Система оценки достижения планируемых результатов Н.В. Фирсова, ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО, канд. ист. наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка. В сознании ребенка утверждается мысль: если у меня еще нет оценки, значит, я еще не.
Advertisements

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Система оценки планируемых результатов основного общего образования.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Разработчики: Дудина И. Е.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Как изменяется взгляд на результаты образования? Как оценивать метапредметные и личностные результаты? Каковы критерии их оценивания? Как изменится традиционная.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 29 города Костромы И. А. Елфимычева.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ДПОС «Методический центр»,
Проектирование раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» 9.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Выполнили: Заплава А.В., учитель математики, Астраханцева И.А., учитель истории.
Особенности оценки метапредметных результатов ШМО учителей естествознания.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
«Система оценки планируемых результатов основного общего образования» Копотева Г.Л.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ ОСНОВНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Педагогический совет «Оценка образовательного результата» Выполнила: Дюина Е.А., руководитель ШМО.
Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА» «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи» Оценка - словесная.
С ИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО З АМЕСТИТЕЛЬ.
Транксрипт:

Система оценки достижения планируемых результатов Н.В. Фирсова, ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО, канд. ист. наук

Основные понятия Оценка это словесная (устная или письменная) характеристика результатов действий учащихся Отметка это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы

Исторический экскурс Система оценки в контексте ФГОС – это инновации или традиции?

8 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний Ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов Ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов

9 Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в практику работы учителя и систему оценки Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в практику работы учителя и систему оценки ЗНАНИЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Ориентация учебного процесса Основы хороших технологий Освоение всех элементов обязательного минимума Работа по учебнику Формирование способности к решению всех классов учебных задач Работа на конечный результат УЧУ ПРЕДМЕТУ Передача готового знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы. Ориентация на уровень восприятия среднего ученика. Предметность УЧУ РЕБЕНКА Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание смыслов и использование знаний. Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований. Интеграция, перенос знаний

10 Система оценки: «знаниевая» и «деятельностная» парадигмы Система оценки: «знаниевая» и «деятельностная» парадигмы ЗНАНИЕВАЯДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Основа кодификатора Предмет оценки Обязательный минимум (ОМ) Планируемые результаты (ПР) Освоение всех элементов ОМ Способность к решению учебных задач классов Основные функции Контроль за освоением ОМ Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик Ориентация учебного процесса Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса учения каждого Контроль за достижением ПР

Функции системы оценки достижения планируемых результатов Ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП; обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Внутренняя оценка: Внутришкольный мониторинг образовательных достижений: ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников (промежуточная аттестация). Портфель достижений. Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования Итоговая оценка : обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки формируется на основе а) результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам (оценочные листы, промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе) б) оценки за итоговые работы, в) оценки за выполнение и защиту проектной работы г) оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ГИА) Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. Комплексный подход к оценке результатов (оценка личностных, метапредметных и предметных результатов) Уровневый подход (оценка на основе «метода сложения»)

Актуальные направления оценки качества начального и основного общего образования 1. Проведение внешней (независимой) оценки качества начального и основного общего образования в образовательном учреждении с целью получения достоверной информации об индивидуальных достижениях выпускников начальной и основной школы образовательного учреждения для широкого круга задач: аккредитации ОУ, аттестации педагогических кадров, получения информации об обеспечении гарантий граждан по обеспечению равного доступа всех обучающихся в данном образовательном учреждении к качественному образованию и др.).

Актуальные направления оценки качества начального и основного общего образования 2. Проведение внешней (независимой) оценки качества начального и основного общего образования на различных уровнях (муниципальном, региональном, национальном) с целью получения достоверной информации: о состоянии системы образования и тенденциях ее изменения, а также факторах, влияющих на качество образования для управления качеством образования.

Состав инструментария оценки качества образования Оценка индивидуальных достижений обучающихся 1. КИМ для оценки предметных результатов (математика, русский язык, окружающий мир) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов (универсальные учебные действия : работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения) 3. Инструктивно-методические материалы (Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др.)

