Нормативно-правовое обеспечение проведения ГИА-2015 года. Нормативно-правовое обеспечение проведения ГИА-2015 года. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Усиление общественно-профессионального контроля (федеральные инспекторы и федеральные общественные наблюдатели) Присутствие в пунктах проведения экзаменов.
Advertisements

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы.
ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» Проведение ГИА в форме ОГЭ, ГВЭ в 2015 году Центр мониторинга достижений обучающихся Региональный.
Управление образования администрации муниципального района «Удорский» 2014 Изменения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным.
Изменения в нормативном правовом обеспечении ГИА- 9 в 2015 году.
Улан-Удэ, 2014 г.. Основные изменения в нормативных правовых актах по ГИА-9 Определение места для личных вещей участников ГИА в здании (комплексе зданий),
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В учебном году итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации будет проводиться в обязательном.
Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в 2014 – 2015 учебном году Дубовицкая Л.Н., методист по русскому языку и литературе МКУ «Информационно-методический.
Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в учебном году Брагина Лариса Васильевна – начальник организационно-методического обеспечения.
ГИА - 11 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГИА - 11 Сельнихина Елена Евгеньевна Государственное.
Особенности проведения ГИА в 2015 году. Нормативные правовые акты ГИА 9 в 2015 году Ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Совершенствование технологий проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) Грозина.
Итоговая аттестация в 2015 году Родительское собрание в 11-х классах 28 октября 2014 год.
Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) в учебном году МБОУ лицей Родительское собрание.
Об алгоритме организации и проведения итогового сочинения (изложения) Лозовая Ольга Анатольевна, начальник отдела общего образования министерства.
К государственной (итоговой) аттестации допускаются выпускники, имеющие годовые отметки по всем общеобразовательным предметам учебного плана за X и XI.
Нормативно-правовое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2015 году Графонова.
Общие положения проведения экзамена Профильная площадка.
Порядок подготовки и проведения сочинения(изложения) Совещание «Основные итоги ЕГЭ-2014, организация и проведение ГИА-11 в 2015 г.»
Нормативно-правовое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования в 2015 году А. И. Карлов, директор.
Транксрипт:

Нормативно-правовое обеспечение проведения ГИА-2015 года. Нормативно-правовое обеспечение проведения ГИА-2015 года. 1

Президент Российской Федерации В.В. Путин 15 октября 2014 года, выступление на пленарном заседании форума Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» «ЕГЭ в России в целом сыграл положительную роль и как элемент противодействия коррупции в сфере образования, и как возможность абитуриентам из различных регионов поступать в ведущие российские вузы…» 2

ЕГЭ-2015 Совершенствование структуры КИМ Базовый и профильный уровни по математике Устная часть по иностранному языку Итоговое сочинение как допуск к ГИА Печать КИМ в ППЭ Исключение из расписания ЕГЭ дополнительного этапа Увеличение количества заданий в открытом банке Оптимизация сети ППЭ с увеличением количества онлайн-аудиторий 3

Для глухих и слабослышащих: звукоусиливающая аппаратура; наличие ассистента-сурдопереводчика. Для слепых: ЭМ и письменная экзаменационная работа оформляются шрифтом Брайля; Возможность выполнения экзаменационной работы на ПК; Возможность сдать ГВЭ в устной форме. Для слабовидящих: ЭМ копируются в увеличенном размере; Наличие увеличительного устройства в аудитории; Индивидуальное освещение не менее 300 люкс. Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата: Возможность выполнения экзаменационной работы на ПК; Возможность сдать ГВЭ в устной форме. Особые условия для лиц с ОВЗ 4

Разъяснительное письмо по ГИА февраля 2015 года (русский язык, география) выпускники прошлых лет; лица, имеющие неудовлетворительный результат в прошлые годы; обучающиеся образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации; обучающиеся XI (XII) классов, освоившие предмет и имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения. регистрация до марта – 24 апреля 2015 года выпускники прошлых лет; лица, имеющие неудовлетворительный результат в прошлые годы; обучающиеся образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации; обучающиеся XI (XII) классов, освоившие предмет и имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения ; обучающиеся, имеющие допуск педагогического совета. 25 мая – 26 июня 2015 года все категории регистрация до регистрация до Основной этап

