ТЕМА 4. Технологии внедрения информационных систем Лекция 20. Стадия внедрения ИС. Виды испытаний.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 6. Заключительные стадии жизненного цикла ИС Лекция 26. Стратегии внедрения ИС. Стадия сопровождения ИС.
Advertisements

ТЕМА 6. Заключительные стадии жизненного цикла ИС Лекция Порядок ввода ИС в эксплуатацию.
Лекция 5. Жизненный цикл ИС. Стадии внедрения и эксплуатации ИС.
Учебная дисциплина Проектирование информационных систем Лекция 9 Внедрение и эксплуатация информационной системы Лектор: Пасхальный Алексей Владимирович.
Комплекс стандартов на автоматизированные системы АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ СТАДИИ СОЗДАНИЯ ГОСТ ГОСТ
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
Информационные системы в экономике Лекция 1. Основные понятия и определения Автоматизированная информационная система это совокупность технических программных.
Лекция 5 Организация разработки информационных систем УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Каноническое проектирование ИС 2. Типовое проектирование ИС.
Информационные системы Что такое ИС? Функции ИС Жизненные циклы ИС: Понятия Процессы Стадии Модели Основные способы построения ИС.
Информационные системы Руководящие документы Госстандарта РФ. Проектная документация.
ИТ-ОТДЕЛ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ, УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ Научно-практическая конференция «Информационные технологии в практическом здравоохранении»
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Жизненный цикл программного обеспечения Лекция 4.
Разработка и внедрение научно-методических подходов и модели создания реестра примерных образовательных программ общего образования с использованием информационно-коммуникационных.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
ООО НПФ «СПАРК». Кредо: Оптимальные, адекватные и эффективные решения задач с учётом специфики и объективных реалий бизнеса Заказчика Инструменты: Современные.
Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий Тема:СТАНДАРТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ.
«Подготовка объектов автоматизации к внедрению и опытной эксплуатации» С.В. Власов Начальник отдела ФГУП НИИ «Восход»
Специальность « Организация защиты информации»
Транксрипт:

ТЕМА 4. Технологии внедрения информационных систем Лекция 20. Стадия внедрения ИС. Виды испытаний.

2 Стадии ЖЦ по ISO/IEC 15288:2002 Формирование концепции Формирование концепции Разработка Разработка Реализация Реализация Эксплуатация Эксплуатация Поддержка Поддержка Снятие Снятие с эксплуатации по ГОСТ Формирование требований к АС Разработка концепции АС. Техническое задание. Эскизный проект. Технический проект. Рабочая документация. Ввод в действие. Сопровождение АС Анализ требований Реализация Внедрение Эксплуатация Проектирование

3 Стадия «Ввод системы в действие» Этапы Содержание работ 1. Подготовка объекта автоматизации к вводу ИС в действие. Реализация проектных решений по организационной структуре; Реализация проектных решений по организационной структуре; обеспечение подразделений объекта управления инструктивно-методическими материалами; обеспечение подразделений объекта управления инструктивно-методическими материалами; внедрение классификаторов информации. внедрение классификаторов информации. 2. Подготовка персонала Обучение персонала; Обучение персонала; проверка способности персонала обеспечить функционирование ИС. проверка способности персонала обеспечить функционирование ИС. 3. Комплектация ИС поставляемыми изделиями. Получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий; Получение комплектующих изделий серийного и единичного производства, материалов и монтажных изделий; проведение входного контроля качества. проведение входного контроля качества.

