибавлением суффикса Сложение сокращённой и целой основы, целого слова Сложение сокращённой и целой основы, целого слова Сложносокращённые слова Сложносокращённые слова Сложение целых слов Сложение целых слов Слияние сочетания слов в одно слово Слияние сочетания слов в одно слово

Сложение основ с помощью соединительных гласных ОЕ О Е ВОДОПАД Вода, падать ПЕШЕХОД Пеший, ходить

Сложение основ без соединительной гласной Ленинград Петербург

Сложение сокращённой и целой основы, целого слова Зарплата заработная плата Сбербанк сберегательный банк Физкультура физическая культура

Сложение основ с помощью соединительной гласной и одновременным прибавлением суффикса Пятиклассник Полководец

Сложносокращённые слова Сложение начальных слогов Сложение начальных слогов Сложение начальных букв Сложение начальных букв Сложение начальных звуков Сложение начальных звуков

Сложение начальных слогов Завхоз Завхоз Заведующий хозяйством Заведующий хозяйством

Сложение начальных букв НЛО НЕОПОЗНАННЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ ОБЪКТ («энэло»)

Сложение начальных звуков ОМОН ОТРЯД МИЛИЦИИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Сложение целых слов Ковёр-самолёт Царевна-лягушка

КОЛОБОК – это не сложное слово, оно образовано с помощью уменьшительного суффикса – ок от не сохранившегося слова колоб – «маленький круглый хлебец». Древнерусское слово коло, от которого произошло колоб, значит «круг»; его корень также сохранился в словах около, кольцо, колесо.

КОЛОКОЛ – в этом слове повторяется древний, по-видимому, звукоподражательный корень –кол-(-коло-) не связанный со значением «круг». Слово построено так же как бум-бум, дзинь- дзинь, но сейчас его части уже срослись в единый корень. Аналогично устроено название другого ударного инструмента тамтам.

Ремёсла 1. Объясните, что означают следующие названия людей по роду их деятельности: Кашевар костоправ стеклодув дровосек мореход солевар следопыт рыболов каменотёс трубочист полководец сталевар зверобой воевода мукомол свинопас летописец звездочёт брадобрей водовоз воздухоплаватель

Прозвища Сложное слово – это целая картинка, наглядно представляющая ситуацию с помощью двах образов. На основе этих образов и производится наименование. По ним можно представить и саму картинку. Вспомните, как называют людей по качествам и привычкам. Объясните, как вы понимаете следующие наименования:

лежебока лизоблюд домосед лоботряс белоручка дармоед живодёр тугодум молокосос водохлёб сладкоежка живоглот пустомеля буквоед душегуб зубоскал верхогляд крючкотвор губошлёп крохобор очковтиратель щелкопёр чистоплюй сорвиголова вертихвостка.

Обратите внимание! Слова с окончанием –а – общего рода, т.е. могут относиться к лицам и мужского, и женского пола (кроме вертихвостка с суффиксом женского рода –к-)

РОТОЗЕЙ – образовано из основы -рот- и основы - зей-, которую производят от не сохранившегося сети – «зиять, раскрываться», от которого произошли зев, зевать. Ротозей буквально значит «тот, у которого раскрывается рот». ГОРЕМЫКА – тоже сложное слово со значением «тот, кто горе мыкает». У мыкать исходное значение – «двигать, гнать, бросать», мыкаться – значит «беспорядочно двигаться из стороны в сторону, скитаться, испытывая нужду». Тот, кто «мыкает» горе, – значит, живет в нужде. ТУНЕЯДЕЦ – первоначально сложное слово, образованное сращением не сохранившегося наречия туне – «напрасно, даром» (сравните: втуне) и существительного ядер – «любитель поесть» от яд – в значении «еда». Тунеядер означает то же, что и дармоед – «даром едящий, любитель даром поесть».

Перекати-поле и сорвиголова Некоторые слова образуются сложением повелительной формы глагола с существительным. Это – словосложение по типу сращения. В этих словах нет законной соединительной гласной, но сохраняется глагольное -и. Как правило, такие слова пишутся слитно (исключение – перекати- поле, пример неполного сращения).

Кого или что обозначают эти наименования? сорвиголова, горицвет, вертишейка, горихвостка, вертихвостка, держиморда, перекати-поле, скопидом.

