1 Нет ли между ними противоречий? Что возникло первым? Возможности Потребности Общие характеристики 1.1. Общие характеристики рыночного хозяйства Лекция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Advertisements

1 Экономика промышленности Владимир Андреевич Созинов Презентация курса 2006 г.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Тема «Формы организации производства» 1.1. Концентрация производства 2. Специализация производства 3. Кооперирование производства 4. Комбинирование производства.
В 2014 году «Колокольчику» исполняется 50 лет!!! 208 чёрно-белых фотографий из детсадовского архива Как молоды мы были …
Г. Москва, тел.: +7 (495) , Internet: Методы бизнес-анализа в системе Бизнес-инженер.
Общественные формы организации производства
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Тема 1. Понятие об экономике предприятия. Предмет курса Экономика- это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
© Малашенкова О.Ф. Международное разделение труда и факторов производства Тема 3.
1. Лесные ресурсы России в мировых лесных ресурсах. 2.Основные количественные характеристики лесов Р.Ф. 3. Основные качественные характеристики лесов Р.Ф.
Предметом «Экономики организации (предприятия)» является изучение закономерностей хозяйственной деятельности предприятия, механизмов формирования и использования.
Тема 1.2. Международное разделение труда как основа мирового хозяйства Учебные вопросы: 1.Сущность МРТ и факторы, влияющие на его формирование и развитие.
Производитель на рынке. СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА Д/З: §12.
Производительность труда. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА продуктивность производственной деятельности людей; измеряется количеством продукции, произведенной.
Теория производства. Производство деятельность, направленная на преобразование экономических ресурсов, или факторов производства для получения необходимых.
Урок 2. Информационные процессы в обществе и природе.
Тема 5 Трудовые ресурсы связи и их использование.
Транксрипт:

1 Нет ли между ними противоречий? Что возникло первым? Возможности Потребности Общие характеристики 1.1. Общие характеристики рыночного хозяйства Лекция 1 Тема 1. Источники и причины рыночной власти

2 Ограничены Исчерпаемы БезграничностьПостоянство роста Возможности Потребности

3 Потребности = Ресурсам = Баланс Потребности > Ресурсов сокращение популяции Потребности > Ресурсов В обществе В природе Отказ от каких- то потребностей Несовпадение потребностей и возможностей их удовлетворения постоянный спутник человека!

4 Потребности Ресурсы > Развитие экономики Развитие науки и техники Поиск путей увеличения возможностей Альтернативные способы использования ресурсов

5 Как распределять ? Каким образом? Что производить? Потребление? Накопление? Проблемы выбора – - постоянные спутники человека

6 Основной выбор человека Max выгоды Min расходов ресурсов Стремление к выгоде Объективная закономерность Основа рыночного механизма

7 2) Это совокупность количественных и качественных показателей: число хозяйствующих субъектов; показатели рыночной концентрации; условия «входа» на рынок; открытость рынка. (закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках») 1) это совокупность связей и отношений между покупателями и продавцами, которые приводят к возможности обмена; 1.2. Функции и структура рынка «Рынок», как экономическая категория, имеет множество определений:

8 Изучение потребности (желания) Ресурсы (возможности) Потребности (желания) Ресурсы (возможности) Основные движущие силы функционирования рынка: Предложения Спрос Производство Разрешение противоречий – цена - спрос (дороже – дешевле)

9 Функции рынка Информационная: спрос; предложения; дефицит или избыток товаров и ресурсов. КоммуникационнаяРегулирующая

10 Известно множество концепций структуризации рынка, авторами которых являются: Стакелберг, Чемберлин и Блейн, Робинсон, Долан и Линдсей и др. Это разнообразие можно сгруппировать следующим образом

11 Концепции структуризации рынка: В статике (Пелих) В динамике (Сио)

12 Классификация: По элементам инфраструктуры По экономическому назначению По отраслям По географическому положению По степени ограничения конкуренции Статика рынка (по Пелиху)

13 Неидеальная конкуренция Базируется на спектре рыночных структур Уровень конкуренции Состояние конкуренции Процесс рыночный (по Сио) Монопольная конкуренция Идеальная конкуренция Олигополия Чистая монополия Лекция 2

14 Количество и характеристики продавцов Характеристика продукта Условия «входа» и «выхода» Возможная экономия по фактору «масштаб производства» Количество и характеристика покупателей Факторы рыночной структуры (по Сио)

15 Покупательная способность Количество Их характеристики Покупатели 1 Несколько крупных МонопсонияОлигополия

16 Дифференциация продуктов Легко взаимо- заменяемые – предельная дифферен- циация Дифферен- циация отсутст- вует Меньшая дифферен- циация Высокий положительный коэффициент перекрестной эластичности Большая дифферен- циация Коэффициент эластичности низкий Чистая монополия Идеальная конкуренция

17 РЫНОК Идеальная конкуренция Отсутствие прибыли Отток фирм Приток фирм а) прибыльность, доходность:

18 б) отсутствие ограничений: Идеальная конкуренция Отсутствие ограничений Выход из рынка Вход на рынок

19 1)для потенциальных конкурентов; 2)для межрегиональной и международной торговли; 3) степень преодолимости барьеров. б) наличие барьеров (качественные показатели структуры рынка):

20 Типы входных барьеров Нестратегические барьеры (структурные) Стратегические барьеры Формируются в зависимости от поведения фирм административные (правительственные); гражданские; социально-экономические.

