Городская конференция «Новые подходы к проблеме здоровьесбережения в образовательных комплексах города Москвы», 26 февраля 2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ д.м.н. профессор Рапопорт Ирина Калмановна Медицинское обеспечение в.
Advertisements

Сохранение и укрепление здоровья школьников. Проблема сохранения здоровья формирование основ здорового образа, совершенствование физического воспитания.
1 Реализация государственной политики по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Березина Валентина Александровна, начальник.
LOGO Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры здорового образа жизни.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад 4 «Журавлик» Проект: Расти быстрей.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Критерии школ, содействующих укреплению здоровья НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Критерии школ, содействующих укреплению здоровья.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РОССИЙСКОЙ СЕТИ ШКОЛ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ, на гг. В.Р. Кучма Межведомственный семинар-совещание региональных.
Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН.
1.Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в адаптационный период (оздоровительные и коррекционные мероприятия с детьми со сложной адаптацией);
Пояснительная записка Программа здоровье представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится.
Программа по здоровьесбережению школьников «ТРИ ШАГА К ГАРМОНИИ» на годы Куратор программы Вдовенко Г.А.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад 32 Петродворцового района Санкт-Петербурга Проект: «Создание оптимальной модели здоровьесозидающего.
Организация здоровьесберегающей деятельности в школе.
«Об утверждении федеральных государственных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» Приказ Министерства.
Условия здоровьесбережения Состояние здания и помещений школы: очистители воздуха, освещенность, температурный режим, режим проветривания Безопасная жизнедеятельность,
Сроки реализации: годы.
Городской семинар «Реализация программы Калининского района «Здоровое поколение» Районная программа «Здоровое поколение»: концепция, планирование и реализация.
Транксрипт:

Городская конференция «Новые подходы к проблеме здоровьесбережения в образовательных комплексах города Москвы», 26 февраля 2015 г.

Школа, содействующая укреплению здоровья обучающихся (ШСУЗ), – это вид государственного образовательного учреждения, реализующего программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающего комплексное решение задач по образованию, профилактике нарушений здоровья и оздоровлению обучающихся. В связи с введение закона «Об образовании в Российской Федерации» отменен статус «Школа здоровья» и это снизило возможность реализации профилактической работы в образовательных организациях.

Правовым документом работы школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся (ШСУЗ),в настоящее время является является: «Национальная стратегия действий в интересах детей на годы», утвержденная Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 1 июня 2012 года 761, которая предусматривает «распространение здоровьсберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ожидаемым результатом должно стать увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберагающие технологии обучения, технологии «школа здоровья».

Количество школ, содействующих укреплению здоровья, входящие в Российскую сеть Федеральные округа Всего Северо-Западный Центральный Приволжский Южный Северо-Кавказский Уральский Сибирский Дальневосточный

Российская сеть школ, содействующих укреплению здоровья, с 1995 года является членом Европейской сети ШСУЗ -SHE, участвует в международных программах, конференциях и семинарах. РС ШСУЗ установила связи с международными организациями: Региональным бюро ВОЗ в Европе, ЮНИСЕФ, Советом Европы, Сетью Школ здоровья в Европе (Секретариат Сети Школ здоровья в Европе находится в Экспертной организации главных медицинских специалистов Нидерландов (CBO), на период гг. Национальный координатор РС ШСУЗ – Владислав Ремирович Кучма, директор НИИ Ги ОЗДиП ФГБНУ НЦЗД, главный специалист-эксперт по гигиене детей и подростков Минздрава России, член-корреспондент РАН, профессор. Ассистент координатора – к.м.н. Соколова С.Б.

В апреле 2014 году подписано Соглашение между ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» (НЦЗД, Россия) и Институтом совершенствования здравоохранения (СВО, Нидерланды) – сотрудничающим центром ВОЗ. На базе СВО работает Секретариат Сети Школ здоровья в Европе (SHE). Соглашение поддержано Минздравом России. На основании Соглашения на базе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД создано и приступило к работе Московское отделение Сети Школ здоровья Европы.

2-4 декабря 2014 года в Москве проходил Международный семинар для национальных координаторов стран Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) по школам, содействующим укреплению здоровья учащихся. Семинар был организован Московским отделением Сети Школ здоровья Европы, в соответствии с Соглашением между ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» (НЦЗД, Россия) и Институтом совершенствования здравоохранения (СВО, Нидерланды) – сотрудничающим центром ВОЗ и при поддержке Минздрава России.

