«Отыщи всему начало и ты многое поймёшь» Кузьма Прутков
«Если бы я захотел читать, ещё не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей». М.В.Ломоносов.
Наблюдение явления Опытные факты Исторические факты основные закономерности принципы Предсказание явлений Объяснение явлений Новые зависимости Примеры применения.
Во время второй мировой войны наши лётчики перегоняли гидросамолёты. Экипаж одного гидроплана, пленённый красотой африканского озера, совершил посадку в незапланированном месте. Самолёт удачно приводнился, и тут лётчики заметили, что озеро кишит крокодилами. «Взлетаем!» - решили лётчики, но прямо по курсу – крокодил… А кто сказал, что рядом не всплывёт ещё один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков гидроплана задеть животное – и аварии не избежать. Подстрелить крокодила? Но тогда «сбегутся» его кровожадные сородичи, и будет ещё хуже…. Как быть? Задача-проблема для 1 группы.
В одной кавказской реке изловили несколько форелей. Половину отнесли и выпустили в трёх километрах ниже по течению, другую отнесли и выпустили на таком же расстоянии вверх по течению. Конечно, они тотчас захотели вернуться «домой». Как вы думаете, которые рыбы быстрее вернутся в родные места и почему? Задача-проблема для 2 группы.
Это произошло в прошлом веке в Германии. Из Америки привезли уток редкой породы. В дороге уток содержали в плохих условиях, и их оперение сильно загрязнилось. Новый владелец решил их вымыть и посадил в чан с водой. Через полчаса он пошел посмотреть, как чувствуют себя утки. Каково же было изумление, когда он обнаружил, что все утки … утонули. Что же случилось с утками? Задача-проблема для 3 группы.
Когда легендарный греческий царь Эдип разгадал знаменитую загадку чудовища по имени Сфинкс, чудовище тут же придумало новую: «Можно ли наполнить амфору 3 раза, ни разу её не опорожнив?» Что бы вы ответили чудовищу? Задача-проблема для 4 группы.
ФАКТ (модель) ГИПОТЕЗА Ложка бензина растекается по поверхности, но не бесконечно. Рыбы ориентируются также и по запаху, явление диффузии. Явления смачивания и несмачивания. Амфору не наполнить 3 раза фруктами, но можно воздухом, и если есть время, то и водой. Вещество состоит из частиц Частицы вещества хаотически движутся Частицы взаимодействуют друг с другом Внутреннее строение твёрдых тел, жидкостей и газов отличается.
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ ПРЕДСКАЗАНИЕ ЯВЛЕНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Результат работы 1 группы.
Частицы взаимодействуют друг с другом Сохранение формы твёрдого тела упругость деформация Явление смачивания Явление несмачивания Поверхностное натяжение Результат работы 2 группы.
Результат работы 3 группы.
Внутреннее строение твёрдых тел, жидкостей и газов отличается. Возможен переход из одного агрегатного состояния в другое Скорость протекания диффузии Взаимодействие частиц Сжимаемость Сохранение формы и объёма Результат работы 4 группы.