Инновационная площадка МБОУ «СОШ 4» «Модель ИКТ – компетентности и профессионального развития учителя как инструмент расширения образовательного пространства школы» Фестиваль инновационной деятельности Благодарненского муниципального района Ставропольского края
Паспорт инновационной площадки Цель Разработать модель ИКТ - компетентности и профессионального развития учителя как составляющей расширения образовательной среды, влияющей на повышение качества образования Объект исследования модель ИКТ-компетентности и профессионального развития учителя Предмет исследования Образовательное пространство Задачи 1. Повысить качество образования выпускников основной общей школы. 2. Проследить уровень влияния ЦОР, интернет – уроков на развитие образовательных потребностей школьников. 3. Повысить уровень использования ИК технологий в урочной, внеурочной деятельности, самообразовательной работе педагогов, управлении 4. Повысить эффективность доступа к ресурсам мультимедиа – библиотеки, интернет - ресурсам. 5. Повысить ИКТ – компетентность педагогов. Гипотеза модель ИКТ – компетентности и профессионального развития учителя позволит расширить образовательную среду школы, создаст условия повышения качества образования Срок действия эксперимента г.г. Этапы эксперимента II этап –– Опытно-экспериментальный –
Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать Сеймур Пайперт
Новые требования к выпускнику школы Необходимы квалифицированные педагоги Необходимы учебные материалы и методики нового поколения Необходимо новое качество обучения Современные социально- экономические условия Современные информационные и коммуникационные технологии Уровень развития техники
Способы профессионального развития Самообразование; Сетевое взаимодействие; Семинары, конференции, мастер-классы; Конкурсы, фестивали; Курсы КПК; Участие в инновационной деятельности
SWOT-анализ за уч.г Внутренняя среда Сильные стороны: достаточное техническое оснащение учебных кабинетов (необходимо 3 АРМУ, замена 2 проекторов); повышение ИКТ-компетентности педагогов; 4 корпуса – 4 точки входа интернета; компьютерный класс с подключением к Интернету; наличие в школе медиатеки; свободный доступ в Интернет учащихся и педагогов согласно регламенту; из 40 компьютеров, используемых в образовательном процессе, 28 подключены к интернету; на всех ПК установлено лицензионное ПО, ОС – Windows; высокоскоростной Интернет в селе; мобильный школьный сайт Слабые стороны: не возможность создания единой локальной сети в школе; необходимость локальной сети в корпусе 2; низкая мотивация учителей к применению ИКТ на уроках и во внеурочное время; «старение» коллектива; отсутствие в штатном расписании единицы инженера по обслуживанию компьютерной техники
SWOT-анализ за уч.г Внешняя среда Возможности повышение качества образовательных услуг; повышение уровня мотивации учащихся к обучению; качественная подготовка к ЕГЭ; формирование ИКТ-компетентности педагогов; профессиональный рост учителей; сетевое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса; дистанционное обучение и участие в конкурсах, олимпиадах; повышение качества управления образовательным процессом; использование Интернет-ресурсов в воспитательном процессе Риски недостаточное финансирование; безопасность использования Интернета; психологический барьер педагогов со стажем более 30 лет
План мероприятий инновационной деятельности в учебном году Мероприятия Срок I. Достижение качественно нового уровня профессиональной компетентности учителя на основе овладения ИК технологиями Ознакомление с новым Регламентом работы в интернете.Сентябрь 2013 Применение интерактивных методов обучения. Апробации коллекций цифровых интерактивных географических карт, виртуальных лабораторий, цифровых учебников, ПО и ТС в рамках ФГОС НОО В течение периода Организация сетевого взаимодействия педагогов школы, учащихся, родителей через сайт ОУ, ЭЖ «Барс» и Аверс В течение периода Организована работа библиотеки и медиатеки (совместно), оборудован дополнительно виртуальный читальный зал (медиацентр), установлено единое ПО в рамках ОУ Сентябрь 2013 Облегчение документооборота: широкое использование электронной почтыВ течение периода Мастер-класс «Учитель в сети Интернет»Октябрь 2013 Подбор медиа материалов к новогоднему представлению Декабрь 2014 Мастер-класс «Использование Интернета и видеоуроков в реализации задач ФГОС» Январь 2014 Фестиваль «Мой первый видеоурок»Март 2014 Конкурс сайтов педагогов Апрель 2014
