НИДЕРЛАНДЫ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII в.. XVII в. был эпохой небывалого расцвета изобразительного искусства и в других европейских странах. Наиболее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Биография Творчество Галерея. Харменс ван Рейн Рембрандт голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Родился в Лейдене.
Advertisements

Приключения «Тихой жизни». Семнадцатое столетие явило миру две новые школы живописи – голландскую и фламандскую. Обе они были наследницами великих традиций.
План урока: 1. Реализм в живописи 2. Рембрандт ван Рейн – судьба художника, основные вехи его творческой биографии 3. Своеобразие художественной манеры,
Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. Сюжеты их типичны : небольшая часть комнаты, женщины, погруженные.
Реалистические тенденции в живописи Голландии. Тема 4 Автор: учитель истории Привалова В.С.
Реалистическая живопись Голландии Материалы к уроку МХК в 11 классе.
Художники барокко Урок 2. Живопись барокко Живопись барокко или барочная живопись живописные произведения периода барокко в культуре XVIXVII в. Живопись.
Живопись Учитель МХК МБОУ «Домаховская СОШ» Козина Т.А.
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН « Всего важнее иметь душу, любящую истину, и брать правду там, где ее находишь.» И. Гете.
ЯН ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ. «Величайший маг и волшебник живописи»
Рембрандт Харменс ван Рейн ( ). Родился в Лейдене 15 июля 1606 года на отцовской мельнице, расположенной рядом с рекой Рейн, откуда и прозвище.
Творчество Рембрандта Выполнила ученица 11 «А» Бородина Алина.
Зрительские умения, и их значение для современного человека Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее - то, что каждый хотел бы сказать, но не может.
Как научиться понимать живопись Курсовая работа Выполнила зав.библ.школы 118 Ермакова Ж.В.
Фрагмент автопортрета Фальфраф Ришартц Музей, Кельн Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс ( ) был человеком редкого по масштабу.
Реализм в европейской живописи XVII века. Рембрандт Урок по всеобщей истории в 7 классе.
1. Рембрандт представляет страну а) Фландрию; б) Испанию; в) Голландию. 2. Его Родина: а) не поддержала художника; б) прославила его; в) изгнала его.
Великие портретисты прошлого Живописный портрет это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Живописный портрет это форма выражения глубокого.
Учеников 7 «А» класса. Основоположник искусства Высокого Возрождения.
Тема: Реалистическая живопись Голландии.. План: 1.Многообразие жанров голландской живописи. 2.Вермер Делфтский- «величайший маг и волшебник живописи».
Транксрипт:

НИДЕРЛАНДЫ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII в.

XVII в. был эпохой небывалого расцвета изобразительного искусства и в других европейских странах. Наиболее яркие школы родились на территории бывших Нидерландов. Эта страна распалась на две части Голландию (семь северных провинций), отделившуюся от Испании и ставшую самостоятельной протестантской республикой, и Фландрию (современная Бельгия), что осталась под протекторатом Испании, сохранив приверженность католицизму.

Символом фламандской живописи на все времена стал Питер Пауль Рубенс ( ). Рубенс сделал прекрасную дипломатическую карьеру, имел самую большую в Европе мастерскую и армию преданных учеников, был богат и жил в Антверпене в собственном дворце. Но его внешность изящного, вполне светского человека была обманчива.

Превыше всех благ художник ценил тихие прелести семейного очага. Он был женат дважды, и оба раза удачно. Первая жена Изабелла Брандт была из очень состоятельного бюргерского рода. Атмосферу счастья семейной жизни художник передал в работе «Автопортрет с Изабеллой Брандт» (1609), где изобразил себя и жену под ветвями цветущей жимолости. После смерти Изабеллы, на 54-м году он женился на молоденькой дальней родственнице своей первой жены Елене Фоурмен. Эта женщина стала его музой («Елена Фоурмен с детьми», 1636, «Шубка», 1639).

Самое же примечательное, что Рубенс был необыкновенно удачлив в творчестве. Он получал заказы от самых влиятельных и состоятельных особ Европы. Его не преследовала инквизиция, несмотря на склонность художника к обнаженной натуре. Более того, орден иезуитов был среди постоянных заказчиков мастера.

Вероятно, эти внешние обстоятельства и выдающееся дарование позволили Рубенсу избрать собственный путь в искусстве и следовать им всю жизнь с ощущением полной свободы творчества. Рубенс сумел реализовать многие замыслы, и его наследие огромно.