Перечень нормативных правовых актов Ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ФЗ Правила формирования и ведения ФИС ГИА и приема и РИС ГИА (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ) подготовлена новая редакция Порядок разработки, использования и хранения КИМ для ГИА ( утв. приказом Рособрнадзора от ) готовятся изменения Порядок аккредитации общественных наблюдателей (утв. Приказом Минобрнауки России от ) готовятся изменения Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России 1394 от ) (находится на общественном обсуждении Проект приказа Минорнауки «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году» Проект приказа Минорнауки Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году 6

Методические рекомендации ГИА 2015 года Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена Методическое письмо о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по математике и русскому языку в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма) готовятся изменения (обсуждение) Январь 2015 года 7

Контроль за ходом проведения ГИА-9 в 2015 году Усиление общественно-профессионального контроля (федеральные инспекторы и федеральные общественные наблюдатели) Присутствие в пунктах проведения экзаменов представителей органов, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования Мониторинг внесения сведений в региональную информационную систему (РИС) 8

Основные изменения в нормативных правовых актах по ГИА-9 Определение места для личных вещей участников ГИА в здании (комплексе зданий), где расположен ППЭ В день проведения экзаменов в ППЭ по согласованию с территориальными подразделениями МВД России присутствуют сотрудники полиции и сотрудники ЧОП Изменение перечня предметов, указанных в заявлении на сдачу экзаменов, за 2 недели до начала соответствующих экзаменов Незамедлительное внесение данных в РИС по завершении обработки экзаменационных работ Закрепление возможности записи устных ответов лиц с ОВЗ, не имеющих возможности сдавать письменно ГВЭ 9

Расписание ГИА-9 Досрочный период – апрель 2015 года – математика – обществознание, химия, литература, информатика и ИКТ – русский язык – география, история, биология, иностранные языки, физика – резервы Основной период – май-июнь 2015 года – математика – обществознание, химия, литература, информатика и ИКТ – русский язык – география, история, биология, иностранные языки, физика – резервы Дополнительный период – август 2015 года – русский язык – обществознание, химия, литература, информатика и ИКТ – математика – география, история, биология, иностранные языки, физика – резервы Сентябрь 2015 года для участников, окончивших школу со справкой – математика – обществознание, химия, литература, информатика и ИКТ – география, история, биология, иностранные языки, физика – русский язык – резервы регистрация на сдачу экзаменов до

ИЗМЕНЕНИЯ В КИМ ОГЭ-2015 Изменена структура варианта КИМ по биологии, информатике и ИКТ, истории, обществознанию, физике, химии (две части: ч. 1 - задания с кратким ответом, ч. 2 - задания с развернутым ответом). Задания в варианте КИМ по биологии, иностранным языкам, русскому языку, истории, обществознанию, химии представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. записывается цифрой номер правильного ответа В КИМ для бланковой технологии ФЦТ изменена форма записи ответа в заданиях с выбором одного ответа: записывается цифрой номер правильного ответа (а не крестик). Для написания сочинения по русскому языку предложена не 1, а 5 тем на выбор экзаменуемых (на пробном 3 темы). 11

Учебные предметы ОГЭ со специализированным элементом экзамена ИНФОРМАТИКА и ИКТ В КИМ 2 задания, выполняемых на компьютере 2 варианта организации экзамена : -в компьютерном классе -с переходом из аудитории для письменной части экзамена в компьютерный класс ТРЕБОВАНИЯ: использование только лицензионного ПО техническая подготовка и сопровождение экзамена (в т.ч. система сбора, хранения и обработки файлов с работой экзаменуемых) ОБСУЖДАЕМАЯ ПРОБЛЕМА: нормативное ограничение используемых языков программирования РЕШЕНИЕ: невозможно, т.к. образовательным стандартом не установлены «обязательные» языки программирования 12

