К ЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ Д НЮ МЕДИА - БЕЗОПАСНОСТИ Автор-составитель – Шляпникова Н.В., преподаватель специальных дисциплин ГБОУНПО ПЛ 56 г. Чехов МО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Безопасность в Интернете. Интернет представляет собой важный способличного и профессионального общения, но он может также использоваться со злым умыслом:
Advertisements

Подготовила: Шевелева Е.Е., преподаватель информатики.
ОбразованиеПутешествиеОбщениеТворчествоРазвлечениеПолучение услуг.
Учитель информатики МОУ СОШ с.Каринка Безопасность в Интернете.
Информационная безопасность. Функции сети Интернет коммуникативная развлечения деловая информационная.
Безопасность в Интернете Опасности Опасности Опасности Поведение в Интернете Поведение в Интернете Поведение в Интернете Поведение в Интернете Выводы Выводы.
1 сентября 2011 года Всемирный день медиабезопасности.
Б ЕЗОПАСНОСТЬ в сети Интернет. Б ЕЗОПАСНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В СЕТИ И НТЕРНЕТЕ Защитите свой компьютер Регулярно обновляйте операционную систему.
Учитель физики, химии и информатики МОУ СОШ с.Каринка Кирово-Чепецкого района Безопасность в Интернете.
Учитель физики, химии и информатики МОУ СОШ с.Каринка Кирово-Чепецкого района Безопасность в Интернете.
Рекомендации по использованию сети Интернет. Виртуальная реальность, как и любое пространство, обладает своими плюсами и минусами. Существование кибер-опасностей.
Тема: «Путешествие в страну «БезОпасный интернет» Классный час Учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 11»,
Единый урок безопасности в сети Интернет.. Проблемы информационной безопасности Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.
Урок безопасности в сети ИНТЕРНЕТ.. В наши дни интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С его помощью мы получаем информацию, общаемся, обмениваемся.
УРОКИ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ. Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть.
Учитель информатики и ИКТ Зайцева Л.И.. Авторское право защищает в сети Internet дизайн страницы и ее содержание, в том числе: ссылки; оригинальный текст;
Учебный проект по обществознанию «Безопасный интернет»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по дисциплине «ПРОГРАММНО-АППАРАТНАЯ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ» на тему «Фишинг как вид мошенничества» Выполнил студент группы 3881 Махонин А.Ю.
Дети в Интернете презентация для родителей. Интернет? Да! Первое место среди самых популярных современных инноваций занимает Интернет. Сегодня все больше.
Информационная безопасность детей в сети Интернет.
Транксрипт:

К ЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ Д НЮ МЕДИА - БЕЗОПАСНОСТИ Автор-составитель – Шляпникова Н.В., преподаватель специальных дисциплин ГБОУНПО ПЛ 56 г. Чехов МО г. Чехов, 2011 г.

Тема классного часа: «Опасности в сети. «Опасности в сети. Как защититься от мошенничества в Интернете»

Информационная безопасность В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию. В ходе проведения данного мероприятия обучающиеся должны не только получить необходимый минимум знаний об информационной безопасности, но и высказать свою точку зрения на указанную проблематику. В настоящее время все большее количество людей получает возможность работать в Интернет. Так как изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. Подключаясь к Интернет, Вы встречаетесь с целым рядом угроз, о которых даже можете и не подозревать. Какие угрозы встречаются наиболее часто?

Виды угроз Опасные программы. Вирусы, черви, трояны Вирусы и черви представляют собой опасные программы, которые могут распространяться через электронную почту или веб-страницы. Вирусы могут повредить файлы или программное обеспечение, хранящиеся на компьютере.

