Повесть « Старик и море ».. Повесть « Старик и море » - о смысле жизни. Литературоведы называют это произведение философской притчей. Почему ?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А ведь эти темы необычайно важны в жизни каждого человека. Гениальность писателя состоит в том, что он показывает эти темы, как две стороны одной медали,
Advertisements

Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется: хорошее.
«Старик и море» Эрнест Хемингуэй. Осенью 1952 года в журнале «Лайф» была опубликована повесть Эрнеста ХЕМИНГУЭЯ «Старик и море». Сюжет повести незамысловат,
Идейная направленность. Проблематика произведения.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
В особо тяжелые минуты, когда всё валится из рук и любая фраза о том, как прекрасен белый свет, кажется насмешкой - всегда надо помнить, что:
Вячеслав БУТУСОВ: » Мои песни стали приобретать для меня религиозный смысл... Интервью в рамках Интернет-проекта Русской Православной Церкви – «Обретенное.
Эрнест Хемингуэй Старик и море Презентацию подготовил Плашкин Илья.
Урок бабочки Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается.
Урок бабочки …Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается.
Авторский стиль. Художественные особенности. Место произведения в мировой литературе.
Эрнест Хемингуэй Старик и море. Старик и море (1952)- одна из последних книг Э. Хемингуэя. Старик и море (1952)- одна из последних книг Э. Хемингуэя.
История вокруг нас. Что такое история? (греч.Historia) - рассказ о прошлых событиях происшествие, повесть о событиях, о быте и жизни народов процесс развития.
Урок 9 Православное учение о человеке. В православии очень тесно связаны размышления о человеке и размышления о Боге. Человек верит в Бога. А во что верит.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Урок - презентация в 11 классе. Презентацию подготовила : учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна.
Старик и море Эрнест Хемингуэй.
Тема 1. История создания повести 2. Смысл названия 3. Жанровое своеобразие 4. Тематика.
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Презентацию составил Ученик 4 «Д» класса Фёдоров Максим Руководитель Першина Ольга Владимировна 2018 год Я расскажу вам о книге…
Транксрипт:

Повесть « Старик и море ».

Повесть « Старик и море » - о смысле жизни. Литературоведы называют это произведение философской притчей. Почему ?

Притча - иносказательный рассказ с нравоучительным выводом. Идеал, мудрость всегда содержатся в притче.

Что такое смысл жизни ?

Это то, ради чего человек живет, во что он верит, к чему стремится. Хочется вспомнить слова А. П. Чехова. Именно этим писателем Хемингуэй восхищался и старательно учился у него краткости и содержательности, мастерству подтекста. У Чехова есть рассказ « На пути », один из героев которого говорит : « Если русский человек не верит в Бога, то это значит, что он верит во что - нибудь другое ».

В драме « Три сестры » одна из сестер - Маша размышляет : « Мне кажется, что человек должен быть верующим или искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста ».

Вера человеку необходима. Но во что ему верить ? Ответ - решение Хемингуэя содержится в повести « Старик и море ».

В произведении есть все, чего не хватает современному миру, а особенно молодежи. Не случайно ведь в телеинтервью после вручения Нобелевской премии Хемингуэй назвал свое произведение « посланием молодому поколению ».

Для достижения поставленной цели, а именно : доказать многомерность и многогранность произведения, необходимо решить в работе ряд задач, направленных на выявление идейного и художественного своеобразия произведения : 1) понять, почему повесть называется притчей ? 2) какие значимые образы - символы есть в повести и как их можно истолковать ? 3) почему Хемингуэй редко пользуется собственными именами героев : Сантьяго, Манолин ? 4) подумать над тем, какие важные « вечные » вопросы поднимаются в повести и как их решает для себя главный герой ; 5) рассмотреть произведение с точки зрения религиозной и христианской, определить его религиозные мотивы и их значение для раскрытия идейного содержания произведения ; 6) сосредоточить свое внимание на описании моря и его обитателей ; 7) проанализировать взаимоотношения старика с природой ; 8) поразмышлять над проблемой, возможна ли полная гармония человека с природой ; 9) установить, какая связь между стариком и мальчиком, чему хочет научиться мальчик у старика и чему он уже у него научился.

Великий американский писатель. Вырос в семье врача. Литературное дарование проявилось ещё в школьные годы. Во время Первой Мировой войны служил шофером скорой помощи. Был ранен на австро - итальянском фронте. После войны целиком посвятил себя литературе. Много путешествовал, увлекался горными лыжами, охотой, рыбалкой. Военная тема была одной из любимых в творчестве Хемингуэя. С началом Второй Мировой войны он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон. Писатель всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.

