План 1. подготовка к восприятию темы ( чтение стих - я ) 2. Создание проблемной ситуации 3. Знакомство с этапами жизненного пути 4. Основные направления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок-презентация по литературе в 9 классе. Учитель: Мукучаева С.Р. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
Advertisements

Урок литературы Тема: М.Ю. Лермонтов «Я поэт, и этим уже интересен» Учитель русского языка и литературы: Шаповалова Валентина Николаевна МОУ СОШ 47 г.
Урок-презентация по литературе в 9 «б» классе. Учитель: Балмаева Г.И. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и.
« Ночное светило русской поэзии ». В русской литературе М. Ю. Лермонтов продолжал дело А. С. Пушкина. Стихотворение « Смерть поэта » возвестило о рождении.
Михаил Юрьевич Лермонтов Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал… М.Ю. Лермонтов.
Почему, говоря о Байроне, мы сразу вспоминаем М. Ю. Лермонтова, а не А. С. Пушкина ? © Павлова Мария, 2010.
Творчество М.Ю. Лермонтова Подготовила Фатеева Мария.
ИСПОВЕДЬ «Он исповедался в своих стихах, невольно, увлечённый восторгом поэзии». А.С.Пушкин о Байроне.
Тема: М.Ю. Лермонтов «Я поэт, и этим уже интересен»
Ельцова Е.С. "А Лермонтов есть Лермонтов навеки..." Творчество М.Ю.Лермонтова Модуль 3 … Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал,
Михаил Юрьевич Лермонтов 1814 – 1841 гг. «Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом» С. Наровчатов.
Лики любви (Какою может быть любовь?) По лирике М.Ю.Лермонтова Выполнила: Корнишова Н.А., учитель МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»
« Гляжу на будущность с боязнью …» ( Тема одиночества в лирике Лермонтова )
Художественный мир М.Ю.Лермонтова. ЛИРИКА ПОЭТА – ЭТО ДНЕВНИК ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ М.Ю.Лермонтов был одновременно поэтом-романтиком и писателем-реалистом.
Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова ( ) Поэт, прозаик, драматург.
Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии ( ) Задание к презентации. Познакомьтесь с материалами учебного пособия (Обернихина.
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Автор проекта: Е.Селезнева, ученица 9 класса МОУ лицея 9 Волгограда.
Печальный Демон, дух изгнанья… Автор работы: Закируллина Альбина Руководитель: Яковлева Зинаида Георгиевна.
Жизненный путь М.Ю. Лермонтова. Самбиева А.М., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ Бильтой- Юртовского с/п»
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ) Я молод, но кипят на сердце звуки, И Байрона достигнуть я б хотел: У нас одна душа, одни и те же муки; О, если б одинаков.
Транксрипт:

План 1. подготовка к восприятию темы ( чтение стих - я ) 2. Создание проблемной ситуации 3. Знакомство с этапами жизненного пути 4. Основные направления лирики 5. Обобщения, выводы

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит ; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны ? Кто Толпе мои расскажет думы ? Я - или бог - или никто ! 1832 Вопрос : Кто же этот неведомый избранник, гонимый миром, с русскою душой, с разбитыми надеждами, проживший короткую жизнь ?

Природа наделила его талантами. Он был одарен удивительной музыкальностью играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. В последний год жизни он положил на музыку свою « Казачью колыбельную песню ». Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником.

Он владел французским, немецким, английским, читал по - латыни, впоследствии, на Кавказе, примется изучать « татарский », то есть азербайджанский язык, в Грузии будет записывать слова грузинские и одной из своих поэм даст грузинское название « Мцыри ». Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, иностранных и русских, но из обширного круга его чтения нужно выделить двух авторов : Байрона и особенно Пушкина.

Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.

1) « Я жить хочу, хочу печали » « И скучно и грустно, и некому руку подать » 2) « Я не унижусь пред тобою » « Я думаю о ней, я плачу и люблю » 3) « Москва ! Москва ! Люблю тебя как сын ! « Прощай, немытая Россия » Вопрос : Есть ли противоречие в лирике Лермонтова ?

На чуткую душу ребенка обрушилась жестокая семейная драма : после смерти матери начались распри между отцом и бабушкой. Воспитанием мальчика занялась бабушка, т. к. обещала сделать его своим наследником Тарханы ( Пензенская губерния )

Легенды о Пугачеве, песни о Стеньке Разине, горная красота Кавказа. Вот истоки мечты о вольности. И в то же время он видит рядом униженных крепостных (« Бабинька ! Это же что такое – бить людей ? Я запрещаю !»

Учился в Благородном пансионе при Московском университете, где читал Пушкина и Шиллера, писал стихи, мечтал о героическом. Но все порывы прихлопнуты одним движением руки императора : Николай 1 приказал закрыть пансион из - за непочтительности воспитанников.