Флора и фауна Флора и фауна Выпишите из списка по порядку названия: 1)зверей, 2) птиц, 3) рыб, 4) насекомых, 5) растений, 6)отдельно выпишите названия грибов

Носорог, сороконожка лирохвост, шелкопряд, муравьед, мухоловка, перекати- поле, утконос, буревестник, волкодав, долгоносик, красноперка, водомер, сыроежка, трясогузка, мать-и- мачеха, землеройка, козодой, толстолобик, горицвет, не-тронь-меня, зимородок, мухомор, горихвостка, чертополох, короед, иван-чай, трын-трава, водоросли, тысячелистник.

Назови животных

Изобретения Выпишите из списка: названия транспортных средств, приборов, механизмов:

Вездеход, водопровод, ледоруб, мышеловка, маслобойка самокат, громоотвод снегоход, паровоз, самовар, дырокол, кофемолка, самолёт зубочистка землечерпалка, пылесос, вертолет, стеклорез, луноход, пароход самосвал мусоропровод

Техника Как видно, для наименования изобретений во всем мире широко используются латинские и греческие основы. В русском языке тоже много слов с такими элементами: авто- (сам), аудио- (звук), аэро- (воздух), вело- (быстрый), видео- (видимый), кино- (заимствовано из нем. Kino), космос- (Вселенная), мото- (движение), микро- (малый), стерео- (пространственный), теле- (далекий), термо- (горячий), фото- (свет), электро- и другие. Сложные слова с такими частями пишутся слитно. Слитно пишется также элемент авиа- (сокращение от авиация). Второй частью может быть как иностранная (- мобиль, -метр, -фон, -скоп, -грамма, -граф и другие), так и русская основа (например, фото + выставка, электро + печь). Вспомните как можно больше сложных слов, относящихся к технике, в составе которых используются латинские и греческие основы.

Наука Латинские и греческие корни используются для наименования наук и научных областей исследования. Второй частью таких слов обычно являются греческие основы -лог- (от логос – «слово»), и -граф- (от графо – «пишу»), первая часть обозначает предмет науки: био- – «жизнь», гео- – «земля», а целостное значение наименованию придает суффикс -иj-, например, биология – «слово (наука) о жизни», география – «наука о поверхности земли». Вспомните как можно больше подобных наименований. На русской основе названия наук – областей знания – создаются с помощью основ -знание, -ведение, например, языкознание, естествознание, литературоведение). Попытайтесь для иноязычных наименований привести (или составить) соответствующие русские.

Природа и погода Выпишите сначала названия природных явлений, затем названия местности и природных объектов: снегопад, ледоход, суховей, солнцеворот, звездопад, лесостепь, плоскогорье, гололед, листопад, землетрясение, редколесье бурелом водоворот, небосвод, сухостой, мелководье ледостав, водопад, полнолуние равноденствие солнцепёк

Календарь Посмотрите, какими названиями характеризовали на Руси календарные месяцы: сентябрь – златолист, листопадник; октябрь – листопад; ноябрь – полузимник, листогной; февраль – вьюговей, бокогрей; март – зимобор; апрель – снегогон, водолей; июнь – скопидом, хлеба рост, разноцвет, светозар; июль – сенозарник; август – хлебосол, разносол, припасиха-собериха, густоед. Декабрь – студень, стужайло, лютень, холодень

Занятия и качества Выпишите сначала 1) названия занятий людей, 2) их времяпрепровождения, 3) затем названия их качеств: чаепитие, сенокос, честолюбие, равнодушие, путешествие, пустословие, простодушие, легкомыслие, хоровод, своеволие, рукоделие, мордобитие, милосердие, самолюбие.

Какие мы? Выпишите сначала признаки, относящиеся к внешности людей, потом к характеру, потом признаки, описывающие животных: синеглазый, твердолобый, длиннохвостый, долговязый, мягкотелый добродушный, любопытный, низкорослый, остромордый, короткошерстный, великодушный, легкомысленный, вислоухий, миролюбивый, белобрысый, широкоплечий, полоумный, курносый, лопоухий сумасшедший самостоятельный

Душа С основой душа существует много сложных слов. Многие из них пришли к нам из старославянского языка, где были построены по модели греческих слов. Образуйте эти сложные слова и попробуйте объяснить различия в их значениях.

