Создание новой образовательной программы школы – основной инструмент перехода на ФГОС Рогозина Т.В., старший преподаватель кафедры управления и экономики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Advertisements

Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Семинар
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
ФГОС: основное общее образование Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 12 г. Бердска Пичурина Т.В.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Транксрипт:

Создание новой образовательной программы школы – основной инструмент перехода на ФГОС Рогозина Т.В., старший преподаватель кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО февраль 2012

Особенности обучения в начале XXI века и их отражение в современном образовательном процессе

Изменения в современном образовательном процессе Педагогический процесс – образовательный процесс «В теории и практике педагогики существуют и активно употребляются два понятия: «педагогический процесс» и «образовательный процесс. Оба понятия являют собой сущностное единство, но не выступают тождественными. Образовательный процесс» шире явления и понятия «педагогический процесс. Образовательный процесс с позиции научного предмета педагогики – это процесс развития человека в онтогенезе под непрерывным влиянием сопровождающих его всевозможных объективных факторов – как познанных, так и непознанных. А педагогический процесс – это тот же по своей сути процесс развития человека, но аналитически ограничиваемый признаком прямого или опосредованного присутствия в этом процессе и деятельности в нем специалиста-профессионала». Ежеленко В.Б. Новая педагогика. Теория и методика педагогического процесса: Учебное пособие. – СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

Изменения в современном образовательном процессе Формальное-неформальное-информальное образование Понятие формального образования, которое дети получают в специально организованных образовательных институтах, дополняется неформальным и информальным. И если прежде формальное образование связывали с образованием детей, а неформальное и информальное - с образованием взрослых, то сегодня можно утверждать, что «образование длинною в жизнь» или «образование шириною в жизнь» начинается и еще в детстве и не прекращается до конца жизни человека, видоизменяясь по целям, формам и содержанию. Это связано с тем, что «обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Поэтому все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования, или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде». Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., и др. Российское образование 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения. // Вопросы образования, «Возможность уравнять в правах формальное, неформальное и информальное образование делает общество безграничным образовательным арсеналом». Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: Монография / С.Г. Вершловский. – СПб.: СПб АППО, 2008.

Изменения в современном образовательном процессе Кто учится? Где учится ? В современной педагогике значимой становится собственная активность тех, кто учится. Учение «опирается прежде всего на субъектный опыт ученика, накопленный им не только под влиянием специально организованного обучения, но и в процессе индивидуальной жизнедеятельности, условия и источник которого у каждого свои, особые, неповторимые». Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / М.: Сентябрь, Во всем мире школа перестает быть основным источником знаний, а становится одним из них наряду с телевидением, интернетом, другими средствами массовой информации. Значимыми для образования ребенка становится семейное образование, опыт социального общения, дополнительное образование, образовательные путешествия, самообразование.

«Школа (в широком смысле) это не учреждение, где организуется трансляция «системы знаний» обучающимся (пусть и в сколь угодно передовых, в том числе компьютерных, технологиях). Школа это в первую очередь специально организованное пространство (платформа, если говорить языком ОРейли) для обмена частным знанием участников образовательного процесса. Безусловно, в этом обмене участвует и частное знание других людей (удаленных в пространстве или во времени), закрепленное в артефактах культуры, в том числе и в специальной учебной литературе. Но при этом учебник из «носителя объективного знания» превращается лишь в один из элементов образовательной среды». А.М. Голдин «Образование 2.0: модный термин или новое содержание? О миссии современной школы

Изменения в современном образовательном процессе В чем заключается миссия школы? Миссия Школы состоит в обеспечении высокого качества жизни детей, их родителей за счет: поддержания высокого уровня мотивации детей к учению в школе и продолжению этого учения в течение всей жизни, достижения для каждого учащегося максимально возможных для него образовательных результатов, отвечающих целям, ставящимся обществом перед образованием; сохранения и укрепления здоровья учащихся. Из Концепции образовательного комплекса «Школа Сколково» Руководитель консорциума разработчиков Алексей Львович Семенов ГОУ ВПО Московский институт открытого образования, ректор академик РАО, член-корреспондент РАН, доктор физ-мат н., профессор

Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?