План мероприятий инновационной деятельности в учебном году II. Достижение качественно нового уровня становления личностного развития учащихся на основе использования информационно – коммуникационных технологий в воспитательной работе Пополнение электронной методической копилки классных часов, мероприятий и родительских собраний с использованием ИКТ В течение периода База данных Ведение картотеки электронных папок индивидуального сопровождения детей «группы риска» В течение периода База данных Пополнение электронной папки методических рекомендаций по проведению внеклассных мероприятий в рамках основных направлений программы воспитания В течение периода База данных Выпуск интернет-газеты детской общественной организации «Стремительная» «Поколение NEXT» В течение периода Сетевое сообщество Работа мониторинговой группы по опытно - экспериментальной работе (по отдельному плану) В течение периода Диагностика состояния работы
Анализ образовательных результатов, полученных в ходе разработки и апробации модели ИКТ – компетентности и профессионального развития учителя» Анализ личностных результатов развития учащихся, полученных в рамках овладения образовательными стандартами (с поддержкой ИКТ) определение уровня влияния ЦОР, интернет – уроков на развитие образовательных потребностей школьников, формирования у них: интерес к изучаемому предмету; уровень мотивации на самообучение, творческую, исследовательскую работу, необходимость самостоятельно пополнять необходимые знания через Интернет – ресурсы; уровень потребности к ведению цифрового «портфолио» учеников и учителей Анализ уровня занятости школьников во внеурочной деятельности с использованием ИК технологий: школьный сайт блог детской общественной организации «Стремительная» школьная мультимедиа-библиотека межпредметный мультимедийный интернет–класс школьное сетевое сообщество «Позитив» интернет – газета «ПоколениеNEXT» Анализ управления эффективного доступа к ресурсам мультимедиа – библиотеки: Анализ эффективного включения ЦОР, интернет–уроков в рабочие программы по базовым учебным предметам, структуру уроков Анализ эффективности организации деятельности учащихся на уроках в виртуальных средах виртуальные лаборатории интерактивные карты живая математика, живая физика, живая география онлайн ЦОР
Результаты анкетирования учителей на выявление уровня ИКТ-компетентности
Использование информационно- образовательной среды 1) «Открытие» нового ресурса. 2) Знакомство с новыми возможностями. 3) Определение роли нового ресурса в педагогической системе. 4) Выявление критериев эффективности своей деятельности. 5) Проектирование процесса встраивания ресурса. 6) Прогнозирование результатов своей деятельности. 7) Вхождение в режим самоанализа результатов деятельности. 8) Вхождение в режим самоконтроля деятельности. 9) Самоактуализация проблемы при появлении нового ресурса.
Мотивационно-волевая сфера педагогов 1) Внешнее противоречие через задаваемую извне цель (надо, но не могу, поэтому не хочу). 2) Внешнее противоречие через сознание задаваемой цели и ее значимости для других (надо, но не хочу, потому что не могу). 3) Внешнее противоречие через осознание значимости цели для себя с учетом: необходимости действий в связи с выполняемой ролью, с чувством долга; последствий в случае согласия или отказа; собственных интересов (надо, потому что хочу, но не могу). 4) Внутреннее противоречие через актуализацию потребностей: в самоуважении; в самосохранении (избегание наказания) (хочу, потому что надо, но не могу). 5) Внутреннее противоречие через учет возможностей, ситуаций; (хочу, и надо, но не могу). 6) Внутреннее противоречие через принятие решения (надо, и могу, и хочу). 7) Внутреннее противоречие через намерение (побуждение к действию) (могу, и хочу, и надо). 8) Внутреннее противоречие через реальное действие (хочу, и надо, и могу). 9) Внутреннее противоречие через осознание реальной цели (хочу, и могу, и надо).
Итоги и основные выводы по результатам работы инновационной площадки в учебном году 1. В основном поставленные задачи на учебный год выполнены. 2. В ходе работы выявлена взаимосвязь непрерывного и поэтапного развития компонентов ИКТ-компетентности педагогов с деятельностью, направленной на преобразование информационно-образовательной среды ОУ.. 3. В процессе решения поставленных задач продолжена разработка модели ИКТ- компетентности педагогов. 4. Отметить положительный опыт учителей Спиридоновой Н.Н., Михайленко Н.А., Петровой В.Н., Крутько В.И., Гаранжа В.В. по эффективному внедрению модели ИКТ-компетентности педагогов. 5. В ходе эксперимента охарактеризованы условия реализации модели развития ИКТ-компетентности педагогов ОУ как факторы её результативности. 6. Отметить активное участие всех членов группы в подготовке и проведении заседаний.
Рекомендации на 2014–2015 учебный год 1. продолжить работу по освоению и внедрению в образовательный процесс «Модели ИКТ – компетентности и профессионального развития учителя как инструмент расширения образовательного пространства школы»; 2. систематизировать опыт педагогов с целью создания банка идей и единого образовательного пространства на основе принципов ИКТ технологии; 3. продолжить работу по совершенствованию профессионализма учителей.
Педагог- профессионал Педагогический уровень (педагог- консультант) Предметно- ориентированный уровень (педагог- тьютер) Базовые компетентности