Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: А.Вампилов. Пьеса "Старший сын"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чистое сердце. Урок по пьесе А.Вампилова «Старший сын».
Advertisements

Александр Вампилов. Александр Валентинович Вампилов ( )
Александр Вампилов ( ). …Хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь. В.М. Шукшин Говорите правду, и вы будете.
«Соль жизни под солнцем» (Нравственные проблемы в пьесе Александра Вампилова «Старший сын») Выполнила: ученица 9 А класса Полоротова Наталья Олеговна Руководитель:
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема 19. Драматургия.
Александр Валентинович Вампилов ( ) «Зритель, приходя в театр на Вампилова, невольно попадает под нелёгкое нравственное испытание, своего рода.
«Сохранить и приумножить человеческое в человеке…» (по пьесе А. Вампилова «Свидание»).
Вампилов Александр Валентинович. Биография Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа августа Отец Валентин Никитич Вампилов, талантливый.
Драматург Вампилов А.В.. А.Вампилов вошёл в литературу молодым и молодым в ней остался. «Я смеюсь над старостью, потому что никогда не буду старым»,-
Проблемы нравственности в пьесе А.Вампилова «Старший сын» УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, Учитель русского.
Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди.
Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте.
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Правильные ответы: 1 - Б 1 - Б 2 - В 2 - В 3 - Б 3 - Б 4 - В 4 - В 5 - В 5 - В 6 - В 6 - В.
Мерзлякова Л.А. Юринская СОШ Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная литература Род Лирика Эпос Драма.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
«Мы – люди, потрясённые Шукшиным» Презентация к уроку литературы в 7-ом классе по рассказам В. М.Шукшина.
Транксрипт:

Александр Вампилов «Старший сын» «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека»

1937 г. – родился А.В. Вампилов. Поселок Кутулик. Иркутская область. Родился драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды» г. – закончил историко – филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь». Увлечение драматургией г. – приезд в Москву в театр «Современник» г. – «Прощание в июне» г. – «Старший сын», «Утиная охота» г. – «Прошлым летом в Чулимске». Август 1972 г. – трагическая гибель писателя.

Первый вариант пьесы был создан в 1965 году и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье» и в 1968 году печатается в альманахе «Ангара».1965 году Советская молодёжь 1967 году 1968 году Ангара В 1970 году Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где «Старший сын» вышел отдельным изданием.1970 году

«Предместье» «Нравоучения с гитарой» «Семья Сарафановых»

«Фабула" это последовательность событий, как они происходят, а "сюжет" это та последовательность, в которой их располагает автор (в которой он повествует о них или изображает их драматически). Конфликт произведения: он является движущей силой и определяет главные стадии развития сюжета: зарождение конфликта – завязка, наивысшее обострение – кульминация, разрешение конфликта – развязка. Обычно конфликт выступает в виде коллизии (иногда эти термины трактуются как синонимы), то есть прямого столкновения и противоборства между изображенными в произведении действующими силами характерами и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера. Есть четыре основных вида конфликта: природный или физический конфликт, когда герой вступает в борьбу с природой; социальный конфликт, когда человеку бросает вызов другой человек или общество; внутренний или психологический конфликт, когда желания человека вступают в конфликт с его совестью; провиденциальный конфликт, когда человек противостоит законам судьбы или какого-то божества.

Нравственные искания пьесы разворачиваются между двумя тезисами-лозунгами - "все люди - братья" и "у людей толстая кожа". Парадоксально то, что самая "тонкая кожа" оказалась у Бусыгина. Попав в наивный мир сарафановской семьи, Бусыгин играя свою роль, невольно проявляет лучшие человеческие качества.

Бусыгин – студент – медик, представившийся сыном Сарафанова; Семён (Сильва) – торговый агент, возлюбленный Макарской; Андрей Григорьевич Сарафанов – играет на похоронах, но скрывает это от детей; Васенька – десятиклассник, сын Сарафанова; Кудимов – лётчик, жених Нины; Нина – дочь Сарафанова; Макарская – тридцатилетняя женщина, возлюбленная Васеньки и Сильвы; Две подруги Сосед

- Главные и второстепенные герои пьесы. Фабула пьесы. - Коллизия пьесы. - Сарафанов и его дети. - Образ Бусыгина в раскрытии идеи пьесы. - Роль второстепенных героев в раскрытии идеи пьесы. - Проблематика и идея пьесы. - Жанр пьесы. - Авторская позиция.