4 Стадия «Ввод системы в действие» Этапы Содержание работ 4. Строительно- монтажные работы. строительство специализированных помещений для размещения технических средств и персонала; строительство специализированных помещений для размещения технических средств и персонала; сооружение кабельных каналов; сооружение кабельных каналов; монтаж технических средств и линий связи; монтаж технических средств и линий связи; испытание смонтированных технических средств, испытание смонтированных технических средств, сдача технических средств для проведения пусконаладочных работ; сдача технических средств для проведения пусконаладочных работ; 5. Пусконаладочные работы автономная наладка технических и программных средств; автономная наладка технических и программных средств; загрузка информации в базу данных и проверка ее ведения; загрузка информации в базу данных и проверка ее ведения; комплексная наладка всех средств системы комплексная наладка всех средств системы

5 Стадия «Ввод системы в действие» Этапы Содержание работ 6. Проведение предварительных испытаний. Испытание ИС на работоспособность и соответствие ТЗ в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний; Испытание ИС на работоспособность и соответствие ТЗ в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний; устранение неисправностей и внесение изменений в документацию на ИС в соответствии с протоколом испытаний; устранение неисправностей и внесение изменений в документацию на ИС в соответствии с протоколом испытаний; оформление акта о приёмке ИС в опытную эксплуатацию; оформление акта о приёмке ИС в опытную эксплуатацию; 7. Проведение опытной эксплуатации. Опытная эксплуатация ИС; Опытная эксплуатация ИС; анализ результатов опытной эксплуатации; анализ результатов опытной эксплуатации; доработка программного обеспечения ИС; доработка программного обеспечения ИС; дополнительная наладка технических средств ИС; дополнительная наладка технических средств ИС; оформление акта о завершении опытной эксплуатации оформление акта о завершении опытной эксплуатации 8. Проведение приёмочных испытаний. Испытания на соответствие ТЗ в соответствии с программой и методикой приёмочных испытаний; Испытания на соответствие ТЗ в соответствии с программой и методикой приёмочных испытаний; анализ результатов испытания ИС и устранение недостатков; анализ результатов испытания ИС и устранение недостатков; оформление акта о приёмке ИС в постоянную эксплуатацию оформление акта о приёмке ИС в постоянную эксплуатацию

6 Распределение ответственности на начальных этапах стадии внедрения Заказчик Разработчик Создание нормативно-справочной информации, Создание нормативно-справочной информации, уточнение исходных данных по составу и структуре информационной базы, организации документооборота уточнение исходных данных по составу и структуре информационной базы, организации документооборота Методическое руководство Ввод в промышленную эксплуатацию КТС; Ввод в промышленную эксплуатацию КТС; ввод в повседневную деятельность методов планирования и управления производством в соответствии с принятыми решениями; ввод в повседневную деятельность методов планирования и управления производством в соответствии с принятыми решениями; разработка и утверждение должностных инструкций; разработка и утверждение должностных инструкций; обучение персонала работе в условиях функционирования системы обучение персонала работе в условиях функционирования системы Подготовка контрольных примеров для проведения испытаний Разработка инструкций

7 Последовательность внедрения (с точки зрения организационного управления) 1. Проверка подсистемы или комплекса задач на полном объеме реальных данных, но не в реальные сроки, необходимые для управления. 2. Работа новой системы на полном объеме реальных данных и в реальные сроки в контрольном режиме. 3. Переход на управление по результатам работы новой системы при сохранении в работе старой системы на случай возможных сбоев и непредвиденных ситуаций. 4. Окончательный переход на обработку данных в новой системе.

8 Последовательность внедрения (с точки зрения информационного наполнения) 1. Первоначальная загрузка информации 2. Накопление информации 3. Выход на проектную мощность Этапы Возможные ошибки 1) Рассогласование, нарушение целостности данных, 2) собственные ошибки загрузчиков 1) Ошибки, связанные с много- пользовательским доступом 2) Ошибки, связанные с пользовательским интерфейсом 3) Ошибки, связанные с неправильным выбором СУБД Ошибки, связанные с человеческим фактором

9 Документация стадии внедрения ГОСТ «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем» ГОСТ «Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем» При проведении испытаний необходимы: При проведении испытаний необходимы: Техническое задание Техническое задание Программа и методика испытаний Программа и методика испытаний Программа и методика испытаний должны устанавливать необходимый и достаточный объем испытаний, обеспечивающий заданную достоверность получаемых результатов. Программа и методика испытаний должны устанавливать необходимый и достаточный объем испытаний, обеспечивающий заданную достоверность получаемых результатов. По результатам испытаний оформляются: По результатам испытаний оформляются: протоколы испытаний; протоколы испытаний; акты приемки ИС на следующий этап. акты приемки ИС на следующий этап.

