СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ : в каких институциональных формах достигаются индивидуальные образовательные результаты? Шесть конференций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М. А. Мкртчян Дидактическое обеспечение становления новой образовательной практики в России.
Advertisements

Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
LOG O ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Докладчик: координатор.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
LOGO Add your company slogan Использование учебников по истории и обществознанию в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО уч.г.
1 Новая дидактическая модель образования, складывающаяся в результате внедрения Стандарта нового поколения, основана на компетентностной образовательной.
Воспитание как педагогический процесс.
Учительский потенциал: сущность и контексты обсуждения Нина Федоровна Ильина, к.п.н., заведующая лабораторией педагогических исследований
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 11». Дьяченко Виталий Кузьмич Действительный член Международной педагогической академии, к.п.н., профессор ККИПК.
Аттестационная работа Управление развитием общеобразовательной школы (на примере МОУ «СОШ 27 «Эврика-Развитие» г. Мирного) Выполнили: Зятькова Е.Л., Попова.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мамолаевская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района.
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
Краткая справка о школе В школе 852 учащихся, 34 класса-комплекта. В школе 2 кадетских класса Учебный процесс обеспечивают 53 педагога. Школа является.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Транксрипт:

СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ : в каких институциональных формах достигаются индивидуальные образовательные результаты? Шесть конференций по дидактике: результаты, проблемы, перспективы Мкртчян Манук Ашотович Красноярск, 2015

План доклада 1. Предварительные замечания 2. Предназначение и особенность конференций 3. Замечания к докладчикам и по поводу докладов 4. Общеметодологические замечания 5. О дидактике, о природе дидактического знания и т. п. 6. Об основном понятии дидактики (о сущности обучения) 7. О понятиях Методика преподавания и образовательная технология 8. О дидактических принципах 9. О характере учебного процесса 10. Взаимоотношение дидактики и практики обучения 11. О смысле и значимости подхода В. К. Дьяченко 12. Проблема понятийного арсенала дидактики 13. Перспективы развития дидактики 14. Заключительные замечания 15. Дополнительные замечания и источники информации 1. Предварительные замечания 2. Предназначение и особенность конференций 3. Замечания к докладчикам и по поводу докладов 4. Общеметодологические замечания 5. О дидактике, о природе дидактического знания и т. п. 6. Об основном понятии дидактики (о сущности обучения) 7. О понятиях Методика преподавания и образовательная технология 8. О дидактических принципах 9. О характере учебного процесса 10. Взаимоотношение дидактики и практики обучения 11. О смысле и значимости подхода В. К. Дьяченко 12. Проблема понятийного арсенала дидактики 13. Перспективы развития дидактики 14. Заключительные замечания 15. Дополнительные замечания и источники информации

Предварительные замечания 1. Возможности система-мыследеятельностной методологии в осмыслении сущности будущей цивилизации // Мудрость, 1, 2013 г, стр Проблемы нравственности в образовании // Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Общая топология. Проблемы математического образования, тезисы 4-ой Международную конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН, академика Европейской академии наук Л.Д. Кудрявцева. Москва, РУДН, марта 2013 г. – М.: РУДН, 2013, с Будущая образовательная действительность в свете становления новой общечеловеческой цивилизации // Москва, РУДН, 15 декабря 2014 года 4. Проблема реализации общеобразовательных целей учебных предметов // Избранные труды международной научной конференции, 26 – 30 сентября, 20011, Ереван 2012 г., с Возможности система-мыследеятельностной методологии в осмыслении сущности будущей цивилизации // Мудрость, 1, 2013 г, стр Проблемы нравственности в образовании // Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Общая топология. Проблемы математического образования, тезисы 4-ой Международную конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН, академика Европейской академии наук Л.Д. Кудрявцева. Москва, РУДН, марта 2013 г. – М.: РУДН, 2013, с Будущая образовательная действительность в свете становления новой общечеловеческой цивилизации // Москва, РУДН, 15 декабря 2014 года 4. Проблема реализации общеобразовательных целей учебных предметов // Избранные труды международной научной конференции, 26 – 30 сентября, 20011, Ереван 2012 г., с

