Методические рекомендации по диагностике качества обучения русскому языку как иностранному (РКИ) Шерина Евгения Алексеевна Канд. филол. наук, доцент и.о.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Английский язык Экзамен в новой форме. По английскому языку Проводится для выпускников IX классов Является экзаменом по выбору.
Advertisements

ЕГЭ по английскому 9 кл. Щеголева О.Н. Институт повышения квалификации.
«Критерии оценок» Выполнила: Драган Ирина Анатольевна Учитель английского языка Конзаводской СОШ 2.
В настоящее время все чаще на уроках иностранного языка применяются разнообразные компьютерные программы. Как правило, обучающие программы, используемые.
Итоговая аттестация по английскому языку в начальной школе Ю.В. Дятлова, МОУ СОШ 20.
ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Потураева Е.А., канд. филол.н., доцент каф. РКИ ИМОЯК.
Январь 2009 Т.Г.Кудина, МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч.Боры Подготовка учащихся к ЕГЭ по иностранному языку.
О развитии речевых интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников; об успешном овладении ими рядом общеучебных умений ( в частности.
Мониторинг качества обученности английскому языку и формы учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке.
Обязательный выпускной экзамен по иностранному языку.
Единый государственный экзамен по английскому языку Рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку.
Для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции у выпускников основной школы в экзаменационной работе предусматривается две части.
Итоговая диагностическая работа для 5 класса по английскому языку в контексте реализации ФГОС Махмурян Каринэ Степановна, зав.кафедрой ИЯ МИОО, д.п.н.,
Общеобразовательные стандарты второго поколения. Начальная школа Примерная программа по иностранному языку.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
4 раздела: Письмо-2 задания: написание личного письма или письменного высказывания с элементами рассуждения – эссе. Аудирование - 15 заданий. 1-е на установление.
Александрова Наталья Равхатовна Тема урока: «Крестики –Нолики». Форма урока: урок-конкурс Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков. Цели урока:
Контроль коммуникативных умений в аудировании на начальном этапе обучения английскому языку На примере заданий из УМК Биболетовой М.З. Enjoy English 3.
Развитие и контроль коммуникативной компетенции (умений устной речи) на иностранном языке.
Мониторинг качества обученности английскому языку и формы учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке Ахметова З.Р.
Транксрипт:

Методические рекомендации по диагностике качества обучения русскому языку как иностранному (РКИ) Шерина Евгения Алексеевна Канд. филол. наук, доцент и.о. зав. кафедрой русского языка как иностранного Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Диагностика - важный элемент при обучении РКИ Диагностика позволяет: оценить деятельность иностранных учащихся в учебном процессе; оценить деятельность иностранных учащихся в учебном процессе; обоснованно оценивать, как реализуются цели и задачи образовательного процесса; обоснованно оценивать, как реализуются цели и задачи образовательного процесса; устанавливать степень эффективности обучающих технологий; устанавливать степень эффективности обучающих технологий; совершенствовать и оптимизировать образовательные технологии; совершенствовать и оптимизировать образовательные технологии; вносить нужные коррективы; вносить нужные коррективы; стимулировать учащихся к успешному овладению основами русского языка. стимулировать учащихся к успешному овладению основами русского языка.

Требования к проведению диагностики Регулярность в практике обучения. Регулярность в практике обучения. Соответствие системе уровней владения РКИ и возрасту; Соответствие системе уровней владения РКИ и возрасту; Соответствие конкретным задачам курса по РКИ. Соответствие конкретным задачам курса по РКИ. Включение разнообразных средств и приёмов работы. Включение разнообразных средств и приёмов работы. Объектами диагностики должны быть все аспекты обучения. Объектами диагностики должны быть все аспекты обучения. Используемые приемы не должны противоречить объявленной цели диагностики. Используемые приемы не должны противоречить объявленной цели диагностики.

Регулярность входная диагностика текущий контроль рубежный контроль итоговая диагностика

Входная диагностика* 1 блок - диагностика развития умений и навыков устного диалогического и монологического общения на русском языке, знания основных лексических единиц; 1 блок - диагностика развития умений и навыков устного диалогического и монологического общения на русском языке, знания основных лексических единиц; 2 блок – диагностика умения читать и способности вычленять информацию из прочитанного; 2 блок – диагностика умения читать и способности вычленять информацию из прочитанного; 3 блок - диагностика способности понимать звучащую русскую речь на слух, умения оформлять письменную речь, проверка знания лексики и основных грамматических правил. 3 блок - диагностика способности понимать звучащую русскую речь на слух, умения оформлять письменную речь, проверка знания лексики и основных грамматических правил. * Входная диагностика - определение сформированности умений и навыков в разных видах речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование), а также выявление трудностей в грамматике и лексике у детей школьного возраста, для которых русский язык не является родным, для получения информации о базовых знаниях ученика.

