Четкие представления о звуках языка ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 69 Выступление на тему: « Как научить ребенка читать?» Подготовила учитель-логопед Киселева.
Advertisements

Советы Советы Советы Советы ЛОГОПЕДа. Как Как научить научить ребенка ребенка читать. читать.
Кружок «Занимательная азбука» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад 45 «Флажок» Воробьева.
Учитель - логопед Лескова Н. С. первая квалификационная категория МДОУ детский сад 15 « Золотая рыбка » г. Оленегорск.
МБДОУ детский сад комбинированного вида 147 «Голубые дорожки» г.Брянска. Презентацию подготовила Щербакова Ольга Ивановна, воспитатель 1 квалификационной.
Как помочь ребенку запомнить буквы. Показывая ребенку буквы, надо произносить не их "официальные" алфавитные названия, а тот звук, который эти буквы обозначают.
Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты.
Неделя педагогического мастерства ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
Рекомендации по работе со схемами Схемы по орфограммам для учащихся 1-4 классов. УМК «Школа России» Использовать для коллективной и индивидуальной работы.
Подготовили: логопед Мальцева Е. А. воспитатель Ляпина С. А.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ) ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ГДОУ ДЕТСКИЙ САД 118 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА КИРЕЕВОЙ ТАТЬЯНЫ.
Развитие речевой деятельности на логопедических занятиях. Логопед Лупилова А.Е.
Учитель – логопед Даминова Гульнара Шагидулловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 205»
Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ 393.
ЗВУКОГРА Д Пособие по подготовке к звуковому анализу для детей и родителей. Подготовила: учитель – логопед детского сада 56 ОАО «РЖД» Власенкова.
Артикуляционная гимнастика Звуко-слоговой анализ Что нужно знать, чтобы правильно выполнять? Поготовила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/сад 11» Козионова.
Диагностическое обследование по звуковой стороне речи Попова Галина Викторовна МОУ СОШ 31 г. Новочеркасск.
К концу курса «Обучение грамоте» учащиеся должны уметь: - называть звуки, из которых состоит слово (ударные и безударные, глухие и звонкие, мягкие и твердые);
Транксрипт:

Четкие представления о звуках языка ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Слуховой образ Набор акустических характеристик, которые делают звук узнаваемым и отличают его от всех остальных звуков Графический образ Буква, которой звук обозначается на письме Произносительный образ Четкое представление о том, как произносится звук, какие движения при его произнесении совершают органы речи, и чем он в этом отношении отличается от других звуков языка

Правильно повторить услышанный звук Определить, правильно ли он сам произнес тот или иной звук Подобрать нужную букву к тому звуку, который он слышит Правильно подобрать букву к тому звуку, который он произносит Правильно прочитать букву

Выделить Соединить Звук из слова или слога Слог из слова Слово из предложения Звуки в слог Слоги в слово Слова в предложение

ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО Кинестетическое (мышечное) восприятие Способность к языковому анализу и синтезу Хорошо развитые психические способности: Зрительное восприятие Пространственное восприятие Зрительное внимание и память Слуховое восприятие Слуховое внимание и память Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков между собой

Обучение чтению (I этап – слоги) 1. Освоение букв + ориентирование в тексте 2. Соотнесение букв со звуками 3. Чтение открытого слога

1. Освоение букв Типичные проблемы Ребенок плохо запоминает начертания букв, путает похожие буквы. Методические указания Используйте кубиков без картинок (буква должна ассоциироваться только со звуком). Можно использовать разрезную азбуку. Начинайте заниматься на основе заглавных букв. Начинайте обучение со следующих букв: гласные – А, О, У, Ы, Э; согласные Н, М, В, Ш, С, Л, Ф, З, Х. Многократно показывайте букву и называйте звук (ребенок должен научиться хорошо различать буквы «глазами» без называния). Тренируйте ребенка в мгновенном узнавании букв.

Примеры заданий

Ориентирование в тексте Типичные проблемы При перемещении взгляда ребенок не соблюдает направление слева направо. Ребенок не понимает, какая буква следующая, а какая – предыдущая. Ребенок не может найти начало строки, не понимает, что нужно двигаться взглядом сверху вниз. Методические указания Научите ориентироваться на чистом листе (середина, верх, низ, правая и левая стороны, углы, по осям слева направо и сверху вниз) Научите ориентироваться в детской книжке с картинками (где картинка, где буквы, где начало и конец текста) Научите ориентироваться по строке (вести взгляд слева направо), покажите, как читать столбики текста. Уточните представление о начале и конце слова. Уточните представление о предложных конструкциях (перед и за, над и под)

Примеры заданий Пусть ребенок указкой показывает в словах букву за буквой без пропусков. Следите, чтобы он всегда двигался слева направо. Пусть ребенок покажет в словах «следующие» и «предыдущие» буквы. Пусть ребенок покажет буквы через одну. Пусть ребенок «переписывает» слова, выкладывая их из разрезной азбуки. В словах из трех, четырех букв ребенку нужно показать первую, последнюю и среднюю (или средние) буквы. В словах из четырех букв средние буквы нужно показывать слева направо.

