Теория и технология. ФГОС – это требования к… РЕЗУЛЬТАТАМ освоенияСТРУКТУРЕУСЛОВИЯМ реализации основной образовательной программы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
Advertisements

Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Современный урок Требования ФГОС. ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1 Как подготовить проблемно- диалогический урок «Школа 2100» На примере предмета «Окружающий мир»
Технология проблемного урока как средство реализации ФГОС.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
Технология проблемного диалога как средство достижения нового образовательного результата Заздравных Юлия Ивановна, учитель биологии лицея 22.
Занятие 2 Система формирования регулятивных УУД предметных уроках открытия нового знания в ТДМ и ПДТ.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
Особенности организации обучения в рамках требований, предъявляемых стандартами второго поколения.
Мастер – класс учителей начальной школы Технология проблемного обучения.
Транксрипт:

Теория и технология

ФГОС – это требования к… РЕЗУЛЬТАТАМ освоенияСТРУКТУРЕУСЛОВИЯМ реализации основной образовательной программы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности, соц.компетентности, мотивация Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира

ФГОС: что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ «В основу Стандарта положен деятельностный подход: … переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения … результата личностного и познавательного развития обучающихся»; (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)

Новые Стандарты провозглашают новые развивающие цели, но как это сделать? ФГОС (2009): цель – «компетентный деятель» ; Главные образовательные результаты: ФГОС (2009) личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, Предметные результаты – ФГОС (2009) система действий с предметным содержанием. Продуктивные задания, развивающие действия с предметными знаниями

5 В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?». 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания). 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

6 Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно- диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Проблемно-диалогическая технология (с 1999 г.) Цель – обучить самостоятельному решению проблем. Средство – открытие знаний вместе с детьми.

7 Немного теории Из каких этапов состоит проблемно- диалогический урок? 2) Выдвижение версий. 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 3) Актуализация имеющихся знаний. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике. 4) Составление плана решения проблемы.

8 Немного теории: проблемная ситуация понятия Типы нового знания, которые дети могут открыть сами Приемы создания проблемной ситуации закономерности правила, алгоритмы Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения, две теории и т.д.! (Приемы 1– 3 по Мельниковой) Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал и др.) (Приемы 4 – 6 по Мельниковой) чаще История, Биология, География чаще Русский язык. Математика

9 Немного теории: виды диалогов Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление + Максимально близок к жизненным ситуациям - Ученики могут увести в сторону от темы - Невозможно рассчитать время на уроке Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведет к нужному результату коротким путем - В меньшей степени развивает творчество и инициативу

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений Традиционные задания Продуктивные задания Что такое имя числительное? Почему числительное относится к классу имен? (Русский язык, 6 кл.) Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.) Сравните рыбу и курицу на тарелке. У кого из них мускулатура прочнее прикреплена к скелету? С чем на ваш взгляд это связано? (Биология, 7 кл.) Перечислите основные особенности мускулатуры птиц. Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева

11 Как строить полный ответ на продуктивный вопрос? Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рисунок) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во- первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Классификация методов обучения. Методы Проблемно-диалогические Традиционные Постановка проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы Поиск решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к знанию диалог Сообщение знания Задания на воспроизведение знаний Продуктивные задания Репродуктивные задания

Как поставить учебную проблему? 1 способ – через проблемную ситуацию Приемы создания проблемной ситуации: 1. Столкновение мнений учеников (задание можно выполнить по- разному) 2. Дать задание на новый материал (включив его в состав ранее изученного) Побуждение к формулированию проблемы: Какой вопрос возникает? Какой будет тема урока? Побуждение к осознанию противоречия: - Как вы выполнили задание? - Почему так получилось? - Чего ещё не знаем? - Вы смогли выполнить задание? - В чем затруднение? - Что вас удивило? Побуждающий диалог

Разберите предложение по членам Учитель задал ученикам трудную задачу. С какой трудностью вы столкнулись? Как называются вопросы, которые мы задаем к существительным ученикам и задачу? Урок 51 Какой возникает вопрос? Как называются члены предложения, которые отвечают на падежные вопросы?

«Свойства степени с натуральным показателем» (Алгебра 7 класс) Анализ УчительУченики ПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫ вопрос на новый материал побуждение к осознанию побуждение к проблеме тема -Посмотрите на примеры на доске - Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями? -Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений? - Так чего мы ещё не знаем? Какой возникает вопрос? - Фиксирует вопрос на доске. Видят примеры: а 3 + а 5 а 3 х а 5 (а 3 ) 5 а 3 - а 5 а 3 : а 5 - Все, возможно. - Только умножение и деление. - Только возведение в степень (Проблемная ситуация) -Много разных мнений. (Осознание противоречия) - Какие же действия можно выполнять со степенями?