Признанный законодатель барокко, мастер, судя по всему, не был ни философом, ни психологом. Религиозный дух также совершенно ушел из его живописи, уступив место торжеству здоровой, хотя и не всегда красивой плоти. Сила, страстность, необузданность образов Рубенса сочеталась с вполне простонародным взглядом на натуру, красота которой подразумевала прежде всего здоровое и откормленное тело.

У Рубенса, певца борений, побед и вакханалий, был любимый ученик, выдающийся фламандский художник Антонис ван Дейк ( ). Судьба ван Дейка была совсем другой. Получив хорошее образование и не желая конкурировать с Рубенсом, он покидает Антверпен и поступает на службу к английскому королю Карлу I. Антонис ван Дейк Английский король Карл I

В Англии Ван Дейк стал основоположником школы портретной живописи. Словно противопоставляя себя Рубенсу, он подчеркивал в своих мастерски написанных портретах и автопортретах аристократизм, хрупкость, и изысканность.

Близкие по духу сюжеты охотно рисовал Иордане, повторяя в разных вариантах рассказ о том, как сатир зашел в гости к крестьянам, или о том, как пьянствует «бобовый король». Другой ученик и ближайший помощник Рубенса Якоб Иордане ( ) был истым фламандцем, а его картины воплощением плебейской непосредственности, жизнерадостности и некоторой традиционной народной фривольности.

В связи с последним стоит вспомнить, что жители Брюсселя сделали своей шутливой эмблемой фонтанную скульптуру «Маннекен-пис», и сегодня стоящую на главной площади города. То, что шокировало аристократов, было привычной данью фламандскому жизнелюбию.

В XVII в. фламандское искусство обогатилось натюрмортом самостоятельным жанром живописи. Крупным мастером монументального натюрморта, составленного из даров природы и охоты, был друг Рубенса Франс Снейдерс ( ). Преувеличенные в масштабах сочные плоды, битая птица, овощи, морская и речная рыба, нагроможденные на столе, являют собой сказочное изобилие, даримое людям для счастливой и богатой жизни.

В Голландии, буржуазной республике, отринувшей католическую веру в пользу протестантизма, у художников были иные возможности и традиции. Живописцы работали в условиях рынка и не зависели от заказов короля или церкви. Их картины покупали (или не покупали) зажиточные граждане, любившие украшать живописью стены своих домов. Следовательно, вкус горожан-обывателей, высшей ценностью для которых было благополучие и покой семьи, определял содержание полотен.

Что хотели видеть на картинах голландцы? То, к чему они привыкли и что было не слишком обременительным для их интеллекта: уютные городские дворики, чистые комнаты домов, аккуратных, с неприметной внешностью хозяек в белых чепчиках, худосочных девушек, занимающихся шитьем, чтением или игрой на клавесине. Быт в этих полотнах представлен правдиво до мелочей, а простые обыденные сцены, изображенные художниками, можно было ежедневно наблюдать вокруг. Говорят, что по предметам, написанным на картинах голландцев, историки могут изучать экономику и торговые связи в XVII столетии.

Творцов бытовой живописи назвали позднее «малыми голландцами» и за простоту сюжетов, и за небольшие размеры работ. Излюбленные жанры «малых голландцев» портрет, пейзаж, натюрморт.

Крупнейшим портретистом среди них был Франс Хальс (ок ). Сего полотен смотрят на нас энергичные предприимчивые люди хозяева своей судьбы. Обратим внимание: художник охотно воспроизводил смеющиеся лица, умея уловить то состояние души, что сегодня мы называем «моментом истины». Франс Хальс

Психологичны и глубоко трагичны созданные Хальсом образы стариков и старух, в лицах которых обнажено недоброе нутро, столь тщательно скрываемое в молодости.

«Великим малым голландцем» нередко называют Яна Вермера, вошедшего в историю живописи как Вермер Делфтский ( ). Он писал те же бесхитростные бытовые сцены и пейзажи, что и его собратья по профессии. Величие же художника в колористических находках, в умении искусно воплощать воздух, цвет и свет. «Девушка, читающая письмо»«Офицер и смеющаяся девушка»

Вермер, как никто другой, чувствовал световоздушную среду и стал первым среди живописцев писать пейзажи с натуры, на пленэре (свежем воздухе), предвосхитив манеру импрессионистов XIX в. Полотна Вермера играют яркими свежими красками, дарящими наслаждение глазу, а душе настроение покоя и тишины. «Улочка», 1658«Вид Делфта», 1660

Вершина голландского искусства XVII в. творчество гениального художника Харменса ван Рейна Рембрандта ( ). Удивительно, но никуда не выезжая из своей маленькой бюргерской страны и не получив широкого образования, Рембрандт создал творения мирового общечеловеческого звучания. Современники это не слишком понимали и относились к художнику снисходительно, не замалчивая его «слабостей».

