УУД АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Тарасова Т.А. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 9 с УИПОО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Advertisements

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 2012 г. г. 1.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Урок в соответствии с требованиями ФГОС. Современный результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
Формирование метапредметных умений и навыков на основе учебников по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Транксрипт:

УУД АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Тарасова Т.А. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 9 с УИПОО « Технология» г.Нижневартовск 2014 г.

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно- деятельностный подход в обучении школьников.

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД. Именно ученики являются главными действующими героями на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Вектор смещения акцентов ФГОС к деятельностной составляющей нашёл отражение во всех традиционных компонентах курса каждого предмета Ради чего учить? Чему учить? Как учить? уточнены цели обучения, усилен деятельностный аспект целеполагания обновлено содержание курса, усилена деятельностная составляющая расширены методические приёмы, обновлены средства обучения, позволяющие реализовать деятельностный подход Системно - деятельностный подход в обучении

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно– познавательную деятельность.

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины.

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно- познавательную деятельность.

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД Сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действия, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться.

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД В качестве основного результата образования выступает Формирование универсальных учебных действий

В основе формирования УУД лежит «умение учиться». Формирование УУД способствует индивидуализации обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов

Метапредметные результаты Личностные УУД

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД В процессе обучения литературе работаю над формированием у обучающихся личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Овладение УУД Овладение УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться

Регулятивные УУД На каждом уроке ставлю следующие деятельностные цели: -создание условий для усвоения темы; -создание ситуации успеха; - развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; -обучение индивидуальной рефлексии достижения цели; - развитие навыков самоконтроля; - развитие схематичного мышления.

Регулятивные УДД В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Регулятивные УДД Развитие обучающихся осуществляю на всех этапах урока. Вовлекаю детей в такие мыслительные операции как анализ, синтез, классификация. На уроках использую приём нестандартного входа в урок ( притча, пословица, цитата, необъявленная тема), создания проблемной ситуации и её исследования, вовлекаю учащихся в групповую постановку цели на уроке. На каждом уроке использую приёмы и технологии, развивающие у детей навык сотрудничества со сверстниками, смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Коммуникативные УДД В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий Уделяю внимание формированию умений координации различных позиций в сотрудничестве, умению аргументировать свою точку зрения. Вызывает затруднение осуществление взаимного контроля и навыки сотрудничества с партнерами, несформированность действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе. Ввожу алгоритмы использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности. Преодолеть определенные трудности помогают применяемые мной ролевые игры: «Ситуация», «Угадай героя», «Учитель и ученик» и т д. особенно это актуально для уроков литературы, где учащиеся приобретают навыки социализации.

Познавательные УДД В сфере развития познавательных универсальных учебных действий затруднения у учащихся вызывает работа с метафорами, понимание и употребление оборотов речи, построенных на скрытом уподоблении, постановка проблемы и аргументация ее актуальности, умения делать умозаключения, обобщение понятий. Прежде всего, я считаю, недостаточный уровень связан с низким уровнем читательской компетенции учащихся

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУДРегулятивные УУДПознавательные УУД владеть всеми видами речевой деятельности; извлекать информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; управлять своей деятельностью (постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной, планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов); контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности; выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.; строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.)

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» ЛИЧНОСТНЫЕ УДД умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы РЕГУЛЯТИВНЫЕ УДД умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УДД умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) КОММУКАТИВНЫЕ УДД совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов

Портрет ученика основной школы коммуникативность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследовательский интерес саморегуляция ответственность уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, помогают реализовывать деятельностный подход в обучении.

Технология проектного обучения Это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий

Познавательные УУД При формировании познавательных универсальных учебных действий: особое внимание уделяю формированию навыков проектной работы, умению ставить проблему, аргументировать её актуальность, организовывать исследование, осуществлять расширенный поиск информации с использованием Интернета.

