Формирование универсальных учебных действий у детей с ОВЗ через различные виды деятельности, согласно требованиям ФГОС Педагогический совет - семинар 30.10.2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) Утвержден Приказом Минтруда России от N 544н "Об утверждении профессионального стандарта.
Advertisements

ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «БРИГАНТИНА» Стажерская.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
И.В. Муштавинская, проректор по методической работе СПб АППО Профессиональный стандарт педагога.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Проект положения об организации внеурочной деятельности на базе МОУ «_________» в условиях введения ФГОС НОО.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Организация внеурочной деятельности в начальных классах в рамках ФГОС МКУ Иргейская СОШ.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения Яхутлева Н.Н. учитель начальных классов,
Универсальные учебные действия коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность, познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
1 «Партнерское взаимодействие общего и дополнительного образования детей в реализации требований стандартов нового поколения» Круглый стол.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Транксрипт:

Формирование универсальных учебных действий у детей с ОВЗ через различные виды деятельности, согласно требованиям ФГОС Педагогический совет - семинар г. ТОГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 15 I, II вида» г. Томск Методист Дузькряченко Л.Д.

Повестка: 1. Особенности инновационной деятельности в ОУ: - Правовое обеспечение; - Инновационные группы. 2. Организация внеурочной деятельности (ВУД) в ОУ, согласно требованиям ФГОС. Дузькряченко Л.Д. 2. Представление опыта работы по формированию УУД у обучающихся через экологическое воспитание. Копылова О.Н. 3. Требования профессиональной этики педагога. Фролова Н.С. Предположительное время работы: 2 часа

Правовое обеспечение сопровождения инновационной деятельности в ОУ: - Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - ФГОС (Проект СФГОС) - Профессиональный стандарт педагога Приказ от г. 544 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. - Программа развития ОУ «Я – Личность» на 2012 – 2017 г.г. - Положение о деятельности методических объединений; - Положение о Методическом совете; - Положение о ведении инновационной деятельности в ОУ; - Решение Методического совета об организации инновационных групп в ОУ. (должно быть «Положение о деятельности проблемно-творческих групп в ОУ»)

Профессиональный стандарт педагога II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт Обобщенные трудовые функции Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального, основного, среднего общего образования Трудовые функции Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (с учетом условий ОУ) Педагогическая деятельность по реализации программ: - дошкольного образования; - начального общего образования; - основного и среднего общего образования. Модуль «Предметное обучение. Математика» Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

Пример оформления Программы Департамент общего образования Томской области Томское областное государственное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная ш «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 15 I, II вида» Согласовано Утверждено Адаптированная программа начального общего образования Адаптированная программа основного общего образования Модуль «Предметное обучение. Математика» Программа внеурочной деятельности по формированию УУД у детей с ОВЗ через проектную деятельность Программа дополнительного образования по формированию УУД у воспитанников с ОВЗ через развитие творческих способностей, реализуемая во внеурочное время

3.1. Трудовая функция Общепедагогическая функция. Обучение Трудовые действия Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС Участие в разработке и реализации Программы развития ОУ в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению Формирование универсальных учебных действий. Формирование навыков, связанных с ИКТ Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые умения Владеть методами и формами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в т.ч. с особыми потребностями в образовании, с ОВЗ и с выдающимися способностями Организовывать разные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно- продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей ОУ

Общепедагогическая функция. Обучение Необходимые знания Преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Рабочая программа и методика обучения по данному предмету

Воспитательная деятельность Трудовые действия Реализация современных, в том числе интерактивных форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности Проектирование и реализация воспитательных программ Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления Необходимые умения Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную обстановку Находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися Необходимые знания Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Трудовая функция. Развивающая деятельность Трудовые действия Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе Освоение и применение психолого-педагогических технологий, необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые и дети-мигранты, дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребенка Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

Развивающая деятельность Необходимые умения Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ Понимать документацию специалистов (психологов, логопедов, дефектологов) Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Оценивать образовательные результаты 6 формируемые в преподаваемом предмете, предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик Необходимые знания Основы психодидактики и основные признаки отклонений в развитии детей Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Инновационная позиция – отношение субъекта к различным нововведениям во всех сферах человеческой жизни, особая точка зрения, способность рационально определить положительные и отрицательные стороны любого новшества, ощущать себя активным субъектом инновационных процессов. Источники зарождения инновационных процессов в практике ОУ: интуиция творческого руководителя, педагога; опыт, рожденный в данной школе; педагогический опыт, рожденный в других школах; директивы и нормативные документы;. мнение потребителя образовательных услуг; потребности педагогического коллектива работать по-новому; потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании; достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

