Особенности оценивания и рефлексии в преподавании предметов духовно-нравственной направленности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура современного урока. Роль мотивации и рефлексии в учебном процессе.
Advertisements

Мотивация – Оценивание - Рефлексия в курсе ОРКиСЭ Иоффе А.Н., доктор педагогических наук.
Особенности современного урока. Рефлексия на уроках английского языка. Выполнила Голодникова Нина Сергеевна, учитель английского языка.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию.
Оценивание в процессе изучения общественных дисциплин.
Маршалова Г.И. МОУ гимназия 1 г. Балашова РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ФОРМИРОВАНИИ УДД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Значение контроля и оценки знаний обучающихся.. Под оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком; отметка.
Проблемы оценивания качества образования.
Рефлексия Учитель физической культуры Демина Т.А..
1 Учитель русского языка: Ананьева Надежда Степановна.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Подготовила учитель русского языка и литературы Кунникова Наталья Серегбаевна.
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь.
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний,
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
L/O/G/O Рефлексия подведение итогов урока Афанасьева Е.А. Методист отдела воспитательной работы Афанасьева Е.А. Методист отдела воспитательной работы.
Критериальное оценивание как новая технология обучения в современной школе.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Педагогический совет: «ФГОС: Первые результаты» МКОУ Заковряжинская СОШ»
Транксрипт:

Особенности оценивания и рефлексии в преподавании предметов духовно-нравственной направленности

Какое высказывание относится к оцениванию, а какое – к рефлексии? Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимание на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела. Абу-аль-Фарадж Человеку легче добраться мыслью до отдаленного созвездия, чем до самого себя, и можно опасаться, что он доберется до себя, когда уже не останется ни одного созвездия. В.О. Ключевский

Отметка = оценка = рефлексия? Что оценивать? Как оценивать? Зачем оценивать? В чем связь рефлексии и оценивания? Ключевые вопросы

Оценка (определение) отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали Н.А. Морева Современная технология учебного занятия М.: Просвещение, С. 28. определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, С. 261.

Рефлексия (определение) Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок Словарь по образованию под ред. В.М. Полонского. в широком смысле – выход за пределы любого непосредственного, «автоматически» текущего процесса или состояния. В узком смысле – осмысление собственной деятельности, обращение назад, «внутрь» деятельности с целью ее совершенствования; исследовательская позиция в любой деятельности. И.С. Сергеев Основы педагогической деятельности.

Виды оценки Оценка учителя (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка Взаимооценивание Экспертиза

Общие принципы оценивания индивидуальность (дифференцированность); объективность (критериальность); открытость (понятность процедуры, обсуждаем ость), результативность (целеполагание, ориентация на важные результаты), конкретность (отказ от обобщений: «как всегда…», «никто не знает…» и т.п.); тактичность (вежливость, деликатность); мотивационная функция (оценка должна мотивировать учащихся).

Функции оценивания и проверки знаний Вопрос: Какие функции выполняет оценивание? 1. Контролирующая (определение достижений и соответствия требованиям). 2. Обучающая (повторение пройденного, лучшее усвоение материала). 3. Развивающая (самостоятельность в работе, развитие мышления). 4. Воспитывающая (дисциплина, воспитание воли). 5. Корректирующая (изменения) 6. Информационная (сообщение)

Результаты оценивания 1. Определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов (в их динамике). 2. Выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы. 3. Определение качества работы учителя по уровню успешности его учеников. 4. Создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации ребенка к успешной учебной деятельности.

«Молодец!» «Умница!» «У кого есть другое мнение?» «Мне кажется, что также думает большинство людей» «Замечательно. Ты глубоко понял суть вопроса» «Спасибо! Твое мнение для нас ценно» «Пусть твое мнение отлично от других, но оно тоже важное» и др. Высказывания учителей, повышающие самооценку учеников

Рефлексия: постановка проблемы Зачем нужна рефлексия? Чем рефлексия отличается от подведения итогов и обобщения?

Способы обратной связи Позитивная обратная связь – согласие, поддержка, положительная характеристика. Негативная обратная связь – критика, ирония, сарказм.

Принципы обратной связи Понимание. Поддержка. Своевременность. Регулярность (системность). Приватность (деликатность). Конструктивность. Индивидуальность (связь с особенностями человека, группы и ситуации).

Приемы рефлексии Выражение своего мнения цветом (новизна, интерес, активность, сложность). Личные итоги урока: деятельностные итоги (что успели сделать), развивающие (чему научились), содержательные (на какие вопросы смогли ответить), эмоциональные (какие чувства испытывали). Вопросы и ответы. Неоконченное предложение (завершение). Графическая рефлексия (мишень, фигуры, графики и т.п.)

Методы индивидуальной графической рефлексии Идеи в фигурах: Активно участвовал Было интересно Было понятно Узнал новое Задумался Спорно Требует размышлений

Вопросы для проведения рефлексии Что я делаю (делал, делала)? Как я это делаю (делал, делала)? Почему я действовал(ла) так, а не иначе? Получилось ли создать ситуацию успеха на занятии? Что, на ваш взгляд, осталось непонятным? Требует уточнения, дополнительного разъяснения? Какие цели стояли перед Вами при изучении темы? Какую главную проблему Вы решали, изучая тему? Какие выводы Вы сделали, изучая тему? Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли? Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема? Активно ли работал класс? Все ли слушали друг друга?

Неоконченное предложение Мне стало известно, что … Меня особенно привлекло и заинтересовало, что … То, что мне стало известно, может повлиять на … Если говорить кратко, то суть дела состоит в том, что … На уроке для меня было открытием… После урока мне захотелось… На уроке я учился… Полученные знания я смогу использовать…

Рефлексия - противопоставление Самое лучшее в занятии (упражнении) было…, а самое худшее…. Самое интересное было…, а самое скучное…. Самым веселым было…, а самым серьезным …. Мне бы хотелось, чтобы…. Мне бы не хотелось, чтобы… Я был(а) уверен(а) в себе, когда…. Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда….

Синквейн по теме занятия ____________________________ (существительное, основное понятие, общая тема) ______________ ________________ (два глагола) __________ ____________ _________ (три прилагательных) _________________________________ (основная мысль – предложение, фраза) ____________________ (ключевое слово, вывод)

7 строк по теме Я думаю, что _________________________________ (1) (общая идея) Потому что ___________________________________ (2) _________________________________________ (3) _________________________________________ (4) _________________________________________ (5) (наиболее понравившиеся мысли в 4 предложения) Поэтому _____________________________________ (6) _________________________________________ (7)