Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Сенситивные вопросы и проективные методики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы сбора информации о социально-экономических проблемах муниципальных образований Е.Е. Горяченко Руководитель социологической службы Ассоциации сибирских.
Advertisements

Личностно- ориентированный подход к учащимся с нарушениями речи.
1 Распространенность факторов риска и мотивация хабаровчан на ведение ЗОЖ: социологическая оценка Распространенность факторов риска и мотивация хабаровчан.
Общие сведения Научно-исследовательский семинар 2 курса «Методы социологических исследований»
Тема 8. Математические методы исследования явлений культуры. Рекомендуемая литература: 1.Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987.
Проект на тему : «Интеллектуальная эмиграция российской молодежи Выполнили: Команда социологов «Sociology Club» (Шаймарданова Р.Р.,Гареев Р. )
Маркетинговое исследование Популярность книг среди молодого населения Выполнили студенты гр. ЭО-09: Гурова Светлана Малахова Елена Маркелов Артем.
Семинар – практикум «Лаборатория юного изобретателя» в рамках реализации инновационного проекта «ЯрТалант»«ЯрТалант» МДОУ «Детский сад 139»
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:. Требования к исследовательской работе Определение темы исследования: –цели –задач –методов Где и как будут использованы полученная информация.
Основные этапы моделирования. Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей. Моделирование – творческий процесс, и поэтому.
1 тема «ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Тематика и оценка проектов.» ВИДЕТЬ И ДЕЛАТЬ НОВОЕ – ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ Ф. ВОЛЬТЕР.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования.
Методы сбора социологической информации
Семинар – практикум 1 «Структура написания научно – исследовательской работы (гипотеза, цели, задачи, методы)». Практическая работа 1 «Логика»
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Психологические аспекты подготовки педагога - научного руководителя (в рамках конференции «Отечество») Киселева Т.Г., кандидат психологических наук, доцент,
Исследовательская работа на тему Исследовательская работа на тему Отношение старшеклассников МОУ СОШ 20 к проблемам наркомании и губернаторской программе.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования.
Транксрипт:

курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Сенситивные вопросы и проективные методики

Сенситивные вопросы («угрожающие», деликатные) = вопросы, направленные на получение сведений, которые люди обычно предпочитают утаивать… ВОПРОС: «Сенситивность» конкретного вопроса определяется: культурными традициями страны; психологическими особенностями респондента; социальным статусом респондента; ценностными установками конкретного индивида; всем вышеперечисленным.

Вопрос: « К сенситивным темам можно отнести…»: 1)употребление наркотиков; 2)употребление алкогольных напитков; 3)отношение женщин к детям; 4)отношение женщин к абортам; 5)отношения между коллегами в рамках одного отдела, организации; 6)оценку экспертами трансформационных процессов в России; 7)отношение молодежи к старикам; 8)проблему супружеской неверности; 9)сексуальную активность; 10)нарушения правил дорожного движения; 11)уклонение от налогов; 12)чтение книг взрослым населением; 13)выборы и регистрацию их результатов; 14)занятия спортом; 15)способы проведения досуга; 16)размер и источники семейного дохода

Рекомендации по выбору формата вопросов и ответов в исследованиях сенситивных проблем (в результате методических экспериментов): 1)вопросы о частоте совершения социально нежелательных действий лучше формулировать в качестве открытых и достаточно длинных; 2)при разработке блока сенситивных вопросов для массового опроса необходимо апробировать их в пилотаже; 3)не следует «давить» на респондента, использовать вопросы-ловушки, неоднократно повторять вопросы; 4)лучше спрашивать респондента о прошлом, нежели о положении дел в настоящем; 5)повышение анонимности опроса (например, Интернет-опрос);

Рекомендации… (продолжение) 6)допустимо осознанное утяжеление сенситивных вопросов посредством рутинизации, формулировки вопроса без предварительной фильтрации респондентов, ссылок на авторитет, ироничной формулировки, стимулирования вынужденного выбора; 7)С. Уорнер - модель случайного ответа (рандомизация): респонденту предлагается случайным образом выбрать из массива карточек, в которых представлены как нейтральные, так и сенситивные вопросы, карточку и дать ответ на представленный в ней дихотомический вопрос, формулировка которого не известна интервьюеру; после записи ответов на все вопросы, учитывая заданное исследователем соотношение сенситивных и нейтральных вопросов, можно рассчитать характер отношения респондента к исследуемой проблеме.

Вопрос: Поскольку ответы на так называемые сенситивные вопросы часто бывают неискренними и ведут к систематическим ошибкам, следует избегать прямых формулировок, отдавая предпочтение косвенным. Какие приемы обычно используются в косвенных формулировках? 1)интроспекции; 2)проекции; 3)«вынужденного выбора»; 4)рандомизации; 5)типизации; 6)рутинизации.

Вопрос: Какой из приведенных приемов, используемых для изучения сенситивной проблематики, крайне сложно реализовать в практике массовых опросов? метод рутинизации; метод проекции; метод «вынужденного выбора»

Домашнее задание: Прочитать: Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Глава «Сензитивные» вопросы. Разобрать – что такое «рандомизация» Привести примеры приема «вынужденный выбор». Объяснить, почему это может/не может использоваться в социологическом опросе СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!