21 Административные барьеры (правительственные) Временные и денежные затраты фирмы на преодоление этих барьеров лицензирование деятельности; сертификация; нормы контроля; квоты, и т.д. Нестратегические барьеры:

22 Факторы, формирующие барьеры Затраты на разработку дифференцированного продукта Условия спроса и ценовая эластичность Технологические факторы Необходимость крупных капвложений Контроль действующих фирм над поставкой факторов производства Законодательство, патенты, привилегии Эффект «масштаба производства» Контроль действующих фирм над каналами сбыта

23 Создаются поведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль, при этом принимается во внимание ответное действие конкурентов Виды стратегических барьеров: 1)связанные с ценовым поведением; 2)связанные с неценовым поведением. Стратегические барьеры

24 Ценовая стратегия (по Пелиху) установление уровня цен, способного предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов – снижение цены до уровня ниже цены, приносящей максимальную прибыль в краткосрочном периоде (запредельные цены). Неценовая стратегия (по Пелиху) 1)Дополнительное инвестирование в оборудование; 2) поддержание устойчивых связей с другими участниками рынка; 3) дифференциация продукта.

25 Анализ равновесия рынка Концепция долгосрочного равновесия (планирования) Концепция краткосрочного равновесия Краткосрочный Долгосрочный

26 Концепция краткосрочного равновесия рынка Исходные предположения: 1)фиксированные мощность и затраты; 2)спрос принимается как относительно стабильный.

27 Концепция долгосрочного равновесия рынка (планирования) Исходные предположения: 1)все активы являются переменными; 2)предложения на рынке стабилизируются за счет «входа» и «выхода» фирм, max прибыль; 3)при чистой монополии монополист отрегулирует объем производства таким образом, чтобы max прибыль.

28 Система мер государственного регулирования Контролирующего характера Законодательного характера Исполнительного характера Лекция Промышленность и эффективность функционирования экономики

29 Основные объекты государственного регулирования - экономический цикл и его фазы; - секторная, отраслевая и региональная структура рынка: - денежное обращение; - занятость; - условия конкуренции; - внешнеэкономические связи; - и т.д.

30 Косвенные Прямые Инструменты государственного регулирования Административные Экономические

31 Рыночная власть (монопольная власть) Границы Критерии Источники и факторы рыночной власти 1.4. Характеристика рыночной власти

32 Факторы рыночной власти Региональные особенности Участники рынка, их количество Источники рыночной власти Рыночные отношения + производство Рыночная власть Свойства товара

33 Корреляция цен товаров Сходные товары имеют сходные затраты и цены Границы конкретного товара Критерии определения Границы заменителей Границы заменителей заменителей До тех пор, пока не будет найдена «брешь», что и определяет границы рынка в окрестности данного товара Рынок

34 Открытость, доступность информации о текущем состоянии рынка для всех участников Гарантия лучшего положения на рынке Масштаб власти (определяется размером собственности) Установление цен выше предельных затрат Границы рынка Государственное регулирование Конкуренты Рыночная власть

35 Индикаторы рыночной власти: (по Пелиху) Коэффициент Бейна Коэффициент Лернера Коэффициент Тобина Коэффициент Папандреу

36 Коэффициент Бейна или «норма экономической прибыли» показывает прибыль, полученную на доллар инвестированного капитала гдеП б – бухгалтерская прибыль; П н – нормальная прибыль (разница между бухгалтерской и экономической прибылью); К с – собственный капитал фирмы.

37 Коэффициент Тобина основан на сравнении рыночной стоимости активов (акций) с восстановительной стоимостью активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени гдеС р – рыночная стоимость активов фирмы; С в – восстановительная стоимость активов фирмы.

38 Коэффициент монопольной власти (проникновения) Папандреу показывает в процентном отношении изменение объема продаж данной фирмы при изменении цены конкурента на аналогичную продукцию на 1 % где Q di – объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; P j – цена конкурента; I – коэффициент ограниченности мощности конкурентов.

39 Коэффициент ограниченности мощности конкурентов ( I ) определяется как отношение потенциального увеличения выпуска продукции к росту объема спроса на товар, вызванного понижением цены (0 I 1). Выражение определяет перекрестную эластичность спроса на товар фирмы, т.е. Показывает возможность переключения спроса потребителей на товар фирм конкурентов. Чем Выше любой из этих сомножителей, тем ниже монопольная власть фирмы.

40 Признаки разделения труда Функциональный Квалификационный Технологический Предметный Лекция 4 Тема 2. Отраслевая структура и ее анализ 2.1. Разделение труда и формирование отраслей

41 Функциональная структура экономики Производительные силы Производственные отношения способности работников; опыт коллективной работы; совокупность потребительской стоимости средств производства. процесс производства; распределение и обмен; потребление.

42 Развитие производительных сил Общественное разделение труда Формирование отраслей Формирование крупных отраслевых групп

43 1)НТП 2) концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства; 3)общественно исторические условия развития; 4) сырьевые ресурсы; 5) международное разделение труда, глобализация, и т.п. Факторы влияния на формирование структуры промышленности

44 Промышленность Строительство Транспорт, С/х Подразделения предприятии Формы разделения труда Отрасли, подотрасли Общее (уровень народного хозяйства страны) Единичное (уровень предприятия) Частное (уровень отраслей народного хозяйства)

45 Структура народно- хозяйственного комплекса страны Основные межотраслевые комплексы Функциональные комплексы Региональные комплексы Социально- производственные комплексы Промышленные узлы ТПК

46 И степенью их использования Эффективностью их функционирования Уровнем развития производительных сил Уровнем развития социальной сферы Уровнем государственного регулирования Между возможностями науки Потенциалом рабочей силы, ОППФ Экономическими отношениям Потребностью в общественных благах Состоянием экономики Основные противоречия в экономике РФ?

47 Цели изучения структуры Роль и место в народном хозяйстве Совокупность и взаимосвязь между звеньями экономики по вертикали и горизонтали Пути эффективного функционирования и оптимизации структур

48 Условия формирования отрасли: 1)однородные предприятия; 2)однородная продукция Экономическая классификация отраслей промышленности Отрасль промышленности – формируется при условии наличия ряда однородных предприятий, занятых производством видов продукции, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение

49 Формы взаимодействия Состав Количественные соотношения Типология отраслевой структуры

50 Прогрессивность отраслевой структуры Это соотношение отдельных отраслей и производств при которых обеспечивается наиболее эффективное использование: - достижений НТП; - форм и методов организации производства; - экономических ресурсов.

