Крестовые походы. § 16 Начать урок Составил Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории МОУ СОШ с. Закаринье Слободского района Кировской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Крестовый поход Prezentacii.com. В 1095 году на обширной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский.
Advertisements

План: 1. Выступление папы римского Урбана II 2. Крестовые походы бедноты 3. Крестовые походы феодалов 4. Духовно-рыцарские ордены 5. Третий крестовый.
Презентацию подготовил студент группы Горбачёв Николай.
План урока 1. Призыв к Крестовым походам 2. Крестовый поход бедноты 3. Крестовый поход феодалов 4. Духовно-рыцарские ордены 5. Борьба народов Ближнего.
План урока 1. Призыв к Крестовым походам 2. Крестовый поход бедноты 3. Крестовый поход феодалов 4. Духовно-рыцарские ордены 5. Борьба народов Ближнего.
Крестовые походы Причины крестовых походов и цели участников. 2.Крестовые походы. 3. Итоги и последствия крестовых походов. План.
27 ноября 1095 г. на площади французского города Клермон собрались тысячи людей.
Методическая разработка по истории (6 класс) по теме: Урок по истории для 6 класса. "Крестовые походы"
Эсманская Алла Георгиевна, учитель истории ЦО 1828 «Сабурово»
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Презентация "Крестовые походы"
Крестовые походы-что это такое? Крестовые походы-что это такое? Это походы, начавшиеся после речи папы Урбана ɪɪ.Он призвал изгнать мусульман из Святой.
Крестовые походы
(Крестовые походы). В ноябре 1095 года в городе Клермоне папа Урбан II на большом соборе обратился к народу с призывом предпринять крестовый поход в г.Иерусалим,чтобы.
Первый крестовый поход.. 1.Начало крестовых походов. 2.Участники походов. 3.Поход бедноты. 4.Поход феодалов. 5.Государства крестоносцев. 6.Духовно-рыцарские.
Крестовые походы ( ) год – призыв римского папы Урбана II к крестовому походу против «неверных» в г. Клермоне Фильм.
{ Домашнее задание Параграф 17, заполнить таблицу.
ПРОДОЛЖЕНИЕ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ. ПЛАН УРОКА 1.Второй крестовый поход. 2.Третий крестовый поход. 3.Четвёртый крестовый поход. 4.Детский крестовый поход.
Первый крестовый поход.. Выберите правильный ответ- Рыцари относились к… Еретики были противниками Церковь наказывала ере- тиков Нищенствующим мона- шеским.
«Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия». Зебзеева И.С. МБОУ «СОШ 33» п.Яйва г.Александровска Пермского края Урок истории.
Крестовые походы. Цель урока: Охарактеризовать причины крестовых походов на Восток и цели их участников. Охарактеризовать причины крестовых походов на.
Транксрипт:

Крестовые походы. § 16 Начать урок Составил Важенин Сергей Валерьевич, учитель истории МОУ СОШ с. Закаринье Слободского района Кировской области

Введение В 1095 году на обширной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский Урбан II. Он призвал собравшихся «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину.Урбан II Урбан II

1. «Так хочет Бог!» По представлению христиан, Палестина - Святая земля: здесь жил и был распят Иисус Христос, в Иерусалиме находится главная святыня христиан - Гроб Господень. Люди верили, что Палестина «благодатная земля, там реки текут молоком и медом» и что самим Иисусом она была завещана «своему народу» - христианам. Еще в VI веке эта страна была отобрана у Византии арабами, с середины XI века ею владели турки- сельджуки. Папа призвал освободить Святую землю и Гроб Господень от «неверных» и спасти «братьев христиан, томящихся под игом язычников». Участникам похода папа обещал полное прощение грехов. Иерусалим на средневековой миниатюре

1. «Так хочет Бог!» Хронист сообщает, что речь папы неоднократно прерывалась возгласами слушателей: «Так хочет Бог!» Многие тут же нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Поэтому участников походов на Восток стали называть крестоносцами, а сами походы - крестовыми. крестовыми Средневековые миниатюры изображающие выступление Урбана II в Клермоне

