Мотивация – Оценивание - Рефлексия в курсе ОРКиСЭ Иоффе А.Н., доктор педагогических наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности оценивания и рефлексии в преподавании предметов духовно-нравственной направленности.
Advertisements

СТРУКТУРА УРОКА ОРКСЭ СОСТАВЛЕНА ПО МАТЕРИАЛАМ ИОФФЕ А.Н, ДОКТОРА ПЕД НАУК АПК ППКРО.
Новые ФГОС 1. Подготовка к уроку От жестко структурированного плана- конспекта к сценарному плану урока, использование Интернет-ресурсов.
Особенности современного урока. Рефлексия на уроках английского языка. Выполнила Голодникова Нина Сергеевна, учитель английского языка.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Иоффе А.Н.. Высказывания о планировании «Цель есть то, что имеет начало, середину и конец» (Аристотель) «Цель есть то, что имеет начало,
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ В КУРСЕ ОРКСЭ Ивашева Елена Геннадиевна, методист СЦРО.
Как начать урок. Интересные педагогические находки Опыт свидетельствует, что люди добиваются большего, если сами смогут формулировать цели. Сосредоточиться.
Мотивационная деятельность на уроках истории как основа интереса учащихся к изучаемому предмету.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
1 Учитель русского языка: Ананьева Надежда Степановна.
Рефлексия Учитель физической культуры Демина Т.А..
Стандарты второго поколения. Деятельность – специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей действительностью, содержание которой составляет.
Урок рефлексии Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ «Яманская СОШ» Потёмкина Татьяна Михайловна.
Оценивание в процессе изучения общественных дисциплин.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
ФГОС ООО Нормативная база введения ФГОС ООО Деятельность – специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей действительностью, содержание.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Системно-деятельностный подход в реализации учебной программы Е.В. Воропай, зав.кафедрой гуманитарного образования ИРО.
Транксрипт:

Мотивация – Оценивание - Рефлексия в курсе ОРКиСЭ Иоффе А.Н., доктор педагогических наук

Ожидаемые результаты В результате проведения занятия участники смогут: В результате проведения занятия участники смогут: - давать определение понятиям мотивация, рефлексия и оценивание; - давать определение понятиям мотивация, рефлексия и оценивание; - приводить не менее 3-х способов мотивации, рефлексии и оценивания деятельности учащихся на занятии; - приводить не менее 3-х способов мотивации, рефлексии и оценивания деятельности учащихся на занятии; - получить опыт разработки приемов мотивации и рефлексии, критериев оценивания; - получить опыт разработки приемов мотивации и рефлексии, критериев оценивания; - высказать собственное мнение о роли мотивации, оценивания и рефлексии в образовании. - высказать собственное мнение о роли мотивации, оценивания и рефлексии в образовании.

Высказывания для обсуждения Задание: Какие высказывания относятся к мотивации, какие- к оцениванию, а какие – к рефлексии? Задание: Какие высказывания относятся к мотивации, какие- к оцениванию, а какие – к рефлексии? «Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимание на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела» (Абу-ль-Фарадж) «Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимание на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела» (Абу-ль-Фарадж) «Научиться можно только тому, что любишь» (И. Гёте) «Научиться можно только тому, что любишь» (И. Гёте) «Мы оказали бы огромную услугу человечеству, если бы смогли помочь индивиду впитывать в себя знания, не испытывая усталости, если бы человек обогащался знаниями словно по волшебству, не задумываясь, какой ценой они приобретены» (Мария Монтессори) «Мы оказали бы огромную услугу человечеству, если бы смогли помочь индивиду впитывать в себя знания, не испытывая усталости, если бы человек обогащался знаниями словно по волшебству, не задумываясь, какой ценой они приобретены» (Мария Монтессори) «Человеку легче добраться мыслью до отдаленного созвездия, чем до самого себя, и можно опасаться, что он доберется до себя, когда уже не останется ни одного созвездия» (В.О. Ключевский) «Человеку легче добраться мыслью до отдаленного созвездия, чем до самого себя, и можно опасаться, что он доберется до себя, когда уже не останется ни одного созвездия» (В.О. Ключевский)

Постановка проблемы Отметка = оценка = рефлексия? Отметка = оценка = рефлексия? Характеристики оценивания Характеристики оценивания О _______________________________________ О _______________________________________ Ц _______________________________________ Ц _______________________________________ Е _______________________________________ Е _______________________________________ Н _______________________________________ Н _______________________________________ К _______________________________________ К _______________________________________ А _______________________________________ А _______________________________________ Ключевые вопросы оценивания: Ключевые вопросы оценивания: Что оценивать? Как оценивать? Зачем оценивать? Что оценивать? Как оценивать? Зачем оценивать? В чем связь мотивации, рефлексии и оценивания? В чем связь мотивации, рефлексии и оценивания?