просто- равно- велико- мало- тще- благо- двое- прямо- едино- – – – – – – – – – – – -раздирающий -щипательный

Числа Первой основой сложного слова может быть основа числительного – порядкового, количественного или собирательного. Сложные слова, образованные от порядковых и собирательных числительных, строятся по модели морфологического сложения – т.е. с соединительной гласной о/е – первоцвет, третьеклассник, троекратный. По этой же модели строятся сложные слова с количественными числительными один, девяносто, сто, тысяча: одноэтажный, стограммовый, тысячелистник.

Сложные слова, образованные от остальных количественных числительных, образуются иначе – лексико-синтаксическим сложением: сращением в исходном словосочетании формы родительного падежа числительного с основой существительного (и обычно с добавлением суффикса): (крокодил) пяти метров длины => пятиметровый (крокодил), (роман) из трех томов => трехтомный (роман).

Запишите полностью: 1-классник, 100-метровка, 1-кратный 2-классник, 50-летие, 2-кратный, 3-классник, 90-летний, 3-кратный, 4-классник, 80-летний, 4-угольник, 5-классник, 40-летний, 5-угольник. 2-годник, 1-этажный, 10-томник 4-этажный

Сложные слова с количественным числительным два также образуются от разных основ: два- и двах-: дваглавый и двахголовый, дваличный и двахместный. Основа два- – это тоже форма родительного падежа, но только для парных предметов (т.е. предметов, нормально существующих в паре). Запишите полностью: 2-главый орел, 2-головый теленок, 2-ногие существа, 2-колесный велосипед, 2-сторонние переговоры, 2-кратный чемпион, 3-кратный чемпион, 3-кратное «ура!», 3-угольник, 4-угольник, 4-классник, 2-властие, 2-недельные тр_волнения, 3-значное число.

Вспомните как можно больше овощей и фруктов и возьмите от каждого половину. Что у вас получится? Правило. Числительное пол пишется слитно с существительным в форме родительного падежа. Через дефис пишется пол-: 1) перед гласной: пол-яблока; 2) перед л: пол-лимона; 3) перед заглавной буквой: пол-Москвы то есть тогда, когда иначе не напишешь! (Неудобно к строчной букве присоединять заглавную; в других случаях слитное написание меняет произношение. Проделайте эксперимент: представьте, что эти слова написаны без дефиса. Как бы вы их прочли?)

Город Почти все городские учреждения, организации и предприятия имеют дополнительные сложносокращенные названия. Они часто употребляются в речи, а иногда встречаются и на вывесках. Вспомните вывески, которые вы читаете на улицах города. Время проходит, названия делаются непонятными, вывески меняются. Попытайтесь объяснить, как устроены следующие – старые и современные – названия.

Универмаг, Союзпечать, канцтовары, промтовары, универсам, химчистка, культтовары, сбербанк, детсад, ТЮЗ, ГАБТ, ЖЭК, ДЭЗ, ГАИ, Главпочтамт, сельхозпродукты, военкомат, стройматериалы, шиномонтаж, НИИ, МГУ, ДК.

Ресурсы dist.school688.ru/uploads/filippova/Сложные%20 слова.ppt кати поле&newwindow=1&client=opera&tbm=isch&source=iu&imgil =JM9kOH1N1jrqgM%253A%253Bhttps%253A%252F%252Fencry pted tbn0.gstatic.com%252Fimages%253Fq%253Dtbn%253AANd9GcS Ie07WT3JwoRcbNqNiFl- MZ7fsp7QWb1m3CWtgPJq4eC8Vko01%253B430%253B323%253 Bq1LW6uj9oZc10M%253Bhttp%25253A%25252F%25252Fotvetin. ru%25252Fanimalrasten%25252F5054-chto-takoe-perekati- pole.html&sa=X&ei=z2aqUvmJGqT04QTB- oHYBQ&ved=0CCsQ9QEwAQ&biw=1024&bih=670#facrc=_&img dii=_&imgrc=JM9kOH1N1jrqgM%3A%3Bq1LW6uj9oZc10M%3Bh ttp%253A%252F%252Fotvetin.ru%252Fuploads%252Fposts%252 F %252F _96d2995c0ac3.jpg%3Bhttp%253A%252F%2 52Fotvetin.ru%252Fanimalrasten%252F5054-chto-takoe- perekati-pole.html%3B430%3B323 кати