Учебно-практический семинар «Психологические аспекты жестокого обращения с детьми. Диагностика и коррекция виктимности у детей в работе школьного психолога»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКАСЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.
Advertisements

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ НУЖДАМИ РЕБЕНКАСЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ.
О положении детей в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Международные документы 1924 г.Женевскую декларацию прав ребенка г. – Лига Наций приняла Женевскую декларацию.
Жестокое обращение с детьми: что это такое? Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы,
Признаки, по которым можно определить наличие случаев насилия над детьми. Действия педагога в случае выявления жестокого отношения к ребёнку. Подготовили:
Жестокое обращение с детьми. Насилие над детьми. Агрессия младших школьников.
Жестокое обращение. Насилие в семье. Подготовила: педагог-психолог Субботина К. В.
Жестокое обращение с ребенком- причинение вреда физическому и психическому здоровью, угроза его развитию и жизни.
Эмоциональное (психологическое насилие). Общественный резонанс По данным ООН, Генеральной прокуратуры РФ жертвами насилия являются около 300 млн. детей.
Жестокое обращение с детьми. «…ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» (Конвенция о правах ребенка, ст.1)
Содержание работы с детьми-жертвами насилия. Помощь ребёнку-жертве насилия Педагоги -вовремя выявить(беседа, наблюдение) -поддержать Психолог -выявить.
Жестокое обращение с детьми. «…ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста» (Конвенция о правах ребенка, ст.1)
Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них. Марк Аврелий Семья – это место приземления для старших, стартовая.
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ И АГРЕССИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Педагог-психолог МБОУ ЦДиК Чунихин Ю.А.
Профилактика жестокого обращения с детьми. Что такое жестокое обращение с детьми? Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами.
Жестокое обращение с детьми. Термин «жестокое обращение с детьми» как юридическое понятие впервые появилось в нашей стране в 1968 г. в Кодексе о браке.
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ Как помочь ребенку – жертве семейного насилия.
Статистика жестокого обращения с детьми Ежегодно 9 тысяч родителей лишаются родительских прав из-за фактов жестокого обращения с детьми. В 2009 году только.
Презентация «Мир без насилия»
МБОУ детский сад 30 Воспитатель Абрамова М.С.. Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением.
Транксрипт:

Учебно-практический семинар «Психологические аспекты жестокого обращения с детьми. Диагностика и коррекция виктимности у детей в работе школьного психолога» Разработала практический психолог ЯОШ 11 Королькова Лариса Сергеевна

4 формы жестокого обращения с детьми Физическое насилие Сексуальное насилие Психологическое насилие Пренебрежение потребностями ребёнка

Физическое насилие Умышленное нанесение телесных повреждений, а также ограничение свободы, лишение условий проживания, пищи, одежды и других жизненно необходимых факторов. Признаки физического насилия: Внешние повреждения, имеющие специфический характер Повреждение внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастных случаев Травмы головы, шеи, туловища, груди Ушибленные места, царапины, разрывы мышц Синяки на разных стадиях заживления

Как распознать систематическое физическое насилие Страх физического контакта со взрослыми Стремление скрыть причину травм Слезливость, одиночество, отсутствие друзей Негативизм, агрессивность, жестокость по отношению к животным Суицидальные попытки Неправдоподобные объяснения причин телесных повреждений

Сексуальное насилие Привлечение ребёнка по его согласию (или без такового) к сексуальным действиям со взрослыми с целью удовлетворения или выгоды последних Признаки сексуального насилия: Навязывание сексуальной близости Навязывание физического контакта с эрогенными зонами или другими частями тела Навязывание особых видов сексуальных контактов

Как распознать систематическое сексуальное насилие Повреждение в области половых органов Заболевания, передающиеся половым путём Беременность Ночные кошмары, страхи Сексуальные игры, не соответствующие возрастным знаниям о сексуальном поведении Стремление полностью закрыть своё тело Депрессия, низкая самооценка Проституция, беспорядочные половые контакты

Психологическое насилие Периодическое, длительное или постоянное психологическое воздействие на ребёнка, направленное на умышленное унижение чести и достоинства, которое становится причиной обид, страха, неуверенности в себе, тормозит развитие личности и ведёт к формированию патологических черт характера