51 Основные принципы классификации отраслей Характер воздействия на предметы труда Экономическое назначение продукции Однородность сырья, общность технологии и оборудования Характер функционирования продукции в процессе производства

52 Оборотных фондов Предметов потребления Основных фондов Зависит от отрасли, производящей элементы: Характер функционирования продукции в процессе производства Лекция 5

отраслей и видов производств (Пелих) 16 комплексных отраслей (классификатор отраслей народного хозяйства) Классификация по однородности сырья, общности технологии и оборудования

54 Комплексные отрасли : 1)Электроэнергетика- 7 отраслей; 2)Топливная пром.- 16; 3)Черная металлургия- 11; 4)Цветная металлургия- 36; 5)Химическая и нефте/хим.- 32; 6)Машиностроение и м/о- 136; 7)Лесная, д/о и цел.-бум. пром.- 19; 8)Пром строй материалов- 32;

55 9) Стекольная и фарф-фаянс.- 10; 10) Легкая промышленность- 48; 11) Пищевая промышленность- 34; 12) Фармакологическая - 7; 13) Пром. минеральных удобр.- 2; 14) Пром. мед. оборудования- 3; 15) Полиграфическая- 1; 16) Другие отрасли пром-ти- 13.

56 Переработка сырья Классификация отраслей по характеру воздействия на предметы труда Добывающие (15,5 % в 1990 г. 17,5 % в 2000 г.) Обрабатывающие Добыча сырья

57 Система индикаторов структуры Индикаторы отраслевой структуры промышленности Индикаторы территориальной структуры промышленности (отрасли) Индикаторы, характеризующие условия спроса, условия предложений Индикаторы степени открытости рынка Индикаторы положения отрасли в промышленности 2.3. Анализ отраслевой структуры

58 Доля отраслей, обеспечивающих технический прогресс Соотношения групп А и Б Число отраслей Доля отраслей, производящих ТНП и обеспечивающих этот выпуск Соотношение между добывающими и обрабатывающими отраслями Индикаторы отраслевой структуры промышл.

59 Индикаторы положения отрасли в промышленности Доля отрасли в продукции промышленности Доля ОППФ в стоимости ОППФ промышленности Коэффициент опережения отраслевой Доля занятых среди занятых в промышленности

60 Коэффициент опережения отраслевой характеризует структурные изменения в отрасли в сравнении со средними показателями по промышленности в целом гдеТ отр – темп развития отрасли; Т пром – темп развития промышленности

61 Индикаторы территориальной структуры промышленности Ресурсной базы: 1)обеспеченность природными ресурсами; 2)обеспеченность ОППФ; 3)обеспеченность трудовыми ресурсами. Межрегионального обмена: 1)отношение вывоза продукции к объему производства; 2) отношение ввоза к совокупному объему используемых местных ресурсов; 3) уровень кооперирования и т.д. Результатов и эффективности: 1)объем производства; 2) доля в общем объеме; 3)производительность труда 4)и т.д.

62 Межотраслевой комплекс: 1) совокупность разнородных технологически связанных между собой отраслей, обеспечивающих выпуск определенной продукции; 2) формируются для удобства народнохозяйственного планирования 2.4. Межотраслевые комплексы

63 Межотраслевые комплексы Агропромышленный (11,1 %) Топливно- энергетический (25,4 %) Металлургический (16.4 % в 2000 г. в объеме продукции промышленности) Машиностроительный (16,4 %) Химико- лесной (10,2 %) Социальный (ТНП) (1,2 %)

64 Промышленность – это совокупность отраслей, осуществляющих добычу и переработку природных ресурсов Тема 3. Промышленность и ее место в экономике и структуре общественного производства 3.1. Промышленность – ведущая отрасль экономики Лекция 6

65 Промышленность – ведущая отрасль экономики страны потому, что: 1)ее доля в ВВП страны - 65,2 % (2000 г.); - 64,0 % (2003 г.); 2) ее доля в численности занятых - 20,6 % (2001 г.); 3) ее доля в числе предприятий - 12,0 % (2000 г.); 4) уровень развития промышленности определяет уровень развития страны; 3) наличие огромных запасов для отрасли.

66 Промышленность России в материально-техническом, кадровом аспектах является самодостаточной для интенсивного социально-экономического развития. Основой промышленности и экономики страны в целом является тяжелая промышленность.

67 Тяжелая промышленность Место тяжелой промышленности среди других отраслей экономики: Сельское хозяйство Наука Строительство Другие отрасли промышленности Торговля Транспорт Оборона

68 Промышленность Размещение производительных сил Вовлечение сырьевых ресурсов Производство ТНП Переработка сель. хоз. продукции Удовлетворение потребностей общества Развитие территории

69 Промышленность Государственное накопление Укрепление обороноспособности Рост материального благополучия Экологическая нагрузка

предприятий промышленности (2001 г.) ВПК (ОПК) % ВВП - наука - кадры - технологии - продукция ТЭК - 20 % инвестиций страны; - 58 % капвложений промышленности; - 44 % ОППФ пром-ти; - 13 % рабочих мест в пром-ти. Производственный потенциал России 3.2. Промышленный и производственный потенциал

71 % Динамика производства продукции промышленности к уровню 1990 г.

72 ОППФ Трудовые ресурсы Производственные мощности Промышленно производственный персонал (ППП) Производственный потенциал промышленности

73 Факторы, влияющие на производственный потенциал промышленности: Форма собственности на средства труда Инвестиции в ОППФ

74 Динамика численности ППП: тыс. чел.