Изменения в современном образовательном процессе Что является результатом образования? Переход системы образования Российской Федерации от «знаниевой» к «компетентностной» парадигме, изменяет подход к определению результатов на каждой ступени школьного образования и выделяет наряду с предметными результатами метапредметные и личностные. Расширение видов результатов образования отражает изменения в понимании сущности образования на современном этапе, которая связана не с накоплением знаний, а использованием их при решении познавательных, коммуникативных, социальных и других проблем. Данное понимание образования определяет его как «специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения социального опыта, элементом которого является социальный опыт учащихся». Лебедев О.Е. Качество – ключевое слово современной школы. - СПб: Филиал издательства «Просвещение», 2008.

Изменения в современном образовательном процессе «…меняем «их учат» на «они учатся», меняем набивку памяти невостребуемой информацией (да еще и в форме зубрежки) на развитие мышления, на повышение IQ; меняем «запомнил» (и забыл через день) на «знаю и умею», меняем «а мне все равно», на «хочу сказать, хочу поучаствовать, хочу не согласиться»; меняем «Я» на «Я и Ты», «Я и Мы», «Я и Они»; меняем «меня заставляют» на «мне лично нужно и интересно». Л. Л. Любимов «Эффективный инструмент создания Новой школы»

Изменения в современном образовательном процессе Образовательный процесс как процесс взаимодействия разных процессов Образовательный процесс в школе включает в себя: процессы обучения по отдельным предметам, циклам предметов, областям знаний, по классам, по параллелям, по ступеням школы, процессы обучения и воспитания различных категорий учащихся, соотношение процессов обучения и внеучебной воспитательной работы и другие. Управление школой. Ключевые слова. Словарь- справочник руководителя школы. Избранные статьи / Под редакцией А.М.Моисеева, А.А.Хасана - М; Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2002.

Изменения в современном образовательном процессе Структура современного образовательного процесса Если образовательный процесс в школе рассматривать как совокупность процессов освоения социального опыта, отличающихся объектами познания, то в структуре образовательного процесса можно выделить следующие компоненты: учебный процесс (изучение социального опыта, представленного в содержании учебных предметов); дополнительное образование (освоение различных видов социально значимой деятельности); социально-творческая (общественная) деятельность (объектом познания является собственная творческая деятельность учащихся); самообразование (объектом познания являются изучаемый социальный опыт и собственный опыт учащихся по самостоятельному решению познавательных проблем). Перечисленные виды деятельности становятся компонентами образовательного процесса, если они направлены на достижение общей цели. В условиях школы ориентация на общие цели возможна, если результаты самообразования, социально-творческой деятельности, дополнительного образования будут востребованы в учебном процессе. Таким образом, первая задача управления образовательным процессом заключается в обеспечении взаимосвязи всех компонентов данного процесса. Лебедев О.Е. Каким быть управлению образовательным процессов в «Нашей новой школе? // Народное образование,

Системные проблемы массовой школы и направления их решения

Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?

Системные проблемы образования Снижение качественных показателей учащихся по мере их обучения. Потеря мотивации. Собственная активность школьников в обучении поддерживается мало. Продолжает доминировать презентационная деятельность учителя (до 80% учебного времени), практически отсутствуют активные, проектные формы работы. Почти две трети учащихся (67%) отмечают отсутствие каких либо форм самоуправления в школе, где они учатся. Наиболее активно включенными в общественную жизнь школы оказываются «отличники» и учащиеся из высокообразованных семей. Наиболее отчужденными от общественной жизни школы оказываются учащиеся с низкой успеваемостью («двоечники») и подростки из слабых социальных страт («низкообеспеченные»).

Оценка значимости школьного образования учащимися (по материалам исследования «Выпускники Санкт-Петербургской школы»)

Опора в работе на личный опыт, воспроизводство традиционной практики, а не обновление; Скептическое отношение к научному знанию, между тем – наукообразие в описании педагогической (инновационной) деятельности; Неготовность к самостоятельному педагогическому исследованию; Нехватка времени для самообразования, повышения квалификации; Низкий уровень чтения, в т.ч. профессиональной литературы. Поле проблем учителей

Старение педагогических кадров; Немотивированность к работе молодых учителей; Профессиональное выгорание (усталость, агрессивность, конфликтность); Низкая мотивация на профессиональное развитие; Нередко плохое знание своего предмета, особенно нового; Слабое знание возрастной психологии и психологии преподавания; Разобщенность педагогов в повседневной профессиональной деятельности. Поле проблем учителей

Хорошо знающий предмет и владеющий методикой преподавания; Владеющий современными образовательными технологиями; Хорошо разбирающийся в психологии ребенка, способный понять поведение ребенка и оказать ему педагогическую и психологическую поддержку; Эффективно взаимодействующий с семьями учеников; Какой учитель и руководитель нужен новой школе?