Спам в Интернете Массовая рассылка нежелательных сообщений электронной почты известна как спам. Он приводит к перегрузке систем электронной почты и может заблокировать почтовые ящики. В качестве средства для рассылки спама его отправители иногда используют червей электронной почты. Правила относительно электронной почты: 1. Никогда не открывайте подозрительные сообщения или вложения электронной почты, полученные от незнакомых людей. 2. Никогда не отвечайте на спам. 3. Применяйте фильтр спама поставщика услуг Интернета или программы работы с электронной почтой (при наличии подключения к Интернету). 4. Никогда не пересылайте «письма счастья». Вместо этого сразу удаляйте их.

Виды мошенничества К фишинговым письмам относятся поддельные уведомления от имени администраторов банковских и платежных систем, а также почтовых провайдеров и социальных сетей, онлайн-игр и т.д., имеющие целью спровоцировать вас пройти по фальшивой ссылке, чтобы ваши конфиденциальные данные (логин, пароль и т.д.) попали в руки мошенников. Традиционным считается банковский фишинг, нацеленный на ваш онлайн-счет в банке или учетную запись в электронной платежной системе. Узнав ваш логин и пароль, злоумышленники сразу получают доступ к вашему счету. Фишинг Фишинг

Как распознать фитинговое письмо Случай 1. Вы получили письмо от банка/платежной системы/почтового провайдера. Вы не пользуетесь данным банком/платежной системой/почтовым провайдером. Значит, письмо определенно мошенническое просто удалите его. Случай 2. Вы получили письмо от банка/платежной системы/почтового провайдера. У вас есть учетная запись в данной системе. Внимательно прочитайте текст сообщения: если вас под каким-нибудь предлогом просят ввести логин/пароль, пройдя по ссылке, то письмо мошенническое, банки, платежные и почтовые системы никогда не просят пользователей залогиниться, пройдя по ссылке в письме. В этих системах логин и пароль требуется вводить только для доступа в свой персональный кабинет. Случай 3. Если у вас все же остались сомнения зайдите на официальный сайт сами, проигнорировав ссылку в письме и введя адрес сайта в адресной строке браузера. Так вы гарантированно обезопасите себя от перехода на мошеннический сайт, а на официальном сайте сможете выяснить все, что вам нужно.

Фишинг: социальные сети Однако для мошенников лакомым куском является не только ваш онлайн-счет в банке или учетная запись в электронной платежной системе. Их интересует любая персональная информация, поэтому фишинг бывает нацеленным также на почтовые системы, социальные сети, онлайн-игры одним словом, на любую систему, где у пользователя есть логин и пароль. У вас есть учетная запись в «Одноклассниках», Twitter, на Facebook или в любой другой популярной нынче социальной сети? Тогда вы уже знаете, как выглядит официальное почтовое уведомление. Однако так же может выглядеть и поддельное уведомление, имеющее целью спровоцировать вас пройти по фальшивой ссылке, чтобы ваши персональные данные попали в руки злоумышленника или открылся доступ к вашей учетной записи в социальной сети. Схема абсолютно такая же, как и описанная выше схема банковского фишинга: вы получаете уведомление якобы от имени администраторов социальной сети о том, что вам кто-то оставил сообщение или хочет добавить вас в друзья, либо о том, что вам нужно обновить учетную запись. Вы проходите по ссылке, но вместо официального сайта оказываетесь на мошенническом, точно копирующем легальный сайт. Далее вы вводите свой логин и пароль, после чего они отправляются прямиком к мошенникам, а вас перенаправляют на официальный сайт. У вас есть учетная запись в «Одноклассниках», Twitter, на Facebook или в любой другой популярной нынче социальной сети? Тогда вы уже знаете, как выглядит официальное почтовое уведомление. Однако так же может выглядеть и поддельное уведомление, имеющее целью спровоцировать вас пройти по фальшивой ссылке, чтобы ваши персональные данные попали в руки злоумышленника или открылся доступ к вашей учетной записи в социальной сети. Схема абсолютно такая же, как и описанная выше схема банковского фишинга: вы получаете уведомление якобы от имени администраторов социальной сети о том, что вам кто-то оставил сообщение или хочет добавить вас в друзья, либо о том, что вам нужно обновить учетную запись. Вы проходите по ссылке, но вместо официального сайта оказываетесь на мошенническом, точно копирующем легальный сайт. Далее вы вводите свой логин и пароль, после чего они отправляются прямиком к мошенникам, а вас перенаправляют на официальный сайт.