75 Производственная структура ОППФ промышленности (на ), %: 1)здания- 28,8 2)сооружения- 18,8 3)передаточные устройства- 10,9 4)машины и оборудование- 38,6 из них: силовые машины и оборудование – 28,4 измерительное и регулирующее - 1,4 вычислительная техника - 0,9 5) транспортные средства - 2,2 6) прочие основные фонды - 38,3

76 Степень износа производственной структуры ОППФ промышленности (на ), %: 1)здания- 32,8 2)сооружения- 53,9 3)передаточные устройства- 59,0 4)машины и оборудование- 62,7 5) транспортные средства- 49,0

77 Отраслевая структура стоимости ОППФ промышленности (на ), %: 1)Электроэнергетика- 24 2)Топливная- 20 3)Черная металлургия- 6 4)Цветная металлургия- 7,2 5)Химическая и нефтехим.- 7 6)Машиностроение и м/о- 20,2 7)Лесная, д/о и целюл. бум- 3 8)Пром. Строительных мат )Легкая ) Пищевая - 6

78 Степень износа ОППФ по отраслям (на , ЭЖ, 13, апр. 2005), %: 1)Промышленность- 51,4 2)Электроэнергетика- 57,8 3)Топливная- 50,7 4)Черная металлургия- 49,3 5)Цветная металлургия- 43,1 6)Химическая и нефтехим.- 53,7 7)Машиностроение и м/о- 52,5 8)Лесная, д/о и целл. бум. - 43,1 9)Пром. строительных мат. - 47,2 10) Легкая - 48,2 11) Пищевая - 33,5

79 Основные проблемы промышленности России (2000 г. по сравнению с 1990 г.): - К обновления сократился с 6,9 % до 1,5 %; - К выбытия снизился с 1,8 % до 1,2 %; - снижение доли нового оборудования (до 5 лет) в структуре активной части с 29,4 до 4,7 %; - рост доли устаревшего оборудования (более 20 лет) с 15 до 38,2 %; - чем выше доля обработки, тем ниже уровень использования производственных мощностей. Лекция 7

80 Средний уровень загрузки производственных мощностей по отраслям (на ), %: 1)Промышленность- 52 2)Электроэнергетика- 65 3)Топливная- 77 4)Черная металлургия- 64 5)Цветная металлургия- 64 6)Химическая и нефтехим )Машиностроение и м/о- 43 8)Лесная, д/о и целл. бум )Пром. строительных мат ) Легкая ) Пищевая - 48

81 Состояние промышленности России это результат: противоречивых взаимодействий между федеральной макроэкономической политикой и реакцией микроэкономической среды 3.3. Промышленная политика России

82 Основой повышения роли промышленности в экономике страны должна быть государственная промышленная политика (ГПП) Современная Россия: нормативных актов!!!

83 ГПП Гарантия доступа к промышленной информации Меры государственного воздействия Методы государственного воздействия Система государственного воздействия

84 ГПП Объект Субъект Структура: система органов государств. регули- рования Органы власти: федеральные; региональные; муниципальные цели; принципы; направления. Механизм функции; права; обязанности; ответственность

85 реструктуризация; обновление; техническое перевооружение ГПП переподготовка кадров; высокие и наукоемкие технологии Основные направления ГПП Меры стимулирования Структурная политика

86 Основные направления структурной перестройки в рамках ГПП: 1) совершенствование управления организациями на всех уровнях; 2) улучшение технологической структуры; 3) изменение структуры производства в сторону продукции с более высокой добавленной стоимостью; 4) развитие инфраструктуры в первую очередь транспорта и связи

Материально-сырьевые ресурсы промышленности Материально-сырьевые ресурсы – это: сырье; материалы; полуфабрикаты (Пелих).

88 Снижение материальных затрат на 1 %: снижает себестоимость на 0,7 %; увеличивает национальный доход, создаваемый в промышленности на 1,6 % (Пелих)

89 Сырье – это: предметы труда, полученные в сырьевых отраслях. Например: руды и их концентраты уголь нефть зерно и т.д.

90 Материалы – это: предметы труда, полученные в обрабатывающих отраслях. Например: чугун, добавки к стали нефтепродукты мука и т.д. По видам По происхождению

91 Используются для ухода за оборудованием Входят в состав вырабатываемой продукции (в т.ч. и полуфабрикаты) Материалы (по видам) Основные Вспомогательные

92 Полуфабрикаты – это сырой материал, подвергшийся обработке в одной или нескольких стадиях производства, но неспособный быть конечным продуктом. В каких случаях полуфабрикат является готовым продуктом?

93 растительные; животные. минеральные; искусственные. Материалы (по происхождению) Промышленные Сельскохозяйственные

94 Что является условием повышения эффективности производства? Лекция 8 Тема 4. Поведение организации в отрасли 4.1. Сущность, формы и показатели концентрации производства

95 Совершенствование форм общественной организации производства Ключевое условие повышения эффективности производства

96 Формы организации общественного производства Концентрация СпециализацияРазмещение Кооперирование Комбинирование

97 Как процесс сосредоточения По характеру Формы Виды Концентрация классифицируется Концентрация – это процесс сосредоточения производства, сопровождающийся: 1)ростом размеров предприятия; 2) ростом доли крупных.

98 Концентрация как процесс сосредоточения АбсолютнаяОтносительная Укрупнение размеров предприятия Распределение общего объема производства между другими предприятиями

99 Интенсивная (за счет накоплений) Экстенсивная (за счет слияния) По характеру концентрация

100 Универсализация Специализация Формы концентрации производства на предприятиях Комбинирование

101 Специализация добывающая промышленность; промышленность стройматериалов; пищевая промышленность (мукомольная промышленность, сахарная промышленность).

102 Увеличение единичной мощности оборудования Укрупнение цехов и переделов в составе предприятия Увеличение размеров предприятия Централизация управления для создания предпосылок их последующего тех перевооружения Агрегатная Технологическая Заводская Организационно- хозяйственная Виды концентрации:

103 Несколько компаний, занятых в одной сфере деятельности Объединение разноотраслевых, технологически связанных предприятий Объединение разноотраслевых технологически не связанных компаний Горизонтальная Вертикальная Комбинация разноотраслевых компаний Направления роста масштабов производства:

104 Источники эффективности концентрации: сосредоточение в рамках одного предприятия мощностей, экономических ресурсов позволяет: более эффективно и экономично использовать все основные элементы производства: оборудование, сырье, материалы, рабочую силу, то есть существенно повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции.