2. Соотнесение букв со звуками. Называние букв. Типичные проблемы Ребенку трудно понять, что буква – это «нарисованный» звук. Ребенок называет букву не так, как звучит звук (БЭ, ВЭ, ЭР) Методические указания Нужно объяснить ребенку, что буква и звук – это в некотором роде одно и то же, ему нужно четко «привязать» буквы к их звукам. Важно соотносить букву не со слышимым звуком, а с произносимым. Если ребенок выучил буквы прежде, чем Вы стали заниматься, уточните, как он их называет. Называйте буквы кратко (М, В). Тренируйте ребенка называть букву не вслух, а «про себя» с легким кивком головы (активная артикуляция в дальнейшем будет мешать слитно читать слог). Время от времени уточняйте, как ребенок назвал букву повторением вслух. Тренируйте ребенка должен соотносить буквы со звуками мгновенно.

3. Чтение открытого слога. Типичные проблемы При чтении слога ребенок разрывает звуки. Методические указания Начинать обучение нужно с чтения открытого слога. (Если начать с закрытого, будет сложнее сформировать слитное произнесение звуков, поскольку у ребенка появится опыт раздельного произнесения: быстрое повторение изолированных звуков, при котором не происходит перестройки артикуляции.) Используйте слоги с согласными звуками Н, М, В, Ш, С, Л, Ф, З, Х, которые можно тянуть. Скажите ребенку, что вы будете читать слоги, не объясняя, что это. Сначала используйте символы гласных звуков (изображение положения губ при произнесении) У ребенка с самого начала нужно формировать осмысленное чтение, поэтому слогам, по возможности, нужно придавать смысл, как словам (МА – так малыш зовет маму, МЫ – это я и ты).

Формирование слитного произнесения звуков. Продемонстрируйте ребенку, как читать. По одной кладите на стол согласные буквы и длительно произносите соответствующие звуки. Пока вы тянете согласный звук, ребенок показывает вам карточку с символом гласного звука – вы слитно произносите получившийся слог. В дальнейшем произносите слоги вместе с ребенком. Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок смотрит на букву и тянет согласный звук, а вы показывайте символ. Постепенно убыстряйте темп. Скажите ребенку, что он научился читать. Теперь нужно заменить символы гласных звуков на буквы. Тренируем чтение слогов, которые ребенок видит целиком (сразу обе буквы). Положите сразу две буквы (сначала их можно класть на расстоянии друг от друга, чтобы ребенок переводил взгляд, и это напоминало предыдущее действие, затем сближайте буквы). Заменяйте гласные буквы (оставляя согласные на месте) – пусть ребенок прочитает новые слоги (МА – МО – МЫ). Заменяйте согласные буквы (МА – ВА – НА). Параллельно с чтением слогов, постепенно вводите буквы Р, Ж, Ц, Д, К, Б, П, Г, Т. Согласные Д, К, Б, П, Г, Т нельзя тянуть, что осложняет чтение слогов. Для этого закройте гласную букву и скажите ребенку, чтобы он прочитал согласную букву «про себя» так, чтобы звук был у него «на губах или на кончике языка». Как только вы открываете гласную букву, ребенку нужно сразу же «выпаливать слог, как из пулемета».

Примеры заданий

Обучение чтению (II этап – слова и предложения) 1. Чтение односложных слов из 3-х букв 2. Чтение односложных слов из 4-х букв (с 2-мя согласными на конце) 3. Чтение двусложных слов из открытых слогов + расстановка ударений

Обучение чтению (II этап – слова и предложения) 4. Чтение двусложных слов, в которых первый слог состоит из одного гласного 5. Чтение двусложных слов из открытого и закрытого слогов 6. Чтение трехсложных слов из открытых слогов

Обучение чтению (II этап – слова и предложения) 7. Чтение двусложных слов из закрытого и открытого слогов 8. Чтение слов с двумя согласными в начале, идущими подряд 9. Чтение односложных слов с двумя согласными подряд в начале и конце

Обучение чтению (II этап – слова и предложения) 10. Чтение слов из двух закрытых слогов 11. Чтение слов из четырех открытых слогов 12. Чтение слов с мягкими согласными

Обучение чтению (II этап – слова и предложения) 13. Чтение слов с мягким знаком 14. Чтение слов с буквами Е, Ё, Я, Ю 15. Чтение слов с 3-мя и 4-мя согласными, идущими подряд

Обучение чтению (II этап – слова и предложения) 16. Чтение слов с разделительным мягким и твердым знаками 17. Чтение слов с буквой Й 18. Чтение слов, включающих сочетания букв, читающиеся нетипично.