Учебные предметы ОГЭ со специализированным элементом экзамена ФИЗИКА Проведение физического эксперимента предварительная подготовка оборудования и маркировка комплектов работа организаторов в аудитории (передвижение экзаменуемых, соблюдение техники безопасности) в аудитории на ППЭ комплекты оборудования могут быть расставлены в свободном доступе, чтобы экзаменуемые подходили и брали необходимый комплект или могут выдаваться организаторами Приложения к Спецификации КИМ: Перечень оборудования Инструкция по правилам безопасного труда для учащихся 13

Учебные предметы ОГЭ со специализированным элементом экзамена ХИМИЯ 2 модели экзамена: -традиционная -c химическим экспериментом Проведение химического эксперимента: Для учащихся – в варианте КИМ пошаговая инструкция по выполнению эксперимента. Для организаторов – Приложение к Спецификации КИМ: перечень минимального набора оборудования, расходных материалов, реактивов. ТРЕБОВАНИЯ: проведение ТОЛЬКО в кабинете химии предварительная подготовка оборудования и реактивов инструктаж участников экзамена по технике безопасности участие лаборантов, экспертов-оценщиков 14

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ОГЭ (открытый ресурс) 15

1.ГВЭ-9 в письменной и устной форме методическое письмо о проведении ГВЭ (письменная форма) методическое письмо о проведении ГВЭ (устная форма) 2. ОГЭ рекомендации по проведении устной части ОГЭ по иностранным языкам пошаговые инструкции по проведению экспериментальных частей экзамена по физике и химии рекомендации по проведении ОГЭ по информатике учебно-методические материалы для подготовки экспертов ПК по проверке заданий с развернутым ответом по 14 учебным предметам сайт ФГБНУ ФИПИ Методическое обеспечение ОГЭ и ГВЭ 16

Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в 2014/2015 учебном году МОГБУ «ЦМКО» октябрь 2014 г. 17

Нормативная база 1. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от ) пункт

Нормативная база 2. Письмо Рособрнадзора от : а) Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения); б) Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения); в) Бланки итогового сочинения (изложения); г) Критерии оценивания итогового сочинения организациями реализующими образовательные программы среднего общего образования. 19

Нормативная база 3. Письмо Рособрнадзора от : а) Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций реализующих образовательные программы среднего общего образования; б) Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения); в) Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения). 4. Регламент апробации итогового сочинения (изложения). 20

Сочинение пишут: обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования выпускники прошлых лет (по желанию) Изложение вправе писать: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети- инвалиды обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; ЗАЯВЛЕНИЕ: участники подают не позднее чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения), предоставляют согласие на обработку персональных данных Участники итогового сочинения (изложения) 21

3 декабря 2014 года выпускники текущего года, выпускники прошлых лет выпускники текущего года, получившие «незачет»; выпускники текущего года, выпускники прошлых лет, не явившиеся по уважительной причине (документальное подтверждение); выпускники текущего года, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительной причине (документальное подтверждение); выпускники прошлых лет. 20 ноября 2014 года – пробное итоговое сочинение (изложение) 4 февраля 2015 года и 6 мая 2015 года Сроки проведения итогового сочинения (изложения) 22

Продолжительность итогового сочинения (изложения) – 235 минут (3 часа 55 минут). В продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) не включается время на проведение инструктажа и заполнение участниками регистрационных полей. Для лиц с ОВЗ и детей –инвалидов увеличивается на 1,5 часа: 235 минут + 90 минут. При продолжительности 4 часа и более организуется питание. Продолжительность итогового сочинения (изложения) 23

Повторно допускаются с сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году: обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»); обучающиеся, ВПЛ, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам, не завершившие по уважительным причинам. Повторный допуск к сдаче итогового сочинения (изложения) 24

Заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) в образовательную организацию, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования, не позднее чем за 2 недели до начала проведения. Заявление-согласие на обработку персональных данных Обучающиеся с ОВЗ: копия рекомендаций ПМПК Дети-инвалиды, инвалиды: оригинал или копию справки, подтверждающей установление инвалидности (справка ФСТЭК) ВПЛ оригинал документа об образовании, паспорт 25 Регистрация на участие в итоговом сочинении (изложении)