Предназначение и особенность конференций Устиловская А. А. Эта конференция отличается от тех, на которых я обычно бываю. Здесь я встретила прямой, открытый диалог, постановку серьёзных проблем, обнаружение разных вызовов (как тех, которые нам подготовил XXI век, так и тех, которые нам подготовили управленцы). ( [7], стр. 80) Устиловская А. А. Эта конференция отличается от тех, на которых я обычно бываю. Здесь я встретила прямой, открытый диалог, постановку серьёзных проблем, обнаружение разных вызовов (как тех, которые нам подготовил XXI век, так и тех, которые нам подготовили управленцы). ( [7], стр. 80)

Замечания к докладчикам и по поводу докладов В.А. Болотов «Нет ничего хуже чисто авторского хода без ссылок на других авторов, на другие работы. Ты можешь их критиковать, но ты обязан отнестись к другим, кто тоже что-то делает в этом направлении» ([1], стр. 53) В.А. Болотов «Нет ничего хуже чисто авторского хода без ссылок на других авторов, на другие работы. Ты можешь их критиковать, но ты обязан отнестись к другим, кто тоже что-то делает в этом направлении» ([1], стр. 53)

Общеметодологические замечания Воронцов А.Б. У меня возникло три вопроса. Почему мы всё время скатываемся с дидактики на управленческие, на организационные, политические, методические и другие вопросы? У нас идёт 6-я конференция, но мы ещё не смогли очертить границы дидактики, за что отвечает эта часть педагогической науки. Мы всё время размываем границы обсуждения. Почему это происходит? ( [7], стр. 76) Воронцов А.Б. У меня возникло три вопроса. Почему мы всё время скатываемся с дидактики на управленческие, на организационные, политические, методические и другие вопросы? У нас идёт 6-я конференция, но мы ещё не смогли очертить границы дидактики, за что отвечает эта часть педагогической науки. Мы всё время размываем границы обсуждения. Почему это происходит? ( [7], стр. 76)

Общеметодологические замечания Образование ОБУЧЕНИЕ Воспитание

О дидактике, о природе дидактического знания и т. п. УРОВНИ АБСТРАКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ _Философско-методологический_ __________Теоретический________ ________Концептуальный________ ____Методико-технологический___ _________Описательный_________УРОВНИ АБСТРАКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ _Философско-методологический_ __________Теоретический________ ________Концептуальный________ ____Методико-технологический___ _________Описательный_________

Об основном понятии дидактики (о сущности обучения) Попов А. А. Дидактика связана с обучением. Обучение есть передача знаний. Знание со временем меняется. Меняется природа знаний, их структура и статус. Поэтому, вопрос о дидактике – это вопрос о знании. ( [7], стр. 43) Попов А. А. Дидактика связана с обучением. Обучение есть передача знаний. Знание со временем меняется. Меняется природа знаний, их структура и статус. Поэтому, вопрос о дидактике – это вопрос о знании. ( [7], стр. 43)

Об основном понятии дидактики (о сущности обучения) Ковалева Т. М. …мы считаем возможным предложить для современной дидактики два контекста обсуждения категории «обучение»: обучение в узком контексте и обучение в широком контексте. Обучение в узком контексте может продолжать пониматься традиционным образом, связанным, прежде всего, с передачей научных знаний, умений и навыков… А вот обучение в широком контексте можно понимать несколько иначе и шире: как процесс освоения нового. ( [1], стр. 45 ). Ковалева Т. М. …мы считаем возможным предложить для современной дидактики два контекста обсуждения категории «обучение»: обучение в узком контексте и обучение в широком контексте. Обучение в узком контексте может продолжать пониматься традиционным образом, связанным, прежде всего, с передачей научных знаний, умений и навыков… А вот обучение в широком контексте можно понимать несколько иначе и шире: как процесс освоения нового. ( [1], стр. 45 ).

Об основном понятии дидактики (о сущности обучения) Осмоловская И. М. Процесс обучения – совместная, целенаправленная деятельность субъектов, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде ( [4], с. 28 ). «Возьмем, например, категорию «процесс обучения». В классической дидактике процесс обучения – это целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на решение задач обучения, воспитания, развития. » ([9], стр. 26). Осмоловская И. М. Процесс обучения – совместная, целенаправленная деятельность субъектов, разворачивающаяся в информационно-образовательной среде ( [4], с. 28 ). «Возьмем, например, категорию «процесс обучения». В классической дидактике процесс обучения – это целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на решение задач обучения, воспитания, развития. » ([9], стр. 26).