В настоящее время завершается Всероссийский конкурс школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся, гг. «Здоровье – для образования, образование – для здоровья» Конкурс проводится с целью обновления содержания и форм профилактической и оздоровительной работы в общеобразовательных организациях РФ, привлечения внимания педагогической общественности и учащихся к вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, дальнейшего распространения опыта работы школ здоровья на все образовательные организации. Конкурс проводится в три этапа: I. Муниципальный этап – сентябрь-октябрь 2014 г.; II. Региональный этап – ноябрь-декабрь 2014 г.; III. Всероссийский этап – январь-март 2015 г. Финал конкурса пройдет в г. Белгороде 3 апреля 2015 г. и будет приурочен к Всемирному Дню здоровья. Положение о Всероссийском конкурсе школ, содействующих укреплению здоровья, размещено на сайте NIIGD.RU и в журнале «Здоровье детей» Издательского дома «Первое сентября», в журнале «Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья», 2014, 2, С

1. Официально принятая политика школы в отношении сохранения здоровья обучающихся. 2. Создание оптимальных условий пребывания детей в школе, включая санитарно-эпидемиологическое благополучие, организацию рациональной двигательной активности и питания учащихся. 3. Обеспечение благоприятного социально-психологического климата в школе. 4. Формирование у детей, педагогов, родителей устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям. 5. Активные связи с родителями и общественностью в деле охраны здоровья детей. 6. Качественное медицинское обслуживание учащихся.

Школы, пропагандирующие здоровье I ступень Школы, содействующие укреплению здоровья, первого уровня II ступень Школы, содействующие укреплению здоровья, второго уровня III ступень III модельI модель II модель Центр ССЗО Оздоровительный центр 148 Школы здоровья IV ступень баллы

Первая модель Школы здоровья Школа, в которой нет структурного подразделения, отвечающая за вопросы здоровьесбережения: Вместе с тем, в такой школе могут - внедряться инновационные образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительно-профилактические компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности учащихся; - проводится работа по формированию культуры здоровья учащихся на всех этапах обучения. Медицинскую помощь детям должны осуществлять школьный врач и школьная медицинская сестра – сотрудники отделения медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (ДШО), т.е. сотрудники детской поликлиники.

Вторая модель Школы здоровья В составе такой школы работает «Центр содействия сохранению здоровья обучающихся», отвечающий требованиям приказа Министерства образования РФ от 15 мая 2000 г «Об утверждении Примерного Положения О Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». Штат «Центр содействия сохранению здоровья обучающихся» (ССЗО) не предполагает наличие медицинских работников (сотрудников центра) и лицензии на медицинскую деятельность.

Вторая модель Школы здоровья Школа здоровья обеспечивает деятельность Центра содействия сохранению здоровья обучающихся», (ССЗО), в т.ч. профилактическую работу, включая профилактику нарушений костно-мышечной системы, зрения, заболеваний ЖКТ и обмена веществ, частых простудных заболеваний и др.; формирование ЗОЖ; и оздоровительную работу, предполагающую систему эффективных закаливающих процедур, комплекс психогигиенических мероприятий, рациональную организацию двигательной активности и питания учащихся и др.

Третья модель Школы здоровья При третьей модели в структуре школы имеется структурное подразделение - «Оздоровительный центр». В штате «Оздоровительного центра»,т.е. в штате самой школы, работают медицинские работники с высшим и средним медицинским образованием. «Оздоровительный центр» оснащен медицинским оборудованием, в основном из спектра оборудования восстановительной медицины. Медицинская деятельность в Школе здоровья при такой организационной модели может осуществляться только при наличии у самой школы соответствующей лицензии на медицинскую деятельность.

Третья модель Школы здоровья Такая модель предназначена для школьников с тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями; учащихся, длительно и часто болеющих; детей- инвалидов с сохраненным интеллектом и психикой, прошедших психолого-медико-педагогическую комиссию. В такой школе можно осуществлять инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями. Дети могут получать оздоровительные процедуры в школе. Лечебный процесс интегрирован в образовательный.

Вместе с тем, функционирование «Оздоровительного центра» Школы здоровья предполагает и активное участие в профилактической, диагностической и лечебно-коррекционной работе, проводимой в школе, медицинского персонала прикрепленной детской поликлиники. Для работы «Оздоровительного центра» Школа здоровья третьей модели должна иметь соответствующие условия - финансирование, помещения, оснащение, кадровый потенциал, (школьный автобус для доставки детей-инвалидов).

В соответствии с ключевыми направлениями деятельности школ, содействующих укреплению здоровья, в гг. в НИИ Ги ОЗДиП НЦЗД РАМН, под руководством В.Р.Кучмы, большим коллективом сотрудников были разработаны концепция, критерии, алгоритм, протокол, шкала баллов и приложения (инструкции и нормативно- методические материалы), необходимые для оценки деятельности ШСУЗ. Система оценки была апробирована в 28 школах Москвы, Московской области, Казани, Удмуртии и Республики Алтай, а также в 11 школах г. Вязьмы и Вяземского района Смоленской области. После внесения поправок система использована при оценке деятельности ШСУЗ, принимавших участие во Всероссийских конкурсах школ, содействующих укреплению здоровья (2010 г. и гг.).