105 Показатели уровня концентрации производства в отраслях промышленности 1)объем выпуска продукции за год в среднем на одно предприятие; 2)доля крупных предприятий в: численности ППП; стоимости ОППФ, по отрасли и т.п.; 3)показатели (доля) концентрации в отрасли (на рынке) – рассмотрим подробнее в следующем параграфе).

106 Индексы деятельности Показатели концентрации Абсолютные размеры Показатели размера компании Лекция Размер компании и методы его оценки

107 Абсолютные размеры (Пелих) 1)объем выпуска продукции за год; 2)среднегодовая численность ППП; 3)среднегодовая стоимость ОППФ

108 Показатели концентрации Отражают: а) положение компании на рынке (отрасли); б) тип рыночной структуры (тема 1.2).

109 Показатели (доля) концентрации: 1) коэффициент концентрации; 2) коэффициент относительной концентрации; 3) индекс Херфинделя-Хиршмана; 4) коэффициент энтропии; 5) дисперсия логарифмов рыночных долей; 6) коэффициент Джини; 7) индекс Холла-Тайдмона.

110 В основе расчета показателей концентрации лежит понятие «доля предприятия на рынке»: где d i -- доля i-го предприятия на рынке; q i – объем продаж i-го предприятия; q – совокупный объем продаж участников рынка.

111 Коэффициент рыночной концентрации (СR): - это сумма «долей предприятий на рынке» - наиболее крупных где d i -- доля i-го предприятия на рынке.

112 Если компаний много, то СR стремится к 0 чем меньше компаний на рынке, тем более СR стремится к 1. Однако СR не охватывает всех участников рынка. Этого недостатка лишен индекс HHI.

113 Индекс рыночной концентрации Херфинделя-Хиршмана - это сумма квадратов рыночных долей продавцов, действующих на рынке, умноженная на : Коррекция на для того, чтобы избавится от знаков после запятой.

114 Если индекс рыночной концентрации Херфинделя-Хиршмана: - стремится к полная концентрация, 1 компания, снижение конкуренции; - стремится к 0 – множество компаний, усиление конкуренции.

115 Три типа рынков: I - высококонцентрированный: при 70 % < СR 3 < 100 %; 1800

116 Индексы деятельности Индекс Ротшильда Индекс Дансби-Уиллига Как можно оценить активность фирмы на рынке?

117 отражает насколько чувствителен спрос при изменении цены на продукцию конкретной компании относительно всего рынка: где E t -- эластичность спроса для всего рынка рассматриваемого товара; E f – эластичность спроса на товар, выпускаемый данной данной компанией (Байе). Индекс Ротшильда

118 Если R = 1, то кривая спроса на продукцию данной компании совпадает с кривой спроса на продукцию отрасли. Если R 0, а) то повышение цены на продукцию компании на 10 % повлечет за собой более сильное снижение спроса, чем если бы все компании отрасли повысили цену на 10 %; б) то растет количество компаний на рынке.

119 - измеряется как сумма прибавочного продукта, полученного как потребителями, так и самими компаниями; - демонстрирует на сколько изменяется социальное благосостояние общества при изменении объемов производства компании; - позволяет ранжировать отрасли по степени влияния на социальное благосостояние общества (Байе). Индекс Дансби-Уиллига

120 Если индекс Дансби-Уиллига = 0, то рост производства в компании ничего не дает обществу. Если Дансби-Уиллига > 0, то при росте объемов производства компании растет и благосостояние общества.

121 Оптимальные размеры предприятия Не существуют вне места размещения Не абсолютны по природе Не существуют вне времени Различны для разных периодов Различны для разных экономических районов Лекция Определение оптимальных размеров предприятия

122 Условия, соблюдение которых необходимо при обосновании оптимальных размеров предприятия Общественная потребность в продукте Требования НТП Эффективность инвестиций Организационные и экономические границы предприятия Эффективность использования ресурсов

123 1) отрасли добывающей промышленности оптимальный размер определяется: - количеством и качеством месторождений полезных ископаемых; - экономически целесообразным сроком их эксплуатации, обеспечивающим к моменту окончания полную амортизацию горных выработок; Известна классификация отраслей по их технико-экономическим особенностям, на 4 группы, определяющих оптимальные размеры предприятий

124 2) монопродуктовые отрасли обрабатывающей промышленности (черная и цветная металлургия): оптимальный размер определяется главным образом единичной мощностью и производительностью агрегатов, обеспечивающих высокий экономически эффект;

125 3) отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение, обувная, деревообрабатывающая): оптимальный размер определяется путем установления целесообразного набора цехов и производств для каждого типа предприятий, обеспечивающих наиболее полное и эффективное использование машин, потоков и возможностей специализации производства;

126 4) отрасли перерабатывающие первичное с/х сырье оптимальный размер определяется с учетом плотности сырьевой базы, зоны потребления готовой продукции среднего радиуса перевозки грузов.

127 Оптимальный размер проектируемого предприятия : Т с + С + Т п + К ROI min, П max, где Т с - затраты на доставку сырья; С – затраты на производство; Т п – затраты на доставку готовой продукции потребителям; К - инвестиции; ROI – простая норма прибыли.

