Программа подготовки группы высокого профессионального потенциала в Череповецком государственном университете Татьяна Шахова – начальник Центра развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Advertisements

Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Проект «Развитие научной и инновационной деятельности» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
1 Кафедра иностранных языков «Разработка методик использования инновационных технологий обучения, активных и интерактивных форм проведения занятий» Исполнитель.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Тренинговый Центр ИУО РАО Тренинговый центр Института управления образованием РАО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных.
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Повышение уровня подготовки специалистов для системы дошкольных образовательных учреждений.
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ.
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. Программа повышения квалификации « Мене д жмент в образовании » направлена на получение слушателями теоретических знаний и практических.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Квалификационные характеристики работников образования.
Сетевое взаимодействие «… Книга и письмо могут создать более тесную связь между людьми, разделенными огромным расстоянием, чем та, что порой существует.
Технология проектного обучения организация проектной деятельности обучающегося.
Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Транксрипт:

Программа подготовки группы высокого профессионального потенциала в Череповецком государственном университете Татьяна Шахова – начальник Центра развития профессиональных компетенций преподавателей ЧГУ Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г.

Актуальность Программы Внешние вызовы Демократизация знаний и доступность высшего образования Конкуренция вузов Развитие цифровых технологий Глобальная мобильность Интеграция с отраслями Изменение требований к обучению в вузе со стороны законодательства (ФГС) Цели создания группы высокого профессионального потенциала – закрепление в университете перспективных молодых преподавателей, их, профессиональный рост и академическое развитие Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. Внутренние вызовы Рост среднего возраста ППС в университете среднего возраста Новые требования потребителей (студентов) Проявления профессиональной некомпетентности преподавателей Сбои в системе развития преподавателей 2

Цели и этапы работы Цели Развитие у преподавателей компетенций, необходимых для успешной и эффективной научно-педагогической деятельности. Подготовка агентов изменений образовательного процесса в университете. Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. Этапы работы ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК ПРОЕКТИРОВАНИЕ 3

Подготовительный этап Отбор участников в Программу Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. 4 Целеполагание. Разработка регламентирующих документов Разработка модели компетенций преподавателя ЧГУ Формирование содержания и методического обеспечения Программы

5 Преподаватель – автор и разработчик содержания образовательной программы 1. Профессиональная подготовленность 2. Умение работать с информацией 3. Клиентоориентированность Преподаватель управляет процессом обучения 4. Направленность на прикладной характер знаний 5. Владение современными образовательными методиками 6. Владение информационно-коммуникационными технологиями в образовании Преподаватель – инноватор, отвечающий на вызовы динамично развивающейся среды 7. Направленность на развитие и совершенствование организации 8. Ориентация на собственное развитие и совершенствование 9. Инновационность и креативность Преподаватель выстраивает эффективные взаимоотношения с людьми 10. Межличностное понимание и уважение 11. Работа в команде 12. Развитие профессиональных контактов Модель компетенций преподавателя

Образовательный блок – виды деятельности 1. Учебные занятия 2. Саморазвитие 3. Открытые занятия участников Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. 6

Образовательный блок – содержание Наименование раздела Количество часов Аудиторная работа Самостоятельная работа Преподаватель вуза в XXI веке 4- Саморазвитие 1416 Современные образовательные техники и технологии 3622 Эффективные коммуникации 84 Клиентоориентированность в образовании 2 - Развитие профессиональных контактов 2- Проектная деятельность в вузе 1834 Итого:8476 7

Оценка компетенций участников 1. Метод «270º» (самооценка, оценка заведующим кафедрой и коллегами). 2. Компьютерное тестирование. 8

9 Оценка компетенций методом «270º» Шкала оценки 9 – данные качества стабильно проявляются в поведении в различных по степени сложности ситуациях. Для своей должности нет необходимости повышать уровень развития по данному направлению 7 – данные качества часто проявляются в поведении, но есть области для улучшения. В сложных ситуациях необходимое поведение не всегда наблюдается 5 – удовлетворительное проявление качеств в поведении. Необходимое поведение наблюдается только в стандартных ситуациях 3 – неудовлетворительное проявление качеств. Даже в обычной стандартной ситуации не всегда наблюдается необходимое поведение. Необходимы улучшения 1 – имеет место постоянный низкий уровень проявления данных качеств 0 – необходимое поведение не наблюдается ни в каких ситуациях Чётные цифры от 2 до 8 означают промежуточные оценки.