Практическая готовность к инновационной деятельности - умение личности выполнять свои функции в инновационной, исследовательской, экспертной деятельности образовательного учреждения или педагогического сообщества; - позитивно осознаваемый опыт собственной профессиональной деятельности; - сформированные навыки педагогического труда; - опыт инновационного педагогического проектирования или внедрения инноваций; - опыт нахождения новых сфер применения «инновации», коммерционализации инноваций и новых знаний. Качественные критерии инновационных процессов: актуальность; новизна; образовательная значимость; общественная значимость; полезность; реализуемость.

Инновационные группы На основании Распоряжения ДОО ТО 515 от г. «Об организации экспериментальной работы по формированию системы интегрированного обучения» в ОУ организована инновационно-экспериментальная работа творческих групп по направлениям: 1. «Учусь учиться». Реализация Программы по формированию универсальных учебных действий у детей с нарушениями слуха на этапе дошкольного и начального образования. 2. «Современный педагог». Реализация программы методического сопровождения педагогов. Разработка и реализация программ и методических пособий согласно требованиям ФГОС. 3. «ИКТ». Разработка авторских медиапродуктов и использование мультимедийных учебников. 4. «Я – Личность». Реализация программы формирования личностных и коммуникативных УУД у воспитанников во внеурочное время. 5. Проектная деятельность. Разработка и реализация предметных проектов, реализуемых в урочное и внеурочное время.

Цель деятельности творческих групп Группа – объединение двух или более работников, которые при взаимодействии оказывают влияние на поведение (или деятельность) друг друга. Команда – более высокий уровень развития группы. Цели деятельности: повышение эффективности и качества образования; прогнозирование тенденции развития учреждения; повышение профессионального единства педагогов; формирование творческой атмосферы в коллективе. Творческая группа работает согласно утвержденному плану и в зависимости от «потребности» ОУ.

«Учусь учиться» Участники: МО учителей начальной школы отделения слабослышащих детей. Руководитель: председатель МО Мурина Т.П. Цель: разработка и реализация образовательной программы, согласно требованиям ФГОС. Результаты работы: - Разработаны критерии оценки формирования УУД у обучающихся; - Разработаны и реализованы предметные проекты; - Организация и проведение общешкольных и межшкольных мероприятий; - Разработаны и реализованы педагогические проекты; - Организация внеурочной деятельности; - Представление опыта работы через открытые уроки и мастер-классы в рамках областных семинаров, через выступления на Августовской конференции и КПК, через публикации в рамках Всероссийских конференций; - Пополнение «Методической копилки» ОУ, Портфолио обучающихся и педагогов; - Создание условий для успешного прохождения процедуры аттестации и результативного участия в конкурсах, на получение денежного вознаграждения.

«Современный педагог» Участники: педагоги ОУ Руководитель: методист Дузькряченко Л.Д. Цель: реализация программы методического сопровождения педагогов через создание условий для их профессионального роста, самообразования, творческого развития и самореализации. Результаты работы: - Разработка и реализация программы развития ОУ «Я – Личность!»; - Разработка и реализация образовательных Программ, в соответствии с требованиями ФГОС; - Разработка и реализация спортивно-оздоровительных программ; - Разработка и реализация программы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся; - Представление методических пособий и программ на Областных семинарах, Августовских конференциях, через публикации в рамках Всероссийских конференций; - Повышение самооценки, в т.ч. материального благополучия, педагогов через результативное участие в конкурсах профессионального мастерства; - Повышение престижа ОУ.

ИКТ Участники: Педагоги ОУ. Руководители: Сашина О.Ю., Шахмайкина И.О., учителя информатики Цель: разработка медиапособий к урокам и внеклассным занятиям. Результаты работы: - Пополнение методической копилки ОУ; - Повышение ИКТ-компетентности воспитанников через привлечение к разработке медиапрезентаций к урокам и внеклассным занятиям; - Повышение познавательного интереса у обучающихся через применение авторских медиапродуктов и мультимедийных учебников при проведении уроков и внеклассных мероприятий; - Обмен опытом работы через проведение открытых уроков, в т.ч. в рамках областных семинаров; - Результативное участие педагогов и воспитанников в конкурсах медиапрезентаций, медиауроков и проектов; - Пополнение Портфолио педагогов и воспитанников.