После окончания войны Хемингуэй уехал на Кубу и возобновил свою творческую деятельность. Он продолжал путешествовать и в 1953 году в Африке попал в авиакатастрофу. Стал лауреатом Пулитцеровской и Нобелевской премий по литературе. Был четырежды женат. После прихода к власти на Кубе Фиделя Кастро вернулся в США, в Айдахо. Последние годы жизни страдал тяжелыми депрессиями. 2 июля 1961 г. покончил с собой.

В г. г. американский писатель Эрнест Хемингуэй написал небольшое произведение - повесть - притчу « Старик и море », посвященную жизни кубинского рыбака. В 1952 году она была опубликована в журнале « Лайф » и тогда же вышла отдельной книгой. Известный американский прозаик Уильям Фолкнер назвал её лучшим творением писателя.

Но …

… Прошли столетия. Цивилизация на Земле достигла пика своего развития. Опыт человечества, заключенный в научных трудах, трактатах, художественных произведениях, мемуарах, письмах, сконцентрирован в компьютерных программах и дайджестах, библиотеки превратились в книжные заповедники.

Читая дайджесты, общаясь с машинами больше, чем с себе подобными, человек перестает думать, он лишь потребляет информацию и выбрасывает её тут же, как только она становится ему ненужной - зачем загружать и напрягать мозг ?

Переставая думать, перелагая эту функцию на машины, человек оказывается у последней черты. Исчезают животные и птицы, пересыхают реки, труднее становится дышать, потому что Земля из живого организма превращается, скорее, в прибор для получения материальных благ или в объект для нескончаемых экспериментов.

Человек больше занят потреблением и развлечением. Еще немного и … мир на пороге гибели. Как спасти его ? Может быть, надо вернуться к тем самым первоисточникам, в которых заключена жизненная мудрость, может, там найдется рецепт спасения ? Может, надо обратиться к книге, например, к повести « Старик и море ».

Уже 85 дней рыбак старый рыбак безрезультатно пытается поймать большую рыбу. Удача отвернулась от него, тем более что рыбачить приходится одному, без мальчика, который раньше помогал ему. Но старик не сдается и продолжает свое дело. Упорство вознаграждено : гигантский марлин взял его приманку. Три дня продолжается поединок старика с долгожданной большой рыбой. Он одерживает победу : рыба загарпунена и убита. Теперь предстоит доставить её домой. Во время обратного пути на лодку с привязанным к ней марлином нападают акулы.

Старик мужественно сражается с ними, но что он может сделать со стаей стервятников ?! Акулы оставляют от прекрасной рыбы лишь огромный скелет. Старик, обессиленный борьбой, но не сломленный, возвращается домой. Мальчик утешает его и говорит, что они снова будут рыбачить вместе.

Автор не ставил перед собой задачи создать притчу или параболу.

Парабола - иносказательный образ, тяготеющий к символу. Символ не просто допускает бесчисленное множество толкований, он провоцирует на поиск всё новых значений, скрытых за одним вроде бы конкретным образом.

Безусловно, сегодня наивно - философских разговоров не избежать. Поэтому вопросный ряд выстраивался таким образом, чтобы от самых приземленных и гипотетических положений мы пришли к стройной концепции более высшего порядка.

1. Старик - это символ старости, мудрости, жизненного опыта и в то же время приближающейся смерти. 2. Мальчик – образ юности, начала жизни. 3. Рыба неразделима с морем, а море ( вода ) всегда было источником жизни и впоследствии стало ассоциироваться с морем ( рекой ) жизни.

Греческое слово рыба символизировало Христа. В Евангелии от Луки рассказывается : « Увидел Он две лодки, стоявшие на озере, а рыболовы, вышедшие из них, вымывали сети. Вошед в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть от берега, и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону : отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал ему в ответ : Наставник ! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали. Но по слову Твоему закину сеть. Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них порвалась » ( Лк 5:2-7).

Поймать рыбу – в христианстве значить обратить в веру, принять крещение, а с крещением приходит и воскресенье, и бессмертие души.

4. Старику каждую ночь снятся львы. Лев в христианстве тоже один из символов воскресения, восстановления жизненных сил. 5. Жизнь старого рыбака - ежедневная драма гармонии и разрушения, оба эти начала в одном человеке.

В чем смысл жизни ? Герой Хемингуэя чётко определяет свою миссию на земле. « Ты родился затем, чтобы рыбаком стать », - убеждает он себя. Хотя иногда и его, как любого человека, одолевают сомнения : « Может, зря я стал рыбаком … Но ведь на то я родился ». Он должен ловить больших рыб и кормить ими людей.