Проектная и исследовательская деятельность формирует коммуникативные регулятивные познавательные личностные В течение первого полугодия выполнены следующие проекты и творческие исследовательские работы: По литературе: «Басни» (подготовлены сообщения-презентации о баснописцах Эзопе, Крылове, ; рисунки, создана презентация «Герои басен И.А.Крылова в живописи»); составлен электронный альбом «М.В.Ломоносов - великий россиянин», презентации «В.А.Жуковский», «Иллюстрации художников к сказке А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Иллюстрации к прологу поэмы «Руслан и Людмила», найдены обучающими в Интернете презентации к сказке А.Погорельского «Чёрная курица или Подземные жители», составлена презентация «Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова «Крестьянские дети». В учебной деятельности учащиеся используют различные приёмы поиска информации в Интернете, приобретают навыки составления презентаций

Проектная и исследовательская деятельность формирует коммуникативные регулятивные познавательные личностные На уроках обучающиеся приобретают опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; Учащиеся в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости.

СКАЗЫ П.БАЖОВА. Подготовила: Филончик Александра ученица 5 класса «В» предмет: Литература.

КАРТИНКА ПОЛЕХСКИХ МАСТЕРОВ ИЗ СКАЗА МЕДНОЙ ГОРЫ ХОЗЯЙКА П. П. БАЖОВА.

Сказы П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха Подготовил : Беспалов Сергей

П. Бажов. "Каменный цветок". Художники А. Ковалёв, Г. Буреев. «Он и начнёт наигрывать. И песни все незнакамые. Не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на весенние голоса перекликаются, а хорошо выходит. Шибко за те песенки стали женщины привечать Данилушку.»

П. Бажов. "Каменный цветок". Художники А. Ковалёв, Г. Буреев. «Вот и пошёл Данилушко. Земля тогда уже подмерзать стала, снежок припорашивал.»

Никита и три сестрички истерички.

Ломбардии, Погани, Ламборджини, Богати, Погани.

Работа в группах коммуникативные УДД При формировании коммуникативных универсальных учебных действий: работаю над формированием умения устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Особое внимание уделяю ученикам с низкой самооценкой.Ставлю перед ними решение задач,способствующих оказать содействие по развитию речевой деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности. Работа в группах. Ролевые игры на уроках. Игровые тренинги « Я ученик и учитель». Я представляю проект – презентацию.

Работа в группах коммуникативные УДД Работа в группах построена на следующих основных правилах: 1. Полное внимание к однокласснику; 2. Серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость, дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Работа в группах коммуникативные УДД Все дети принимают активное участие в обсуждении этих правил. При этом у учащихся формируются универсальные учебные действия в таких сферах: личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных, регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали).

«Знаю – хочу узнать – узнал – научился» Работа в группах коммуникативные УДД Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.

Учебное сотрудничество При формировании УУД широко использую эту технологию. Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь. Стоит ли говорить, что сами школьники это очень любят. Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). В результате формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества.

Технология коммуникативного взаимообучения Тесно связана с учебным сотрудничеством, где, каждый ученик может самостоятельно и коллективно усвоить новые знания, формировать умения и компетенции, что совпадает с концепцией УУД. Это формирует адекватную мотивацию школьника, развивает произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

Технология коммуникативного взаимообучения Организация учебного процесса по данной технологии позволяет: формировать у детей умения самостоятельной организации учебного труда, способности к исследовательской деятельности, развивать коммуникативные компетенции; способствовать развитию интересов и склонностей ученика, которые в перспективе станут основной для самоопределения в жизни.

Дискуссия как технология формирования УУД. На своих уроках я часто применяю этот вид деятельности. Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, предпочтение послушать, чем высказаться, не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания

Технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА Создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока Предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение.