Качество знаний учащегося 100 процентных пунктов 50 процентных пунктов 0 процентных пунктов Учащиеся, попавшие к хорошему* учителю Учащиеся, попавшие к плохому** учителю 90 п/п 53 п/п 37 п/п 8-летние 11-летние * Входящему в число лучших 20% учителей. ** Входящему в число худших 20% учителей. По результатам исследований, представленных в журнале «Вопросы образования» 2008, 3; 2010, 3

1. Идея школы взросления Ключевой недостаток традиционной школы, на преодоление которого работает Школа Взросления, – это отчуждение от образовательных задач. Причина этого – несоответствие институционального устройства традиционной школы задачам развития самостоятельности, отсутствие институционально закрепленных возможностей и требований к росту самостоятельности, ответственности и инициативы учащихся, гомогенность и монотонность образовательного процесса на протяжении одиннадцати лет обучения. Ступени обучения должны выразительно отличаться друг от друга своей архитектурно- пространственной организацией, формами работы и типом сотрудничества учащихся, содержанием обучения. Каждая из ступеней должна быть относительно закрыта и недоступна для учащихся предыдущих ступеней, становясь тем самым объектом образовательных притязаний. Переход из ступени в ступень – значимое и переживаемое событие, событие взросления. Традиционная школа в лучшем случае использует возрастные особенности учеников для успешного прохождения программы. А надо, чтобы школа использовала прохождение программ по предметам и другие элементы образовательного процесса для наиболее полного решения возрастных задач, задач становления зрелости и самостоятельности. Не возраст для школы, а школа для возраста (не ученик для школы, а школа для ученика, адаптивная школа). Идеи, лежащие в основе изменения образовательного процесса По результатам конкурса концепций «Школа Сколково»

2. Идея индивидуализации Индивидуализация – процесс становления человека как субъекта своей собственной жизни, способного осуществлять выбор субъектной позиции по отношению к своим жизненным задачам и обстоятельствам. Быть субъектом жизни – значит быть субъектом деятельности, субъектом развития, субъектом познания. Индивидуализация образования не рассматривается как изолированная работа с человеком в автономном режиме. Как раз напротив, индивидуализация предполагает взаимодействие с другими представителями сообщества, индивидуальными и групповыми субъектами деятельности. Таким образом, она тесно связана с процессом социализации человека. Процессы индивидуализации образования и социализации личности представляются нам как взаимо-ресурсные. Индивидуальный прогресс учащихся в самостоятельности, мышлении, социальной компетентности, увеличение степени свободы и расширение репертуара действий человека– главный критерий эффективности образовательного процесса. Идеи, лежащие в основе изменения образовательного процесса По результатам конкурса концепций «Школа Сколково»

«Классическими работами Дэниела Белла в научный обиход введено понятие постиндустриального общества как такого общества, где знания превалируют над капиталом, где доминирующим производственным ресурсом является информация, а наиболее ценными качествами работника уровень образования, обучаемость, креативность, способность к непрерывному самосовершенствованию и повышению квалификации в течение всей жизни. Между тем повсеместно распространенная сегодня классно-урочная образовательная система, берущая свое начало от двухлетней Шарош- Патакской начальной школы, созданной Яном Коменским в 1652 г., и по сути мало изменившаяся с тех пор, возникла в эпоху становления индустриального способа организации общества, где от работника требовалось в первую очередь умение точно выполнять определенные вышестоящим начальником рутинные, личностно не значимые операции, работать по заранее известной программе, составленной кем-то другим». А.М. Голдин «Образование 2.0: модный термин или новое содержание? Противоречие между особенностями информационного общества и системой образования

Изменение дидактической системы школы Что и как может измениться в предметно-классно-урочной системе? предметная составляющая; организация учебных коллективов; формы организации учебной и внеучебной деятельности; построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; построении образовательного процесса в течение учебного года и учебного дня.

