План 1. подготовка к восприятию темы ( чтение стих - я ) 2. Создание проблемной ситуации 3. Знакомство с этапами жизненного пути 4. Основные направления лирики 5. Обобщения, выводы
Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит ; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны ? Кто Толпе мои расскажет думы ? Я - или бог - или никто ! 1832 Вопрос : Кто же этот неведомый избранник, гонимый миром, с русскою душой, с разбитыми надеждами, проживший короткую жизнь ?
Природа наделила его талантами. Он был одарен удивительной музыкальностью играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою « Казачью колыбельную песню ». Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником.
Он владел французским, немецким, английским, читал по - латыни, впоследствии, на Кавказе, примется изучать « татарский », то есть азербайджанский язык, в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название « Мцыри ». Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга его чтения нужно выделить двух авторов : Байрона и особенно Пушкина.
Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
1) « Я жить хочу, хочу печали » « И скучно и грустно, и некому руку подать » 2) « Я не унижусь пред тобою » « Я думаю о ней, я плачу и люблю » 3) « Москва ! Москва ! Люблю тебя как сын ! « Прощай, немытая Россия » Вопрос : Есть ли противоречие в лирике Лермонтова ?
На чуткую душу ребенка обрушилась жестокая семейная драма : после смерти матери начались распри между отцом и бабушкой. Воспитанием мальчика занялась бабушка, т. к. обещала сделать его своим наследником Тарханы ( Пензенская губерния )
Легенды о Пугачеве, песни о Стеньке Разине, горная красота Кавказа. Вот истоки мечты о вольности. И в то же время он видит рядом униженных крепостных (« Бабинька ! Это же что такое – бить людей ? Я запрещаю !»
Учился в Благородном пансионе при Московском университете, где читал Пушкина и Шиллера, писал стихи, мечтал о героическом. Но все порывы прихлопнуты одним движением руки императора : Николай 1 приказал закрыть пансион из - за непочтительности воспитанников.
За участие в литературном кружке выгнан из университета. 2 года школы гвардейских подпрапорщиков были настоящей каторгой : жесткий контроль, строгая дисциплина
В обществе пугала одинаковость людей и безмыслие. Отсюда одиночество. Но презрение к обществу и одиночество его страшат. Боится разрыва связей.
1) за стихотворение « Смерть поэта » 2) за дуэль с французским посланником Место дуэли
Характерная особенность лирики Лермонтова – тематика одиночества, противопоставление себя обществу и миру в целом, разочарованность жизнью. Эти же черты характерны и литературному течению « байронизма », которое было популярно во времена Лермонтова, но Михаил Юрьевич придал этому течению черты свои собственные, раскрасил красками своей души, хоть и сохранив единый тематический набор.
1. О себе - поэте 2. Презрение к обществу 3. Разочарование жизнью 4. Тема одиночества 5. Страдальческая любовь 6. Демон Лермонтова 7. О своей душе
« Что без страданий жизнь поэта ? И что без бури океан ?» Сравнивая поэта с океаном, Лермонтов подчёркивает : поэт – это прежде всего душа, способная выражать манипуляции, происходящие с ней, словами, а потому поэт с гладкой кожей на лбу, лишённой морщин, вовсе не поэт. Но всё же он гордится, что способен « холодной буквой … объяснить боренье дум », ведь « нет звуков у людей довольно сильных, чтоб изобразить желание блаженства ».
« Печально я гляжу на наше поколенье ! Его грядущее иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно ». Общество – это скопище людей, равнодушных к добру и злу, преклоняющиеся без малейших слов перед властью, уставшие от борьбы в самом начале своего пути, а перед лицом опасности пугаются, не смея ничего вымолвить. Эти люди, не успев узнать жизни, устают от неё, а тот остаток чувственности скрывают за семью печатями, а на обозрение ближним выставляют страсти, а потому уже не способны они любить и даже ненавидеть по - настоящему – самопожертвенно.
« Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье все готовы : Никто не хочет грусть делить ». « Никто моим словам не внемлет »,- неоднократно повторяет поэт. Непонимание – и это непонимание и становится синонимом одиночества лирического героя Лермонтова.
« Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье : Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою ». Любовь лирического героя Лермонтова – эта не та любовь, то светлое чувство самопожертвования и самоотречения во имя своего возлюбленного, это всепоглощающее чувство скорби. Герой кидается в гущу любовный страстей, заранее зная, что удел любви – разочарование, смерть, забвение. И всё время, будучи сжигаемый от страсти, он корчится в муках, страдает от собственной любви !
« Собранье зол его стихия. … Сидит уныл и мрачен он. - Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает, Он равнодушно видит кровь, И звук высоких ощущений Он давит голосом страстей …» Слово « демон » - лишь метафора, обозначающая чувство личной непохожести на остальных, чувство, угнетающее человека, за которое он себя укоряет, но без коего не может быть и индивидуальности человека. Демон Лермонтова – это его злоба, появившаяся вследствие презрения к светскому обществу, вызванный его одиночеством.
« Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум не много совершит ; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны ? Кто Толпе мои расскажет думы ? Я или бог или никто !» Данное стихотворение в полноценном объёме отображает грани души Лермонтова, хотя оно и было написано в ранние годы. В нём провозглашения себя самостоятельной личностью, которой хоть и пророчат лишь подражание великому гению, она, личность Лермонтова, является иным.
Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой, Победы краткою мечтой ; Клянусь свиданием с тобой И вновь грозящею разлукой ; Клянуся сонмищем духов, Судьбою братий, мне подвластных, Мечами ангелов бесстрастных, Моих недремлющих врагов ; Клянуся небом я и адом, Земной святыней и тобой ; Клянусь твоим последним взглядом, Твоею первою слезой, Незлобных уст твоих дыханьем, Волною шелковых кудрей ; Клянусь блаженством и страданьем, Клянусь любовию моей...
Любимым поэтическим средством являются антитезы столкновение противоположных понятий : « день первый » « день последний », « позор » « торжество », « паденье » « победа », « свиданье » « разлука », « демоны » « ангелы », « небо » « ад », « блаженство » « страданье »... И другой, излюбленный, поэтический прием анафора, настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова.
« Нет, я не Байрон » « Я не могу не произнести » « Я не люблю тебя, страстей …» « Я не достоин, может быть …» « Не играй моей тоской » « Я не унижусь пред тобою »
Эти стихи открываются возражением. Поэт противопоставляет себя окружающему. В строках чувствуется мучительная противоречивость чувств. Вот истоки тональности поэзии Лермонтова – тоски, печали, грусти, одиночества.
Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба : ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы... Все это свершалось словно затем, чтобы усилить трагический характер его поэзии. И при всем том он не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.