10 Объекты испытаний Комплекс программных и технических средств – качество выполнения функций, возложенных на эти средства в соответствии с ТЗ Комплекс программных и технических средств – качество выполнения функций, возложенных на эти средства в соответствии с ТЗ персонал –знание эксплуатационной документации и наличие навыков, необходимых для выполнения установленных функций во всех режимах функционирования ИС персонал –знание эксплуатационной документации и наличие навыков, необходимых для выполнения установленных функций во всех режимах функционирования ИС эксплуатационная документация – полнота содержащихся указаний персоналу по выполнению им функций во всех режимах функционирования ИС эксплуатационная документация – полнота содержащихся указаний персоналу по выполнению им функций во всех режимах функционирования ИС ИС в целом – количественные и качественные характеристики выполнения функций в соответствии с ТЗ. ИС в целом – количественные и качественные характеристики выполнения функций в соответствии с ТЗ.

11 Предварительные испытания Цель: определение работоспособности ИС и решение вопроса о возможности приемки ИС в опытную эксплуатацию. Цель: определение работоспособности ИС и решение вопроса о возможности приемки ИС в опытную эксплуатацию. Условия: после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых программных и технических средств системы и представления им соответствующих документов об их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала ИС с эксплуатационной документацией. Условия: после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых программных и технических средств системы и представления им соответствующих документов об их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала ИС с эксплуатационной документацией. Виды: автономные и комплексные. Виды: автономные и комплексные.

12 Автономные испытания Исходная информация – фрагмент реальной информации организации- заказчика в объеме, достаточном для обеспечения необходимой достоверности испытаний. Программа автономных испытаний содержит: перечень функций ИС, подлежащих испытаниям; перечень функций ИС, подлежащих испытаниям; описание взаимосвязей объекта испытаний с другими частями ИС; описание взаимосвязей объекта испытаний с другими частями ИС; условия, порядок и методы проведения испытаний и обработки результатов; условия, порядок и методы проведения испытаний и обработки результатов; график проведения испытаний; график проведения испытаний; критерии приемки частей по результатам испытаний. критерии приемки частей по результатам испытаний. Автономные испытания должны обеспечить: полную проверку функций и процедур по перечню, согласованному с заказчиком; полную проверку функций и процедур по перечню, согласованному с заказчиком; необходимую точность вычислений, установленную в ТЗ; необходимую точность вычислений, установленную в ТЗ; проверку основных временных характеристик функционирования программных средств; проверку основных временных характеристик функционирования программных средств; проверку надежности и устойчивости функционирования программных и технических средств. проверку надежности и устойчивости функционирования программных и технических средств. Результатная информация – протокол испытаний с заключением о возможности допуска части ИС к комплексным испытаниям.

13 Комплексные испытания Программа комплексных испытаний содержит: перечень объектов испытания; перечень объектов испытания; состав предъявляемой документации; состав предъявляемой документации; описание проверяемых взаимосвязей между объектами испытаний; описание проверяемых взаимосвязей между объектами испытаний; очередность испытаний частей ИС; очередность испытаний частей ИС; порядок и методы испытаний, в том числе состав программных средств и оборудования, необходимых для проведения испытаний, включая специальные стенды и полигоны. порядок и методы испытаний, в том числе состав программных средств и оборудования, необходимых для проведения испытаний, включая специальные стенды и полигоны. Требования к комплексным тестам: логическая увязка; логическая увязка; обеспечение проверки выполнения функций частей ИС во всех режимах функционирования; обеспечение проверки выполнения функций частей ИС во всех режимах функционирования; обеспечение проверки реакции системы на некорректную информацию и аварийные ситуации. обеспечение проверки реакции системы на некорректную информацию и аварийные ситуации. Результатная информация: протокол комплексных испытаний; протокол комплексных испытаний; акт приемки в опытную эксплуатацию. акт приемки в опытную эксплуатацию.