Изменение дидактической системы школы Изменения в предметной составляющей, то есть изменения в структуре учебных программ, их содержании, подходе к выбору тем для учебной деятельности Основная идея этого блока изменений заключается в понимании образования как всего, что происходит с ребенком относительно его образовательных инициатив. В связи с этим предлагается иной подход к структуре учебных программ, а именно, модульные программы

Изменение дидактической системы школы Изменения в организации учебных коллективов Идея – организация мобильных коллективов при сохранении стабильных. Наряду с постоянными коллективами (например, классами, которые остаются для процесса социализации учащихся), предполагается обучение в группах, различных по числу человек в группе; различных по длительности совместной работы (временные учебные коллективы от одного урока до нескольких лет); разновозрастных группах, которые включают детей разного возраста, а также взрослых.

Изменение дидактической системы школы Изменения в формах организации учебной и внеучебной деятельности Идея – выбор форм деятельности должен позволять учащимся подросткового возраста решать свои учебные, коммуникативные и личностные проблемы, а это возможно при реализации учебных проектов, учебных исследованиях, экспериментов, ситуационно- ролевых игр с развивающим содержанием (т.е. виды организованной деятельности, имеющие непосредственный эффект и конкретные продукты, социально-значимые результаты).

Изменение дидактической системы школы Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся Основная идея – формирование у обучающихся опыта выбора через: выбор уровня изучения программы; тьюторское сопровождение проявления ребенком образовательной инициативы, картирование ресурсов, опробование и выбор ресурсов, сопровождение продуктной деятельности, экспертные сессии; построение в школе лестницы образовательных результатов, каждая «ступенька» которой включает «базовые» и/или «профильные» результаты, учебные и контрольные материалы и время, необходимое для учебной работы (в часах, разных видах учебной деятельности и неделях, во время которых она может идти).

Изменение дидактической системы школы Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся Основная идея – формирование у обучающихся опыта выбора через: выбор уровня изучения программы; тьюторское сопровождение проявления ребенком образовательной инициативы, картирование ресурсов, опробование и выбор ресурсов, сопровождение продуктной деятельности, экспертные сессии; построение в школе лестницы образовательных результатов, каждая «ступенька» которой включает «базовые» и/или «профильные» результаты, учебные и контрольные материалы и время, необходимое для учебной работы (в часах, разных видах учебной деятельности и неделях, во время которых она может идти).

Изменение дидактической системы школы Изменения в построении образовательного процесса в течение учебного года и учебного дня. сессионный (или модульный) режим: «5 недель учебы – 1 неделя каникул». Такой график помогает оптимально чередовать работу/учебу и отдых, концентрируясь на учебных задачах каждого цикла, завершаемого итоговой (зачетной) неделей. учебный день разделяется по видам и формам деятельности в рамках предметных областей. день открывается подготовительными занятиями (инд. и групп.), консультациями, «стартовый сбор», на котором происходит постановка задач на день, в течение дня обучающиеся занимаются учебной и внеучебной работой: на занятиях по индивидуальным (групповым) планам, в мастерских, школьным спортом, социально-полезной деятельностью, самоподготовкой и пр. отдельное занятие не обязательно заканчивается через 40 минут, а продолжается до получения значимого результата (продукта).. нелинейное динамическое (модульное) расписание.

Изменение дидактической системы школы Изменения в построении образовательного процесса в течение учебного дня.

Изменение дидактической системы школы Нелинейное (динамическое расписание) – вариант 1 день, 2 неделя (Адамский А.И) Занятия 7 класс 8 класс 9 класс Лаборатории и мастерские (по выбору) 9.30 – Погружение по географии Погружение по физике Погружение по истории – Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур) – Математический практикум Авторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся) – Уровневые группы по английскому и французскому языку Обеденный перерыв, отдых Дискуссионный клуб «Проблемное кино»- «Эусперимент-2» (Германия), работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые консультации) – Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции Изменения в построении образовательного процесса в течение учебного дня.