Об основном понятии дидактики (о сущности обучения) Дьяченко В.К. «Обучение есть особым образом организованное общение (звуко-знаковое взаимодействие) людей, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно- исторический опыт, виды человеческой деятельности» ([14], стр. 32) Дьяченко В.К. «Обучение есть особым образом организованное общение (звуко-знаковое взаимодействие) людей, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно- исторический опыт, виды человеческой деятельности» ([14], стр. 32)

Об основном понятии дидактики (о сущности обучения) Давыдов В. В. «...Нечто новое он (речь идет о ребенке) сможет самостоятельно делать после того, как осуществит это в сотрудничестве с другими. Новая психическая функция появляется в качестве своеобразного «индивидуального продолжения» ее выполнения в коллективной деятельности, организация которой и есть обучение». ( [15], стр. ) Давыдов В. В. «...Нечто новое он (речь идет о ребенке) сможет самостоятельно делать после того, как осуществит это в сотрудничестве с другими. Новая психическая функция появляется в качестве своеобразного «индивидуального продолжения» ее выполнения в коллективной деятельности, организация которой и есть обучение». ( [15], стр. )

О понятиях методика преподавания и образовательная технология Методика преподавания – это способ разворачивания содержания. Образовательная технология – организованность образовательного процесса. Дидактический аспект содержания образования – методика. Дидактический аспект образовательного процесса – его технология. Методика преподавания – это способ разворачивания содержания. Образовательная технология – организованность образовательного процесса. Дидактический аспект содержания образования – методика. Дидактический аспект образовательного процесса – его технология.

О дидактических принципах Воронцов А.Б. Мне всегда казалось, что дидактика располагается над образовательными программами. …. Для меня дидактика всегда была определённой теорией, которая определяет принципы обучения. ( [7], стр. 23) Я помню, как на первой конференции мы достаточно долго обсуждали вопрос: должна ли быть одна дидактика или их должно быть много? Затем мы обсуждали принципы обучения. Я поддерживаю эту традицию, поэтому представлю сегодня ещё три принципа современной дидактики, которые мы должны учитывать при построении образовательного процесса в школе. ( [7], стр. 48) Воронцов А.Б. Мне всегда казалось, что дидактика располагается над образовательными программами. …. Для меня дидактика всегда была определённой теорией, которая определяет принципы обучения. ( [7], стр. 23) Я помню, как на первой конференции мы достаточно долго обсуждали вопрос: должна ли быть одна дидактика или их должно быть много? Затем мы обсуждали принципы обучения. Я поддерживаю эту традицию, поэтому представлю сегодня ещё три принципа современной дидактики, которые мы должны учитывать при построении образовательного процесса в школе. ( [7], стр. 48)

О дидактических принципах Традиционно-академические Подход В.В. Давыдова Принципы В.К. Дьяченко См. Горленко Н.М. ( [7], стр. 60). Традиционно-академические Подход В.В. Давыдова Принципы В.К. Дьяченко См. Горленко Н.М. ( [7], стр. 60).

О характере учебного процесса

Взаимоотношение дидактики и практики обучения

О смысле и значимости подхода В. К. Дьяченко Никитин В. А. Дидактика средневековья до Я.А. Коменского, дидактика после Коменского и дидактика, которая рождается сейчас, – все эти три дидактики прекрасно работают, но на разные цели и в разных условиях. При этом средневековая дидактика на порядок мощнее последующих. ( [7], стр. 60). Никитин В. А. Дидактика средневековья до Я.А. Коменского, дидактика после Коменского и дидактика, которая рождается сейчас, – все эти три дидактики прекрасно работают, но на разные цели и в разных условиях. При этом средневековая дидактика на порядок мощнее последующих. ( [7], стр. 60).