Задания «входной» диагностики Посмотрите на картинки. Составьте рассказ по этим картинкам. Не забудьте подробно описать действия и чувства героев Посмотрите на картинки. Составьте рассказ по этим картинкам. Не забудьте подробно описать действия и чувства героев

Параметры оценки: 0 баллов – ученик молчит или отвечает на родном языке; 0 баллов – ученик молчит или отвечает на родном языке; 1 балл – ученик говорит 2–3 слова, делая в них ошибки, нарушающие коммуникацию; 1 балл – ученик говорит 2–3 слова, делая в них ошибки, нарушающие коммуникацию; 2 балла – учащийся только перечисляет предметы, изображенные на картинке. Например, стул, стол, девочка, еще девочка, собака и т.д. На вопросы учителя отвечает кратко, односложно (например, «Что дети делают?» – «Играют»), молчит или отвечает на родном языке. 2 балла – учащийся только перечисляет предметы, изображенные на картинке. Например, стул, стол, девочка, еще девочка, собака и т.д. На вопросы учителя отвечает кратко, односложно (например, «Что дети делают?» – «Играют»), молчит или отвечает на родном языке. 3 балла – учащийся составляет 2–3 предложения, включает существительные и глаголы. Часто предложения не связаны между собой. 3 балла – учащийся составляет 2–3 предложения, включает существительные и глаголы. Часто предложения не связаны между собой. 4 балла – ученик составляет рассказ из 5–6 предложений. Предложения могут описывать события, не отображенные непосредственно на картинке. 4 балла – ученик составляет рассказ из 5–6 предложений. Предложения могут описывать события, не отображенные непосредственно на картинке. 5 баллов – ученик составляет развернутый рассказ, используя наречия, прилагательные, сложные предложения, а также может составить диалог между героями, изображенными на картинке. Предложения также включают информацию о чувствах и эмоциях персонажей. 5 баллов – ученик составляет развернутый рассказ, используя наречия, прилагательные, сложные предложения, а также может составить диалог между героями, изображенными на картинке. Предложения также включают информацию о чувствах и эмоциях персонажей.

Текущий контроль должен быть систематичен, то есть проводиться на каждом занятии (контроль выполнения домашнего задания, контроль усвоения нового материала и т.п.); должен быть систематичен, то есть проводиться на каждом занятии (контроль выполнения домашнего задания, контроль усвоения нового материала и т.п.); должен отличаться разнообразием форм, видов и средств проведения. должен отличаться разнообразием форм, видов и средств проведения. должен проверять одновременно несколько видов навыков и умений, например, различных видов речевой деятельности и аспектов языка; должен проверять одновременно несколько видов навыков и умений, например, различных видов речевой деятельности и аспектов языка; должен проверять усвоение учащимися знаний, умений и навыков применения нового учебного материала, устанавливать пробелы в их обучении. должен проверять усвоение учащимися знаний, умений и навыков применения нового учебного материала, устанавливать пробелы в их обучении.

Рубежная диагностика должна быть «прозрачной»: график, процедура, объекты контроля и критерия оценивания; должна быть «прозрачной»: график, процедура, объекты контроля и критерия оценивания; должна быть системной: все виды речевой деятельности + грамотное в методическом плане проведение и составление материалов для контроля; должна быть системной: все виды речевой деятельности + грамотное в методическом плане проведение и составление материалов для контроля; должна быть согласованной: обеспечивать единство действий всех учителей русского языка при проведении контроля и его оценивания; должна быть согласованной: обеспечивать единство действий всех учителей русского языка при проведении контроля и его оценивания; должна быть скоординирована с учителями других предметов для избежания перегрузок учащихся; должна быть скоординирована с учителями других предметов для избежания перегрузок учащихся; должна включать обратную связь (выставление оценок и рекомендации, позволяющие учащимся улучшить свои результаты) должна включать обратную связь (выставление оценок и рекомендации, позволяющие учащимся улучшить свои результаты)

Итоговая диагностика Рекомендуется использовать тесты, соотносимые с системой уровней владения русским языком как иностранным (Элементарный, Базовый, I-IV сертификационные уровни); Рекомендуется использовать тесты, соотносимые с системой уровней владения русским языком как иностранным (Элементарный, Базовый, I-IV сертификационные уровни); Тесты должны быть ориентированы на детей. Тесты должны быть ориентированы на детей.