И хотя он и жалеет этих рыб, все же думает и о своей добыче : « Сколько людей можно ею накормить !» Но тут же в душу его снова закрадывается сомнение : « Вот только заслужили ли они право есть её ?» « Никогда прежде не видел он такой рыбы, не слышал даже, что такие бывают. Но все же мне придется её убить. Хорошо ещё, что нам нет нужды звёзды убивать ».

6. Только старик для мальчика – учитель, наставник, старший товарищ ; мальчик для старика – помощник и собеседник, ученик, которому он хочет передать свой богатый опыт, мудрость жизни, которая заключается в том, чтобы принять мир в его данности, научиться жить в нем так, чтобы не причинять лишней боли окружающим. 7. Спасти мир и остаться достойным звания человека можно любовью к этому миру, мудрым отношением к нему, основанном на доброте и разуме.

Писательскую задачу Э. Хемингуэй видит не в том, чтобы навязать свой взгляд на жизнь, а в том, чтобы как можно чаще заставлять читателя думать.

В самые тяжелые, напряженные моменты старик вспоминает о Боге. Почему старик, не веруя, молится ? Каждая душа имеет потребность в Боге, каждая тянется к Нему, особенно когда тяжело. Даже неверующая душа. Когда - то средневековый мыслитель сказал, что каждая душа по природе христианка.

Измученный старик возвращается. Он мечтал : « Сколько людей накормлю !» - но привозит всего лишь остов рыбы …

Так кто же старик ? Победитель или побежденный ?

Читаем самые последние строки повести – сны о львах : « Снятся львы. Старик, как и в юности, вновь молод и непобедим ».

Вот она, разгадка жизни для Хемингуэя и гипотеза нашего исследования : « Жить и верить в свои силы, в человека. Это и есть нравственный вывод писателя. Ради него и была написана притча « Старик и море ».

За эту повесть в 1954 году Хемингуэю была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой : « За повествовательное мастерство, в очередной раз показанное в « Старике и море », а также за влияние на современную прозу ».

« Человека, верящего в себя, нельзя победить » - вот правда о жизни в повести.

По произведению « Старик и море » проведена мастерская в 7 в классе. Результатом работы стало сочинение на тему « Что о природе, об отношениях человека и природы хотел сказать Э. Хемингуэй ?» Примеры из письменных работ учащихся : 1. Повесть « Старик и море » не только вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься об отношении к жизни и природе. Человек может быть сильнее самой природы, но он должен понимать свою вечную связь и вину перед ней.

2. Старик жалеет рыбу, но ему придется убить её, чтобы выжить самому. 3. Возникает философский вопрос : « Как хорошо, что нам не приходится убивать звёзды … Ну а если человеку пришлось бы охотится за солнцем ? Нет, что ни говори, нам ещё повезло ». Э. Хемингуэй хотел сказать, что люди лишь часть природы, жалкая её составляющая, а вовсе не хозяева. 4. Пока мы руководствуемся совестью и разумом в отношениях с природой, она терпит наше существование и делится своими богатствами.

5. Старик Сантьяго - бедный рыбак, который всю жизнь трудится, борясь за выживание. « Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение …». 6. Старик мудрый, и он признает, что « много не « понимает », и ему « жаль рыбу », но он рад, что « не приходится убивать солнце, луну и звёзды ». У меня возникает вопрос : « К чему стремится человек ? Надо ли подчинять себе природу ?»

7. Человек – часть природы, и он должен относиться к ней как к другу. Старик считал другом не только рыбу, но и всё живое, даже ветер, море. « Ветер – он - то уже наверняка нам друг,- подумал он, а потом добавил - Впрочем, не всегда. И огромное море – оно тоже полно и наших друзей, и наших врагов ». 8. Писатель призывает нас к человечности и заставляет задуматься над тем, действительно ли мы бережем природу

9. Э. Хемингуэй пытается донести до читателей, что все существа на земле живые, и каждый из них чувствует боль ;… Что в любой момент жизни нужно оставаться человеком.« Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щёки были покрыты коричневыми пятнами … Все у него было старое, кроме глаз, они были цветом, похожим на море, веселые глаза человека, который не сдается ».

10. В повести Хемингуэй ярко изобразил вечную борьбу человека и природы. Человек и рыба испытывают по - настоящему дикие боль и страдания. « Худо тебе рыба ? Видит бог, мне самому не легче ». 11. Природа сильнее нас, она может немного уступить, но потом возьмет вдвое больше. И разве можно считать победителем Сантьяго ? Конечно, нет ! Он проиграл, но с достоинством сильного человека.

12. Старик хочет доказать себе, что он может достичь своей цели. И это у него получается. Неважно, что он привез только скелет рыбы, важно то, что он достиг своей цели и самоутвердился.

Спасибо за внимание !