1. «Так хочет Бог!» Крестоносцы, люди разных сословий, были уверены, что идут сражаться за святое дело и что их ждет награда на небесах. Но были и чисто «земные» причины, побудившие массы людей двинуться на Восток. В конце XI века Европа пережила «семь тощих лет» - целую полосу неурожаев, падежа во Франции скота, массовых эпидемий. Начали говорить о конце света. Отчаяние и голод привели в движение массы людей. В походе на Восток бедняки увидели возможность избавиться от помещиков, вырваться из нищеты, получить землю и свободу. Феодалы были наслышаны от купцов и паломников о несметных сокровищах восточных стран. Они надеялись захватить там богатую добычу и создать новые владения. Крестоносцы

1. «Так хочет Бог!» Главную силу Крестовых походов составили рыцари. В XI веке в Западной Европе появилось много безземельных рыцарей. В основном это были младшие сыновья феодалов, не получавшие в наследство ничего, кроме коня и доспехов. Война и разбой были их главным занятием. Разбогатеть на грабеже и приобрести земли было для них желанной мечтой. Христос предводительствует рыцарями

2. Крестовый поход бедноты. Раньше всех двинулись к Иерусалиму крестьяне. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные толпы бедняков. Они соединились в 5-6 отрядов, насчитывавших тысяч человек. Шли плохо вооруженными и без припасов к неведомой Святой земле, занимаясь в дороге грабежом. Подходя к каждому городу, они спрашивали: «Не Иерусалим ли это?» Население Венгрии и Болгарии давало отпор пришельцам, истребляло и преследовало отставших года Петр Пустынник во главе похода бедноты

2. Крестовый поход бедноты. С большими потерями бедняки добрались до Константинополя. Многие из них вели себя там разнузданно: разрушали и поджигали дворцы в предместьях, дома горожан. Византийский император поспешил переправить отряды крестьян в Малую Азию. Турки-сельджуки в первом же бою зарубили столько людей, что сложенные в одну кучу тела погибших, по словам современника, «образовали нечто вроде высокой горы». Лишь немногим удалось спастись бегством. Не свободу, а гибель нашли крестьяне на Востоке. Избиение турками крестьян- крестоносцев

3. Крестовый поход феодалов. Осенью 1096 года из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. Они запаслись деньгами и были хорошо вооружены. Сойдясь в столице Византии, крестоносцы переправились в Малую Азию. Переход через горные, безводные местности был очень трудным, но в решающем сражении рыцари все же разбили сельджуков. Крестоносцы проходят через горы

3. Крестовый поход феодалов. По пути крестоносцы захватывали города, грабили и убивали местных жителей. Не раз между предводителями отрядов возникали столкновения из-за добычи. После длительной, тяжелой осады крестоносцы овладели Антиохией. Здесь основал свое княжество один из вождей крестоносцев; другой вождь утвердился в богатом армянском городе Эдёссе. После трехлетнего похода лишь пятая часть крестоносцев подошла к Иерусалиму. Многие погибли в пути или остались в захваченных землях, немало вернулось на родину. Взятие Антиохии

3. Крестовый поход феодалов. В 1099 году крестоносцы оказались у стен Иерусалима. Осада затянулась на месяц. Взяв укрепленный город после ожесточенного штурма, рыцари учинили страшную резню мусульман. Участник похода писал о взятии Иерусалима: «Не пощадили ни женщин, ни малюток. Крестоносцы разбрелись по домам горожан, захватывая все, что в них находили». Грабежи и убийства прерывались лишь молитвами, после которых кровопролитие возобновлялось. На узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство. Правители остальных владений крестоносцев были вассалами иерусалимского короля. Иерусалимское королевство Иерусалимское королевство Штурм Иерусалима

3. Крестовый поход феодалов. Местных жителей - мусульман и христиан - завоеватели насильно превращали в лично зависимых. Новые господа взимали с крестьян от одной трети до половины урожая зерна, такую же часть сбора с фруктовых деревьев, олив и винограда. Кроме того, покоренное население должно было платить налоги королю и десятину католической церкви. Крестоносцы собирают налоги

4. Духовно-рыцарские ордены. Для обороны и расширения владений крестоносцев вскоре после Первого Крестового похода в Палестине были созданы духовно- рыцарские ордены: тамплиеров (храмовники), госпитальеров, позднее возник и Тевтонский орден, объединивший немецких рыцарей. Члены орденов были одновременно и монахами, и рыцарями. тамплиеровгоспитальеро Тевтонский орден тамплиеров госпитальер о Тевтонский орден Тамплиер, госпитальер и рыцарь Тевтонского ордена