Лица, привлекаемые к проведению итогового сочинения (изложения) в ОО а ) руководитель образовательной организации; б) технические специалисты, оказывающие информационно- технологическую помощь руководителю, а также осуществляющие (при необходимости) копирование (сканирование) бланков итогового сочинения (изложения); в) члены комиссии, участвующие в организации и проведении итогового сочинения (изложения) в аудиториях; Состав комиссии в аудиториях формируется из числа учителей- предметников, администрации школы. г) медицинские работники; д) дежурные, контролирующие соблюдение порядка проведения итогового сочинения (изложения). 26

Состав экспертов муниципальной комиссии для проверки итоговых сочинений (изложений) утверждается приказом МОУО. Комиссия должна состоять не менее чем из 3-х человек. В состав комиссии входят учителя русского языка и литературы, представители администрации ОО или управления образованием района. Для получения объективных результатов в случае привлечения учителей выпускных классов к проверке – они могут осуществлять проверку работ другого класса. Формирование состава муниципальной экспертной комиссии для проверки итогового сочинения (изложения) 27

Печать бланков Комплект бланков состоит из бланка регистрации и бланков записи. Печать бланков с использованием специализированного программного обеспечения: для образовательных организаций по традиционной форме - печать проводится в РЦОИ. Бланки печатаются и доставляются в ОО не позднее чем за день до проведения итогового сочинения (изложения). Бланки хранятся в местах, исключающих доступ посторонних лиц (сейф, металлический шкаф). Кто выдает ЭМ? 28

Доставка тем итогового сочинения За 20 минут до проведения итогового сочинения темы направляются в региональные центры обработки информации субъектов Российской Федерации по закрытым каналам связи для публикации на региональных информационных ресурсах, и публикации их на региональном сайте ( ru за 15 минут темы итогового сочинения будут опубликованы на открытых информационных ресурсах: ( 29

В местах проведения итогового сочинения (изложения) должно быть выделено помещение для технического специалиста, оборудованное : - телефонной связью; - принтером; -техническим оборудованием для проведения сканирования (копирования); -персональным компьютером с необходимым программным обеспечением для получения комплектов через специализированный портал. Подготовительные мероприятия 30

Руководитель образовательной организации: формирует и утверждает приказом состав комиссии в аудиториях из школьных учителей-предметников (не работающих в данном классе и не имеющих родственных связей с участниками), администрации школы (не менее двух членов комиссии в каждой аудитории); - назначает ответственное лицо за получение бланков и передачу материалов (администрация школы). назначает приказом технического специалиста, оказывающего информационно- технологическую помощь, ассистентов для участников с ОВЗ, дежурных. организует не позднее чем за две недели регистрацию обучающихся на участие в итоговом сочинении (изложении); контролирует сбор согласия на обработку персональных данных; определяет изменения текущего расписания занятий образовательной организации. не позднее чем за день: 1) определяет количество дежурных, необходимое количество учебных кабинетов, распределение участников по классам; 2) обеспечивает получение и доставку бланков; 3)обеспечивает участников итогового сочинения орфографическими словарями; участников изложения - орфографическими и толковыми словарями; 4) знакомит членов комиссии с инструктивными материалами; 5) проверяет готовность образовательной организации, работоспособность технических средств. Подготовительные мероприятия 31

Руководитель образовательной организации: в день проведения итогового сочинения : 1) проверяет готовность учебных кабинетов; 2) дает указание техническому специалисту за 20 минут на сайте ЦМКО ege49. ru или не позднее чем за 15 минут до начала проведения итогового сочинения (изложения) на сайтах ege.edy.ru или fipi.ru получить темы сочинения (изложения); 3) обеспечивает надежное хранение бланков итогового сочинения (изложения) до момента передачи в учебные кабинеты; 4) выдает не позднее чем за 15 минут до начала члену комиссии бланки, текст изложения, темы сочинения (темы сочинения могут быть распечатаны на каждого участника или размещены на доске (информационном стенде). 5) Распределение членов комиссии и участников сочинения (изложения) по местам в аудиториях осуществляет непосредственно руководитель общеобразовательной организации; 6) Рассадка в аудитории возможна как по одному человеку за партой, так и по два. Подготовительные мероприятия 32