Фишинг: онлайн-игры Даже в бесплатных онлайн-играх часто бывают определенные элементы, за которые создатели игры просят заплатить деньги: дополнительные доспехи, артефакты, оригинальный внешний вид персонажа, любые дополнительные бонусы. А деньги всегда привлекают мошенников. Задача мошенников здесь похитить вашего персонажа, со всеми его дополнительными атрибутами, за которые вы платили деньги, а также со всем его опытом и умениями, а потом все это продать. Для этого мошенники, как и в остальных случаях фишинга, пытаются заманить пользователя на поддельный сайт. Так же, как и в других видах фишинга, адрес поддельного сайта может быть очень похожим на адрес официального. Но есть один важный указатель на то, что это письмо прислали мошенники: в настоящих письмах от имени администраторов игровых систем никогда не предлагают пройти по ссылке в письме, чтобы ввести пароль!

Методы защиты как и при прочих видах фишинга: никогда не переходить по ссылкам; вводить свои персональные данные только на официальном сайте, на который вы зашли сами через браузер. На официальный сайт всегда можно зайти, минуя мошеннические ссылки.

Другие традиционные виды мошенничества Наиболее популярные виды мошенничества: 1. Поддельные уведомления о выигрыше в лотерею. В письме сообщается о том, что вы якобы выиграли в лотерею. Цель мошенников выманить у вас некоторое количество денег за «перевод» вашего денежного приза. 2.«Нигерийские» письма. Письма, в которых вас просят перевести деньги из далекой африканской (или любой другой) страны на ваш счет, и обещают за это проценты. В дальнейшем мошенники попросят номер вашего счета якобы для перевода денег. Однако вместо того чтобы перевести вам деньги, они снимут ваши средства со счета.

3. Финансовые пирамиды и легкий заработок. В этих схемах потенциальной жертве предлагается вложить немного денег, чтобы потом они обернулись большой прибылью. На самом же деле эта мошенническая схема работает по принципу «сколько вложишь, столько и потеряешь». 4.Интернет-попрошайничество. Письма якобы от благотворительных организаций или нуждающихся людей. На самом деле такие письма либо являются в чистом виде блефом, либо в них находятся ссылки на реальные организации и фонды, но указанные реквизиты для перевода денег принадлежат мошенникам. 5.SMS-мошенничество в спаме. Письма, в которых под разными предлогами вас просят послать SMS-сообщение на короткий номер. Сюда же относятся и письма, содержащие ссылки на сайты, на которых в качестве платы за якобы предоставляемую услугу также предлагается послать SMS- сообщение на короткий номер. Что бы в таких письмах ни обещали мошенники, дело кончится тем, что вы заплатите за несуществующую услугу сумму не менее десяти долларов. Наиболее популярные виды мошенничества:

Итак, стоит сразу удалять письма, содержащие любые предложения, связанные с деньгами, от неизвестных вам людей, в том числе: предложения заработать деньги (легкий заработок, помощь с переводом денег, вложения, которые принесут «несметные» богатства); предложения помочь кому-то деньгами (на лечение, бедной нигерийской красотке и т.д.); любые «выигрыши»; предложения бесплатных программ, фильмов и т.д.

Законы также применяются к Интернету Владелец веб-сайта всегда несет ответственность за его содержимое и законность самого сайта и места его публикации. Авторское право Авторским правом защищается способ реализации идеи, но не сама идея. Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено. Например, при использовании материала в собственной презентации необходимо указать источник. Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным. Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования. Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия.