4. Духовно-рыцарские ордены. Орден тамплиеров был основан группой французских рыцарей, его главная резиденция находилась на месте разрушенного иудейского храма («тампль» по-французски означает «храм»). Госпитальеры, в основном итальянцы, заботились о паломниках, прибывавших в Палестину: обеспечивали их пищей и ночлегом, лечили больных. С этой целью они открывали на Ближнем Востоке, в Западной Европе и Византии дома для странников - госпитали (от латинского «хоспиталис» - гость). Крест Госпитальеров Печать ордена Тамплиеров Символ Тевтонского ордена

4. Духовно-рыцарские ордены. Ордены подчинялись только папе и не зависели от местных властей. Их возглавляли великие магистры. Чтобы ничто не отвлекало рыцарей от исполнения долга, им были запрещены брак и светские развлечения: соколиная охота, игра в кости, лишние разговоры и громкий смех. Ордены получили привилегии: освобождались от уплаты десятины, подлежали только папскому суду. Со всех сторон к ним поступали щедрые пожертвования. Ордены накопили огромные богатства, владели обширными землями на Востоке, а затем в Европе, участвовали в торговых и денежных сделках. Они были наиболее сплоченной силой рыцарей. Великий магистр ордена Госпитальеров

5. Борьба народов Востока против крестоносцев. Владения крестоносцев были разбросаны вдоль всего побережья. Приток свежих сил из Европы был невелик: для раздачи рыцарям феодов здесь не хватало земли. Местные жители не раз восставали против рыцарей, которым было тревожно в чужой, враждебной стране. Точно огромные скалы среди пустыни, возвышались воздвигнутые ими на холмах крепости. Из них рыцари совершали набеги на мусульман, здесь отсиживались во время восстаний. Государства крестоносцев враждовали между собой. С востока и юга их теснили мусульманские княжества. Мусульмане овладели Эдессой. В ответ на это папа призвал европейцев к новому походу на Восток. Второй Крестовый поход ( гг.), который возглавили короли Франции и Германии, потерпел полную неудачу. Император Конрад III Крепость в Палестине

6. Третий Крестовый поход. В конце XII века мусульмане создали сильное государство, в которое вошли Египет, часть Месопотамии и Сирии. Во главе этого государства стоял египетский правитель Салах ад-Дин («защитник веры»), обладавший большими организаторскими и военными способностями. В европейских хрониках его называли Саладин.Салах ад-Дин Салах ад-Дин окружил и разгромил в сражении крупные силы крестоносцев. Лишь несколько сот воинов спаслись бегством. Множество знатных феодалов во главе с иерусалимским королем и великим магистром ордена тамплиеров попали в плен. Салах ад-Дин Сражение мусульман с крестоносцами

6. Третий Крестовый поход. В 1187 году после шестидневной осады сдался Иерусалим. Салах ад-Дин обошелся мягко с жителями- христианами. В течение 40 дней им разрешалось, уплатив выкуп, покинуть город. Тамплиеры и госпитальеры выкупили не только себя, но и часть бедняков. Все же около 15 тысяч христиан было продано в рабство. Пленные рыцари покидают Иерусалим

6. Третий Крестовый поход. Пытаясь вернуть Иерусалим, западные феодалы организовали Третий Крестовый поход ( ). Первыми выступили немецкие рыцари. Их возглавил 60- летний император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый) - воинственный государь, который провел в войнах в Европе большую часть жизни. Но в события вмешался случай: при переправе через горную речку в Малой Азии Барбаросса утонул; часть немецкого войска вернулась домой, другая же двинулась в Палестину. Фридрих I Барбаросса Фридрих I Барбаросса Фридрих I Барбаросса

6. Третий Крестовый поход. Английские и французские рыцари выступили в поход лишь через год после немцев. Они морем прибыли в Сицилию, а оттуда направились в Сирию. По пути англичане захватили остров Кипр, с этого времени он стал опорной базой крестоносцев. Французский король Филипп II Август, рассорившись со своим английским союзником, в самый разгар военных действий вернулся во Францию. Филипп II Август Филипп II Август Филипп II Август