Состав инструментария оценки качества образования Оценка состояния системы начального образования 1. КИМ для оценки предметных результатов (математика, русский язык, окружающий мир) 2. КИМ для оценки метапредметных результатов (учебные компетенции: работа с информацией, регулятивные и коммуникативные умения) 3. КИМ для оценки личностных результатов (самоидентификация, смыслообразование, этические и моральные нормы) 4. Инструктивно-методические материалы (Регламенты, Положения, Методические рекомендации по использованию результатов и др.) 5. Инструментарий для сбора контекстной информации (анкеты для учащихся, учителей, родителей, администрации ОУ)

Углублённые исследования Крупномасштабные исследования Государственные экзамены Формирующее оценивание оценка на уровне класса

Общие принципы новой системы оценивания Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Комплексность, то есть все используемые средства, формы и методы должны обеспечить главное - комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса – за счет выбора процедур, форм, содержания оценочной деятельности

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Общие положения Особенности оценки личностных результатов Особенности оценки метапредметных результатов Особенности оценки предметных результатов Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию Оценка результатов деятельности образовательного учреждения

К компетенции образовательного учреждения относится: описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся; адаптация инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, разработанного на федеральном уровне, в целях организации: а) оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля; б) промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга); в) итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию; адаптация (при необходимости разработка) инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов по предметам и/или междисциплинарным программам, вводимым образовательным учреждением; адаптация или разработка модели и инструментария для организации стартовой диагностики; адаптация или разработка модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом в целях организации системы внутришкольного контроля.

Положение о системе оценивания Общие положения (что регулирует, на кого распространяется, термины) Цели, задачи и общие требования оценивания Ведение документации (учитель, обучающиеся, администрация) Права и обязанности участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель) Общие требования к оценке образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные, критерии оценки, критерии отметки) Итоговая аттестация Оспаривание отметок

Уровни описания планируемых результатов Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. 1.Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. 2.Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы).

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся.

Выпускник научится определять место исторических событий во времени, использовать историческую карту как источник информации проводить поиск информации в отрывках исторических текстов описывать условия существования, основные занятия, образ жизни раскрывать характерные, существенные черты Объяснять давать оценку событиям и личностям Выпускник получит возможность научиться давать характеристику общественного строя древних государств; сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты общего и различия; видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. Планируемые результаты освоения учебной программы по истории

Выпускник научится использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью; Выпускник получит возможность научиться формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных «параметров личности»; описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Планируемые результаты освоения учебной программы по обществознанию

Объект и содержание оценки В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования: предметные, метапредметные, личностные.

Результаты освоения основной образовательной программы ООО Результаты, подлежащие аттестации(предметные, метапредметные) Результаты, не подлежащие аттестации (личностные) научные знания и представлен ия о природе, обществе, человеке, знаковых и информацио нных системах; умения учебно-познавательной,исследовательской,практическойдеятельности;обобщенныеспособыдеятельности; коммуникативны е иинформационныеумения; умение оцениватьобъектыокружающейдействительностисопределенныхпозиций; способнос ть кконтролю исамоконтролю; способнос ть ктворческому решениюучебных ипрактических задач. ценностные ориентации выпускника характери стика социальны х чувств; индивидуальн ые психологически е характеристики личности

Оценка личностных результатов В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ. К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

КИМ 1 для неперсонифицированной оценки личностных результатов учащихся Задание для работников школы. Повесьте в школе на видных местах не менее 10 объявлений о проведении мастер-класса тренера по оздоравливающей методике физических тренировок. Время проведения мастер-класса – после уроков. Все желающие могут прийти на мастер-класс. Форма одежды произвольная. Продолжительность мастер-класса – 20 минут. Необходимо обеспечить, чтобы классные руководители и учителя не обязывали детей прийти на это мероприятие и никак его не анонсировали специально – только информация на объявлениях (возможно разместить объявление и на сайте школы). Необходимо определить долю детей, пришедших на мастер- класс.

Оценка результатов Способ оценки: Уровень 1 (недостаточный): Если доля детей менее 10 процентов – в школе недостаточно организована среда для формирования данного личностного результата учащихся. Уровень 2 (допустимый): Если доля детей от 10 до 50 процентов – в школе среда для формирования данного личностного результата сформирована на допустимом уровне. Уровень 3 (эффективный): Если доля детей более 50 процентов - в школе создана эффективная среда для формирования данного личностного результата.

Портфолио достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений Портфолио достижений может быть средством для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: ·поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; ·поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; ·развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; ·формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио достижений учащегося Портфолио достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях. Отбор работ для портфолио достижений ведется самим учащимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио достижений без согласия ученика не допускается.

Портфолио достижений учащегося Решение об использовании портфолио достижений в рамках системы внутренней оценки принимает образовательное учреждение: Положение о портфолио (является формой отслеживания регулятивных УУД учащегося и оценивается как отдельный вид деятельности учащегося); Положение о накопительной оценке (процедура суммирования с текущей оценкой)

Портфель достижений учащегося В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.