«Образование пустынь» (География 7 класс) Анализ УчительУченики ПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫ вопрос «на ошибку» предъявление научного факта наглядностью побуждение к осознанию противоречия побуждение к проблеме тема -Как вы думаете, где могут образовываться пустыни? - Обратимся к атласу. Запишите в тетради крупнейшие пустыни мира. -Где расположена каждая из этих пустынь? - Вы как думали сначала? -А как на самом деле? - Какая же тема урока? Фиксирует тему на доске -В местах, где очень жарко, где мало влаги, в глубине материка, где господствуют континентальные воздушные массы. (Житейское представление.) - Сахара, Намиб и т.д. - Сахара – в глубине континента, там высокие температуры, небольшое количество осадков. Намиб – западное побережье Африки, которое омывается водами Атлантического океана. (Проблемная ситуация.) - Пустыни могут образовываться только в глубине материка. - Они могут образовываться и вблизи океана. (Осознание противоречия) - Образование пустынь (Тема)

«Реакция обмена» (Химия 8 класс) Анализ УчительУченики ПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫ задание на известный материал задание на новый материал Побуждение к осознанию Побуждение к проблеме вопрос - На доске уравнения разных химических реакций - Определите тип первой, второй и третьей реакции - Определите тип четвёртой реакции - Смогли выполнить задание? - В чём затруднение? - Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске Видят на доске уравнения: 1. 2H 2 +O 2 2H 2 O 2. 2HgO 2Hg + O 2 3. Zn + 2HCl ZnCl 2 + H 2 4. ZnO + 2 HCl ZnCl 2 + H 2 O -Присоединения, разложения, замещения. Испытывают затруднение (Проблемная ситуация) -Нет, не смогли. - Мы такие реакции не изучали. (Осознание проблемы). - Что это за новый тип реакции? (Вопрос).

2 способ постановки учебной проблемы Прочитай (прослушай, отгадай, запиши) Проанализируй (найди, подчеркни, выдели, обозначь) Сравни (сопоставь, найди отличие, общее) Сделай вывод о теме, проблеме урока Подводящий к теме (проблеме) диалог

«Борьба за власть (после смерти Сталина)» (История 11 класс) Анализ УчительУченики ПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫ подводящий к теме диалог тема - Знакома дата: 5 марта 1953 года? - Верно. Мы начинаем раздел «СССР после смерти Сталина». Но тему сегодняшнего урока вы определите сами. Посмотрите на эту фотографию. (Показывает) - Опишите фотографию: кто изображён? Что делают? С каким настроением? - Как вы думаете, что произошло с этими людьми после смерти Сталина? - Значит, какая тема урока? Фиксирует тему урока -Это дата смерти Сталина Рассматривают фотографию -Сталин и его соратники: Берия, Маленков, Микоян. Они гуляют по Кремлю, оживлённо беседуют, смеются. - Они стали бороться друг с другом за власть. - Борьба за власть после смерти Сталина.

Приемы : Яркое пятно актуальность Разновидности: Фрагменты из художественной литературы, сказки, притчи; Случаи из жизни; Что-то необычное: загадки, шутки, кроссворды, парадоксы Зачем это нужно знать? Почему это важно? Какую роль играет в нашей жизни? Мотивирующий прием

«Способы изменения давления» (Физика 7 класс) Анализ УчительУченики ПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫ «актуальность» тема - Видели, как точат ножи? - Зачем это надо делать? - Сформулируйте эту мысль языком физики. Мы какой раздел изучаем? - Вспомните уроки ОБЖ. Как спасти человека, провалившегося под лёд? - Почему так, а не бегом? - Видите, в жизни каждому приходится то увеличивать, то уменьшать давление. Тема «Способы изменения давления» Фиксирует тему на доске -Конечно! - Чтобы нож был острым. - Чтобы увеличить давление. - Надо ползти к полынье, распластавшись по льду. - Чтобы уменьшить давление.

Формы работы методы Проблемно- диалогические традиционные Фронтальная Групповая Парная Индивидуальная Фронтальная

«Где обитают живые организмы» (Окружающий мир 3 класс) Анализ УчительУченики ПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫПОСТАНОВКАПРОБЛЕМЫ предъявление противоречивых мнений (инсценировка) побуждение к осознанию противоречия побуждение к проблеме тема - Перечислите признаки живых организмов - Ребята, у нас сегодня на уроке – эксперты, ученики 7 класса Катя и Саша. Вижу, наши эксперты что-то хотят сказать - Ребята, что вас сейчас удивило? - Сколько было высказано мнений? - Так какая у нас возникает проблема? Фиксирует тему на доске - Могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать. Катя: Я ещё не знаю, где обитают живые организмы. Все они обитают на поверхности Земли. Саша: А я не согласен. Думаю, что живые организмы обитают повсюду. Например, высоко в небе можно встретить птиц, насекомых и даже семена растений. А крот живёт под землёй. (Проблемная ситуация) -Спор экспертов о том, где обитают живые организмы. - Два разных мнения. (Осознание противоречия) - Где обитают живые организмы. (Тема)