128 Современная концепция оптимального размера фирмы: минимально эффективный размер это наименьший объем производства при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки

129 Это характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи. Виды рынков несовершенной конкуренции по степени убывания конкурентоспособности: 1) монополистическая конкуренция; 2) олигополия; 3) монополия (Пелих). Несовершенная конкуренция 4.4. Концентрация: монополия, олигополия и неценовая конкуренция

130 1)на рынке действует много конкурирующих фирм, предлагающих дифференцированные товары; 2)каждая фирма имеет некоторые возможности влиять на цену своего товара; 3)отсутствуют барьеры входа и выхода на рынок; 4)имеет место наличие незагруженных мощностей. Монополистическая конкуренция: это такая рыночная структура, при которой: 1)доминирует небольшое число продавцов (дословно – «немного продавцов»); 2)вход на рынок (в отрасль) ограничен высокими барьерами. Олигополия

131 Виды олигополии по Пелиху Рынок нескольких продавцов, продающих различные по качеству товары Рынок с совершенно однородной продукцией и гигантскими предприятиями Олигополия первого вида Олигополия второго вида

132 Изменение прибыли за счет изменения цен, объемов выпуска Реакции конкурентов Реакции потребителей Олигополистическая взаимосвязь Товар Основной мотив поведения фирмы

133 Олигополия доминированная Монополистическая конкуренция Типы олигополистического поведения (по Сио) Тайная олигополия

134 Тайная олигополия Рыночная цена будет соответствовать ситуации единственного монополиста Если сговор, то Синдикат (централизация обеспечения) Трест (централизация управления) Концерн (разные, но взаимосвязанные отрасли) Картель (о цене, объемах и т.д.)

135 рынок совершенной конкуренции Монополистическая конкуренция Фирмы не влияют на цены других «вход» «выход» свободный Много продавцов и покупателей

Важнейший фактор положения фирмы на рынке Товар Дифференцированный: автомобили; пиво; и т.д. Гомогенный (стандартный): сталь; цемент; и т.д. Лекция 11

Измерение дифференциации продукции по Сио Отношение затрат на рекламу к объему продаж Крайне субъективный Дифференциация: - высокая; - средняя; - низкая. Коэффициент перекрестной эластичности спроса Энтропийный показатель (степень лояльности покупателя к данной марке товара) Рыночные барьеры, обусловленные дифференциацией товара

Неценовая конкуренция (Сио) Реклама Измерение дифференциации Реальные различия: 1. Патенты, торговые марки, авторские права; 2. Качество, срок службы; 3. Дизайн, стиль, размеры, цвет, и т.д.; 4. Условия торговли; 5. Гарантии; 6. Скорость, способы и цены доставки; 7. Сервисные службы. Роль Представить, что дифференциация есть, даже если ее нет Дифференциация

Сущность олигополистического ценообразования демонстрируют следующие модели поведения: модель Курно (дуополии); ломанной кривой спроса; сговора; лидерство в ценах; ценообразование по принципу «издержки плюс» Модели олигополистического поведения

Помимо структурных различий в отраслях существует разница в ценовом и неценовом поведении компаний, на которые влияют (Сио, Байе): 1)подверженность поглощениям и слияниям - в одних больше, других – меньше; 2)различия по отраслям в уровне финансирования рекламы и НИР; 3)величина наценки - различная в разных отраслях Ценовое поведение

Основные концепции ценового поведения По ПелихуПо Сио Они носят относительно самостоятельный характер – дополняют друг друга

Ценовое поведение по Пелиху Самостоятельное определение объемов и цен Картель (сговор о ценах и объемах) Кооперативное Некооперативное Ценовая война: - цена ; - прибыль 0.

С точки зрения ценообразования фирмы ведут себя в разных отраслях по разному. Определить и сопоставить величину наценки позволяет индекс Лернера: где Р – цена товара; МС – предельные издержки на его производство. Индекс Лернера – это показатель разницы между ценой товара и его предельными издержками, как функции цены. Ценовое поведение по Сио

Если L = 0, то множитель наценки равен 1. Если L = 1/2, то множитель наценки равен 2 или цена в двое больше предельных издержек. Пример: 1)предельные издержки на одного пассажира USD; 2) цена на билет USD; Чему равен множитель наценки? Если L = 0, Р = МС, то имеет место острая конкуренция на рынке, компании стремятся минимизировать наценку. Если L 1, то конкуренция снижается, компании стремятся максимизировать наценку.

Экономические последствия олигополии Достижение высоких темпов НТП, что приведет к снижению цен, улучшению товаров Стремление получить высокие прибыли, ограничивая выпуск продукции ранее достижения точки наименьших издержек на единицу продукции и соответствующей цены

Между структурой рынка, поведением и деятельностью компании существует взаимосвязь. Пример: парадигма американской промышленности или причинно-следственный подход

описание действий компаний на рынке с точки зрения ценообразования; финансирование рекламы; финансирование НИР и ОКР прибыль компании; социальное благосостояние общества технология; концентрация; рыночные условия СтруктураПоведениеДеятельность

Плохая работа Хорошая работа При анализе поведения компании в отрасли применяется причинно-следственный подход: имеющаяся рыночная структура заставляет компании действовать определенным образом, т.е. является причиной следствия.

Критическая обратная связь: некоторые экономисты считают, что причинно-следственный подход дает в лучшем случае только поверхностное описание взаимодействий между структурой, поведением и деятельностью

СтруктураДеятельностьПоведение Рост концентрации на рынке!