Необходимые для работы ШСУЗ материалы и система оценки эффективности их деятельности изложены в коллективных монографиях под редакцией В.Р. Кучмы «Школы здоровья в России» 1. «Школы здоровья в России (концепция, планирование и развитие)» - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН с. Книга вывешена на сайте: WWW. NIIGD.RU. 2. «Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг и эффективность».-М.: Просвещение, с. Книга вывешена на сайте: WWW. NIIGD.RU. Авторы: В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.И. Степанова, П.И. Храмцов, И.В. Звездина, И.Э. Александрова, Н.А.Скоблина, Н.А. Бокарева, С.Б. Соколова, О.Ю. Милушкина /Под редакцией В.Р.Кучмы.

Концепция развития школ, содействующих укреплению здоровья, предполагает, что каждая школа должна проводить ежегодно самоконтроль своей здоровьесберегающей деятельности и мониторинг состояния здоровья учащихся. Для этого при разработке показателей, необходимых для периодического самоконтроля, учитывалось возможные изменения параметров в динамике наблюдения как в лучшую сторону, так и в худшую, с соответствующей балльной оценкой.

Количественная оценка эффективности деятельности ШСУЗ Критерии (показатели) оценки деятельности Количество показателей (71) I. Декларация образовательного учреждения о приверженности содействовать укреплению здоровья обучающихся 8 II. Среда для реализации образовательного процесса и гармоничного развития учащихся в соответствии с возрастными закономерностями роста и развития, включая условия для повышение двигательной активности и улучшения качества питания учащихся 31 III. Социально-психологический климат в школе 6 IV. Формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям 9 V. Связи школы с общественностью 4 VI. Медицинское обеспечение (7 показателей), показатели здоровья учащихся всей школы (6 комплексов показателей). 13

БАЛЛЫ Критерии выставления баллов по каждому конкретному показателю: 0 – Отсутствуют необходимые условия (например, нет спорт зала, бассейна, пищеблока) или не проведена оценка соответствующего показателя, или имеется тенденция к ухудшению показателя при динамическом наблюдении. 1 –При оценке уровень показателя ниже (хуже) требуемого параметра (норматива, требований Сан ПиНа) или оценка показателей проведена не полностью или не у всех учащихся школы (не менее 80%) или нет улучшения показателей в динамике наблюдения. 2 –Оценка показателей проведена полностью и у всех учащихся школы; уровень показателя соответствует требуемому параметру (нормативу, Сан ПиНу); имеется тенденция к улучшению показателей в динамике наблюдения. 3 –Оценка показателей проведена полностью и у всех учащихся школы; уровень показателя выше (лучше) требуемого параметра (норматива); отмечается отчетливая и стойкая динамика показателей в сторону улучшения состояния здоровья учащихся.

Протокол оценки образовательной организации, претендующей на звание школы содействующей укреплению здоровья Критерии (показатели) оценки деятельности ШСУЗ Баллы 1. Декларация (запись в уставе школы) о содействии укреплению здоровья учащихся (8) Показатели 1.1. Изучение проблем школы, связанных со здоровьем учащихся 1.3. Наличие команды (группы) из учащихся, педагогов, психологов, родителей 2. Среда для реализации образовательного процесса и гармоничного развития учащихся (31) 2.1. Достаточность площадей, зонирование, озеленение и защита территории от загрязняющих веществ 6. Медицинское обеспечение, показатели здоровья учащихся (13) 6.6. Изменение количества случаев ОРВИ за 1 год ( в расчете на 100 учащихся)

Алгоритм для оценки деятельности ШСУЗ с помощью количественных характеристик Показатели Баллы 3210 Декларация (запись в уставе школы) о содействии укреплению здоровья учащихся естьнет Спортивные залы Более 2 залов 2 зала 1 залнет Количество помещений с параметрами микроклимата, соответствующим Сан ПиНУ %98-95%94-90%89% и менее Степень информированности учащихся в отношении факторов риска %94-80%79-60%59% и менее Средний медицинский работник в школе в течение всех часов работы школы и допол. образования ежеднев- но в 1 смену 1-2 раза в нед. Не работает Изменение количества случаев ОРВИ в течение учебного года В течение 3 лет уменьшение на 5% и более в год В течение 2-3 лет уменьш. на 4-5% в год Колеба- ния + 3% Анализ не проводит- ся

Приложения (инструкции и нормативно-методические материалы), необходимые для оценки деятельности ШСУЗ Нормативы температуры воздуха в учебных помещениях, длительность сквозного проветривания, показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений школы; функциональные размеры парт для учащихся разных ростовых групп и др. Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки; шкала трудности учебных предметов для учащихся младших классов и учеников средней и старшей школы; анкета для педагогов по организации уроков; гигиенические критерии рациональной организации уроков, длительность непрерывного применения ТСО и требования к компьютерным средствам обучения. Инструкции по определению уровня невротизма, эмоционального состояния учащихся Инструкции, анкеты, протоколы для оценки распространенности основных факторов риска, информированности учащихся и сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни.