6. Третий Крестовый поход. Король Англии Ричард I Львиное Сердце, смелый рыцарь, «всех хотел превзойти славой». После осады он штурмом взял порт Акру, который стал отныне столицей Иерусалимского королевства. Ричард Львиное Сердце проявил себя не только храбрым, но и неумолимо жестоким: в Акре крестоносцы по его приказу перебили 2 тысячи мусульман. Трижды Ричард подходил к Иерусалиму, но отвоевать город так и не сумел. Ричард I Львиное Сердце Ричард I Львиное Сердце Получив из Англии плохие вести, Ричард поспешил домой, но там попал в плен к своим врагам и два года провел в заточении у германского императора. Его освободили только тогда, когда он принес вассальную присягу императору и уплатил большой выкуп. Ричард I Львиное Сердце

7. Четвертый Крестовый поход. Энрико Дандоло благословляет крестоносцев В конце XII века за организацию нового похода на Восток взялся папа Иннокентий III. Сначала крестоносцы намеревались направиться морем через Египет. Они наняли корабли у «королевы морей» - Венеции, собравшись на одном из ее островов. Венецианский правитель (он назывался дож) Энрико Дандоло был уже слепым стариком, но сохранил удивительную ясность ума и расчетливость. Он потребовал за перевоз­ку рыцарей огромную сумму - 85 тысяч марок (более 20 тонн) серебром. Но участники похода не смогли собрать такую сумму. Крестоносцев плохо снабжали продуктами, они томились от безделья. нового похода Энрико Дандоло нового похода Энрико Дандоло

7. Четвертый Крестовый поход. Венеция в то время вела ожесточенную борьбу с Византийской империей за первенство в торговле с восточными странами. Венецианские купцы давно мечтали нанести византийцам удар, от которого те не смогли бы оправиться. Они решили использовать для этого военные силы крестоносцев. Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол. Дворец Дожей в Венеции

7. Четвертый Крестовый поход. В 1204 году «освободители Гроба Господня» штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, были уничтожены ценнейшие произведения искусства. Крестоносцы разграбили храм Святой Софии. Пришедшие с крестоносцами священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий. Как сообщил участник похода, добыча была так велика, что ее «не могли сосчитать». Погибло и огромное число христиан- горожан. Штурм Константинополя

7. Четвертый Крестовый поход. Разграбив богатейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе - Латинскую империю. Более 50 лет местное население боролось против завоевателей. В 1261 году Латинская империя пала. Византия была восстановлена, но она уже никогда не достигла прежнего могущества. Крестоносцы в завоеванном Константинополе

8. Крестовые походы детей. В конце XII века многие бродячие проповедники - и среди них Франциск Ассизский - стали говорить о том, что не сильные и гордые, а слабые и безгрешные смогут освободить Иерусалим. В городах собирались толпы детей, чтобы идти в Святую землю и освободить ее не силой оружия, а лишь с Божьей помощью. В 1212 году тысячи ребятишек из Рейнской области в Германии толпами устремились на юг, перешли через Альпы и добрались до Генуи. Отсюда они разбрелись в разные стороны: одни двинулись на юг Италии, другие подались в Марсель, а третьи пытались вернуться домой. По дороге многие умерли от голода и жажды. В Генуе и Марселе купцы погрузили детей на корабли, чтобы доставить их в Палестину. Некоторые корабли, попав в бурю, затонули, а остальные пристали к берегам Северной Африки. Здесь уцелевшие дети были проданы в рабство году 1212 году Дети-крестоносцы

8. Крестовые походы детей. Подобное движение бедняков развернулось и в Северной Франции, где 12-летний пастушок объявил себя Божьим посланцем. К нему толпами стекались бедняки, в том числе и дети. С пением церковных гимнов, держа в руках флаги, кресты и свечи, они направились к Парижу. Но король Филипп II Август, посчитавший эту затею бессмысленной, приказал им разойтись по домам. Дети в Крестовом походе

9. Конец Крестовых походов на Восток и их последствия. Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и короли организовывали новые походы, но желавших участвовать в них становилось все меньше. Войны с мусульманами были слишком тяжелы и опасны. С укреплением королевской власти для рыцарей появилось дело у себя дома - выгодная служба в наемном войске. Почти все следующие Крестовые походы были направлены не в Святую землю, а в Северную Африку - Египет или Тунис. Они чаще всего кончались неудачей и большими потерями. Французский поэт писал: «Нам час пришел - за ратью рать - Святую землю покидать». Вскоре после Восьмого, последнего Крестового похода на Восток западные рыцари потеряли все свои владения в мусульманских странах: в 1291 году пал их последний оплот на Востоке - крепость Акра. Штурм Акры

