Опыт планирования, внедрения и использования ИТС в США доклад на VI Московском международном конгрессе по интеллектуальным транспортным системам «ИТС – механизм роста производительности в транспортных системах» Плотников Валерий Валерианович, Генеральный директор ООО «Оператор Скоростных Автомагистралей» Москва, 5 ноября 2014 г.
Чем интересен автодорожный опыт США Уже в 1929 году в США 60% семей имели автомобиль США являются мировым лидером по протяженности дорожной сети (в 2010 году в США было 6,6 млн. км дорог. – в 5 раз больше, чем в России) США являются мировым лидером по количеству транспортных средств (в 2010 году в США было 250 млн. ТС – в 6 раз больше, чем в России) В 2013 году в США было более 310 тыс. светофоров из них большинство с адаптивной системой управления Статистика по всем аспектам транспортной отрасли на порядок более обширная и качественная, чем в любой другой стране
Когда и почему появилась ИТС в США В 1956 году, Конгресс США принял закон о строительстве национальной сети скоростных автомобильных дорог (77 тыс. км) и выделил 114 млрд. долларов на 35 лет Строительство сети дорог в основном было закончено в 1991 году. В середине 1980-х среди представителей транспортных кругов началось обсуждение дальнейшего развития отрасли В 1991 году, Конгресс принял новый закон по развитию дорожного транспорта в США Intermodal Surface Transportation Efficiency Act (ISTEA) – Главная цель – создание основы для конкуренции в мировой экономике – Упор на эффективность и взаимодействие всех видов транспорта – Предусматриваются новые принципы финансирования транспортных проектов при условии комплексного планирования – Осуществлена передача значительных полномочий городским транспортным комиссиям – Требования по внедрению информационных технологий для эффективной эксплуатации транспортной инфраструктуры В 1991 году, в Вашингтоне была создана ITS America, ассоциация по продвижению идей «умного транспорта».
Что в США подразумевается под ИТС ITS – Intelligent Transportation Systems – общий термин означающий применение датчиков, телекоммуникационных, вычислительных и информационных технологий для целей наземного транспорта Цель ИТС – увеличить эффективность использования имеющейся или новой транспортной инфраструктуры и сократить: – аварийность, – время в пути, – расходы на поездки/перевозки и – отрицательное влияние на окружающую среду
Участники ИТС сообщества в США Сообщество Умного Транспорта Америки (ITS America) основная организация США по продвижению исследований, развития и внедрения ИТС. – Членами ITS America являются более 450 государственных учреждений, частных компаний, университетов и НИИ – У ITS America имеется 27 региональных отделений, членами которых являются более 1400 организаций В каждом из 50 штатов также имеется своя самостоятельная ИТС ассоциация, которая продвигает принципы ИТС в своем штате В США рынок продукции ИТС составляет около 50 млрд. долларов в год и поддерживает около 180 тыс. рабочих мест
Национальная ИТС архитектура в США
Основные наборы пользовательских услуг (ITS User Services) применяемые в США Управление транспортными потоками и информацией для пользователей – большинство светофоров оборудовано адаптивными системами позволяющими снизить заторы в городах на более чем 30% – На всех автомагистралях и основных транспортных артериях (сотни тысяч км. дорог) ежедневно собирается детальная информация об интенсивности движения – Тысячи километров дорог оборудованы видеонаблюдением Управление общественным транспортом – Около 85% всех регулярных маршрутов общественного транспорта оборудовано системой слежения и расчета времени прибытия автобусов Электронная оплата за проезд – Около 97% всех полос проезда по платным дорогам оборудованы системой электронного взимания платы за проезд Взаимодействие с грузоперевозчиками – Безостановочное взвешивание – Пограничный контроль Работа с данными производимыми ИТС Управление в чрезвычайных ситуациях Аналитическая поддержка при строительстве и эксплуатации дорог
Региональное транспортное планирование в США Транспортное планирование в США нацелено на вовлечение всех заинтересованных сторон (жителей, делового сообщества, общественных групп) и проходит под руководством городских транспортных организаций во взаимодействии с министерствами транспорта штатов. В транспортном планировании используется так называемая «рациональная модель планирования» определение целей постановка задач определение проблем разработка вариантов решения проблем оценка вариантов и выбор оптимального разработка плана работ Городская транспортная организация (Metropolitan Planning Organization – MPO) состоит из представителей органов самоуправления и государственных транспортных предприятий. По федеральному закону, все городские округа с населением более 50 тыс. человек должны иметь Городскую транспортную организацию. Цель MPOs – гарантировать, что текущие и будущие расходы на транспортные проекты будут соответствовать преемственному, взаимо- согласованному и всеобъемлющему (continuing, cooperative and comprehensive) процессу планирования. Федеральное финансирование транспортных проектов происходит только при условии соблюдения такого процесса планирования
Региональное транспортное планирование в США Процесс планирования в США включает следующие шаги: Наблюдение за существующей транспортной обстановкой; Прогнозирование будущего роста населения и занятости; Оценка планируемого использования земли и определение основных «коридоров» роста; Определение транспортных проблем и проработка возможных способов их разрешения; Оценка влияния транспортной системы на загрязнение воздуха Разработка плана финансирования включающего эксплуатационные затраты, содержание, ремонты и новое строительство.
Програма работ по планированию (Unified Planning Work Program – UPWP) – перечень необходимых исследований и задач по планированию, которые должны быть осуществлены для качественной подготовки Текущего и Долгосрочного транспортных планов Долгосрочный транспортный план (Long-Range Transportation Plan – LRTP) – программа развития транспортной системы городского округа на 20 лет вперед (включает «пожелания» - wish list) Текущий транспортный план (Transportation Improvement Program – TIP): Ограниченная имеющимся финансированием 3-летняя программа приоритетных работ по содержанию, ремонту, и развитию транспортной инфраструктуры. Является способом отбора наиболее важных и обоснованно приоритетных проектов с гарантированным финансированием для решения местных транспортных проблем Региональное транспортное планирование в США Горизонт планирования Содержание плана Требование к обновлению Программа работ по планированию Долгосрочный транспортный план Текущий транспортный план
Главная ошибка при планировании