Компьютерное тестирование (пример) РИ – Умение работать с информацией КО – Клиенториентированность ИК – Инновационность и креативность МПУ – Межличностное понимание и уважение ХарактеристикиРИКОИКМПУ Рассудительный 2 Добросовестный 1 Аккуратный 3 Смелый 2 Гибкий 23 Изобретательный 4 Доверяющий людям 2 Уважительный 24 Заботливый 4 Деликатный 3 Миролюбивый 2 Этичный 3 Правдивый 2 Проницательный 22 10

Проектирование Разработка и защита концепции образовательного проекта образовательного проекта Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. 11 Реализация проектов Итоговые презентации участников о ходе и результатах реализации проектов

Образовательные проекты участников 1. Реализация индивидуального подхода в обучении физической культуре студентов специальной медицинской группы 2. Разработка и реализация курса обучения деловым коммуникациям на русском и английском языке 3. Внедрение дистанционных технологий в процесс обучения иностранных граждан русскому языку 4. Реализация практико-ориентированного подхода в обучении студентов по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки» через вовлечение работодателя («Сбербанк») 5. Английский коммуникативный клуб (English Communicative Club) 6. Внедрение интерактивных методов в процесс обучения студентов поведению в чрезвычайных ситуациях 7. Обновление образовательного ресурса по дисциплине «Практикум по решению профессиональных задач» для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» 8. Интерактивные образовательные техники в вузе: case-study, игровые методы, метод проектов (курс для развития профессиональных компетенций преподавателей университета) 12

ПРИЛОЖЕНИЯ 14

Возрастная структура ППС Череповецкого государственного университета Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. 15

Традиционная модель образования, в которой преподаватель обладал монополией на знание, а задача образования сводилась к трансляции этого знания, более не актуальна Отлично владеет базовыми ИТ компетенциями Не видит необходимости в записи лекционного материала Студент сейчас: Создавать новые знания Направлять студента на изучение необходимых знаний Обучать его с использованием уже привычных ему ИТ- технологий Студент в прошлом: Вынужден был посещать занятия преподавателя для записи материала, т.к. единственный источник знаний – лекции и книги Что нужно студенту? Способен сам находить требующуюся ему информацию. Нуждается в «путеводителе» по миру знаний Способен сам находить требующуюся ему информацию. Нуждается в «путеводителе» по миру знаний Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. 16

Проблемные характеристики процесса развития преподавателей в ЧГУ Мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности преподавателей фрагментарны, отсутствует непрерывность и преемственность (отдельный сотрудник, кафедра, институт, университет) в развитии. Образовательная деятельность кафедр редко опирается на научные исследования преподавателей этих кафедр. Деятельность учебно-методических структур университета носит, скорее, административный и организационный характер, а условия для методической поддержки и психолого-педагогического сопровождения преподавателей в ней зачастую присутствуют лишь формально. В существующем процессе развивающей деятельности не заложена оценка потребностей в развитии отдельного преподавателя с целью оказания ему соответствующей поддержки. Отсутствует систематическая практика обмена информацией с коллегами после КПК. Лучший образовательный опыт и педагогические практики не описываются и не аккумулируются. Не проводится мониторинг современных образовательных методов и технологий (как общепедагогических, так и относящихся к преподаванию отдельных дисциплин). 17