9. Конец Крестовых походов на Восток и их последствия. И народам восточных стран, и европейцам Крестовые походы стоили огромных жертв, но своей цели - завоевания стран Востока - они не достигли. И все же Крестовые походы не прошли бесследно для Европы. Еще более оживилась торговля на Средиземном море. Первенство в этой торговле перешло к городам Северной Италии. После разгрома в 1204 году Византия уже не могла соперничать с Венецией и Генуей. Итальянские купцы завладели целыми кварталами в портовых городах Сирии и Палестины. Их торговые поселения появились и на побережье Черного моря - в Крыму и на Кавказе. Галера и византийские золотые монеты

9. Конец Крестовых походов на Восток и их последствия. Живя в восточных странах европейцы познакомились с новыми земледельческими культурами. В Европе стали выращивать рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы, вошел в пищу тростниковый сахар. Ветряные мельницы, появившиеся в это время в Европе, тоже были заимствованы на Востоке. Европейцы научились изготавливать шелковые ткани и стеклянные зеркала, лучше обрабатывать металлы. Произошли изменения и в быту: на Западе стали мыть руки перед едой, купаться в горячих банях. Шелковая ткань. Испания Ветряные мельницы

9. Конец Крестовых походов на Восток и их последствия. Крестовые походы с благословения или по прямому указанию пап римских совершались и в Европе практически до конца Средних веков. Так, в ходе северных Крестовых походов (XII- XIV века), в которых участвовали шведы и немцы большую часть территории финнов и карел присоединили к Швеции, жителей насильно окрестили. Походы против еретиков в Европе обычно также провозглашались крестовыми, своей жестокостью они не уступали походам на Восток. Замок крестоносцев на севере Европы

Из выступления папы Урбана II в Клермоне «О, сыны Божии! Необходимо, чтобы вы как можно быстрее поспешили на выручку ваших братьев, проживающих на Востоке. Если кого там поразит смерть, отныне да отпускаются ему все грехи. Да станут отныне воинами Христа те, кто раньше были грабителями, пусть получат вечную награду те, кто прежде за малую плату были наемниками. Здесь они враги Господа, там станут ему друзьями. Да побудят души ваши к мужеству деяния ваших предков, доблесть и слава короля Карла Великого и других государей, которые разрушили царство язычников и раздвинули тем пределы святой церкви. Особенно же пусть побуждает ; святой Гроб Господень, которым ныне владеют нечестивые, и святые места, которые ими подло оскверняются... Иерусалим - это пуп земли, край плодороднейший... это словно второй рай... Он стремится и жаждет освобождения, прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку. Вернуться

Будь милостив, Господь, к моей судьбе. На недругов твоих я рати двину. Воззри: подъемлю меч в святой борьбе, Твоей призывной внемлю я трубе. Мощь укрепи, Христос, в своем рабе. Надежному тот служит господину, Кто служит верой, правдою тебе. Я покидаю дам. Но, меч держа, Горжусь, что послужу святому храму, Что вера в Бога сил в душе свежа, Молитвенно летя вслед фимиаму. Дороже вера золота: ни ржа, Ни огнь ее не ест; кто, дорожа Лишь ею, в бой идет, не примет сраму И встретит смерть ликуя, не дрожа. (Перевод Е. Васильевой) Вернуться Тибо, граф Шампанский. Песнь о Крестовом походе (фрагмент)

Письмо предводителей крестоносцев папе Урбану II о чуде под Антиохией. XI век. Вернуться «Когда сельджуки увидели, что ничем не могут повредить нам… то окружили нас отовсюду. По этой причине все мы пали духом. Многие, умирая от голода, убивали своих отощавших коней и ослов и поедали. Тем временем на подмогу нам явился всемогущий Бог: в храме блаженного Петра, князя апостолов, мы нашли копье Господне, которое… пронзило бок нашего Спасителя… И мы были так ободрены и укрепились благодаря находке Святого копья… что охваченные готовностью отважно биться, один побуждал другого».

Никита Хониат о разграблении крестоносцами Константинополя Жители города, передавая себя в руки судьбы, вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни Господни… Не знаю, с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди! О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!.. В те дни, как в древности, Христос был снова раздет и осмеян!.. О разграблении главного храма нельзя и слушать равнодушно… Когда им было нужно вывезти из храма священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото… они ввели в притворы храмов мулов и лошадей… Вернуться