14 Опытная эксплуатация Цели: определение фактических значений количественных и качественных характеристик ИС; определение фактических значений количественных и качественных характеристик ИС; определение готовности персонала к работе в условиях функционирования ИС, определение готовности персонала к работе в условиях функционирования ИС, определение фактической эффективности ИС, определение фактической эффективности ИС, корректировка (при необходимости) документации. корректировка (при необходимости) документации. Условия: акт о приемке ИС в опытную эксплуатацию акт о приемке ИС в опытную эксплуатацию приказ Заказчика о начале опытной эксплуатации, согласованный с Разработчиком. приказ Заказчика о начале опытной эксплуатации, согласованный с Разработчиком.

15 Опытная эксплуатация Программа испытаний определяет: условия и порядок функционирования ИС; условия и порядок функционирования ИС; порядок проверки технических средств; порядок проверки технических средств; продолжительность опытной эксплуатации, достаточную для проверки правильности функционирования ИС; продолжительность опытной эксплуатации, достаточную для проверки правильности функционирования ИС; порядок устранения недостатков, выявленных в процессе опытной эксплуатации. порядок устранения недостатков, выявленных в процессе опытной эксплуатации. Результатная информация: рабочий журнал; рабочий журнал; акт о допуске ИС к приемочным испытаниям; акт о допуске ИС к приемочным испытаниям; дополнение к ТЗ в случае выявления нереализованных требований. дополнение к ТЗ в случае выявления нереализованных требований.

16 Приемочные испытания Цели: определение соответствия ИС техническому заданию; определение соответствия ИС техническому заданию; оценка качества опытной эксплуатации; оценка качества опытной эксплуатации; решение вопроса о возможности приемки ИС в постоянную эксплуатацию. решение вопроса о возможности приемки ИС в постоянную эксплуатацию. Условия: техническое задание на создание ИС; техническое задание на создание ИС; акт приемки в опытную эксплуатацию; акт приемки в опытную эксплуатацию; рабочие журналы опытной эксплуатации; рабочие журналы опытной эксплуатации; акт завершения опытной эксплуатации и допуска ИС к приемочным испытаниям; акт завершения опытной эксплуатации и допуска ИС к приемочным испытаниям; программа и методика приемочных испытаний. программа и методика приемочных испытаний.

17 Приемочные испытания Программа испытаний включает: перечень объектов, выделенных в системе для испытаний и перечень требований, которым должны соответствовать объекты (со ссылкой на пункты ТЗ); перечень объектов, выделенных в системе для испытаний и перечень требований, которым должны соответствовать объекты (со ссылкой на пункты ТЗ); критерии приемки системы и ее частей; критерии приемки системы и ее частей; условия и сроки проведения испытаний; условия и сроки проведения испытаний; средства для проведения испытаний; средства для проведения испытаний; перечень лиц, ответственных за проведение испытаний; перечень лиц, ответственных за проведение испытаний; методику испытаний; методику испытаний; методику обработки результатов испытаний; методику обработки результатов испытаний; перечень оформляемой документации. перечень оформляемой документации. Результатная информация: объединенный протокол испытаний объектов; объединенный протокол испытаний объектов; акт о приемке системы в постоянную эксплуатацию. акт о приемке системы в постоянную эксплуатацию.

18 Приемочные испытания Приемочные испытания должны включать проверку: полноты и качества реализации функций при штатных, предельных, критических значениях параметров объекта автоматизации и в других условиях функционирования ИС, указанных в ТЗ; полноты и качества реализации функций при штатных, предельных, критических значениях параметров объекта автоматизации и в других условиях функционирования ИС, указанных в ТЗ; выполнения каждого требования, относящегося к интерфейсу системы; выполнения каждого требования, относящегося к интерфейсу системы; работы персонала в интерактивном режиме; работы персонала в интерактивном режиме; средств и методов восстановления работоспособности ИС после отказов; средств и методов восстановления работоспособности ИС после отказов; комплектности и качества эксплуатационной документации. комплектности и качества эксплуатационной документации.