Название пьесы "Старший сын" наиболее удачное, так как главный герой - Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль старшего сына. Володя Бусыгин помог понять детям Сарафанова, как много значит для них отец и вносит в их непростую жизнь доверие, уважение, сострадание, теплоту.

дети по отношению к отцу черствы, порой эгоистичны (выразительное чтение диалогов, анализ эпизода с пожаром). Нина серьезная, умная, но желая изменить свою жизнь, устав от безнадежности, готова оставить отца, брата. Но, полюбив, оттаивает, меняет свои жизненные взгляды

драматург рассматривает тему одиночества, способную довести человека до отчаяния.

Слово комедия может быть понято в бальзаковском смысле слова: "человеческая комедия". Комедия - панорама жизни. Вампилов определяет жанр пьесы как комедия. Но наряду с комическим развиваются драматические события ( Сильва, Макарская, Сарафанов). А.Демидов назвал комедию "Старший сын" "своеобразной философской притчей". "В отличие от семейно-приключенческой драматургии, ориентированной на узнаваемость ситуаций жизни, "Старший сын" ориентирован, если можно так выразиться, на узнаваемость вечных, общечеловеческих, обще драматургических, бытийных ситуаций и проблем. Внутренняя структура пьесы вся как бы пронизана темами мировой драматургии:" (Е.Гущанская).

Драматург не случайно заменил название пьесы "Предместье" на "Старший сын". Главное - не где происходит события, а кто участвует в них. Уметь слушать и слышать, понимать друг друга, проявлять милосердие - главная идея произведения Александра Вампилова. Критики говорят, что Вампилов создал собственный оригинальный художественный мир, особую драматургическую поэтику. Стихия пьесы добра; стихия, рождающая счастливые превращения и обретения, а не разрывы и утраты. Это драматургия, способная вселять в человека веру. Художественную глубину, достоверность пьесе придают некая условность, случайность, но драматург ни разу не дал усомниться в жизненности происходящего, не нарушил логику событий, каждый последующий шаг закономерно проистекал из предыдущей ситуации.

Главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее кровного родства.

Сарафанов, узнав, что Бусыгин не его сын, говорит: "То, что случилось, - все это ничего не меняет, Володя, подойди сюда: (Бусыгин, Нина, Васенька, Сарафанов - все рядом.) Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. ( Всем троим). Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное".

" Я люблю людей, с которыми все может случиться», - написал Саня в блокноте, то есть потаенно, для себя. Он не мог кому-то завидовать из-за того, что тому повезло больше; не мог унизить того, кто глупей, тем более несчастней. Он видел нас такими, какие мы есть, и хотел, чтобы мы были лучше. Он любил нас. И сам он достоин того же".

В финале пьесы Андрей Григорьевич Сарафанов высказывает следующую мысль: "Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и далее тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит". Сам Сарафанов, пусть не имеет славы, не может закончить музыкальное произведение, обладает большим жизненным опытом: он защищал Отчизну, дарил людям своим исполнением музыки радость и утешение. Его бывшая жена, по рассказу Нины, в письмах когда-то называла Андрея Григорьевича "блаженным". Блаженный - значит "чудаковатый, юродивый". Но в другом, возвышенном смысле блаженный - "исполненный высшего счастья". А высшего счастья он достигает в силу того, что охвачен бескорыстным служением делу и людям. Им движут благородство и чистота помыслов. Горячее сочувствие Володи Бусыгина к Сарафанову возникло потому, что их обоих можно назвать людьми с чистыми сердцами.

Подготовить отзыв о прочитанной пьесе по следующему плану: 1. Какова тема и основная мысль произведения? 2. Где и когда происходят события? 3. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление? 4. Кто из героев особенно понравился? Почему? 5. Кто из героев, по-вашему, заслуживает осуждения? 6. Чем обогатила вас пьеса? Над какими вопросами заставила задуматься?

«Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение». На эти вопросы дает ответ пьеса А.Вампилова «Старший сын".