151 Специализация предприятия, его отдельных производственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ Тема 5. Специализация, кооперирование и интеграция в промышленности 5.1. Специализация, ее направления, формы и показатели Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда Лекция 12

152 Специализация Ограничение разнообразия Оборудования Повышение однородности производства Исходных материалов Конструктивная и технологическая общность, выпускаемой продукции Технологий Форм организации производства

153 Внутри предприятия Уровни специализации Промышленность Предприятие - расщепление отраслей; - создание новых отраслей; - разделение труда между предприятиями отрасли Выпуск определенной продукции или работ

154 Расчленение производства на ряд процессов на отдельных предприятиях Выделение и создание предприятий и цехов для отдельных операций Создание или выделение отраслей, предприятий для выпуска определенной продукции Направления специализации

155 Технологическая Предметная Подетальная Формы специализации

156 Выпуск однородной конечной продукции (автомобили, станки, турбины и т.д.) Предметная специализация Отрасль К Предприятие А Предприятие С Предприятие R Отрасль В Отрасль Н Углубление специализации

157 Выпуск комплектующих частей или узлов Отрасль К Предприятие А Предприятие С Предприятие R Отрасль В Отрасль Н Подетальная специализация Основа – взаимозаменяемость

158 Выпуск материалов, полуфабрикатов, выполнение отдельных технологических операций (литье, поковки, оснастка (СТО) и т.п.) Отрасль К Предприятие А Предприятие С Предприятие R Отрасль В Отрасль Н Технологическая специализация

159 Факторы влияния Особенности отрасли Уровни развития Специализация

160 Причина Следствие Кооперирование Специализация 5.2. Кооперирование, формы, основные показатели Кооперирование – это планово-организационные производственные связи между предприятиями, совместно изготавливающими какую-либо продукцию

161 Характеристики кооперирования Относительное постоянство Устойчивость связей Строгое соблюдение технологических условий смежников

162 Формы кооперирования Предметная (автомобили, станки и т.д.) Подетальная (детали, узлы) Технологическая (литье, поковки, и т.п.)

163 - использованию новой высокопроизводительной техники; - механизации и автоматизации производства; - снижению приведенных затрат; - повышению качества продукции; - повышению производительности труда Специализация выгодна потому, что она способствует: 5.3. Экономическая эффективность специализации и кооперирования

164 1.Экономия текущих затрат на производство продукции и транспортных расходов на ее доставку потребителям. 2.Экономия капитальных вложений и срок их окупаемости. 3.Годовой экономический эффект от специализации производства продукции. Индикаторы эффективности специализация

165 Экономия текущих затрат: сравнивают между собой затраты на годовой объем производства, который должен быть получен после специализации по новой и прежней себестоимости с учетом транспортных издержек – это условно-годовая экономия: Э = [(С 1 + Т 1 ) – (С 2 + Т 2 )] В, где С 1 и С 2 – полная приведенная заводская себестоимость до и после специализации; Т 1 и Т 2 – приведенные транспортные расходы на доставку продукции потребителям до и после специализации; В – годовой объем выпуска после проведения специализации

166 Годовой экономический эффект от специализации: Э э = Э - ROI К, где Э – условно-годовая экономия в связи с проводимой специализацией; ROI – простая норма прибыли; К – объем капиталовложений, необходимый для проведения специализации. Лекция 13

167 Экономия от производственных кооперированных связей: Э к = С – (Ц + Т р ) В, где С – полная приведенная заводская себестоимость изделия, изготовленного на Вашем предприятии; Ц – оптовая цена изделия по которой оно будет продаваться Вам специализированным предприятием; Т р – приведенные транспортно-заготовительные расходы на доставку изделия; В – планируемый годовой объем изделий, получаемых Вами по кооперации.

168 Интеграция – это объединение производственных ресурсов 5.4. Интеграционное поведение Слияние – это одна из форм интеграции, при котором две-три существующие компании объединяются в одну структуру

169 Интеграция ЛМ Д А К Вертикальная интеграция Горизонтальная интеграция Конгломератные слияния

170 Это слияние двух или более компаний, производящих компоненты, необходимые для производства товара (автомобиль = рама + двигатель + … + … или Карьер + ГРЭС= ЛУТЭК или производство + сбыт) Вертикальная интеграция

171 Методы ВИ: А) консолидация; Б) группировка; В) франчайзинг; Г) целевая пролонгация Основные мотивы ВИ: сокращение операционных издержек, связанных с приобретением необходимых им ресурсов

172 А) консолидация Интегрируемая организация Преобразуется в подразделение Преобразуется в дочернюю организацию (консолидированная организация > 50 % выпуска)

173 - обмен акциями; -обмен управленческими связями (включение в состав совета директоров представителя консолидируемой организации); - предоставление услуг Б) группировка В) франчайзинг Предоставление интегрируемой компании права пользования: - торговой маркой; - ноу – хау; - материальными ресурсами

174 Г) целевая пролонгация Формирование долгосрочных устойчивых интегрированных связей (продление сроков договоров о поставках)

175 Это слияние компаний, занимающихся производством однотипной продукции Компьютер А Компьютер С Компьютер Д Горизонтальная интеграция

176 Формы ГИ Создание общих финансовых органов (банков, холдингов Создание ассоциаций Группировка (взаимообмен акциями, участие в прибылях) Создание консультативных органов при ограничении полномочий каждого из них Создание органов управления (трастов) Делегирование функций интегратору

177 Это слияние компаний, занимающихся производством разнородной продукции Конгломератные слияния Шезлонги Напитки Зонтики

178 Индикаторы интеграции - добавленная стоимость - соотношение между добавленной стоимостью и общей стоимостью продукта до и после консолидации производства Степень интеграции: 1)Средняя доля добавленной стоимости в объеме выручки до и после консолидации; 2)Соотношение затрат и добавленной стоимости до и после консолидации

179 Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: 1)безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни и имущества; 2)технической и информационной совместимости, а так же взаимозаменяемости продукции; 3)качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; 4)единства измерений; 5) экономии ресурсов; 6) обороноспособности и мобилизационной готовности страны Стандартизация, унификация и типизация как основы интеграции

180 Унификация – это процесс приведения продукции и средств производства к единой форме, размерам, структуре и составу Типизация – это сведение к целесообразному минимуму наиболее рациональных типов, видов, марок продукции, конструкций машин, оборудования, приборов, техпроцессов и т.д.