О смысле и значимости подхода В. К. Дьяченко Исторические стадии процесса обучения В. К.Дьяченко Я. А. Коменский ИСО ГСО КСО до средних вв до наших дней в будущем Исторические стадии процесса обучения В. К.Дьяченко Я. А. Коменский ИСО ГСО КСО до средних вв до наших дней в будущем

О смысле и значимости подхода В. К. Дьяченко И. М. Осмоловская «Существуют разные педагогические подходы, такие как «традиционно «знаниевый», деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный, культурологический» ( [9], стр. 28). Безусловно. ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Однако, если рассматривать ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ соответствующих педагогических теорий, то они оказываются или в рамках теорий индивидуального способа обучения, или в рамках теорий группового способа обучения, или же в рамках теорий вновь становящегося коллективного способа обучения. И. М. Осмоловская «Существуют разные педагогические подходы, такие как «традиционно «знаниевый», деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный, культурологический» ( [9], стр. 28). Безусловно. ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Однако, если рассматривать ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ соответствующих педагогических теорий, то они оказываются или в рамках теорий индивидуального способа обучения, или в рамках теорий группового способа обучения, или же в рамках теорий вновь становящегося коллективного способа обучения.

О смысле и значимости подхода В. К. Дьяченко

Проблема понятийного арсенала дидактики Разработка новых дидактических понятий, через которые можно было бы ухватить новую ситуацию в образовании. Выработка общедидактического понятийного аппарата, позволяющего проследить ход исторического развития обучения. Обобщение на теоретическом уровне новых явлений нынешней практики обучения, при этом уровень абстракции должен позволять ухватить все многообразие в единую сущность. Разработка теоретических положений, опережающих становление новой образовательной практики, что позволит усилить рациональный компонент становления новой образовательной практики и обеспечит преемственность образовательных реформ. Разработка новых дидактических понятий, через которые можно было бы ухватить новую ситуацию в образовании. Выработка общедидактического понятийного аппарата, позволяющего проследить ход исторического развития обучения. Обобщение на теоретическом уровне новых явлений нынешней практики обучения, при этом уровень абстракции должен позволять ухватить все многообразие в единую сущность. Разработка теоретических положений, опережающих становление новой образовательной практики, что позволит усилить рациональный компонент становления новой образовательной практики и обеспечит преемственность образовательных реформ.

Перспективы развития дидактики Дидактика призвана усилить рациональный компонент становления будущей педагогической действительности. С этой целью необходимо: обнаружить ростки новой образовательной практики и осуществить дидактическое осмысление на высших уровнях абстракции, выделить перспективные дидактические представления высших уровней абстракции и осуществить конкретизацию их на низших уровнях абстракции вплоть до создания практических площадок. Дидактика призвана усилить рациональный компонент становления будущей педагогической действительности. С этой целью необходимо: обнаружить ростки новой образовательной практики и осуществить дидактическое осмысление на высших уровнях абстракции, выделить перспективные дидактические представления высших уровней абстракции и осуществить конкретизацию их на низших уровнях абстракции вплоть до создания практических площадок.

Заключительные замечания

Дополнительные замечания и источники информации 1. Современная дидактика и качество образования [Текст]: материалы научно-методической конференции, Красноярск, января 2009: в 2 ч., ч 1 / под ред. П. А. Сергоманова, В. А. Адольфа. – Красноярск, – 184 с. 2. Современная дидактика и качество образования [Текст]: материалы научно-методической конференции, Красноярск, января 2009: в 2 ч., ч 2/ ред.- сост. И. Г. Литвинская. – Красноярск, – 132 с. 3. Современная дидактика и качество образования: проблемы и решения новой школы [Текст]: материалы научно-методической конференции, Красноярск, января 2010: / под ред. П. А. Сергоманова, И. Г. Литвинской, М. В. Миновой. – Красноярск, – 136 с. 4. Современная дидактика и качество образования: обеспечение но-вых стандартов: сборник статей и стенограмм / под редакцией П.А. Сергоманова – Красноярск, – 284 с. 1. Современная дидактика и качество образования [Текст]: материалы научно-методической конференции, Красноярск, января 2009: в 2 ч., ч 1 / под ред. П. А. Сергоманова, В. А. Адольфа. – Красноярск, – 184 с. 2. Современная дидактика и качество образования [Текст]: материалы научно-методической конференции, Красноярск, января 2009: в 2 ч., ч 2/ ред.- сост. И. Г. Литвинская. – Красноярск, – 132 с. 3. Современная дидактика и качество образования: проблемы и решения новой школы [Текст]: материалы научно-методической конференции, Красноярск, января 2010: / под ред. П. А. Сергоманова, И. Г. Литвинской, М. В. Миновой. – Красноярск, – 136 с. 4. Современная дидактика и качество образования: обеспечение но-вых стандартов: сборник статей и стенограмм / под редакцией П.А. Сергоманова – Красноярск, – 284 с.