33 Члены комиссии, участвующие в организации сочинения (изложения) Не позднее, чем за один час тридцать минут до начала итогового сочинения (изложения) член комиссии должен: получить у руководителя информацию о назначении членов комиссии по учебным кабинетам; Не позднее, чем за тридцать минут до начала итогового сочинения (изложения) член комиссии должен: пройти в свой учебный кабинет, проверить его готовность; раздать на рабочие места участников итогового сочинения черновики (не менее 2 листов) на каждого участника; проверить наличие в учебном кабинете : орфографических словарей–для участников сочинения; орфографических и толковых словарей–для участников изложения; Подготовительные мероприятия

34 Члены комиссии, участвующие в организации сочинения (изложения) Не позднее, чем за пятнадцать минут до начала итогового сочинения (изложения) член комиссии должен: получить от руководителя бланки итогового сочинения (изложения), темы сочинения, текст изложения. Темы сочинения могут быть распечатаны на каждого участника или размещены на доске; обеспечить организованный вход участников итогового сочинения (изложения); указать участнику итогового сочинения (изложения) место в учебном кабинете; указать место, где участник итогового сочинения (изложения) может оставить свои личные вещи; провести инструктаж участников итогового сочинения (изложения); Подготовительные мероприятия

35 Члены комиссии, участвующие в организации сочинения (изложения) часов В часов член комиссии в аудитории должен: выдать каждому участнику бланки регистрации и 2 бланка записи, ознакомить с темами итогового сочинения (изложения); провести инструктаж о порядке проведения итогового сочинения (изложения); дать указание заполнить регистрационные поля бланков итогового сочинения (изложения); после заполнения регистрационной части проверить у ВСЕХ правильность заполнения бланков, в т. ч. данные паспорта. Подготовительные мероприятия

Заполняется в соответствии с четким комментарием организатора и с помощью заранее подготовленной на доске информации Штрихкод впечатывается автоматически Заполняется участником самостоятельно в соответствии с документом, удостоверяющим личность Участник должен внимательно прочитать текст в средней части бланка регистрации Заполняется ответственным членом муниципальной предметной комиссии 36

листа (заполняется организатором) Заполняемое поле кода работы вносит организатор в аудитории Заполняется участником самостоятельно в соответствии с документом, удостоверяющим личность БЛАНК ЗАПИСИ 37

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛАНК ЗАПИСИ листа (заполняется организатором) Заполняемое поле кода работы вносит организатор в аудитории Заполняется участником самостоятельно в соответствии с документом, удостоверяющим личность 38

Дополнительный бланк записи Все бланки в итоговом сочинении (изложении) двухсторонние. При недостатке места на бланке записи по требованию участника организатор выдаёт дополнительный бланк. На основном бланке не должно оставаться места для записи. В случае заполнения дополнительного бланка записи при незаполненном основном бланке записи, ответы, внесённые в дополнительный бланк записи, оцениваться не будут. 39

Оригиналы бланков итоговых сочинений (изложений) у каждого участника собираются комиссией, находящейся в аудитории, должны идти друг за другом! в следующем порядке: – регистрационный бланк; – бланк записи; – дополнительный бланк записи. Работы пересчитываются комиссией, складываются в общую стопку – в один доставочный пакет. Члены комиссии передают руководителю ОО оригиналы бланков для копирования? И доставки в МОУО. МОУО в день проведения Порядок сбора бланков итогового сочинения (изложения) 40

Черновики уничтожаются после завершения проверки сочинения (изложения). Копии бланков и оригиналы бланков итогового сочинения (изложения) могут храниться в ОО или в МОУО в течение 4 лет (по решению МОУО); Изображения бланков итогового сочинения (изложения) хранятся на региональном сервере РЦОИ в течение 4 лет; Архив бланков сочинения (изложения) уничтожается путем сожжения. Хранение бланков и копий бланков итогового сочинения (изложения) 41

42 Проведение итогового сочинения (изложения) Начало - 10:00 (до 15 минут инструктаж) Окончание - 14:10 НАЧАЛО ЭКЗАМЕНА После заполнения регистрационных полей бланков итогового сочинения (изложения) член комиссии объявляет начало и время продолжительности итогового сочинения (изложения) и фиксирует время начала и окончания сочинения на доске