19 Персонал заказчика ИС Сотрудники, связанные с функционированием ИС Оперативный персонал Эксплуатационный персонал Осуществляет автоматизируемую деятельность (пользователи) Обеспечивает функционирование ИС (IT-специалисты)

20 Функциональные роли оперативного персонала Роль Функции Квалификация в предметной области Квалификация в области IT Владелец Инициатор создания ИС; ЛПР по приемке ИС, по организации доступа, по качеству обслуживания эксплуатационным персоналом Полное понимание автоматизируемой деятельности, знание всей ОРД и НТД Общие представления о целях, задачах и методах Пользователь ( носитель функциональной роли ) Выполняет определенные функции в системе в соответствии со своей ролью или должностью. Знание собственного участка работы включая комплекс ОРД и НТД, наличие прикладных умений и навыков. Пользователь ПК, включая владение специальным ПО Бизнес- администратор Выполнение вспомогательных функций ИС (ведение документации, организация доступа, внесение непринципиальных изменений) Хорошее общее понимание автомати- зируемой деятельности и распределение обязанностей между ее участниками Пользователь ПК

21 Функциональные роли эксплуатационного персонала Роль Функции Квалификация в предметной области Квалификация в области IT Ответственный за эксплуатацию ИС Обеспечение бесперебойного функционирования ИС (IT-менеджер, начальник АСУ) Хорошее общее понимание автомати- зируемой деятельности и распределение обязанностей между ее участниками Специалист (возможно требование наличия сертификатов) Системный администратор Обеспечение бесперебойного функционирования ИС на уровне программно- аппаратной платформы; выполнение технически сложных вспомогательных функций Практически не требуется Специалист (возможно требование наличия сертификатов)

22 Распределение ответственности на заключительных этапах внедрения Этапы внедрения Ответственность Предварительные испытания Разработчик Опытная эксплуатация Владелец – использование результатов работы ИС Разработчик – устранение ошибок и недоработок Служба эксплуатации – поддержка оборудования и ПО Промышленная эксплуатация Заказчик в лице службы эксплуатации (IT-департамент)

23 Варианты внедрения ИС 1. Внедрение осуществить полностью собственными силами. 2. Реализовать проект «под ключ» силами внешней компании-разработчика. 3. Привлечь руководителя проекта от внешней компании-консультанта. 4. Привлечь экспертов по продукту от внешней компании-разработчика.

24 Внедрение полностью собственными силами Преимущества Недостатки Меньшие финансовые затраты Меньшие финансовые затраты Знание бизнес- процессов Знание бизнес- процессов Независимость на этапе эксплуатации Независимость на этапе эксплуатации Требуются специалисты с хорошим знанием программного продукта Требуются специалисты с хорошим знанием программного продукта Требуются программисты Требуются программисты Требуется разработка методологии управления проектом и четкое следование ей Требуется разработка методологии управления проектом и четкое следование ей Необходимость решения вопроса занятости сотрудников, выделенных для реализации проекта Необходимость решения вопроса занятости сотрудников, выделенных для реализации проекта

25 Реализация «под ключ» силами внешней компании-разработчика Преимущества Недостатки Опыт управления проектами Опыт управления проектами Разработанная и «обкатанная» методология внедрения Разработанная и «обкатанная» методология внедрения Опыт внедрения системы на нескольких предприятиях Опыт внедрения системы на нескольких предприятиях Новый взгляд на задачи предприятия- заказчика Новый взгляд на задачи предприятия- заказчика Способность оказания услуг в области оптимизации системы управления, владение современными методами построения систем управления Способность оказания услуг в области оптимизации системы управления, владение современными методами построения систем управления Знание программного продукта Знание программного продукта Штат опытных программистов Штат опытных программистов Большие финансовые затраты Большие финансовые затраты Сторонние консультанты не знают особенностей конкретного предприятия, им требуется время на их изучение Сторонние консультанты не знают особенностей конкретного предприятия, им требуется время на их изучение Проблема поддержания системы на этапе эксплуатации Проблема поддержания системы на этапе эксплуатации