Понятийный аппарат (мотивация) Задание: Дайте определение понятиям «мотивация», «оценивание» и «рефлексия». Назовите 3 понятия, которые связаны с каждым из них. Задание: Дайте определение понятиям «мотивация», «оценивание» и «рефлексия». Назовите 3 понятия, которые связаны с каждым из них. Мотивация – внутренние и внешние побуждения, вызывающие активность организма, определяющие ее формы, границы и направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Мотивация – внутренние и внешние побуждения, вызывающие активность организма, определяющие ее формы, границы и направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. 2 составляющие мотивации: ИНТЕРЕС (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») и ПРОБЛЕМА (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие – учебная задача: акцентирование внимание на главном, локализация изучаемого материала) 2 составляющие мотивации: ИНТЕРЕС (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») и ПРОБЛЕМА (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие – учебная задача: акцентирование внимание на главном, локализация изучаемого материала)

Оценка (определение) Оценка Оценка – отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали Н.А. Морева Современная технология учебного занятия М.: Просвещение, С. 28. – отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали Н.А. Морева Современная технология учебного занятия М.: Просвещение, С определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, С определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, С. 261.

Рефлексия (определение) Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок (Словарь по образованию под ред. В.М. Полонского). – способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок (Словарь по образованию под ред. В.М. Полонского). В широком смысле – выход за пределы любого непосредственного, «автоматически» текущего процесса или состояния. В узком смысле – осмысление собственной деятельности, обращение назад, «внутрь» деятельности с целью ее совершенствования; исследовательская позиция в любой деятельности. И.С. Сергеев Основы педагогической деятельности. В широком смысле – выход за пределы любого непосредственного, «автоматически» текущего процесса или состояния. В узком смысле – осмысление собственной деятельности, обращение назад, «внутрь» деятельности с целью ее совершенствования; исследовательская позиция в любой деятельности. И.С. Сергеев Основы педагогической деятельности.

Виды мотивов Идентификационные (самоутверждения, развития и самосовершенствования, самореализации и самоопределения); Идентификационные (самоутверждения, развития и самосовершенствования, самореализации и самоопределения); Статусные (соревновательные мотивы, влияние, власть); Статусные (соревновательные мотивы, влияние, власть); Материальные (прагматические: зарплата, премии); Материальные (прагматические: зарплата, премии); Моральные (гордость, уважение); Моральные (гордость, уважение); Процессуально-содержательные (интерес к процессу, осознание целей, ожидаемых результатов и планов); Процессуально-содержательные (интерес к процессу, осознание целей, ожидаемых результатов и планов); Гражданские (долг и ответственность); Гражданские (долг и ответственность); Социально-коммуникативные (одобрение окружающих, общение) Социально-коммуникативные (одобрение окружающих, общение) Познавательные Познавательные Профессиональные Профессиональные

Вопросы для обсуждения Что мотивирует учащихся к образованию? Что мотивирует учащихся к образованию? Связана ли мотивация с атмосферой в образовательном процессе и школьным климатом? Связана ли мотивация с атмосферой в образовательном процессе и школьным климатом? Всегда ли в начале занятия нужна мотивация? Всегда ли в начале занятия нужна мотивация? Чем мотивация отличается от цели? Чем мотивация отличается от цели? Согласны ли Вы с позицией П. Блонского, что лучше всего запоминается то, что вызывает страдание, страх и удивление? Почему? Согласны ли Вы с позицией П. Блонского, что лучше всего запоминается то, что вызывает страдание, страх и удивление? Почему? Как метод «кнута и пряника» связан с мотивацией? Как метод «кнута и пряника» связан с мотивацией?