Оценка достижения предметных результатов Объектом оценки предметных результатов является: способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. В систему оценки предметных результатов входят: предметные учебные действия: показывать, описывать, приводить примеры, решать задачи, характеризовать, использовать, раскрывать, систематизировать, участвовать, объяснять, выявлять, высказывать и аргументировать, представлять и обосновывать. опорные знания по предметам, которые включают в себя ключевые теории, идеи, факты, методы, понятийный аппарат.

Уровни успешности Критерии и показатели Отметка Высокий уровень полнота освоения планируемых результатов, уровень овладения учебными действиями сформированность интересов к данной предметной области 5 (отлично) Повышенный уровень полнота освоения планируемых результатов, уровень овладения учебными действиями сформированность интересов к данной предметной области 4 (хорошо) Базовый уровень демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. 3 (удовлетво рительно) Пониженный уровень отсутствии систематической базовой подготовки не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено при этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. 2 (неудовлет ворительно Низкий уровень наличие только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. 1 (плохо)

Внутренняя оценка качества (внутришкольный мониторинг) образования регулируется внутренними нормативными актами ОУ

Внутришкольная система оценки предметных результатов Класс стартовая диагностика Промежуто чная аттестация итоговая аттестация (триместр, полугодие) итоговая (за год) аттеста ция

Оценка достижения метапредметных результатов Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры: решение задач творческого и поискового характера (творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня и др.); проектная деятельность; текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения; комплексные работы на межпредметной основе.

Особенности комплексной работы для оценки метапредметных результатов Комплексная работа направлена на выявление у учащихся сформированности умений: - читать и понимать различные тексты, включая и учебные; - работать с информацией, представленной в различной форме; - использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно- познавательных и учебно-практических задач.

Примеры заданий

Примеры заданий (группа 1)

Примеры заданий (группа 2)

Примеры заданий (группа 1 и 3)

Задание на проверку метапредметных умений

Оценка проектной деятельности Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют Регулятивные действия Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Коммуникация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

Итоговая оценка достижения планируемых результатов Итоговая оценка - это характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей: комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» - совокупность всех образовательных результатов); результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач); результатов предварительных диагностических работ по УУД за год и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).

На основе трёх показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД: Вывод-оценка (о возможности продолжения образования на следующей ступени) Показатели (процентные показатели установлены авторами примерной ООП) Комплексная оценка (данные «Портфеля достижений») Итоговые работы (русский язык, математика и межпредметная работа) 1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты) Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня 2. Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач. Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально». Правильно не менее 50% заданий необходимого (базового) уровня. 3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач. Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично» Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

Четвертная оценка-характеристика Четвертная оценка выражается в письменной и словесной (устной) характеристике уровня развития ученика: какие предметные действия и на каком уровне он смог продемонстрировать в ходе решения задач по темам данной четверти. Главное внимание при этом уделяется сравнению с уровнем самого ученика на предыдущих этапах, подчёркивается продвижение и выделяются действия, развитие которых необходимо продолжить в будущем. Пример четвертной оценки-характеристики: «За четверть (год) ученик _________(ФИ) ____ продемонстрировал владение всеми требуемыми умениями по предмету _______ (некоторыми – какими именно). Из них на необходимом уровне - частично - __, полностью - ___, на программном уровне - частично -____, полностью - ____, на максимальном уровне - _____. Особые успехи были отмечены по линии развития _________ (несколько раз демонстрировал максимальный уровень). Наибольшие затруднения вызывали задания, связанные с умением _________».

Формирующее оценивание Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Аспекты формирующего оценивания Оценка обучения Оценка для обучения Оценка как обучение

Технология оценивания «Школа 2100» ЧТО? Решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) ГДЕ? В таблице требований КАК? По уровням успешности мини макс

Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА» «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи» Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Правило 2. «САМООЦЕНКА» «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку.» Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК» «За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка» ПРИМЕР: В проверочной работе – 5 заданий. Значит ученик может получить за проверочную работу – 5 отметок.

Правило 4. «ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ» Предмет: Русский язык Класс: 3 Тема:

Таблица требований Учащиеся Учебные умения Показывать на карте расселение древнего человека… Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческ их и кочевых племен Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий Иванов К.453 Петров И.343 Сидоров В.545 Предмет: История России Класс: 5 А Тема: Древнейшие народы на территории России

Правило 5. «ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ» За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, ученик имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку

Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ» Необходимый уровень – решение типовой задачи. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично». Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично». Максимальный уровень (!!! Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи». Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