Правила выполнения упражнений со словами и предложениями Ребенок не должен читать слов, смысла которых не понимает. Ребенок должен прочитывать слова слитно (все слово «разом», окидывая его беглым взглядом). Ребенку нужно многократно прочитывать одни и те же слова (буквенный образ прочно запечатлится в памяти) Слова, которые ребенок видел неоднократно, он может называть, не читая, узнавая по общему контуру. В конце каждой темы ребенку нужно читать слова «про себя». Иногда для контроля спрашивайте, что за слово он прочитал, и что оно значит. В конце каждой темы давайте ребенку задание на «списывание» слов (выкладывание их из букв разрезной азбуки). В этот момент он будет проговаривать их «про себя». Слова можно «списывать» по образцу и по памяти. Во всех словах из двух и более слогов тренируйте с ребенком правильную постановку ударения.

Дополнительные (но очень важные!) правила Если какие-то задания окажутся для ребенка сложными, откладывайте их на время, возвращаясь к ним позже. Чтение не должно превращаться в тяжелое и неприятное занятие. Родителям! Продолжайте читать ребенку вслух книги, ведя по строчкам указкой. Если какое-то слово он может прочитать сам, давайте ему такую возможность. Желательно, чтобы он сам искал такие слова и прочитывал их без вашей подсказки. Меняйте расстояние от глаз ребенка до текста. Это профилактическая мера по предупреждению близорукости. Обратите внимание! Ребенок должен читать «про себя» и «для себя». Иногда просите его прочитать вам вслух фрагмент текста просто потому, что вы хотите послушать, а не в виде специального задания.

Перспективный план организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на уч.год. «Подготовка к обучению грамоте» Дата Тема 116, Понятие о речи, предложении, слове. 223,24.09.Слова, обозначающие предметы и действия , Слова, обозначающие признаки предмета. Знакомство с понятием «звук» 47,8.10. Звук и буква А. 514, Звук и буква У. А-У 621, Звук и буква О. 728, Звук и буква Ы. 84,5.11. Звук и буква Э. Закрепление гласных. 911, Звук М. Буква М. Чтение открытых слогов. 1018, Звук Н. Буква Н. Чтение открытых слогов. 1125, Глухие и звонкие твердые согласные звуки, парные по признаку глухости-звонкости. Звуки В-Ф. Буквы В-Ф. Чтение открытых слогов. 122,3.12. Звуки [З-С] Буквы С-З. Чтение открытых слогов. 139, Звуки [Ш-Ж] Буквы Ш-Ж. Буквы С-Ш-З-Ж. Чтение слогов и односложных слов из 3-х букв. 1416, Звук Х. Буква Х. Чтение слогов и односложных слов из 3-х букв. 1523, Звук Л. Буква Л. Чтение слогов и односложных слов из 3-х букв. 1613, Звук Р. Буква Р. [Л-Р] Буквы Л-Р. Чтение слогов и односложных слов из 3-х букв. 1720, Звуки [Д-Т]. Буквы Д-Т. Слоги с согласными, не имеющими длительности. 1827, Звуки [Б-П]. Буквы Б-П. Слоги с согласными, не имеющими длительности. Дата Тема 193,4.02. Звуки [Г-К]. Буквы Г-К-Х. Слоги с согласными, не имеющими длительности. 2010, Звук Ц. Буква Ц. Слоги с согласными, не имеющими длительности. Односложные слова из 3 букв. 2117, Односложные слова из 3 букв. Односложные слова с двумя согласными на конце. 2224, Заглавные и строчные буквы. Двухсложные слова из открытых слогов. Ударение. 233,4.03. Двухсложные слова, в которых первый слог состоит из одного гласного. Слова из открытого и закрытого слогов. 2410, Звуки [Ч], [Щ]. Буквы Ч, Щ. Сочетания ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. 2517, Упражнения со словами разной сложности. 2624, Звук И. Буква И. Сочетания ЖИ, ШИ. Чтение слов с буквой И вначале и после Ш и Ж ,1.04. Мягкие согласные звуки. Чтение мягких согласных с буквой И. 287,8.04. Мягкий знак. Чтение слов с мягким знаком. 2914,15.04.Предлоги. Чтение предложений с предлогами. 3021, Буквы Е и Ё. Чтение мягких согласных с буквами Е, Ё. 3128, Буквы Я и Ю. Чтение мягких согласных с буквами Я, Ю. 325,6.05. Буквы Е,Ё,Я,Ю в начале слов и после гласных. 3312, Разделительный мягкий и твердый знаки. Чтение слов. 3419, Буква Й. Чтение слов с буквой Й. 3526, Перенос слов. Чтение слов разной сложности.

Презентация создана по материалам Поляковой Марины Анатольевны. Презентацию подготовила учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида 5 «Золотой ключик» Калюжная А.Е.