Классификация субъектов инноваций (Э. Роджерс) 1 группа – новаторы (2,5% коллектива) – всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами. 2 группа – ранние реализаторы (13,5%). Следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы. 3 группа – предварительное большинство (34%) – в роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после "ранних реализаторов" Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам. 4 группа – позднее большинство (34%). Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу. 5 группа – колеблющиеся (16%). Основной характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.

Организация инновационных (творческих) групп: 1. «Учусь учиться». Реализация Программы по формированию универсальных учебных действий у детей с нарушениями слуха на этапе дошкольного и начального образования. 2. «Современный педагог». Реализация программы методического сопровождения педагогов. Разработка и реализация программ и методических пособий согласно требованиям ФГОС. 3. «Я – Активный, здоровый, творческий!». Разработка и реализация программы внеурочной деятельности (организация внеурочной деятельности). 4. «Педагогические технологии». Разработка и реализация предметных проектов, метапредметных уроков, в т.ч. с использованием ИКТ, реализуемых в урочное и внеурочное время. 5. «Учимся играя». Реализация Программы по формированию универсальных учебных действий у детей с нарушениями слуха на уровне дошкольного образования.

Организация внеурочной деятельности «…От единства обязательной и необязательной программ зависит интеллектуальное воспитание подростков. Овладение необязательной программой - сама суть интеллектуального самоутверждения подростков» В.А. Сухомлинский

Внеурочная деятельность Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей. Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества. (ФГОС)

Внеурочная деятельность Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно- урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность Цель: содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Задачи: 1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования. 2. Снизить учебную нагрузку обучающихся. 3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе. 4. Улучшить условия для развития ребенка. 5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность Компетенция ОУ: Выбор форм организации внеурочной деятельности и чередование учебной и внеурочной деятельности определяются ОУ самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса Проектирование внеурочной деятельности: Программа внеурочной деятельности (модель организации внеурочной деятельности) План внеурочной деятельности Рабочие программы внеурочной деятельности Классификация образовательной деятельности: по месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность); по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность); по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

Внеурочная деятельность Направления Решаемые задачи Спортивно-оздоровительное Организация оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Общекультурное Развитие творческих возможностей учащегося, с учетом его возрастных и внутренних психологических наклонностей. Формирование эстетического вкуса. Общеинтеллектуальное Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности Социальное Развитие положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива Духовно-нравственное Приобщение к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи

Внеурочная деятельность Виды деятельности (Д.В. Григорьев и Степанов П.В.): игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Ресурсные модели организации внеурочной деятельности Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей (интеграция) расширяется выбор вариантов(избыточное количество часов внеурочной деятельности) Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов нескольких учреждений общего и дополнительного образования (сетевое взаимодействие) в большей степени расширяется выбор вариантов (еще более избыточное количество часов внеурочной деятельности)

Внеурочная деятельность Система оценки уровня достижения планируемых результатов по классам (годам обучения): 1. Поскольку все программы внеурочной деятельности являются прерогативой участников образовательного процесса, то их планируемые результаты нигде не прописаны, а намечаются составителями программ. При этом блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» остаются обязательными. 2. Оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся обеспечивает портфолио. 3. Предусматривается использование разнообразных методов и форм: стандартизированные письменные и устные работы комплексная контрольная работа проекты, практические работы творческие работы самоанализ и самооценка наблюдения беседа опрос

Структура Программы Пояснительная записка Цели и задачи Основные подходы и принципы организации ВУД Учебно-тематический план Содержание, методы и формы организации ВУД Планируемые результаты и средства контроля Способы представления и оценки результатов Условия реализации ВУД (в т.ч. учебно-методическое обеспечение) Мониторинг эффективности организации ВУД

Вопросы для обсуждения (Решение ПС): 1. Разработать Положение о деятельности инновационных творческих групп в ОУ. 2. Создать творческие группы педагогов, согласно направлениям работы в ОУ. 3. Одобрить опыт работы педагога Копыловой О.Н. 4. Разработать Положение о профессиональной этике педагога.

В заключение: «… совершенство – стрелка, указывающая направление. Направить необходимо, пусть и не в твоих силах достигнуть совершенства» Антуан де Сент – Экзюпери «Цитадель»