43 Во время проведения сочинения (изложения) члены комиссии обязаны следить за порядком в аудитории и не допускать: разговоров участников итогового сочинения между собой; обмена любыми материалами и предметами; наличие средств связи, электронно-вычислительной техники, фото, аудио и видеоаппаратуры, справочных материалов (кроме разрешенных), письменных заметок и иных средств хранения и передачи информации; произвольного выхода участника из аудитории и перемещения по образовательной организации без сопровождения; Проведение итогового сочинения (изложения)

44 Во время проведения сочинения на рабочем столе участника (кроме бланков и черновиков) находятся: Проведение итогового сочинения (изложения) черная гелевая ручка; документ, удостоверяющий личность; орфографический словарь; при необходимости лекарства и питание (для участников с ОВЗ).

Инструкция о порядке проведения итогового сочинения (изложения) За 30 минут до окончания итогового сочинения (изложения) необходимо объявить участникам о скором завершении итогового сочинения (изложения). До окончания итогового сочинения (изложения) осталось 30 минут. Не забывайте переносить записи из черновика в бланк записи. За 5 минут до окончания итогового сочинения (изложения) необходимо объявить: До окончания итогового сочинения (изложения) осталось 5 минут. По окончанию времени итогового сочинения (изложения) объявить: Итоговое сочинение (изложение) окончено. Положите на край стола свои бланки. Члены комиссии осуществляют сбор бланков участников. Участники, досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки и покидают учебный кабинет, не дожидаясь завершения окончания итогового сочинения (изложения). Лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения итогового сочинения (изложения), удаляются по решению руководителя образовательной организации. Обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушения установленного порядка проведения итогового сочинения (изложения), допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета. Проведение итогового сочинения (изложения) 45

1. Руководители ОО передают оригиналы бланков регистрации и бланков записи итогового сочинения (изложения) в МОУО. 2. Ответственный в МОУО передает работы в муниципальную предметную комиссию. 3. В муниципальной предметной комиссии бланки сканируются по ОО и отдаются экспертам на проверку. 4. Работы проверяются одним экспертом. Эксперты муниципальной комиссии в течение 3 дней осуществляют проверку в соответствии с критериями оценивания, разработанными Рособрнадзором. 5. Назначенный председателем ПК эксперт переносит результаты проверки из КОПИЙ бланков регистрации в ОРИГИНАЛЫ бланков регистрации. 6. Все работы (основные и копии) передаются на хранение в ОО или МОУО (решение принимает МОУО). По истечении срока хранения (4 года) все сочинения (изложения) уничтожаются путем сожжения! Обработка бланков итогового сочинения (изложения) 46

После проверки сочинения будут направлены в региональную базу данных. При поступлении в вузы, которые решат учитывать эту форму экзамена (что будет заранее указано в правилах приема), сочинение может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ. Проверка итогового сочинения (изложения) 47

Официальные интернет-ресурсы информационной поддержки ЕГЭ Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ) Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) Федеральный центр тестирования (ФЦТ) 48

Условия получения зачёта за итоговое сочинение При оценивании учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов –350. Если в сочинении менее 250 слов: 2 -2,5 страницы формата А- 4 (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. 49

Условия получения зачёта за итоговое изложение Критерии 1 и 2 являются основными («Содержание изложения» и «Логичность изложения»). Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5). При оценивании учитывается объем изложения. Рекомендуемое количество слов: 250–300. Если в изложении менее 200 слов: (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 мин. 50

МОГБУ «Центр мониторинга качества образования» Тел. /факс ( ) ru Контактная информация 51