Учитель как активный субъект внедрения ФГОС в собственную практику должен уметь принимать на себя целый ряд новых педагогических «ролей», к которым относятся: сценарист и режиссёр образовательного пространства, развивающей среды класса, школы; эксперт-консультант по «вопросам детства», связанным со школьным образованием; исследователь-практик, ориентированный на инновационное поведение в профессии; руководитель творческой (проектной) группы, социальный менеджер в рамках школы и осуществляемого ею социального партнёрства. Лебедев О.Е.

Обновление содержания образования (ФГОС), развитие системы оценки качества образования; Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности; создание специальных образовательных центров и формирование творческой среды (олимпиады, дополнительное образование, портфолио); Укрепление здоровья школьников, устранение перегрузок, индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья. Опыт здорового образа жизни – питание, мед. обслуживание, оптимизация учебных программ; Современная школьная инфраструктура (опыт жизни в современной культурной среде – школа как центр образования, самоподготовки, занятий творчеством и спортом); Развитие учительского потенциала. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Основные идеи: Социальный запрос: умение обучаться в течение всей жизни. Новая система непрерывного образования: индивидуализация спроса и возможностей его удовлетворения («Общее образование для всех и для каждого»). Содержание образования: не только освоение прошлого; опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Нормативные основы создания основной образовательной программы школы

Нормативные основы для проектирования и реализации образовательной программы школы (Федеральный уровень) Закон РФ «Об образовании» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Федеральные государственные образовательные стандарты

Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) Единственным официальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

с. 14 п.5, ст. 32 п.6,7 Закон РФ «Об образовании» Ст. 14 (5) «Содержание образование в конкретном ОУ определяется основной образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. ООП разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП…» Ст.32 (6,7) К компетенции образовательного учреждения относятся:«Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов»; «Разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин…»

Примерная основная образовательная программа школы Цель примерной ООП – помочь педагогическим коллективам разработать свою основную образовательную программу основного общего образования.

Общие положения ФГОС (на примере основного общего образования) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям.

2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования. 3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. … 5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»). Общие положения ФГОС (на примере основного общего образования)

4. Стандарт направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; доступности получения качественного основного общего образования; преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; развития государственно-общественного управления в образовании; формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом; условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. Общие положения ФГОС (на примере основного общего образования)

работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего (среднего (полного) общего) образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса; руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях; разработчиков примерных основных образовательных программ среднего (полного) общего образования; сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования; авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для среднего (полного) общего образования; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников старшей школы; руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Стандарт должен быть положен в основу деятельности: (из теста стандарта основного общего образования)

Основные характеристики нового стандарта, их отражение в ООП Новый формат стандарта (рамочный документ, нормативный документ непрямого действия ); Стандарт как общественный договор; Новое содержание стандарта (совокупность требований); Системно-деятельностный подход (обеспечение соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям); Ориентация на результаты; Расширение функций и пользователей стандарта.

Государственные образовательные стандарты Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки Максимально допустимая нагрузка Требования к результатам освоения Требования к условиям реализации Требования к структуре основных образовательных программ. Закон 1992 г. Закон 2007 г.

Фундаментальное ядро Фундаментальное ядро содержания общего образования базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов определить: 1)систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе; 2)состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования. Для реализации этих функций в Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются: -основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры; -универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.

ФГОС и ООП Основная образовательная программа школы - практико-ориентированный документ, представляющий собой основной «инструмент» реализации ФГОС в новой российской школе. Все компоненты Программы должны быть согласованы с базовыми принципами ФГОС и обеспечивать достижение школой нового – актуального качества образования в условиях полноценного диалога всех участников образовательного процесса: семьи, государства, общества, бизнеса.

Итак, какой мы видим основную образовательную программу основного общего образования? (А. Адамский) ООП – должна способствовать становлению индивидуальных образовательных маршрутов подростков; ООП – должна определять набор культурных предметных способов действий/средств (т.е. основное содержание образования ступени); ООП - должна стать программой действий субъектов образовательного процесса через разные виды деятельности подростков, сделав акцент на учебно-исследовательскую и проектную деятельность; ООП - должна задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (5-6 и 7-9 классы); ООП – должна задавать «дизайн» информационно-образовательной среды ступени образования; ООП - должна задавать «очки» (инструменты, оценочные процедуры), с помощью которых можно видеть что происходит с детьми и педагогами.