Развитие основ читательской компетенции Учимся правильно работать с текстами, преобразовываем и интерпретируем содержащуюся в них информацию. Учимся систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах. В процессе системно-деятельностного подхода в обучении школьники учатся выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей, представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем ), заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Развитие основ читательской компетенции На уроках литературы продолжаю работу по формированию и развитию основ читательской компетенции. Перед обучающимися поставлена цель - владеть чтением как средством осуществления познавательных и коммуникативных задач. Учащиеся должны понимать основную мысль текста, искать конкретную информацию, комментировать текст, составлять план, уметь составлять краткий конспект.

Работа с текстом Составление плана Составление граф-схемы Тезирование Составление сводной таблицы Комментирование Чтение с остановками Чтение с пометами Составление кластера

Технология продуктивного чтения. Включает в себя 3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения 3. Технология продуктивного чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе). Фрагмент урока в 5 классе. Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) 1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а. 2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы. Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.) - Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

II этап. Работа с текстом во время чтения. 3. Технология продуктивного чтения. Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации Первичное чтение текста. Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов Выявление первичного восприятия ( например, с помощью беседы). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста- повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения. 3. Технология продуктивного чтения. Цель этапа :достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Ставлю концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Составление кластера на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер: Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му-му Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне 53

Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек

Алгоритм формирования читательских умений Существует словарь рифм Лермонтова.. Попробуйте создать словарик рифм из двух первых строф поэмы «Мцыри» Напишите юмористический рассказ, в основе которого будет «Жалобная книга» с современными записями.

Алгоритм формирования читательских умений Поразмышляйте над некоторыми стихотворениями Лермонтова, жанр которых не указан. Определите их жанр. Запишите в тетради все известные вам произведения А.С.Пушкина. Определите жанр каждого. Сравните свои записи с тем, что написали одноклассники, и на основе общих наблюдений сделайте вывод о жанре пушкинских произведений. Назовите эти жанры.

Алгоритм формирования читательских умений принцип вариативности принцип деятельности творчества сознательности использование тематического и жанрового подходов при построении структуры курса каждого класса три типа вопросов и заданий, выявляющих логику анализа художественного произведения: – помогает понять текст; – помогает оценить художественное своеобразие текста; – подводит итоги наблюдениям и определяет место произведения, а порой и автора в художественном и историческом пространстве – блок третьего типа реализует требования к метапредметным, личностным и межпредметным результатам ФГОС по каждой изучаемой теме.

Коммуникативные и регулятивные УУД Алгоритм формирования читательских умений

Сравните Прочитайте все басни о Вороне и Лисице и сравните их. Можно сравнить 2 из них – те, которые Вам больше понравились… Сравните элегии А.С.Пушкина («Безумных лет угасшее веселье…»)и М.Ю.Лермонтова («О! Если б дни мои текли…»). Что в них общего и что отличает эти стихотворения? Почувствовали вы разницу в мироощущении, отношении к жизни, невзгодам этих двух поэтов?

Технология творческого продуктивного чтения Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). В целом, технологию продуктивного чтения можно представить в такой таблице. Данная технология резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится – наблюдателем и наставником.

Алгоритм самооценки и рефлексии На этапе рефлексии учебной деятельности в процессе ответов на вопросы фиксируется новое содержание, проводится самооценка и рефлексия деятельности учащихся на уроке. Предлагаю следующие вопросы: Над какой темой работали? Какую задачу ставили? Удалось ли выполнить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? В чём испытывали трудности? Где можем применять полученные знания? Оцените работу свою и своего наперника по шкале достижений.

Алгоритм самооценки и рефлексии Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь?

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой на уроках литературы, работаю над развитием у пятиклассников потребности вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; основы ценностных суждений и оценок.

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД Приведенные упражнения помогают при формировании универсальных учебных действий на уроках литературы, а именно: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; соотнесение того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; составление плана и последовательности действий; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признакав; синтез: составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; коммуникативные действия: обеспечивают возможности сотрудничества

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД Итак, использование системно-деятельностного подхода позволяет осуществлять: формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия); формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах; формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.