Правила поведения в современной информационной среде 1. Пользоваться антивирусом: современный, регулярно обновляемый антивирус обеспечит надежной защитой от разнообразных интернет-угроз; Регулярно загружать обновления: обновления программ закрывают уязвимости, которыми могут воспользоваться злоумышленники. 2. Не оставлять своих персональных данных на открытых ресурсах: данные, оставленные в интернете, собирают роботы злоумышленников, которые в дальнейшем могут использовать их в своих целях (например, присылать на ваш почтовый ящик больше спама);

Правила поведения в современной информационной среде 3. Не загружать ничего со случайных сайтов: высока вероятность того, что вместе с загруженной программой/книгой/фильмом вы получите и вредоносную программу. 4. Не проходить по ссылкам в спамовых письмах: такие ссылки зачастую ведут на мошеннические, либо зараженные вредоносными программами сайты. 5. Не открывать приложения в письмах, если есть хоть какие-то сомнения в надежности адресанта. Высока вероятность того, что в приложении содержится вредоносная программа (даже если это документ Word).

Правила поведения в современной информационной среде 6. Не откликаться на заманчивые предложения, особенно если они связаны с получением быстрых денег: откликнувшись, вы или потеряете свои деньги, или, что гораздо хуже, окажетесь замешаны в преступные махинации. 7. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.) 8. Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.

Правила поведения в современной информационной среде 9. Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности! 10. Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.

Т ЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 1. Какая часть от общего объема компьютерных вирусов распространяется посредством электронной почты? –Свыше 90% –80% –75% –100% 2. Что такое «Zafi.D»? –Игра. –Обозреватель. –Вирус. –Марка зубной пасты. 3. Какие меры следует принять при получении большого количества спама? –Удалить весь спам и включить фильтр спама. –Ответить на каждое сообщение и попросить отправителей больше не присылать их. –Открыть сообщения и узнать, что в них содержится. –Больше никогда не пользоваться электронной почтой.

Т ЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 4. Что следует делать с важными файлами? –Хранить их на жестком диске компьютера. –Отправить их другу по электронной почте. –Распечатать их на бумаге, а затем удалить. –Сделать резервные копии этих файлов. 5. Какой способ обновления операционной системы является наиболее безопасным? –Установка обновлений с компакт-диска или загрузка с веб-сайта поставщика Интернет-услуг. –Установка обновлений через сообщения электронной почты. –Установка обновлений через группы новостей. –Загрузка обновлений из одноранговых сетей. 6. Можно ли проникнуть в незащищенный компьютер другого пользователя с другого компьютера? –Нет. –Только если пользователь откроет доступ. –Да. –Да, но при этом будет слышен стук.

Т ЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 7. Какие меры необходимо принять, чтобы нежелательные посетители не могли проникнуть в мой компьютер через Интернет? –Установить антивирусное программное обеспечение. –Закрывать обозреватель Интернета каждый раз после использования. –Позвонить в компьютерную службу помощи. –Установить брандмауэр. 8. При общении в чатах необходимо: –Использовать собственное имя, поскольку в Интернете запрещено выдавать себя за кого-то другого. –Выбрать уже использованный псевдоним. –Придумать себе псевдоним. –Выяснить, какие правила заведены в чате, и действовать согласно этим правилам. 9. Собеседник из чата предлагает встретиться. Как вы должны поступить? –Сразу же согласиться. –Согласиться, но взять с собой друга. –Поговорить об этом с родителями, и если решите идти, то обязательно взять с собой взрослого и встречаться только в общественных местах. –Спросить номер телефона своего друга по Интернету, чтобы устроить встречу в безопасном месте.