«Где обитают живые организмы» (продолжение урока) (Окружающий мир 3 класс) Анализ УчительУченики ПОИСКРЕШЕНИЯПОИСКРЕШЕНИЯ материал для гипотез побуждение к гипотезам фиксация гипотезы побуждение к гипотезам - А вы сами как думаете? Посмотрите на доску (открывает иллюстрации) - Определим для каждого животного среду его обитания. - Как по-научному называется водная оболочка Земли? Прикрепляет на доску круг «гидросфера» и помещает туда рыбу. -Каких ещё животных можно отнести к гидросфере? Помещает тритона. -А куда нам поместить бегемота? - Как по-научному называется каменная оболочка Земли? - Она называется литосфера. Прикрепляет круг «литосфера» и помещает бегемота между гидросферой и литосферой Видят изображения бегемота, рыбы, ласточки, крота, комара и др.животных. - Рыба живёт в воде (первая ошибочная гипотеза.) -Гидросфера - Тритона. - Бегемоту нужна и вода, и земля. Его надо поместить между двух сред (2-ая ошибочная гипотеза). Молчат

Анализ УчительУченики ПОИСКРЕШЕНИЯПОИСКРЕШЕНИЯ побуждение к гипотезам Перечисление одновременно выдвинутых гипотез побуждение к плану - Кого ещё можно поместить в литосферу? (Помещает) - А куда нам отнести других животных? - По-научному воздушная оболочка Земли называется… Прикрепляет круг «атмосфера» и помещает туда ласточку. -А куда мы поместим комара? - Попробуем. (Помещает комара между тремя кругами). - Выдвинуто 3 гипотезы о том, где обитают живые организмы. 1. Либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере. 2. На пересечении двух сред. 3. На пересечении трёх сред. - Как проверить ваши гипотезы? - Как разумнее поступить именно сейчас? - Червяка, крота. -Ласточку нужен воздух, потому что она летает. - Атмосфера. - На границе всех сред. Комар летает в воздухе, откладывает личинки в воде, а питание ищет на земле. (Решающая гипотеза) - Спросить взрослых, прочитать, провести эксперимент. -Прочитать про всех этих животных. (План проверки).

Анализ УчительУченики ПОИСКРЕШЕНИЯПОИСКРЕШЕНИЯ групповая проверка гипотез на разном материале вывод - Так и поступим. Работать будем по группам. Каждая получит текст об одном из животных. Ищите факты, подтверждающие или опровергающие гипотезы. - Расскажите о своём исследовании классу - Посмотрите на оболочки Земли. Как нам показать, что бегемоту нужны все три среды обитания? - Что напоминает эта диаграмма? Аналогично работаем с другими группами. -Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов? - Область распространения жизни называется биосфера. (прикрепляет надпись «биосфера»на пересечении оболочек) Работают по группам. -Мы прочитали о бегемотах. Они могут не только плавать, но и бродить по дну. Еще они в воде размножаются. Дышат бегемоты воздухом. А выходят на сушу, чтобы поесть и погреться на солнце. Значит, для жизни бегемоту нужна и земля, и вода, и воздух. (Аргумент). Скрещивают круги на доске и помещают в центр бегемота. -Пересечение множеств. - На пересечении всех трёх сред (Открытие нового знания)

«Факторы, влияющие на скорость химической реакции» (Химия 9 класс) Анализ УчительУченики Постановка проблемы Использует побуждающий диалог формулируют проблему «От каких факторов зависит скорость химической реакции» ПОИСКРЕШЕНИЯПОИСКРЕШЕНИЯ побуждение к фронтальному выдвижению гипотез - Какие есть гипотезы? - Сейчас вы разобьётесь по группам. Каждая группа будет проверять одну из гипотез путём эксперимента. -От температуры, катализатора, концентрации, поверхности соприкосновения. (4 решающих гипотезы) Каждая группа проводит свой эксперимент и докладывает о результатах классу.

Связи со средствами Учебник ТСО Опорные сигналы

Технология ПД Может использоваться на рядовом уроке введения нового материала Может реализоваться на любом предмете и любой ступени обучения Даёт учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения Может использоваться в любой Образовательной системе Уже реализована в Образовательной системе «Школа 2100»

Алгоритм подготовки проблемно- диалогического урока 1. Определить место урока в системе (программа) и тип урока. 2. Чтение материала в учебнике (содержательный план) 3. Определение целей по линиям развития. 4. Определение мини (стандарт) и макси (предложение учебника) уровней. 5. Разработка проблемной ситуации. 6. Предполагаемый диалог (побуждающий, подводящий). 7. Актуализация знаний. 8. Форма работы (индивидуальная, в паре, в группе). 9. Применение знаний (система упражнений по уровням). 10. Рефлексия. 11. Домашнее задание (возможна дифференциация).

Предметные результаты Центральные компоненты технологии Метод постановки Метод поиска Продуктивные проблемы решения задания познавательная понимание осознанное мотивация материала воспроизведение

Метапредметные результаты познавательныекоммуникативныерегулятивные Побуждающий диалог: умение осознавать противоречие формулировать проблему выдвигать и проверять гипотезы Подводящий диалог: Логические умения сравнивать, анализировать, обобщать Продуктивные задания: развитие речи Опорные сигналы: Знаковые умения Работа в парах и группах: умение слушать другого умение договариваться умение распределять роли Методы постановки проблемы: Целеполагание Методы поиска решения: планирование контроль Продуктивные задания: Стимулирование оценки

Личностные результаты Инициативность Смелость Трудолюбие Познавательная мотивация Доброжелательность Уважение к людям