26 Привлечение руководителя проекта от внешней компании-консультанта Преимущества Недостатки Меньшие финансовые затраты Меньшие финансовые затраты Опыт управления проектами Опыт управления проектами Опыт внедрения системы на нескольких предприятиях Опыт внедрения системы на нескольких предприятиях Владение современными методами построения систем управления Владение современными методами построения систем управления Независимость на этапе эксплуатации Независимость на этапе эксплуатации Требуется разработка методологии управления проектом и четкое следование ей Требуется разработка методологии управления проектом и четкое следование ей Необходимость решения вопроса занятости сотрудников, выделенных (или нанятых) для реализации проекта Необходимость решения вопроса занятости сотрудников, выделенных (или нанятых) для реализации проекта Требуются программисты Требуются программисты

27 Привлечение экспертов по продукту от внешней компании-разработчика Преимущества Недостатки Меньшие финансовые затраты Меньшие финансовые затраты Знание программного продукта Знание программного продукта Требуется разработка методологии управления проектом и четкое следование ей Требуется разработка методологии управления проектом и четкое следование ей Необходимость решения вопроса занятости сотрудников, выделенных (или нанятых) для реализации проекта Необходимость решения вопроса занятости сотрудников, выделенных (или нанятых) для реализации проекта

28 Определение степени участия сторонних организаций Для определения необходимой степени участия сторонних специалистов или потребности в собственных ресурсах нужно: четко определить цели и задачи проекта; четко определить цели и задачи проекта; детально выявить существующие связи проекта; детально выявить существующие связи проекта; определить необходимые человеческие ресурсы проекта; определить необходимые человеческие ресурсы проекта; оценить степень готовности предприятия к внедрению системы, прежде всего, с точки зрения наличия персонала, подготовленного в области знания программного продукта и опыта управления проектами. оценить степень готовности предприятия к внедрению системы, прежде всего, с точки зрения наличия персонала, подготовленного в области знания программного продукта и опыта управления проектами.

29 Участие сторонних организаций на этапах внедрения На этапах обследования, постановки задачи, обучения команды внедрения, первоначальной настройки системы и при доработке программного продукта целесообразно привлечение сторонней компании-консультанта. На этапах обследования, постановки задачи, обучения команды внедрения, первоначальной настройки системы и при доработке программного продукта целесообразно привлечение сторонней компании-консультанта. На этапах обучения конечных пользователей, переноса данных из существующих систем, ввода входящих остатков, создания отчетных форм, сопровождения на этапе эксплуатации работы по внедрению могут быть выполнены собственными силами предприятия при условии обеспечения профессионального руководства проектом. На этапах обучения конечных пользователей, переноса данных из существующих систем, ввода входящих остатков, создания отчетных форм, сопровождения на этапе эксплуатации работы по внедрению могут быть выполнены собственными силами предприятия при условии обеспечения профессионального руководства проектом.

30 Статистика сбоев ИС (по данным HP) Категория ИС Количество простоев (час/год) «Лучшие» системы обработки данных (СРВ) 9 «Выдающиеся»43 «Очень хорошие» 87 «Средние»175

31 Источники проблем при внедрении ИС Необходимость в частичной или полной реорганизации структуры предприятия; Необходимость в частичной или полной реорганизации структуры предприятия; необходимость изменения технологии бизнеса в различных аспектах; необходимость изменения технологии бизнеса в различных аспектах; сопротивление сотрудников предприятия; сопротивление сотрудников предприятия; временное увеличение нагрузки на сотрудников в процессе внедрения ИС; временное увеличение нагрузки на сотрудников в процессе внедрения ИС; необходимость в формировании квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы. необходимость в формировании квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы.