Т ЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 10. Какую информацию не следует разглашать в чатах и дискуссионных группах? –О своих хобби. –Домашний адрес. –Свой псевдоним. –О любимой музыкальной группе. 11. Какое из следующих утверждений верно? –Вся информация в Интернете достоверна. –Нельзя доверять никакой информации, найденной в Интернете. –Можно доверять информации на веб-сайтах известных организаций. –Не вся информация в Интернете достоверна. 12. При просмотре веб-сайтов и общении через Интернет: –Вы оставляете электронные следы («цифровые отпечатки»), по которым можно определить, какие страницы вы просматривали и какой IP-адрес компьютера вы использовали. –Вы оставляете электронные следы, которые можно удалить самому. –Никто не может проследить, какие веб-страницы вы просматривали. –Вы оставляете электронные следы, которые хранятся только на вашем компьютере.

Т ЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 13. Можно ли удалить собственную фотографию с веб-страницы после того, как она была передана или опубликована на ней? –После публикации фотографии в Интернете ее больше невозможно контролировать. Возможно, ее никогда не удастся удалить. –Фотографию можно легко удалить, попросив об этом веб-мастера. –Можно самому удалить фотографию с веб-сайта. –Можно обратиться в полицию. 14. Какие действия необходимо предпринять, если возникла проблема, и вы обратились за помощью в дискуссионный форум? –Следует попросить помощи в первом попавшемся форуме, так как пользователи Интернета любят помогать друг другу. –Сначала необходимо найти соответствующий форум (или форум с надлежащей темой) и попросить помощи там. –Сначала следует найти соответствующий форум и проверить, не задавал ли кто-нибудь там такой же вопрос, на который уже был получен ответ. Если такой вопрос отсутствует, его можно задать. –Вы не должны принимать участие в дискуссиях в Интернете.

Т ЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 15. Что необходимо сделать при публикации изображений на собственном веб- сайте? –На собственных веб-страницах можно свободно публиковать изображения, найденные на страницах других пользователей, потому что Интернет является бесплатным ресурсом. –На собственных веб-страницах можно свободно публиковать изображения, найденные на страницах других пользователей, только при условии, что вы укажете источник изображений. –На собственных веб-страницах можно свободно публиковать изображения, найденные на страницах других пользователей, только при условии, что вы будете оповещать об этом владельцев изображений. –Перед использованием изображений необходимо спросить разрешения владельцев изображений. –Перед использованием изображений необходимо спросить разрешения владельцев изображений. 16. Что необходимо сделать при размещении на собственном веб-сайте ссылки на веб-страницу другого пользователя? –Необходимо спросить его разрешения. –Вам решать, спрашивать разрешения или нет. –С вашей стороны будет добросовестно спросить разрешения. –Вы совершаете преступление.

Т ЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 17. Что в Интернете запрещено законом? –Копирование файлов для личного использования. –Поиск информации для домашнего задания. –Заимствование идеи для использования в домашнем задании. –Точное копирование информации для использования в домашнем задании. 18. Кто несет ответственность за материал, который публикуется в Интернете? –Никто. Любой пользователь может свободно публиковать в Интернете любую информацию. –Создатели веб-страниц. –Родители создателей веб-страниц. –Поставщик услуг, на чьем сервере хранятся веб-страницы.

Т ЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 19. Вы хотите разместить сделанную вами фотографию друга на своей домашней веб-странице или отправить ее в фотогалерею в Интернете. Как вы должны поступить? –Можно свободно разместить фотографию в Интернете или отправить ее в фотогалерею. –Перед размещением фотографии необходимо спросить разрешения друга. –Можно свободно разместить фотографию на своей домашней веб- странице, но ее нельзя отправлять на другие веб-сайты. –Фотографию нельзя ни размещать, ни отправлять, даже если ваш друг дал разрешение. 20. Выдавать себя за другого человека в Интернете: –Противозаконно. –Разрешено только в особых случаях. –Забавно – можно над кем-нибудь весело подшутить. –Увлекательно.

Спасибо за внимание! Материал из Пско Вики сайта педагогического сообщества Псковской области