Способы мотивации на занятиях 1. Рассмотрение ситуации (реальной или выдуманной). 1. Рассмотрение ситуации (реальной или выдуманной). 2. Зрительный образ, изображение (рисунок, график, фотография, карикатура, символ и т.п.). 2. Зрительный образ, изображение (рисунок, график, фотография, карикатура, символ и т.п.). 3. Работа с понятием (смысловой ряд терминов, пропущенные слова, образ понятия, «лишнее» понятие). 3. Работа с понятием (смысловой ряд терминов, пропущенные слова, образ понятия, «лишнее» понятие). 4. Рассмотрение текстов художественной литературы (межпредметные связи, определение проблемы, выделение основных мыслей, заголовок и т.п.). 4. Рассмотрение текстов художественной литературы (межпредметные связи, определение проблемы, выделение основных мыслей, заголовок и т.п.). 5. Проведение игры (подготовленной или спонтанной). 5. Проведение игры (подготовленной или спонтанной). 6. Обсуждение афоризмов, пословиц, мудрых мыслей. 6. Обсуждение афоризмов, пословиц, мудрых мыслей. 7. Ответы на загадки и проблемные вопросы (для индивидуальной работы или проведения мозгового штурма). 7. Ответы на загадки и проблемные вопросы (для индивидуальной работы или проведения мозгового штурма). 8. Изучение предметов материальной культуры и быта. 8. Изучение предметов материальной культуры и быта. 9. Нестандартное поведение (провокации, оригинальность). 9. Нестандартное поведение (провокации, оригинальность). 10. Использование видеосюжетов и мультимедийных ресурсов. 10. Использование видеосюжетов и мультимедийных ресурсов.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Рассмотрение ситуации Рассмотрение ситуации Работали как-то три человека. Каждый из них был строителем и занимался похожей работой. Проходящий мимо путник спросил каждого из них, что он делает. Один ответил: Я дроблю камни; другой сказал: Я зарабатываю себе на жизнь; третий же заявил: Я строю мечеть (храм, синагогу, дацан, дворец). Работали как-то три человека. Каждый из них был строителем и занимался похожей работой. Проходящий мимо путник спросил каждого из них, что он делает. Один ответил: Я дроблю камни; другой сказал: Я зарабатываю себе на жизнь; третий же заявил: Я строю мечеть (храм, синагогу, дацан, дворец). ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: Почему ответы были такими разными? Почему ответы были такими разными? Что можно сказать об отношении строителей к своему труду? Что можно сказать об отношении строителей к своему труду? Какой еще вопрос Вы бы могли задать работникам? Какой еще вопрос Вы бы могли задать работникам?

Зрительный образ, изображение - картина (рисунок); - картина (рисунок); - фотография; - фотография; - карикатура; - карикатура; - плакат; - плакат; - реклама; - реклама; - схема (диаграмма, таблица); - схема (диаграмма, таблица); - символика (гербы, флаги, религиозные символы и т.п.); - символика (гербы, флаги, религиозные символы и т.п.); - архитектурные сооружения; - архитектурные сооружения; - скульптурные изображения. - скульптурные изображения.

Пример. Символы

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Работа с понятиями (терминами): Работа с понятиями (терминами): 1. Понятийный ряд: Курбан-байрам, Ханука, Алтарь, Сагаалган, Благовещение, День защитника Отечества. 1. Понятийный ряд: Курбан-байрам, Ханука, Алтарь, Сагаалган, Благовещение, День защитника Отечества. Вопросы: Какое понятие выпадает из данного ряда? Чем объединены понятия кроме одного)? Что можно сказать о каждом из терминов? Вопросы: Какое понятие выпадает из данного ряда? Чем объединены понятия кроме одного)? Что можно сказать о каждом из терминов? 2. Выявление понятия по данным определениям (на их основе – выделение ключевых характеристик, составление собственного определения и т.п.). 2. Выявление понятия по данным определениям (на их основе – выделение ключевых характеристик, составление собственного определения и т.п.). 3. Пропущенные понятия (в текстах, предложениях, подписях, словосочетаниях, характеристиках и т.п.) 3. Пропущенные понятия (в текстах, предложениях, подписях, словосочетаниях, характеристиках и т.п.) 4. Ассоциации или символы понятия (рисунок, ряд слов, антонимы и т.п.) 4. Ассоциации или символы понятия (рисунок, ряд слов, антонимы и т.п.)