32 Типичные ошибки внедрения Проектирование систем без учета стратегии развития бизнеса; Проектирование систем без учета стратегии развития бизнеса; нарушение принципа построения систем «сверху- вниз» и отсутствие информационной поддержки принятия управленческих решений на верхних уровнях управления; нарушение принципа построения систем «сверху- вниз» и отсутствие информационной поддержки принятия управленческих решений на верхних уровнях управления; чрезмерное увлечение реинжинирингом бизнес- процессов и порой неоправданное их подчинение требованиям стандартной функциональности базовой ERP-системы; чрезмерное увлечение реинжинирингом бизнес- процессов и порой неоправданное их подчинение требованиям стандартной функциональности базовой ERP-системы; нереалистичные ожидания вследствие неверной оценки экономической эффективности внедрения системы. нереалистичные ожидания вследствие неверной оценки экономической эффективности внедрения системы.

33 Факторы успеха проекта внедрения ИС (по данным Участие руководства в проекте 20% Наличие и соблюдение плана внедрения 20% Ясные цели и четкие требования 20% Участие специалистов заказчика 15%15%15%15% Качество системы и команды консультантов 10%10%10%10% Реинжиниринг бизнес-процессов до внедрения 8% Наличие стратегии развития бизнеса 7%7%7%7%

34 Проблемы передачи ИС в эксплуатацию Проблема 1. «Передача ИС в промышленную эксплуатацию должна осуществляться после 3-х месячной опытной эксплуатации без сбоев и замечаний». Решение: тщательное протоколирование службой эксплуатации всех инцидентов; тщательное протоколирование службой эксплуатации всех инцидентов; еженедельный анализ причин сбоев и составление плана мероприятий по их устранению. еженедельный анализ причин сбоев и составление плана мероприятий по их устранению. Проблема 2. «В систему, сданную в промышленную эксплуатацию, не должны вноситься изменения». Решение: тщательное предпроектное обследование, тщательное предпроектное обследование, обоснованная постановка задачи. обоснованная постановка задачи.

35 Стадия сопровождения ИС Software Engineering Body of Knowledge (SWEBOK) – Свод знаний по программной инженерии Software Engineering Body of Knowledge (SWEBOK) – Свод знаний по программной инженерии Сопровождение ПО – вся совокупность деятельности, необходимой для обеспечения эффективной (с точки зрения затрат) поддержки программных систем. SWEBOK: Сопровождение ПО – вся совокупность деятельности, необходимой для обеспечения эффективной (с точки зрения затрат) поддержки программных систем. Сопровождение ПО – модификация программного продукта после передачи в эксплуатацию для устранения сбоев, улучшения показателей производительности и/или других характеристик (атрибутов) продукта, или адаптации продукта для использования в модифицированном окружении. IEEE 1219 (Standard for Software Maintenance): Сопровождение ПО – модификация программного продукта после передачи в эксплуатацию для устранения сбоев, улучшения показателей производительности и/или других характеристик (атрибутов) продукта, или адаптации продукта для использования в модифицированном окружении. Сопровождение – процесс модификации программного продукта в части его кода и документации для решения возникающих проблем при эксплуатации или реализации потребностей в улучшениях тех или иных характеристик продукта. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207: Сопровождение – процесс модификации программного продукта в части его кода и документации для решения возникающих проблем при эксплуатации или реализации потребностей в улучшениях тех или иных характеристик продукта.

36 Работы в процессе сопровождения по стандарту IEEE 1219

37 Обязанности службы сопровождения Проверка пользовательского сценария, приводящего к сбою; Проверка пользовательского сценария, приводящего к сбою; идентификация причин сбоя; идентификация причин сбоя; исправление ошибок или предоставление обходного пути решения проблемы для достижения требуемых параметров бизнеса; исправление ошибок или предоставление обходного пути решения проблемы для достижения требуемых параметров бизнеса; журналирование всех работ и операций; журналирование всех работ и операций; помещение описания проблемы и ее решения в базу знаний службы сопровождения; помещение описания проблемы и ее решения в базу знаний службы сопровождения; передача всей информации разработчикам; передача всей информации разработчикам; своевременное информирование пользователя о статусе запроса. своевременное информирование пользователя о статусе запроса.