Каленкова О.Н., Феоктистова Т.Л. «Методические материалы для тестирования детей-инофонов по русскому языку». Издательство «Этносфера» – М.: Каленкова О.Н., Феоктистова Т.Л. «Методические материалы для тестирования детей-инофонов по русскому языку». Издательство «Этносфера» – М.: Т.М. Балыхина, С.И. Ельникова, Е.С. Козловская. «Детские тесты. Русский язык. Мои первые успехи». М.: РУДН, Т.М. Балыхина, С.И. Ельникова, Е.С. Козловская. «Детские тесты. Русский язык. Мои первые успехи». М.: РУДН, Е.В. Капелюшник, Е.А. Шерина. Тесты по русскому языку как иностранному (для детей мигрантов). Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, Е.В. Капелюшник, Е.А. Шерина. Тесты по русскому языку как иностранному (для детей мигрантов). Томский политехнический университет. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, Тесты, разработанные в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина. Электронный ресурс: meny/obrazcy_testov/ Тесты, разработанные в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина. Электронный ресурс: meny/obrazcy_testov/ meny/obrazcy_testov/ meny/obrazcy_testov/

Задания итоговой диагностики Дворец – день сегодняшний Дворец творчества детей и молодежи города Томска сегодня – это центр дополнительного образования в Томской области. Сегодня во Дворце работает 50 образовательных объединений. У нас занимается более ребят. Одна из главных достопримечательностей нашего Дворца – Зимний сад, основанный сотрудниками Томского ботанического сада более 25 лет назад. Рассказывать о нашем Дворце творчества можно бесконечно. Но, как говорится, «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Приходи к нам! Здесь ты обязательно найдешь занятие по душе и верных, надежных друзей, откроешь в себе свои таланты. Дворец творчества детей и молодежи – это: А. спортивная школа; Б. большой Зимний сад; В. место для талантливых детей. Во Дворце творчества занимаются: А. только дети до 10 лет; Б. люди разного возраста; В. дети и молодые люди.

Составьте рассказ по картинке. Напишите, где происходит действие; кто изображен на картинке и что он делает; что чувствует герой истории в этой ситуации. Как вы думаете, что будет дальше?

Примерные темы устного сообщения Рассказ о себе. Биография: детство, учеба, интересы. Рассказ о себе. Биография: детство, учеба, интересы. Мой друг (знакомый, член семьи). Мой друг (знакомый, член семьи). Семья. Семья. Учеба (место учебы). Рассказ о школе. Учеба (место учебы). Рассказ о школе. Изучение русского языка. Изучение русского языка. Мой день. Мой день. Свободное время, отдых, интересы. Свободное время, отдых, интересы. Родной город, столица. Родной город, столица. Здоровье. Здоровье. Погода. Погода.

Уровни владения русским языком как иностранным Элементарный уровень (А1) Элементарный уровень (А1) Базовый уровень (А2) Базовый уровень (А2) Первый сертификационный уровень (В1) Первый сертификационный уровень (В1) Второй сертификационный уровень (В2) Второй сертификационный уровень (В2) Третий сертификационный уровень (С1) Третий сертификационный уровень (С1) Четвертый сертификационный уровень (С2) Четвертый сертификационный уровень (С2)

Формы и приёмы диагностики качества обучения русскому языку как иностранному Диагностика: Индивидуальная/фронтальная Индивидуальная/фронтальная Устная/письменная Устная/письменная Двуязычная/одноязычная Двуязычная/одноязычная С использование/без использования технических средств С использование/без использования технических средств

Формы и приёмы диагностики качества обучения русскому языку как иностранному Устная речь индивидуальный контроль (высказывание, монолог, рассказ каждого ученика по очереди); индивидуальный контроль (высказывание, монолог, рассказ каждого ученика по очереди); фронтальный контроль (диалог с учителем, вопрос-ответ, задания на карточках); фронтальный контроль (диалог с учителем, вопрос-ответ, задания на карточках); коллективный контроль (дискуссия, беседа с классом). коллективный контроль (дискуссия, беседа с классом).Задания: Составь рассказ по картинкам, расскажи о чувствах героев. Расскажи о том, что будет дальше по твоему мнению; Составь рассказ по картинкам, расскажи о чувствах героев. Расскажи о том, что будет дальше по твоему мнению; Расскажи о своей семье/друге/хобби (при этом нужно указать минимальный объём и дать ученику план рассказа). Расскажи о своей семье/друге/хобби (при этом нужно указать минимальный объём и дать ученику план рассказа). Составь диалог на тему … Составь диалог на тему … Прочитай начало текста, продолжи его. Прочитай начало текста, продолжи его. Ответь на вопросы учителя, потом сам задай ему свои вопросы. Ответь на вопросы учителя, потом сам задай ему свои вопросы.

Проблемы и трудности «Лексика. Грамматика» ограничение времени на выполнение заданий; ограничение времени на выполнение заданий; случайный пропуск вопроса, отсутствие ответа. случайный пропуск вопроса, отсутствие ответа.«Письмо» коммуникативно незначимые и коммуникативно значимые ошибки; коммуникативно незначимые и коммуникативно значимые ошибки; нелогичность и несвязность; нелогичность и несвязность; неправильное оформление. неправильное оформление. «Устная речь» нарушение норм речевого этикета; нарушение норм речевого этикета; коммуникативно незначимые и коммуникативно значимые ошибки; коммуникативно незначимые и коммуникативно значимые ошибки; нарушения фонетико-интонационных норм; нарушения фонетико-интонационных норм; объём, логичность, связность. объём, логичность, связность.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