Художественная литература 1. Фрагмент художественного произведения (повести, рассказа, сказки): сформулировать тему занятия или проблему, поставить вопросы, выделить направления и т.п. 1. Фрагмент художественного произведения (повести, рассказа, сказки): сформулировать тему занятия или проблему, поставить вопросы, выделить направления и т.п. 2. Названия художественных произведений: определить на их основе тему урока, назвать объединяющие элементы, сформулировать проблему. 2. Названия художественных произведений: определить на их основе тему урока, назвать объединяющие элементы, сформулировать проблему. 3. Поэзия (стихи или песни, в том числе слова гимна). 3. Поэзия (стихи или песни, в том числе слова гимна). 4. Притчи: предположить окончание, поставить вопросы или ответить на них, озаглавить, придумать иллюстрацию, связать с темой, выделить идеи. 4. Притчи: предположить окончание, поставить вопросы или ответить на них, озаглавить, придумать иллюстрацию, связать с темой, выделить идеи. 5. Короткие истории (в том числе и анекдоты): соотнести с событием, назвать главные идеи, сделать выводы, придумать собственную историю. 5. Короткие истории (в том числе и анекдоты): соотнести с событием, назвать главные идеи, сделать выводы, придумать собственную историю.

Использование игр для мотивации Виды игр Виды игр 1. Сценарные или подготовленные (короткие симуляции – сценки по заранее расписанному сценарию с ролями). 1. Сценарные или подготовленные (короткие симуляции – сценки по заранее расписанному сценарию с ролями). 2. Спонтанные (ситуационные или тематические - без специальной подготовки). 2. Спонтанные (ситуационные или тематические - без специальной подготовки). 3. Провокационные (игра с меняющимися правилами, с ошибками в сюжете и т.п.). 3. Провокационные (игра с меняющимися правилами, с ошибками в сюжете и т.п.).

Работа с высказыванием (афоризмом) 1. Определить тему занятия на основе высказываний. 1. Определить тему занятия на основе высказываний. 2. Занять позицию (высказать точку зрения, согласиться или возразить, подобрать аргументы или контраргументы). 2. Занять позицию (высказать точку зрения, согласиться или возразить, подобрать аргументы или контраргументы). 3. Сравнить (общее и различие в позициях авторов). 3. Сравнить (общее и различие в позициях авторов). 4. Ранжировать (рейтинг высказываний с обоснованием). 4. Ранжировать (рейтинг высказываний с обоснованием). 5. Дополнить (найти другие высказывания по теме). 5. Дополнить (найти другие высказывания по теме). 6. Придумать (сформулировать собственное высказывание). 6. Придумать (сформулировать собственное высказывание). 7. Соотнести высказывания с проблемой или с областями общественной жизни (определенными событиями). 7. Соотнести высказывания с проблемой или с областями общественной жизни (определенными событиями). 8. Перечислить понятия и дать им определение (или пояснить их смысл). 8. Перечислить понятия и дать им определение (или пояснить их смысл). 9. Восстановить пропущенные слова или закончить фразу. 9. Восстановить пропущенные слова или закончить фразу.

Видеосюжеты и мультимедийные материалы 1. Фрагмент (сцена) из художественного фильма. 1. Фрагмент (сцена) из художественного фильма. 2. Мультипликационный фильм 2. Мультипликационный фильм 3. Документальный фильм (хроника, сюжет). 3. Документальный фильм (хроника, сюжет). 4. Информационно-аналитическая программа. 4. Информационно-аналитическая программа. 5. Научно-популярные программы. 5. Научно-популярные программы. Предложите примеры таких материалов по каждому из видов (по своему учебному предмету или по отдельной теме, уроку) Предложите примеры таких материалов по каждому из видов (по своему учебному предмету или по отдельной теме, уроку)

Дополнительные способы проведения мотивации - использование мимики и жестов (передача информации без использования слов); - использование мимики и жестов (передача информации без использования слов); - намеренные ошибки; - намеренные ошибки; - музыка и различные звуковые сигналы; - музыка и различные звуковые сигналы; - незаконченная фраза. - незаконченная фраза. - использование разных цветов или цветовых маркеров – на картинках, в списке понятий (для создания зрительных образов). - использование разных цветов или цветовых маркеров – на картинках, в списке понятий (для создания зрительных образов). СПИСОК НЕ ЗАКОНЧЕН СПИСОК НЕ ЗАКОНЧЕН - … - …

Общие требования к мотивации в курсе ОРКиСЭ - направленность на социальный опыт учащихся или их интересы; - направленность на социальный опыт учащихся или их интересы; - возможность высказывать разные точки зрения; - возможность высказывать разные точки зрения; - связь с культурными традициями, моральными нормами и нравственным воспитанием гражданина России; - связь с культурными традициями, моральными нормами и нравственным воспитанием гражданина России; - оригинальность формы или манеры подачи материала; - оригинальность формы или манеры подачи материала; - доступность для понимания (простота языка и способа изложения); - доступность для понимания (простота языка и способа изложения); - связь с повседневной жизнью школьника, общением в семье и с окружающими людьми. - связь с повседневной жизнью школьника, общением в семье и с окружающими людьми.