Критерии отбора в Программу -Возраст до 40 лет (включительно) на момент представления документов; -работа в должности НПР в университете не менее 3-х лет; -готовность кандидата к продолжению работы в ЧГУ в должности НПР на полной ставке; -высокий уровень качества преподавания; -участие в научно-исследовательской работе; -наличие ученой степени кандидата / доктора наук или рекомендации к защите кандидатской / докторской диссертации; -знание иностранных языков (желательно). Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. 18

19 Преподаватель – автор и разработчик содержания образовательной программы Компетенция Индикаторы поведения Профессиональная подготовленность Проводит учебные занятия, основываясь на знании современных достижений в предметной области и психолого-педагогической науке. Умение работать с информацией Использует различные источники информации: литература, интернет, СМИ и пр. Анализирует, систематизирует, структурирует материал в соответствии с целями и логикой учебной дисциплины, занятия. Клиентоориентированность Умело определяет образовательные потребности клиентов. Разрабатывает (корректирует) программу по дисциплине (модулю) и учебно-методические материалы с учетом потребностей и опыта слушателей. Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г.

20 Преподаватель управляет процессом обучения Компетенция Индикаторы поведения Направленность на прикладной характер знаний Излагает учебный материал, опираясь на опыт слушателей. Демонстрирует возможности и способы использования теории в практической деятельности и наоборот – учит слушателей анализировать, обобщать, систематизировать и структурировать их практический опыт с целью создания новых знаний. Участвует в образовательных программах для предприятий, организаций. Взаимодействует с предприятиями и организациями на предмет внедрения (взаимообновления) технологий. Владение современными образовательными методиками Удерживает внимание аудитории, используя эффективные приемы устной и письменной речи. Использует в учебном процессе формы и методы, активизирующие познавательную деятельность слушателей. Поощряет слушателей к активному участию в дискуссиях. Владение информационно- коммуникационными технологиями в образовании Использует для проведения занятий средства информационно-технической поддержки. Разрабатывает и использует online-курсы по своему направлению. Создает и активно использует интернет-ресурсы для коммуникаций со слушателями. Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г.

21 Преподаватель – инноватор, отвечающий на вызовы динамично развивающейся среды Компетенция Индикаторы поведения Направленность на развитие и совершенствование организации Выстраивает свою деятельность, ориентируясь на видение будущего и изменения во внутренней и внешней среде. Инициирует совершенствование образовательной, воспитательной, научно-исследовательской и другой деятельности в организации. Участвует в реализации проектов, направленных на развитие университета и его структурных подразделений. Ориентация на собственное развитие и совершенствование Определяет потребности и цели собственного развития. Умеет критически оценивать себя и вносить изменения в собственную деятельность и поведение. Умело выбирает способы удовлетворения потребностей в развитии (литература, интернет-ресурсы, стажировки на предприятиях и в организациях, опыт коллег и т.п.). Инновационность и креативность Предлагает нестандартные решения поставленных задач. Ищет новые направления и способы работы, не останавливаясь на достигнутом. Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г.

22 Преподаватель выстраивает эффективные взаимоотношения с людьми Компетенция Индикаторы поведения Межличностное понимание и уважение Прислушивается к мнению других людей, признает их значимые качества и достижения, терпим к их индивидуальным особенностям. Критикует и делает замечания конструктивно. Корректно высказывает свое мнение. Выстраивает долгосрочные партнерские отношения с окружающими. Работа в команде При работе на общую цель выполняет свои обязательства и умело сочетает собственные интересы с интересами других людей. Завоевывает авторитет и доверие у коллег, при необходимости может стать наставником и поделиться своим опытом. Учитывает потенциал каждого участника команды, способен принять помощь от других. Поддерживает открытый обмен информацией и идеями. Развитие профессиональных контактов Развивает профессиональное взаимодействие с коллегами с других кафедр, из других организаций и учреждений. Инициирует в реальном и виртуальном пространстве формирование объединений профессионалов вокруг актуальных тем и проблем. Публикуется в зарубежных журналах, выступает на международных конференциях с презентациями на иностранном языке. Участвует в грантовых конкурсах. Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г.