ФГОС и ООП Проблема создания основной образовательной программы школы напрямую связана с процессом внедрения новых стандартов школьного образования. Принятые в качестве главного нормативного документа, обеспечивающего модернизацию школьного образования, ФГОС представляет собой, по сути дела, долгосрочную (10-12 лет) программу перехода российской школы к новой модели функционирования. В основе этой модели – институциональные (т.е. системные, закреплённые нормативно и на практике) изменения всех сторон деятельности школы. Эти изменения затрагивают: миссию школы и реализуемые в ней новые цели общего образования; содержание образования в плане не только его «объёма», структуры понятий, изучаемых предметов (предметных областей), знаний и уровней компетентности учащихся на всех ступенях общего образования; условия осуществления образовательной деятельности: от материально- технических и санитарно-гигиенических, с одной стороны, до учебно- методических, кадровых и тех, которые принято определять как «уклад» жизни школы.

Технологии разработки образовательной программы школы Составление документа Адрес – управленческая структура. Составитель –«грамотный завуч» или «человек со стороны». Источниковая база – внешние требования к документу. Способ определения основных положений программы – соответствие принятым нормам. Продолжительность работы по созданию программы – 1-2 недели. Переговорный процесс Адрес – участники образовательного процесса. Составитель – проблемная группа. Источниковая база – анализ достижений и нерешенных проблем. Способ определения основных положений программы – согласование позиций учителей и учащихся, учителей и администрации, школы и семьи. Продолжительность работы по созданию программы – 1 год.

Укажите, какие элементы образовательной программы с какими участниками образовательного процесса были разработаны по согласованию Учител я данной ступен и Другие учител я Учащи еся Родите ли Другие ОУ, партне ры школы пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального основного образования, программы отдельных учебных предметов, курсов, и курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся воспитания на ступени начального основного образования; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы. учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Практическая работа

Стандарт как совокупность требований К результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход К структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) предусмотрена интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» К условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)

Совокупность требований к структуре ООП зафиксировано соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса; определены разделы ООП (содержательно и количественно); предусмотрена интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Требования к структуре ООП (начальное общее образование) первый вариант Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы: ·пояснительную записку; ·планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; ·учебный план образовательного учреждения; ·программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; ·программы отдельных учебных предметов, курсов; ·программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; ·программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; ·программу коррекционной работы; ·систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к структуре ООП (начальное общее образование). Действующий вариант (необходимо внесение изменений в программу к ) Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы: Целевой – общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижений этих целей и результатов. пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержательный - общее содержание начального общего образования: образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу формирования универсальных учебных действий на ступени начального основного образования, программы отдельных учебных предметов, курсов, и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития и воспитания учащихся воспитания на ступени начального основного образования; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы. Организационный (общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов основной образовательной программы.: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Требования к структуре ООП (основное общее образование) Компоненты: Целевой - пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержательный - общее содержание основного общего образования: образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы ( разрабатывается при наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья). Организационный (общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.: учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Требования к структуре ООП (среднее (полное) общее образование) Компоненты: Целевой - пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; Содержательный - общее содержание среднего (полного) общего образования: программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития у обучающихся универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социальная деятельность и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; программу работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Организационный - общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.: учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Пояснительная записка: цели реализации программы ООО Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Пояснительная записка: задачи реализации программы Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта; обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Пояснительная записка: основной подход в реализации программы В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка: особенности учащихся основной школы Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 1115 лет, связанных: с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; с осуществлением на каждом возрастном уровне (1113 и 1315 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе; с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками; с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Пояснительная записка: особенности учащихся основной школы Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка переходом к кризису младшего подросткового возраста (1113 лет, 57 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых. Второй этап подросткового развития (1415 лет, 89 классы) характеризуется: бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний; стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»; обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста); изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Пояснительная записка также может включать: Кому и для чего нужна образовательная программа школа (администрации, учителям, учащимся, родителям…) Правовая основа разработки ОПШ Кто обсуждал, утверждал, вносил изменения? Кто рецензирует? Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы. Состав участников образовательного процесса Структура программы (если нет оглавления) Особенности школы (Педагогическая позиция, принципы, миссия, кредо; культурная среда, традиции, нормы, условия для успешной об­разовательной деятельности учащихся; динамика/стабильность образова­тельных результатов; признание школы в профессиональной среде). Особенности состава учащихся (Здоровье, социальный портрет, гендерный состав, стартовые возможности (уровень подготовленности к обучению в школе), культурный опыт, состав семей, в том числе, этно-конфессиональный, условия для домашней работы, отношение детей к образованию, школе, учителям; взаимо­отношения в детской среде, дополнительные возможности и трудности исходя из особенностей контингента).