За участие в литературном кружке выгнан из университета. 2 года школы гвардейских подпрапорщиков были настоящей каторгой : жесткий контроль, строгая дисциплина

В обществе пугала одинаковость людей и безмыслие. Отсюда одиночество. Но презрение к обществу и одиночество его страшат. Боится разрыва связей.

1) за стихотворение « Смерть поэта » 2) за дуэль с французским посланником Место дуэли

Характерная особенность лирики Лермонтова – тематика одиночества, противопоставление себя обществу и миру в целом, разочарованность жизнью. Эти же черты характерны и литературному течению « байронизма », которое было популярно во времена Лермонтова, но Михаил Юрьевич придал этому течению черты свои собственные, раскрасил красками своей души, хоть и сохранив единый тематический набор.

1. О себе - поэте 2. Презрение к обществу 3. Разочарование жизнью 4. Тема одиночества 5. Страдальческая любовь 6. Демон Лермонтова 7. О своей душе

« Что без страданий жизнь поэта ? И что без бури океан ?» Сравнивая поэта с океаном, Лермонтов подчёркивает : поэт – это прежде всего душа, способная выражать манипуляции, происходящие с ней, словами, а потому поэт с гладкой кожей на лбу, лишённой морщин, вовсе не поэт. Но всё же он гордится, что способен « холодной буквой … объяснить боренье дум », ведь « нет звуков у людей довольно сильных, чтоб изобразить желание блаженства ».

« Печально я гляжу на наше поколенье ! Его грядущее иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно ». Общество – это скопище людей, равнодушных к добру и злу, преклоняющиеся без малейших слов перед властью, уставшие от борьбы в самом начале своего пути, а перед лицом опасности пугаются, не смея ничего вымолвить. Эти люди, не успев узнать жизни, устают от неё, а тот остаток чувственности скрывают за семью печатями, а на обозрение ближним выставляют страсти, а потому уже не способны они любить и даже ненавидеть по - настоящему – самопожертвенно.

« Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье все готовы : Никто не хочет грусть делить ». « Никто моим словам не внемлет »,- неоднократно повторяет поэт. Непонимание – и это непонимание и становится синонимом одиночества лирического героя Лермонтова.

« Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье : Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою ». Любовь лирического героя Лермонтова – эта не та любовь, то светлое чувство самопожертвования и самоотречения во имя своего возлюбленного, это всепоглощающее чувство скорби. Герой кидается в гущу любовный страстей, заранее зная, что удел любви – разочарование, смерть, забвение. И всё время, будучи сжигаемый от страсти, он корчится в муках, страдает от собственной любви !

« Собранье зол его стихия. … Сидит уныл и мрачен он. - Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает, Он равнодушно видит кровь, И звук высоких ощущений Он давит голосом страстей …» Слово « демон » - лишь метафора, обозначающая чувство личной непохожести на остальных, чувство, угнетающее человека, за которое он себя укоряет, но без коего не может быть и индивидуальности человека. Демон Лермонтова – это его злоба, появившаяся вследствие презрения к светскому обществу, вызванный его одиночеством.

« Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. Я раньше начал, кончу ране, Мой ум не много совершит ; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны ? Кто Толпе мои расскажет думы ? Я или бог или никто !» Данное стихотворение в полноценном объёме отображает грани души Лермонтова, хотя оно и было написано в ранние годы. В нём провозглашения себя самостоятельной личностью, которой хоть и пророчат лишь подражание великому гению, она, личность Лермонтова, является иным.

Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой, Победы краткою мечтой ; Клянусь свиданием с тобой И вновь грозящею разлукой ; Клянуся сонмищем духов, Судьбою братий, мне подвластных, Мечами ангелов бесстрастных, Моих недремлющих врагов ; Клянуся небом я и адом, Земной святыней и тобой ; Клянусь твоим последним взглядом, Твоею первою слезой, Незлобных уст твоих дыханьем, Волною шелковых кудрей ; Клянусь блаженством и страданьем, Клянусь любовию моей...

Любимым поэтическим средством являются антитезы столкновение противоположных понятий : « день первый » « день последний », « позор » « торжество », « паденье » « победа », « свиданье » « разлука », « демоны » « ангелы », « небо » « ад », « блаженство » « страданье »... И другой, излюбленный, поэтический прием анафора, настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова.

« Нет, я не Байрон » « Я не могу не произнести » « Я не люблю тебя, страстей …» « Я не достоин, может быть …» « Не играй моей тоской » « Я не унижусь пред тобою »

Эти стихи открываются возражением. Поэт противопоставляет себя окружающему. В строках чувствуется мучительная противоречивость чувств. Вот истоки тональности поэзии Лермонтова – тоски, печали, грусти, одиночества.

Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба : ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы... Все это свершалось словно затем, чтобы усилить трагический характер его поэзии. И при всем том он не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.