Оценочный блок занятия Оценка учителя (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Оценка учителя (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка Самооценка Взаимооценивание Взаимооценивание Экспертиза Экспертиза

Общие принципы оценивания - индивидуальность (дифференцированность); - индивидуальность (дифференцированность); - объективность (критериальность); - объективность (критериальность); - открытость (понятность процедуры, обсуждаемость), - открытость (понятность процедуры, обсуждаемость), - результативность (целеполагание, ориентация на важные результаты), - результативность (целеполагание, ориентация на важные результаты), - конкретность (отказ от обобщений: «как всегда…», «никто не знает…» и т.п.); - конкретность (отказ от обобщений: «как всегда…», «никто не знает…» и т.п.); - тактичность (вежливость, деликатность); - тактичность (вежливость, деликатность); - мотивационная функция (оценка должна мотивировать учащихся). - мотивационная функция (оценка должна мотивировать учащихся).

Функции оценивания и проверки знаний Вопрос: Какие функции выполняет оценивание? Вопрос: Какие функции выполняет оценивание? 1. Контролирующая (определение достижений и соответствия требованиям). 1. Контролирующая (определение достижений и соответствия требованиям). 2. О бучающая (повторение пройденного, лучшее усвоение материала). 2. О бучающая (повторение пройденного, лучшее усвоение материала). 3. Р азвивающая (самостоятельность в работе, развитие мышления). 3. Р азвивающая (самостоятельность в работе, развитие мышления). 4. В оспитывающая (дисциплина, воспитание воли). 4. В оспитывающая (дисциплина, воспитание воли). 5. Корректирующая (изменения) 5. Корректирующая (изменения) 6. Информационная (сообщение) 6. Информационная (сообщение)

Результаты оценивания 1. Определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов (в их динамике). 1. Определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов (в их динамике). 2. Выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы. 2. Выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы. 3. Определение качества работы учителя по уровню успешности его учеников. 3. Определение качества работы учителя по уровню успешности его учеников. 4. Создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации ребенка к успешной учебной деятельности. 4. Создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации ребенка к успешной учебной деятельности.

Высказывания учителей, формирующие беспомощность учеников 1. «Ты никогда не достигнешь лучших результатов». 1. «Ты никогда не достигнешь лучших результатов». 2. «Такой лентяй, как ты, никогда не достигнет даже посредственных результатов». 2. «Такой лентяй, как ты, никогда не достигнет даже посредственных результатов». 3. «Ты типичный неудачник». 3. «Ты типичный неудачник». 4. «С твоими способностями никогда не достичь даже среднего уровня». 4. «С твоими способностями никогда не достичь даже среднего уровня». 5. «Тебе этого никогда не понять». 5. «Тебе этого никогда не понять».

Рефлексия: постановка проблемы Зачем нужна рефлексия? Зачем нужна рефлексия? Чем рефлексия в образовании отличается от подведения итогов и обобщения? Чем рефлексия в образовании отличается от подведения итогов и обобщения?

Способы и принципы обратной связи Способы выражения обратной связи: Способы выражения обратной связи: Позитивная обратная связь – согласие, поддержка, положительная характеристика. Позитивная обратная связь – согласие, поддержка, положительная характеристика. Негативная обратная связь – критика, ирония, сарказм. Негативная обратная связь – критика, ирония, сарказм. Принципы Принципы Понимание. Понимание. Поддержка. Поддержка. Своевременность. Своевременность. Регулярность (системность). Регулярность (системность). Приватность (деликатность). Приватность (деликатность). Конструктивность. Конструктивность. Индивидуальность (связь с особенностями человека, группы и ситуации). Индивидуальность (связь с особенностями человека, группы и ситуации).