Структура Содержательного раздела ООП основного общего образования программа развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы (разрабатывается при наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья).

Особенности программы развития УУД Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности. Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию. Программа реализует идею динамического перехода от начальной школы («учить ученика учиться») к основной школе («учить ученика учиться в общении»).

Особенности реализации программы УУД на разных предметах Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является жёстким, начальное освоение одних и тех же универсальных учебных действий и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Распределение типовых задач внутри предмета должно быть направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий. При этом особенно важно учитывать, что достижение цели развития УУД в основной школе не является уделом отдельных предметов, а становится обязательным для всех без исключения учебных курсов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Примерные программы по учебным предметам В разделе примерной основной образовательной программы основного общего образования приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на ступени основного общего образования (за исключением родного языка и родной литературы), которое должно быть в полном объёме отражено в соответствующих разделах рабочих программ учебных предметов, курсов. Полное изложение примерных программ учебных предметов, курсов, предусмотренных к изучению на ступени основного общего образования, в соответствии со структурой, установленной в Стандарте, приведено в пособиях «Примерные программы по учебным предметам» по каждому предмету, изучаемому на ступени основного общего образования.

Роль примерной программы по предмету Примерная программа по предмету является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема (детализации) содержания, а также определению путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного типа и разной специализации.

Примерные программы по учебным предметам включают следующие компоненты (по тексту примерных учебных программ): «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета «Русский (родной) язык» на нескольких уровнях личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса русского (родного) языка, его места в базисном учебном плане. «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки. «Примерное тематическое планирование», в котором дан примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). «Рекомендации по оснащению учебного процесса», которые содержат характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания русского (родного) языка в современной школе.

Общие положения программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цели и задачи реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются задачи в следующих областях: в области формирования личностной культуры: в области формирования социальной культуры: в области формирования семейной культуры: Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (национального воспитательного идеала) с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Основное содержание воспитания и социализации обучающихся Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание социальной ответственности и компетентности. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание). В рамках данного содержания в программе раскрыты виды деятельности и формы занятий с обучающимися (через организацию конкретной деятельности).

Требования к условиям реализации основной образовательной программы

Система условий реализации основной образовательной программы (основное общее образование) Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования Материально-технические условия реализации основной образовательной программы Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

76 Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа - нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников - определен список учебников и учебных пособий - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС - осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

Контроль реализации образовательной программы может осуществляться по трем основным направлениям: Анализ и оценка результатов образовательной деятельности учащихся; Анализ и оценка качества педагогической деятельности; Анализ и оценка качества управленческой деятельности.

Процедура анализа и оценки может включать: внутреннюю экспертизу (самооценка учащимися своих результатов, самооценка педагогического коллектива своей деятельности, внутришкольная аттестация учащихся); внешнюю экспертизу (выполнение районных и городских контрольных работ, участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах, прохождение аттестации педагогическими работниками, прохождение процедуры аккредитации ОУ, прохождение внешней экспертизы и др.).