181 Комбинирование – это объединение в одном предприятии нескольких, технологически связанных специализированных производств разных отраслей - 50 % комбинатов – 4-6 отраслей; - в химической промышленности 50 % - комбинаты. Тема 6. Комбинирование в промышленности 6.1. Сущность, формы и показатели комбинирования Лекция 14

182 Производственные Административные Комбинаты Райпромкомбинаты, комбинаты бытового обслуживания

183 1)наличие тесных производственно- технических и экономических связей между производствами; 2)пропорциональность по производительности; 3) непрерывность перехода от одного технологического процесса к другому; 4) пространственное единство; 5) единство энергетической системы; 6) общие вспомогательные производства и службы; 7) единое управление. Характерные признаки комбинирования

184 Основные направления комбинирования Сочетание разнородных производств Сочетание последовательных стадий переработки сырья Комплексное использование сырья На основе утилизации отходов

185 Виды комбинирования Вертикальное Горизонтальное Смешанное В зависимости от характера связей между производствами комбината выделяют:

удельный вес товарной продукции, полученный на комбинатах, в общем объеме; 2. удельный вес комбинатов в численности ППП, стоимости ОППФ отрасли; 3. коэффициент комбинирования как отношение валового оборота к валовой продукции; 4. и т.д. Индикаторы уровня комбинирования

187 1) на комбинатах РФ с полным циклом производится 95 % чугуна, 90 % стали, 85 % проката; 2) металлургические комбинаты выпускают: - азотные удобрения из коксового газа; - строительные материалы из металлурги- ческих шлаков; - огнеупорные изделия. 3)преобразование тепла в энергоресурсы. Черная металлургия 6.2. Особенности комбинирования в разных отраслях

188 1) объединение добычи и переработки руды; 2) комплексное использование полиметалли -ческого сырья и отходов производства; 3) производство серной кислоты из отходящих газов; 4) производство фосфорных удобрений на основе серной кислоты и привозного фосфорного сырья; 5) выпуск калийных удобрений при производстве магния; 6) и т.д. Цветная металлургия

189 1) химические комбинаты – это чаще всего комбинирование химического производства с нефтепереработкой; 2) полуфабрикаты, синтетические материалы, химические продукты, медицинские препараты; 3) комбинирование с ТЭЦ – производство энергии и различных химических продуктов. Химическая промышленность

190 1)объединение механических и химических процессов, а так же термической переработки древесины; 2) цикл: лесозаготовка, хранение, первичная переработка, лесопиление, деревообработка, технологическая щепа, древесноволокнистые плиты, целлюлоза и др. Деревообрабатывающая промышленность

экономии затрат на орудия и предметы труда; 2. экономии денежных затрат, связанных с организацией производства; 3. концентрации и специализации; 4. расширению сырьевой базы промышленности; 5. равномерному размещению предприятий; 6. комплексному развитию территорий; 7. экономии транспортных расходов на перевозку сырья и готовой продукции. Комбинирование, выгодно потому, что оно способствует: 6.3. Экономическая эффективность комбинирования

общие и удельные капитальные затраты; 2. производительность труда; 3. себестоимость продукции; 4. экономия сырья, материалов и энергии. Индикаторы эффективности комбинирования:

193 Товар 7.1. Качество, показатели Качество Свойства Характеристика Лекция Тема 7. Качество продукции как фактор развития промышленности

194 Логика категории качество Видимость Измеримость Контролируемость Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности

195 Система показателей оценки уровня качества Комплексные Обобщающие Единичные

196 Система управления качеством в РФ Законы и нормативные акты Госсистема надзора за соблюдением стандартов Государственная система стандартизации Заводские системы управления качеством Государственная статотчетность предприятий по качеству продукции Маркетинговые исследования как основа системы 7.2. Системы управления качеством

Организация контроля качества После внесения конструк- торских изменений Определение стабильности качества, соответствие стандартам, КД и т.д. Выявление неисправностей Виды испытаний качества в серийном и массовом производстве Типовые Периодические Приемо-сдаточные

198 Контроль соблюдения стандартов, ТУ и т.д. Входной и пооперационный контроль в процессе изготовления и приемки Пооперационныйконтроль качества продукции, закупаемой для гос. нужд Организационные элементы заводского контроля качества продукции Нормоконтроль ОТК Госприемка Самоконтроль Контроль самим исполнителем

199 Сертификат качества (на срок не менее 3-х лет) Характер сертификации Сертификация – это процесс оценки, подтверждающий соответствие продукции ГОСТ, ТУ, международным стандартам Сертификационные центры ОбязательныйДобровольный

200 Общество постоянно наращивает знания, это имеет свои «+» и «-» Прогресс знаний Рост проблем Рост сложности Тема 8. НТП, перспективы технического, экономического и социального развития промышленности 8.1. Прогресс знаний и рост сложности

201 Прогресс знаний Расщирение рыночного пространства Диверсификация производимых продуктов Рост сложности управления

Сущность и содержание НТП НТП – это непрерывный процесс количественного роста и качественного совершенствования элементов общественного производства на базе новейших достижений науки и техники

203 Цикл НТП Наука Техника Производство Сбыт

204 Формы проявления НТП в промышленности В производстве орудий труда В совершенствовании технологий В производстве материалов Новые виды энергий (в энергетике)

205 Эффект НТП Соизмерение указанных видов эффектов в стоимостной форме не возможно По содержанию: - информационный; - экономический; - ресурсный; - социальный По этапам процесса: -фактический; - ожидаемый По уровню отраженных экономических интересов: - народнохозяйственный; - хозрасчетный 8.3. Эффективность НТП

206 Категории новой техники и технологии Принципиально новая техника не имеющая аналогов (5-10 лет на разработку) Новая техника как результат модернизации и рационализации (0,5-2 года) Новая техника и технология, имеющая аналоги (3-4 года)

207 Источники: Экономика отрасли: учебное пособие. Под ред. А.С.Пелих. Ростов н/Д: Феникс, – 448 с. Сио К.К. Управленческая экономика: пер с англ. – М.: Инфра-М, 2000, с Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учебн.. пособие / пер. с англ. – М.: Юнити-Дана, гл. 9, 11, с