Осознание того, что именно Рембрандту удалось снять с голландской художественной культуры упрек в заземленности, пришло значительно позднее. Рембрандту дано было соединить простые житейские истины с высоким духовным опытом человечества, пройдя путь исканий от барочных композиций до высокого реализма.

Художник родился в Лейдене в семье мельника; после латинской школы некоторое время посещал Лейденский университет, но оставил учебу ради занятий живописью. В 1632 г. он переехал в Амстердам. Слава пришла к молодому мастеру с созданием картины «Урок анатомии», на которой изображен доктор Тульп, со знанием дела объясняющий своим ученикам строение мышц человека у препарированного трупа.

В 1634 г. Рембрандт женился на любимой девушке Саскии ван Эйленборх. Саския была из знатной семьи, и брак открыл дорогу в патрицианские круги столицы. Приданое невесты обеспечило материальную свободу, к тому же Рембрандт стал получать много выгодных заказов.

Период жизни с Саскией был самым счастливым для художника. Он много работал, и из под его кисти выходили образы, отмеченные радостью бытия. Свою юную жену, кстати, далеко не красавицу, он превратил в обворожительную богиню весны Флору, украшенную цветами и ожерельями, одетую в парчу (это полотно находится в собрании Эрмитажа).

В 1642 г. жизнь художника резко изменилась. Умерла Саския, исчезла муза, вдохновлявшая мастера. С этого времени наступает новый период его творчества, начало которому положило знаменитое полотно «Ночной дозор». Работа создавалась по заказу, как групповой портрет стрелковой роты. Военные хотели видеть на полотне прежде всего свои собственные лица.

Возмущению заказчиков не было предела, они потребовали вернуть деньги. Мастер был оскорблен. С этого момента произошел разрыв Рембрандта с кругом аристократов, и кривая его благополучия резко пошла вниз. Рембрандт же резко изменил традиции и создал картину с иным сюжетом: рота, обуреваемая патриотическим порывом, выступает в поход. Освещенными в композиции оказались лишь немногие фигуры переднего плана, остальные же персонажи ушли в тень и перемешались с посторонними людьми.

С возрастом художник изменился сам, стали другими и его подходы к творчеству. Зрелого Рембрандта отличает удивительная простота, отсутствие внешних эффектов, лишних деталей. Он любил писать бедняков, слепых, нищих, старух и стариков, подчеркивая в их образах мудрое знание житейских проблем.

Сюжеты Рембрандт чаще всего черпал в Библии (за исключением портретов), все увереннее сближая евангельские религиозные идеи с духовными запросами современного человека. Он научился открывать в некрасивой натуре возвышенную красоту, тем самым утверждая христианскую истину о тленности земного и вечности небесного.

Последнее десятилетие самая трагическая страница жизни Рембрандта. Умерли вторая жена и сын. Окружающие считали его неудачником, несостоявшимся художником. Он растерял друзей и ютился в бедной квартирке на задворках Амстердама, но не утратил творческого дара.

«Возвращение блудного сына» (1669) гениальный заключительный аккорд его живописного наследия. В евангельской притче, положенной в основу образа, заключена величайшая человеческая мудрость, выражаемая в словах «раскаяние», «любовь», «прощение».

Композиция картины предельно проста. Сын- странник в грязном рубище, упавший на колени перед отцом, олицетворяет трагедию и раскаяние. Старик-отец, все простивший, счастливый, с выражением бесконечной доброты на полуослепшем лице, возложил руки на страдальца. В картине есть предельная напряженность чувств и озаренность мысли. А еще тревожащий болью сердца вопрос: не так ли и мы, заблудшие души, должны припасть в раскаянии к стопам своего небесного Отца?

После смерти Рембрандта начинается упадок голландской живописи, а затем наступает конец великой эпохи взлета национального художественного творчества. Быть может, поэтому голландцы и сегодня так любят и берегут свое блестящее прошлое. Музей Рембрандта в Амстердаме