Инструкция о порядке проведения итогового сочинения (изложения). Уважаемые участники, прослушайте инструкцию о порядке проведения итогового сочинения (изложения). Во время работы в учебном кабинете запрещается: 1) иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации; 2) пользоваться текстами литературного материала (художественными произведениями, дневниками, мемуарами, публицистикой); 3) выносить из учебных кабинетов темы сочинений (тексты изложений), фотографировать материалы итогового сочинения (изложения). Ознакомиться с результатами итогового сочинения (изложения) вы можете в своей образовательной организации. Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе находятся: бланк регистрации, бланк записи, (при необходимости дополнительный бланк записи), проштампованный черновик; ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета); документ, удостоверяющий личность; при необходимости лекарства и питание; орфографический словарь (для участников изложения еще и толковый словарь) – выдает ОО. Член комиссии: -выдает каждому участнику бланки регистрации, бланки записи, черновик; -знакомит участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений; -дает указание участникам после ознакомления и выбора участниками темы сочинения итогового сочинения (изложения) заполнить регистрационные поля бланков итогового сочинения (изложения) НА ДОСКЕ - оформлен ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ. 52

Инструкция о порядке проведения итогового сочинения (изложения) - продолжение Записывайте буквы и цифры в соответствии с образцом на бланке. Каждая цифра, символ записывается в отдельную клетку. Заполните регистрационные поля в соответствии с информацией на доске (информационном стенде). (Обратите внимание участников на доску). Заполняем код региона (49), код образовательной организации, номер и букву класса, место проведения, номер кабинета, дату проведения итогового сочинения (изложения), код вида работ, наименование вида работ. После того как вы ознакомитесь с темами, впишите выбранный номер темы в поле «номер темы». Заполняем сведения об участнике итогового сочинения (изложения), поля: фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, пол. (Сделать паузу для заполнения участниками полей бланка регистрации) Поставьте вашу подпись в поле «подпись участника», расположенном в средней части бланка регистрации. Приступаем к заполнению регистрационных полей бланка записи. Регистрационные поля в бланке записи заполняются в соответствии с информацией на доске и бланке регистрации. Служебные поля «Заполняется ответственным» не заполняйте. Вы можете делать пометки в черновиках. Обращаем ваше внимание на то, что записи в черновиках не проверяются. (Члены комиссии зачитывают участникам темы итоговых сочинений (тексты изложений читаются организатором трижды). Инструктаж закончен. Вы можете приступать к написанию итогового сочинения (изложения). Начало: (объявить время начала итогового сочинения (изложения) Окончание: (указать время) (Запишите на доске время начала и окончания итогового сочинения (изложения). 53

Инструкция о порядке проведения итогового сочинения (изложения) - продолжение Время, отведенное на инструктаж и заполнение регистрационных частей бланков итогового сочинения (изложения), в общее время проведения итогового сочинения (изложения) не включается. Желаем удачи! (Во время проведения итогового сочинения (изложения) член комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проверяет правильность заполнения регистрационных полей на всех бланках, соответствие данных участника итогового сочинения (изложения) в документе, удостоверяющем личность, и в бланке регистрации). Примечание. При проведении итогового изложения участники трижды слушают текст изложения. Глухим и слабослышащим участникам текст изложения может быть дан для чтения на 15 минут (по истечении этого времени член комиссии забирает текст и участник пишет изложение). В случае нехватки места в бланке для выполнения итогового сочинения (изложения), по запросу участника члены комиссии выдают дополнительный бланк записи. Номер поля дополнительного бланка записи и номер листа заполняет член комиссии. В поле «Лист » член комиссии при выдаче дополнительного бланка записи вносит порядковый номер листа работы участника (при этом листом 1 является основной бланк записи). 54

Во время инструктажа член комиссии предлагает участникам сочинения внимательно прочитать инструкцию, размещаемую на экзаменационном листе Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 250 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной и мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 250 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной и мировой литературы по Вашему выбору (количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений. 55

4. Качество письменной речи 5. Грамотность Сочинение 1. Соответствие теме 2. Аргументация. Привлечение литературного материала 3. Композиция и логика рассуждения Изложение 1. Содержание изложения 2. Логичность изложения 3. Использование элементов стиля исходного текста Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) 56

Условия получения зачёта за итоговое сочинение При оценивании учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов –350. Если в сочинении менее 250 слов: 2 -2,5 страницы формата А- 4 (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. 57

Критерий 1. Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.) 58

«НЕЗАЧЁТ» «Незачёт» ставится при следующих условиях: сочинение не соответствует теме; в сочинении не прослеживается коммуникативного замысла (конкретной цели высказывания). Во всех остальных случаях ставится «ЗАЧЕТ». 59