38 Работы по сопровождению проводятся для решения следующих задач: устранение сбоев (20% стоимости сопровождения); устранение сбоев (20% стоимости сопровождения); улучшение дизайна; улучшение дизайна; реализация расширений (новых функциональных возможностей); реализация расширений (новых функциональных возможностей); создание интерфейсов взаимодействия с другими (внешними) системами; создание интерфейсов взаимодействия с другими (внешними) системами; адаптация для возможности работы на другой аппаратной платформе; адаптация для возможности работы на другой аппаратной платформе; миграции унаследованного ПО; миграции унаследованного ПО; вывода программного обеспечения из эксплуатации. вывода программного обеспечения из эксплуатации.

39 Факторы, влияющие на стоимость сопровождения тип приложения; тип приложения; новизна программного обеспечения; новизна программного обеспечения; наличие и квалификация персонала по сопровождению; наличие и квалификация персонала по сопровождению; длительность использования программной системы; длительность использования программной системы; характеристики и специфика аппаратной части (а также телекоммуникационной инфраструктуры); характеристики и специфика аппаратной части (а также телекоммуникационной инфраструктуры); качество дизайна, кода, документации и соответствующих работ по тестированию системы. качество дизайна, кода, документации и соответствующих работ по тестированию системы.

40 Категории сопровождения : модификация программного продукта, выполняемая после передачи в эксплуатацию для устранения сбоев; Корректирующее сопровождение: модификация программного продукта, выполняемая после передачи в эксплуатацию для устранения сбоев; : модификация программного продукта на этапе эксплуатации для идентификации и предотвращения скрытых дефектов до того, когда они приведут к реальным сбоям; Профилактическое сопровождение: модификация программного продукта на этапе эксплуатации для идентификации и предотвращения скрытых дефектов до того, когда они приведут к реальным сбоям; : модификация программного продукта на этапе эксплуатации для обеспечения продолжения его использования с заданной эффективностью в изменившемся окружении; Адаптирующее сопровождение: модификация программного продукта на этапе эксплуатации для обеспечения продолжения его использования с заданной эффективностью в изменившемся окружении; : модификация программного продукта на этапе эксплуатации для повышения характеристик производительности и удобства сопровождения. Совершенствующее сопровождение: модификация программного продукта на этапе эксплуатации для повышения характеристик производительности и удобства сопровождения.

Категории сопровождения ПО Корректирующие работы Работы по расширению «Проактивный» подход Профилактическое сопровождение Адаптирующее сопровождение «Реактивный» подход Корректирующее сопровождение Совершенствующее сопровождение

Техники сопровождения Реинжиниринг – детальная оценка и перестройка программного обеспечения для формирования понимания, воссоздания и дальнейшей реализации функций ИС в новой форме. Обратный инжиниринг – процесс анализа ПО с целью идентификации программных компонент и связей между ними, а также формирования представления о программном обеспечении. При «обратном» инжиниринге отсутствует деятельность по изменению или созданию нового ПО. Типы обратного инжиниринга: создание новой документации на существующую систему; восстановление дизайна системы.

Работы по модификации ИС по возрастанию степени сложности Формирование представления об эксплуатируемой/сопровождаемой системе – восстановление бизнес- и функциональных требований Восстановление детального дизайна системы – восстановление связей между компонентами ИС; Рефакторинг – процесс структурных изменений, вносимых в систему, для улучшения возможностей по ее дальнейшему сопровождению (включая модификацию, связанную с расширением функциональности); Переработка системы – создание нового релиза/версии системы с использованием той же технологической платформы, что и текущая (эксплуатируемая) версия; Создание новой системы – текущая версия системы рассматривается, как устаревшая.

44 Варианты сопровождения ИС «По заявкам» «По заявкам» «Обслуживание по договору локальное». «Обслуживание по договору локальное». «Регламентированное сопровождение». «Регламентированное сопровождение». «Аудит \ консультирование» «Аудит \ консультирование» «Полное сопровождение» «Полное сопровождение»