Приемы рефлексии Выражение своего мнения цветом (новизна, интерес, активность, сложность). Выражение своего мнения цветом (новизна, интерес, активность, сложность). Личные итоги урока: деятельностные итоги (что успели сделать), развивающие (чему научились), содержательные (на какие вопросы смогли ответить), эмоциональные (какие чувства испытывали). Личные итоги урока: деятельностные итоги (что успели сделать), развивающие (чему научились), содержательные (на какие вопросы смогли ответить), эмоциональные (какие чувства испытывали). Вопросы и ответы. Вопросы и ответы. Неоконченное предложение (завершение). Неоконченное предложение (завершение). Графическая рефлексия (мишень, фигуры, графики и т.п.) Графическая рефлексия (мишень, фигуры, графики и т.п.)

Методы индивидуальной графической рефлексии Идеи в фигурах: Идеи в фигурах: Активно участвовал Было интересно Было понятно Узнал новое Задумался Спорно Требует размышлений

Вопросы для проведения рефлексии Что я делаю (делал, делала)? Что я делаю (делал, делала)? Как я это делаю (делал, делала)? Как я это делаю (делал, делала)? Почему я действовал(ла) так, а не иначе? Почему я действовал(ла) так, а не иначе? Получилось ли создать ситуацию успеха на занятии? Получилось ли создать ситуацию успеха на занятии? Что, на ваш взгляд, осталось непонятным? Требует уточнения, дополнительного разъяснения? Что, на ваш взгляд, осталось непонятным? Требует уточнения, дополнительного разъяснения? Какие цели стояли перед Вами при изучении темы? Какую главную проблему Вы решали, изучая тему? Какие выводы Вы сделали, изучая тему? Какие цели стояли перед Вами при изучении темы? Какую главную проблему Вы решали, изучая тему? Какие выводы Вы сделали, изучая тему? Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли? Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли? Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема? Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема? Активно ли работал класс? Все ли слушали друг друга? Активно ли работал класс? Все ли слушали друг друга?

Неоконченное предложение Мне стало известно, что … Мне стало известно, что … Меня особенно привлекло и заинтересовало, что … Меня особенно привлекло и заинтересовало, что … То, что мне стало известно, может повлиять на … То, что мне стало известно, может повлиять на … Если говорить кратко, то суть дела состоит в том, что … Если говорить кратко, то суть дела состоит в том, что … На уроке для меня было открытием… На уроке для меня было открытием… После урока мне захотелось… После урока мне захотелось… На уроке я учился… На уроке я учился… Полученные знания я смогу использовать… Полученные знания я смогу использовать…

Рефлексия - противопоставление Самое лучшее в занятии (упражнении) было…, а самое худшее…. Самое лучшее в занятии (упражнении) было…, а самое худшее…. Самое интересное было…, а самое скучное…. Самое интересное было…, а самое скучное…. Самым веселым было…, а самым серьезным …. Самым веселым было…, а самым серьезным …. Мне бы хотелось, чтобы…. Мне бы не хотелось, чтобы… Мне бы хотелось, чтобы…. Мне бы не хотелось, чтобы… Я был(а) уверен(а) в себе, когда…. Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда…. Я был(а) уверен(а) в себе, когда…. Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда….

Синквейн по теме занятия ____________________________ ____________________________ (существительное, основное понятие, общая тема) (существительное, основное понятие, общая тема) ______________ ________________ ______________ ________________ (два глагола) (два глагола) __________ ____________ _________ __________ ____________ _________ (три прилагательных) (три прилагательных) _________________________________ _________________________________ (основная мысль – предложение, фраза) (основная мысль – предложение, фраза) ____________________ ____________________ (ключевое слово, вывод) (ключевое слово, вывод)

7 строк по теме Я думаю, что ____________________________ (1) Я думаю, что ____________________________ (1) (общая идея) (общая идея) Потому что ______________________________ (2) Потому что ______________________________ (2) _____________________________________ (3) _____________________________________ (3) _____________________________________ (4) _____________________________________ (4) _____________________________________ (5) _____________________________________ (5) (наиболее понравившиеся мысли в 4 предложения) (наиболее понравившиеся мысли в 4 предложения) Поэтому ________________________________ (6) Поэтому ________________________________ (6) ____________________________________ (7) ____________________________________ (7)

Рефлексия Продолжите любую из фраз (по своему выбору): Продолжите любую из фраз (по своему выбору): 1. Мне стало известно, что … 1. Мне стало известно, что … 2. Меня особенно привлекло и заинтересовало, что … 2. Меня особенно привлекло и заинтересовало, что … 3. То, что мне стало известно, может повлиять на … 3. То, что мне стало известно, может повлиять на … Если говорить кратко, то суть дела состоит в том, что … Если говорить кратко, то суть дела состоит в том, что …