Критерий 2 Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала (от элементов смыслового анализа до анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы). 60

«НЕЗАЧЁТ» «Незачёт» ставится при следующих условиях: сочинение написано без привлечения литературного материала; в сочинении существенно искажено содержание произведения; литературные произведения упоминаются в сочинении, но не становятся опорой для рассуждения. 61

Критерий 3 Композиция и логика рассуждения Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. 62

«НЕЗАЧЁТ» «Незачёт» ставится при следующих условиях: грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного; в сочинении отсутствует тезисно- доказательная часть. 63

Критерий 4 Качество письменной речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, употребляет термины, избегает речевых штампов. 64

«НЕЗАЧЁТ» «Незачёт» ставится при следующих условиях: низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения. 65

Критерий 5 Грамотность Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. 66

«НЕЗАЧЁТ» «Незачёт» ставится при следующих условиях: более 5 грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок на 100 слов. 67

Условия получения зачёта за итоговое изложение Критерии 1 и 2 являются основными («Содержание изложения» и «Логичность изложения»). Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5). При оценивании учитывается объем изложения. Рекомендуемое количество слов: 250–300. Если в изложении менее 200 слов: (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 мин. 68

Критерий 1. Содержание изложения Данный критерий нацеливает на проверку умения выпускника точно и полно передать содержание исходного текста. «Незачёт» ставится, если выпускник существенно исказил содержание прочитанного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «ЗАЧЕТ» 69

Критерий 2. Логичность изложения Данный критерий нацеливает на проверку умения выпускника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения. «Незачёт» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «ЗАЧЕТ». 70

Критерий 3 Использование элементов стиля исходного текста Данный критерий нацеливает на проверку умения выпускника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста. «Незачёт» ставится, если в изложении совершенно отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «ЗАЧЕТ». 71

Критерий 4 Качество письменной речи Данный критерий нацеливает на проверку умения выпускника точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции. Незачёт» ставится, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла изложения. 72

Критерий 5 « Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачёт» ставится, если более 10 грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок на 100 слов. 73

Раздел «ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ» на сайте ФИПИ 74

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ПОЛЕЙ БЛАНКОВ Все бланки заполняются только яркими черными чернилами. Допускается использование только гелевой ручки. Участник должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка регистрации и верхней части бланка записи, тщательно копируя образец её написания из верхней части бланка с образцами написания символов. Каждое поле заполняется, начиная с первой позиции, если нет информации – поле пустое (не делать прочерки). В бланке записи писать только на страницах, которые разлинованы пунктирными линиями! 75

Фамилия Имя Отчество Серия паспорта Номер паспорта Пол (метка) Подпись участника 76 Правила оформления бланков итогового сочинения (изложения) БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ «СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКЕ» Правила оформления бланков итогового сочинения (изложения) БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ «СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКЕ»

Код региона – 49 Код образовательной организации, присвоенный на период ГИА. Класс (номер, буква) -11 а (11 б,11 в) Место проведения (код образовательной организации, в которой участник пишет сочинение (изложение). Номер кабинета, в котором пишут сочинение. Дата проведения ( ) Код вида работы: 20 - сочинение 21 – изложение Наименование вида работы (сочинение, изложение). Номер темы (заполняет самостоятельно ученик порядковый номер темы) Количество бланков (после завершения работы заполняет член комиссии!) 77 Правила оформления бланков итогового сочинения (изложения) «БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ» Правила оформления бланков итогового сочинения (изложения) «БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ»

Заполняется ответственным по внесению результатов проверки из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации! 78 Правила оформления бланков итогового сочинения (изложения) БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ «Результаты оценивания сочинения (изложения)» Правила оформления бланков итогового сочинения (изложения) БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ «Результаты оценивания сочинения (изложения)»

БЛАНК ЗАПИСИ 1 Заполняется участником самостоятельно в соответствии с документом, удостоверяющим личность Автоматически заполняемое поле кода работы листа (заполняется участником самостоятельно) 79