ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ методов психологического сопровождения формирования УУД у младших школьников.
Advertisements

Результаты психодиагностического исследования сформированности универсальных учебных действий учащихся 1 классов Северо-Западного округа уч.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Руководитель РМО, учитель МБОУ СОШ 2 Ходжаян В.Н..
О СОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Р ЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА.
Психологическая подготовка детей к школе в условиях реализации ФГОС НОО Голерова Оксана Александровна, Крупкина Мария Викторовна, Ярикова Анна Михайловна,
Коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) © ГОУ ЯО ИРО © Коточигова Е.В.
Бородулина Ольга Николаевна Педагог-психолог, руководитель Службы практической психологии Центра сопровождения участников образовательного процесса.
Брейн ринг Учебный аспект Игра способствовала закреплению и систематизации знаний по теме «Расследования преступлений»; развитию лексических навыков; воспринимать.
Коммуникативные универсальные учебные действия Ищенко А.В.
Осуществление психологического сопровождения процесса введения ФГОС в гимназии 152 г.Казани Павлова О.Ю. педагог-психолог гимназии 152 г.Казани.
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации.
Концепция развития универсальных учебных действий лежат в основе стандартов второго поколения, разработана на основе системно – деятельностного подхода.
Содержание универсальных учебных действий (УУД). Оценка качества метапредметных результатов (УУД) личностные Обобщенная оценка (по классу) Индивидуальная.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Заведующий ГБДОУ30 Курортного района Сержант Н.В. Сохранение преемственности между детским садом и начальной школой – одно из условий реализации требований.
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учеников 5-х классов в условиях перехода на ФГОС ООО Педагог-психолог Кузьмина.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Содержание универсальных учебных действий (УУД). Инструмент диагностики КлассИзмеряемые результаты Комплексные работы Предметные, метапредметные.
Транксрипт:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА.

Одним из аспектов психолого-педагогического сопровождения ФГОС является исследование особенностей формирования универсальных учебных действий. Одной из задач исследования ставилось провести анализ результатов психологической диагностики первоклассников Пестравского района Самарской области, позволяющий оценить уровень сформированности УУД. Выборка составила 76 учащихся 1-х классов, из них – 39 первоклассников обучаются в районной школе, 17 обучаются в средних общеобразовательных школах и 20 обучаются в малокомплектных школах. Для решения поставленной задачи был использован пакет психодиагностического инструментария, рекомендованного к использованию Региональным социопсихологическим центром.

Личностный блок: Методика «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина); Атрибуция успеха/неуспеха; Методика «Дерево» (Л.П. Пономаренко); Методика определения эмоционального уровня самооценки А.В. Захарова); Моральные дилеммы

Познавательный и регулятивный блок: Прогрессивные матрицы Дж. Равена (черно-белый вариант) Зрительно-моторный гештальт-тест Бендер Тест Тулуз-Пьерона Коммуникативный блок: «Кто прав?» (Г.А. Цукерман); «Рукавички» ; Коммуникативная карта

ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1 -Х КЛАССОВ ПО МЕТОДИКЕ «БЕСЕДА О ШКОЛЕ», % o 0 уровень- отрицательное отношение к школе o 1 уровень- положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности. Ребёнок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни o 2 уровень- возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами o 3 уровень- сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни

ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК. Уровень сформированности внутренней позиции школьника, % Основная часть первоклассников (53%) имеет частично сформированную внутреннюю позицию, у этих детей сохраняется приоритет социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха, % o 0 уровень – отрицательный ответ o 1 уровень – собственные усилия: не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили и пр. o 2 уровень – объективная сложность задания: очень трудная, сложная, не для детей, для более старших и т.д. o 3 уровень – способности: не умею, у меня всегда не получается. o 4 уровень – везение, просто не получилось, потом (в другой раз) получится, не знаю почему, случайно.

ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК. Уровень сформированности регулятивного компонента самооценки, % Полученные данные свидетельствуют, что 32% первоклассников имеют сформированное универсальное учебное действие адекватного оценивания собственного успеха и неудачи. Регулятивный компонент самооценки в среднем не сформирован у 30% детей.

Исследование уровня самооценки, методика «Дерево» Л.П. Пономаренко. Выбор Реальное положение,%Желаемое положение,% Установка на преодоление препятствий 1921 Общительность, дружеская поддержка 915 Устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности) 1116 Утомляемость, общая слабость 10 Мотивация на развлечение 46 Отстранённость, замкнутость, тревожность 20 Отстранение от учебного процесса, уход в себя 104 Комфортное состояние, нормальная адаптация 1222 Кризисное состояние, «падение в пропасть» 32 Перспектива, установка на лидерство, завышенная самооценка 2914

ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК. ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМООЦЕНКИ У УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ, % Анализ результатов полученных по методике «Дерево» (Л.П. Пономаренко) позволяет говорить о том, что для первоклассников наиболее предпочтительными являются позиции: «Перспектива, установка на лидерство, завышенная самооценка», «Установка на преодоление препятствий». При выборе своего желаемого положения предпочтения школьников меняются: увеличивается количество детей с позицией «Комфортное состояние, нормальная адаптация», «Общительность, дружеская поддержка». Положительным фактом является, что уменьшилось количество детей с позицией «Отстранённость, замкнутость, тревожность»

ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК. ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ САМООЦЕНКИ У УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ, % 1. Заниженная самооценка 2. Средняя самооценка 3. Завышенная самооценка 4.Учащиеся, осознающие своё сходство со всеми 5.Учащиеся, осознающие свою уникальность 6. Учащиеся со склонностью к эгоцентризму

ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК Особенности сформированности эмоционального уровня самооценки, % Большинство первоклассников (48%) имеют средний уровень самооценки. Завышенную самооценку имеют 39% обучающихся, что является нормой для данного возраста. Детей с заниженной самооценкой наблюдается 13%. Основное количество детей (58%) осознают свою уникальность. Число детей, склонных к эгоцентризму составляет 85%, эти дети целиком сконцентрированы на собственных интересах, не воспринимают позицию других людей.

ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК. Уровень решения моральной дилеммы, % При решении моральной дилеммы наибольшая часть учеников выбрала решение в пользу интересов других, нуждающихся в помощи, отказавшись от собственных интересов

ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК. Уровень сформированности моральных суждений, % При решении проблемы межличностного взаимодействия учащиеся чаще выбирают межличностную комфортность и сохранение хороших отношений. Тревожным фактом является наличие детей, которые выбрали решение проблемы с помощью власти и авторитета.

ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК. Выявление уровня моральной децентрации, % 1- осуществляется учёт только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя. 2 – координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм. 3 – децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК. ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ ДЖ.РАВЕНА (ЧЕРНО-БЕЛЫЙ ВАРИАНТ) Наиболее высокие показатели по методике «Прогрессивные матрицы Равена» 16-17% имеют первоклассники обучающиеся в районной школе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК. Уровень сформированности зрительно-моторной координации Анализ выполнения Бендер теста первоклассниками показал, что зрительно-моторная координация, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков, находится ниже возрастной нормы у 62% детей. У многих обучающихся возникает проблема с коррекцией планов и способов действия.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК. Уровень сформированности волевой саморегуляции, %

КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК. Уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника % По методике «Кто прав?» (Г.А. Цукерман) больше всего первоклассников с высоким уровнем сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника

КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК. Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Большинство первоклассников обладают средним уровнем сформированности кооперации. Высоким уровнем обладают 40% детей, эти дети умеют договориться, приходят к согласию.

КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК. Общий уровень развития общения (предпосылки формирования),% Анализ коммуникативной карты показал, что большая часть первоклассников школ имеют средний уровень сформированности общения. Следовательно, базисный уровень развития общения у первоклассников сформирован частично. Для них характерно ориентация на партнёра, умение слушать, работать в паре, договориться.

ПРОБЛЕМЫ: Выявлен ряд проблем в формировании личностных и познавательных и регулятивных УУД, таких как: наличие большого количества детей с проблемами в развитии зрительно-моторной координации; низкий уровень развития регулятивного компонента самооценки ; неумение учитывать позицию собеседника ; неумение договариваться и сотрудничать.

ПУТИ РЕШЕНИЯ: Педагогом совместно с психологом разработать индивидуальные траектории развития детей группы риска. Поэтапная отработка универсальных УУД, обеспечивающая переход, во-первых, от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме действия и, во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции. Для развития регулятивных навыков необходимо очень важно научить детей определять цели деятельности, дифференцировать эти цели, выделять более близкие и более далёкие, легко и трудно достигаемые, определять последовательность действий, обеспечивающих достижение как близких, так и далёких целей.

ПУТИ РЕШЕНИЯ: В рамках коммуникативного блока педагогам необходимо проводить занятия на активное взаимодействие учеников друг с другом. использовать разнообразные способы и методы коммуникативного взаимодействия учеников друг с другом. Например, работа в парах, в группах и т.д. Например, подбирать больше заданий направленных на понимание различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос; учет мнений и умение обосновать собственное; умение договориться, находить общее решение; Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Создавать ситуацию успеха в целях формирования адекватной для развития личности самооценки, прогнозировать благоприятное развитие личности ученика, поддерживать психологически комфортный климат в детском и педагогическом коллективах. Инициировать педагогом обсуждения в детском коллективе проблемных ситуаций, связанных с морально-этическими нормами. Повышать эффективность системы качественной оценки знаний учащихся. Оценивать учащихся с точки зрения их индивидуальных достижений.

Применять инновационные педагогические технологии. Систематически использовать методы и технологии проблемного, развивающего, модульного и дифференцированного обучения, основанных на системно-деятельностном подходе.

Спасибо за внимание! Педагог-психолог Максимова Елена Викторовна сайт