Дополнительные замечания и источники информации 5. Современная дидактика и качество образования: обеспече-ние индивидуального прогресса в обучении: материалы IV Все- российской научно-методической конференции, Красноярск, 25–27 января 2012 г. – Красноярск, с. 6. Современная дидактика и качество образования: эффек-тивные средства обучения: материалы V Всероссийской науч-но- методической конференции, Красноярск, 23–25 января 2013 г. / отв. ред. М.В. Минова, ред. кол. – Красноярск, – 252 с. 7. Современная дидактика и качество образования: возможности дидактики Я.А. Коменского и вызовы XXI века: материалы VI Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 22–24 января 2014 г. / отв. ред. М.В. Минова, ред. кол. – Красноярск, – 200 с. 8. Перспективные направления развития дидактики. «Круглый стол» // Педагогика. – – 6. – С Современная дидактика и качество образования: обеспече-ние индивидуального прогресса в обучении: материалы IV Все- российской научно-методической конференции, Красноярск, 25–27 января 2012 г. – Красноярск, с. 6. Современная дидактика и качество образования: эффек-тивные средства обучения: материалы V Всероссийской науч-но- методической конференции, Красноярск, 23–25 января 2013 г. / отв. ред. М.В. Минова, ред. кол. – Красноярск, – 252 с. 7. Современная дидактика и качество образования: возможности дидактики Я.А. Коменского и вызовы XXI века: материалы VI Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 22–24 января 2014 г. / отв. ред. М.В. Минова, ред. кол. – Красноярск, – 200 с. 8. Перспективные направления развития дидактики. «Круглый стол» // Педагогика. – – 6. – С

Дополнительные замечания и источники информации Осмоловская И. М. Роль дидактических исследований в инновационном развитии образования // Отечественная и зарубежная педагогика (8). С Остапенко А. А. «Можно ли новую дидактику Дьяченко и Мкртчяна вписать в рыхлое тело научной педагогики?» // Научно-практический журнал Школные технологии, 2, 2014 г., стр Литвинская И.Г., Рязанов В.А., Гузеев В.В., Мкртчян М.А. Образовательная технология или всё-таки «новая дидактика»? (Комментарии по поводу статьи А.А. Остапенко «Можно ли новую дидактику Дьяченко и Мкртчяна вписать в рыхлое тело научной педагогики?») //Научно-практический журнал Школные технологии, 3, 2014 г., стр Осмоловская И. М. Роль дидактических исследований в инновационном развитии образования // Отечественная и зарубежная педагогика (8). С Остапенко А. А. «Можно ли новую дидактику Дьяченко и Мкртчяна вписать в рыхлое тело научной педагогики?» // Научно-практический журнал Школные технологии, 2, 2014 г., стр Литвинская И.Г., Рязанов В.А., Гузеев В.В., Мкртчян М.А. Образовательная технология или всё-таки «новая дидактика»? (Комментарии по поводу статьи А.А. Остапенко «Можно ли новую дидактику Дьяченко и Мкртчяна вписать в рыхлое тело научной педагогики?») //Научно-практический журнал Школные технологии, 3, 2014 г., стр

Дополнительные замечания и источники информации 12. Мкртчян М. А. О проблемах дидактики и дидактов // Коллективный способ обучения , стр Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., Народное образование с. – С Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения. Красноярск, с. – С Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, N 1, 1995 г. 16. Горленко Н.М. Принципы обучения как руководство к действиям учебного процесса: проблемы определения // Современная дидактика и качество образования [Текст]: материалы научно-методической конференции, Красноярск, января 2009: ч 1 / под ред. П. А. Сергоманова, В. А. Адольфа. – Красноярск, 2009, с Мкртчян М. А. О проблемах дидактики и дидактов // Коллективный способ обучения , стр Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., Народное образование с. – С Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения. Красноярск, с. – С Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, N 1, 1995 г. 16. Горленко Н.М. Принципы обучения как руководство к действиям учебного процесса: проблемы определения // Современная дидактика и качество образования [Текст]: материалы научно-методической конференции, Красноярск, января 2009: ч 1 / под ред. П. А. Сергоманова, В. А. Адольфа. – Красноярск, 2009, с

СПАСИБО! Готов ответить на вопросы