Анализ и оценка результатов образовательной деятельности учащихся включает в себя анализ и оценку личностных, метапредметных и предметных результатов Оценка личностных результатов в начальной, основной и средней школе осуществляется через педагогическое наблюдение, социологические методики (опросы, анкетирования), а также через портфолио учащегося, которое оценивают как внутренние эксперты (одноклассники, учителя школы), так и внешние эксперты (родители, социальные партнеры школы). Оценка метапредметных результатов в начальной, основной и средней школе осуществляется на основе количественных и качественных показателей. Количественно отражается процент участия детей в различных видах деятельности, в которых осуществляется формирование метапредметных результатов. Качественно отражается уровень овладения метапредметными умениями в урочной и внеурочной деятельности, в том числе и в ходе реализации надпредметных программ. Важными способами оценки качества освоения метапредметных умений являются участие школьников в олимпиадном движении, а также проведение школьных и межшкольных конкурсов по решению ситуационных задач. Оценка предметных результатов в начальной, основной и средней школе осуществляется на основе безотметочного обучения в 1-х классах (используется словесная характеристика результатов деятельности школьника), начиная со 2-х классов, вводится оценивание по 5 балльной (или другой) системе, для оценивания предметных результатов используются срезовые и контрольные работы как внутришкольные, так и районные, городские. Результаты школьных контрольных работ оцениваются педагогами ОУ, результаты городских и районных контрольных работ – внешними экспертами (специалистами методической службы и пр.).

Анализ и оценка качества педагогической деятельности При оценке педагогической деятельности объектом является квалификация педагога. Оценка педагогической квалификации включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю оценки. Внутреннее оценивание осуществляется через самоанализ педагога, собеседования педагога с представителями администрации школы, через анкетирование учащихся и родителей, через участие педагога во внутришкольных мероприятиях (выступления на педагогических советах, методических объединениях и т.д.). Внешнее оценивание осуществляется внешними службами, уполномоченными вести оценочную деятельность, в рамках следующих регламентируемых процедур и мероприятий: аттестация работников образования, аккредитация образовательных учреждений, мониторинговые исследования качества образования, районные рейтинги, конкурсы педагогических достижений, научные конференции и т.д.

Анализ и оценка качества управленческой деятельности Анализ и оценку качества управления реализацией Программы осуществляет Педагогический совет ОУ, Попечительский совет, органы управления системы образования, представители администрации района и местного самоуправления.

Презентация результатов реализации образовательной программы школы Кто готовит, проводит экспертизу и представляет публичный доклад? Формой презентации результатов деятельности является публичный доклад директора школы, адресованный всем участникам педагогического процесса. Доклад публикуется на сайте, школьных СМИ, представляется на родительской конференции. В Докладе содержится информация о результатах деятельности школы, об изменениях в школьной жизни, о достижениях и проблемах. Доклад по вопросам начальной школы публикуется в мае, по вопросам средней и основной – в сентябре.

это школа, способная подготовить своих учеников к решению проблемы самоопределения и самореализации личности на основе эффективного управления собственными ресурсами; это школа взросления, которое выражается в способности принимать решения в ситуации выбора и нести ответственность не только за себя, но и за других людей; это школа, обеспечивающая возможность выбора путей продолжения образования, исходя из познавательных интересов и жизненных пла­нов учащихся; это школа, где созданы необходимые условия для эффективной образовательной деятельности учащихся, где ценят их время, гарантированы права обучающихся и замечают их индивидуальные достижения, где учатся с удовольствием; это школа современных образовательных технологий, обеспечивающих возможность индивидуализации образовательной деятельности, снижения её трудоёмкости и повышения эффективности; это школа, где учителям нравится работать, где ценят их творчество и создают необходимые условия для него; это школа, где к родителям относятся как к педагогическим партнёрам и готовы к взаимодействию с ними. «Портрет» школы

Подведем итоги

Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа школы - точка опоры для широких перемен в образовании

Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа школы дает возможность школе научиться превращать вызовы и запросы в цели и задачи

Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа школы – это программа образовательного процесса, в который включены разные процессы

Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа дает возможность школе выработать свой внутренний профессиональный стандарт

Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа школы как возможность согласовать деятельность педагогов школы

Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа школы как основа для повышения квалификации педагогического коллектива

Образовательная программа школы: новые возможности Образовательная программа школы как рабочий документ для каждого дня

Самообразование по вопросам освоения идей и содержания ФГОС, разработки основной образовательной программы школы 1. Знакомство с текстом Стандарта, текстами Примерных образовательных программ, методическими рекомендациями. 2. Знакомство с документами в рамках Стандарта. 3. Просмотр видеолекций разработчиков Стандарта: 4. Новый ресурс для поддержки введения ФГОС в Ленинградской области : Ответы на вопросы о ФГОС

Спасибо за внимание!