Приложения (инструкции и нормативно-методические материалы), необходимые для оценки деятельности ШСУЗ Основные требования к медицинскому обеспечению учащихся (в соотв. с приказом МЗ РФ 822 н от ), кадровому потенциалу, оснащению и оборудованию медицинских блоков (кабинетов) (в соотв. с приказом МЗ РФ 822 н от ) Анкеты для опроса родителей учащихся младших классов и самостоятельного анкетирования учащихся средних и старших классов для выявления жалоб школьников на нарушения здоровья, инструкции по проведению анкетирования и обработке информации, протоколы Инструкции и протоколы для регистрации пропусков учащимися занятий по болезни, ориентировочные средние показатели заболеваемости школьников 1-2, 3-4, 5-11 классов. Инструкция по измерению физического развития, таблицы (нормативы), границы нормальных вариантов массы тела в зависимости от пола и роста детей в возрасте от 6 до 18 лет включительно, протокол оценки физического развития. Инструкции и протоколы, нормативы, необходимые для оценки физической подготовленности школьников в зависимости от пола и возраста. Инструкция и протокол распределения учащихся на группы здоровья по результатам комплексной оценки состояния здоровья школьников, даваемой на основании профилактических медицинских осмотров. (Пр. МЗ РФ 1346 от )

В процессе совершенствования здоровьесберегающей и оздоровительной деятельности школы, содействующие укреплению здоровья, могут проходить определенные ступени развития. Всего 4 ступени. Школы здоровья – это наиболее высокая ступень в развитии школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся.

Поэтапное развитие школ, содействующих укреплению здоровья. «Ступени развития» и баллы Школы, пропагандирующие здоровье баллов Школы, содействующие укреплению здоровья, I уровня баллов Школы здоровья 201 и более ШСУЗ II уровня баллов

Опыт проведения Конкурса гг. по сравнению с конкурсами 2008 и 2010 гг. показал: 1. Высокую заинтересованность педагогической общественности в охране и укреплении здоровья обучающихся. 2. Осознание ШСУЗ необходимости комплексного подхода к охране и укреплению здоровья обучающихся. 3. Формирование определенной системности, взаимосвязанности мероприятий; последовательность и расширение форм и методов профилактической работы в образовательных организациях. 4. Повышение знаний администрации школ и педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья обучающихся. 5. Стремление к внедрению новых форм и методов и создание авторских технологий, направленных на повышение двигательной активности учащихся, развитие определенных двигательных функций; охрану зрения; обеспечение благоприятного эмоционального состояния детей; закаливание; повышение знаний в сфере культуры здоровья.

Опыт проведения Конкурса гг. по сравнению с конкурсами 2008 и 2010 гг. показал, что наиболее распространенными недостатками являются: 1. отсутствие оценки именно здоровьесберегающего эффекта отдельных профилактических и оздоровительных методов и технологий; 2. отсутствие сравнительного анализа показателей на протяжении нескольких лет (например, с начала внедрения технологии до сегодняшнего дня).

Школы, содействующие укреплению здоровья, являются оптимальными моделями образовательных организаций для укрепления здоровья учащихся путем создания безопасной и благоприятной для здоровья физической, психологической и социальной среды и формирования осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Каждая ШСУЗ имеет большой потенциал для развития и совершенствования всех направлений работы по сохранению и формированию здоровья обучающихся. Многие ШСУЗ уже накопили успешный опыт работы, которым могут и должны поделиться с другими школами.

Разработан и функционирует с нового 2013 года сайт На сайте предусмотрена регистрация ШСУЗ, размещено методическое обеспечение ШСУЗ, в том числе и вышеуказанные отечественные и переведенные книги. Вэб-сайт РСШЗ должен стать центральным пунктом распространения информации о ШСУЗ в России. Создание связи с региональными вэб-сайтами по укреплению и сохранению здоровья в школе, которые будут доступны на вэб-сайте РС ШСУЗ, позволит расширить и укрепить сеть ШСУЗ в регионах, обеспечит новые возможности для сотрудничества и позволит ее членам напрямую обмениваться опытом, приобретать знания о достижениях в Европе и других странах в деле сохранения и укрепления здоровья школьников. Обеспечение современной информацией о практике работы ШСУЗ в Европе и России ведется через журнал «Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья».

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД, Москва, Малый Казенный переулок, д.5 (495) Спасибо за внимание! Рапопорт Ирина Калмановна