К психологическому насилию относятся Принуждение к действиям, унижающим честь и достоинство Причинение вреда домашнему животному, которое любит ребёнок Открытое непринятие и постоянная критика Словесные угрозы насилия Угрозы рассказать всем о личных делах и тайнах ребёнка Замечания в оскорбительной форме, которые унижают достоинство ребёнка Единичное грубое воздействие, вызвавшее у ребёнка психологическую травму

Как распознать систематическое психологическое насилие Агрессивность ребёнка Задержка физического и умственного развития Нервный тик, энурез Постоянно грустный взгляд Различные соматические заболевания

Пренебрежение потребностями ребёнка Отсутствие элементарной заботы о ребёнке, из- за которого ухудшается его эмоциональное состояние и возникает угроза здоровью или развитию Признаки пренебрежения потребностями ребёнка: Отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи Отсутствие надлежащего внимания и заботы в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая

Как распознать систематическое пренебрежение потребностями ребёнка Постоянный голод Санитарно-гигиеническая запущенность Кража продуктов Требования ласки и внимания Низкие самооценка и успешность Агрессивность и импульсивность Асоциальное поведение вплоть до вандализма

Визуализация розового куста для определения возможного жестокого обращения с ребёнком 1. Релаксация с использованием мысленных образов 2. Рисование представленных образов 3. Опрос после рисования. 11 вопросов о том, что испытывали дети, когда представляли себя в виде куста роз

Релаксация с использованием мысленных образов

Рисование представленных образов

Опрос после рисования

Виктимность Виктимность (от лат. victima - жертва) – достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную особенность индивида становиться жертвой внешних обстоятельств, активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой.

Виктимология Виктимология – новая отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность становится жертвой социогенных и персоногенных воздействий. Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Факторы виктимизации В младшем школьном возрасте (6-10 лет): пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; негативное отношение учителя или сверстников; отрицательное влияние сверстников или старших ребят (привлечение к курению, выпивке, воровству); растление; угнетение; физические травмы; изнасилование В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, аморальность родителей; курение; растление; травля сверстников В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета; пьянство, наркомания, проституция; вовлечение в преступные группы; непонимание окружающими; романтические неудачи; суицидальные устремления

Проявления виктимности Одним из наиболее известных и ярких примеров проявления личностной виктимности является так называемый «стокгольмский синдром», который выражается в том, что жертвы на определённом этапе эмоционально начинают переходить на сторону тех, кто заставил их страдать, начинают сочувствовать им, выступать на их стороне, иногда даже против своих спасителей (например, в ситуации захвата заложников и попыток их освободить). Как системообразующий фактор виктимного поведения, психическая дезадаптация часто встречается у жертв, в структуре личности которых наблюдаются социальная робость, высокая степень конформности, низкая способность к интеграции поведения.

Признаки виктимности Возрастные особенности психического и психосексуального развития подросткового возраста в виде становления платонического, эротического или сексуального либидо в сочетании с излишней доверчивостью, недостаточной критичностью Индивидуально-психологические особенности личности – неадекватная самооценка, высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость, нервно-психическая напряжённость Низкий уровень сексуальной просвещённости

Личностные черты детей, живущих в ситуации насилия в семье Мальчики – вспыльчивые и проявляют агрессивные характеристики, склонны к жестокости по отношению к более слабым Девочки проявляют пассивность и нерешительность, у них отсутствуют необходимые навыки самозащиты и чувства уверенности в своих силах Сниженный уровень мотивации Заниженная самооценка Дефицит ценностных ориентаций Высокий конформизм

Виктимные конфликты Мотивационный – мотив самосохранения, доказать себе, что я сильный Ролевой – невинное дитя, подкаблучник (я не при чём, я не мог ничего сделать) Нравственный – между личными привязанностями и моральными ценностями Адаптационный – нарушение социальной адаптации Невротический – истерия и неврастения

Психологический портрет жертвы 1 тип – эксплозивность, социопатия, немотивированная агрессия, «удовлетворение» от негативного внимания 2 тип – внушаемость, мнительность, тревожность, фатализм, робость, пониженная самооценка

Список литературы Джон Аллан «Ландшафт детской души». Юнгианское консультирование в школах и клиниках – М.: Прогресс, В. Гончаров, А. Мурашкевич «Домашнее насилие. Как защитить ребёнка». – К.: «Шкiльний свiт», В. Москаленко «Когда любви слишком много». – М.: «Психотерапия», «Большой психологический словарь». Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – «Олма-пресс», В. Туляков «Виктимология» – 2003.