Пётр Ильич Чайковский «Времена года» П.И.Чайковский умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучше.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Произведение «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» Выполнила ученица 7 «В» класса МБОУ СОШ 2 Галина Лиана.
Advertisements

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ. ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ П.И. ЧАЙКОВСКОГО ИЗ ЦИКЛА «ВРЕМЕНА ГОДА» «ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ» УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ МОУ-СОШ 17 ФОМИНА Н.В.
П.И. ЧАЙКОВСКИЙ «БАРКАРОЛА. ИЮНЬ». П.И.ЧАЙКОВСКИЙ ( ) ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ -один из крупнейших русский композитор, музыка которого отличается.
Вопрос: Этот композитор Этот композитор так же, как А.Вивальди, написал цикл … (Времена года) (Времена года) Имя композитора… Имя композитора…(П.И.Чайковский)
Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворён, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён… Не то, что мните вы, природа: Не лепок, не бездушный.
Пётр Ильич Чайковский «Осенняя песня» (октябрь) ( )
Пётр Ильич Чайковский «Осенняя песня» (октябрь) ( )
Времена года в музыке. Тихо, тихо сядем рядом – Тихо, тихо сядем рядом – Входит музыка в наш дом Входит музыка в наш дом В удивительном наряде, В удивительном.
Природа в музыке и живописи. Природа в музыке и живописи Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце Здесь мало.
МУЗЫКА И ВРЕМЕНА ГОДА Булатов Тимур, ученик 3 г класса МБОУ СОШ 7 руководитель Челпанова Ольга Максимовна.
Чайковский Времена года Декабрь. Святки.. П.И.Чайковский ( ) П.И. Чайковский - великий русский композитор, музыка которого уже при жизни вошла.
Открытый урок в 7 классе г..Ноябрьск, ЯНАО Учитель музыки МОУ СОШ 6 Решетникова С.Г.
Пётр Ильич Чайковский «Времена года». П.И. Чайковский Чайковский… Трудно представить себе столь громкую и столь заслуженную славу! Немногим художникам.
Музыка и живопись Работа ученика 8 «а» класса МОУ «Сош 94» Галущенко Георгия.
VIII класс Эпиграф к уроку: «Не то, что мните вы, природа: / Не слепок, не бездушный лик-/ в ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в.
Петр Ильич Чайковский Музыкальный альбом. «Времена года» Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу.
П.И. Чайковский «Времена года» Выполнила: Сурваева И. И., педагог дополнительного образования ЦЭВД «Радуга» г. Копейска.
Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость Что стало бы с песней без стихотворного текста? Что стало бы с песней.
Прослушайте романс «Венчание» в исполнении Александра Малинина. С какими литературными произведениями созвучен этот романс?
ПРОЕКТ « КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА » « Времена года » П. И. Чайковский.
Транксрипт:

Пётр Ильич Чайковский «Времена года» П.И.Чайковский умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть осени. Ведь даже поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго. Природа отдыхает от напряжённой весны, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. П.И.Чайковский умеет увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу, увидеть прелесть осени. Ведь даже поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго. Природа отдыхает от напряжённой весны, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. «Времена года» Чайковского – это фортепианный цикл, состоящий из 12 пьес: Январь. У камелька Февраль. Масленица Март. Песня жаворонка Апрель. Подснежник Май. Белые ночи Июнь. Баркарола Июль. Песнь косаря Август. Жатва Сентябрь. Охота Октябрь. Осенняя песнь Ноябрь. На тройке Декабрь. Святки «Времена года» Чайковского – это фортепианный цикл, состоящий из 12 пьес: Январь. У камелька Февраль. Масленица Март. Песня жаворонка Апрель. Подснежник Май. Белые ночи Июнь. Баркарола Июль. Песнь косаря Август. Жатва Сентябрь. Охота Октябрь. Осенняя песнь Ноябрь. На тройке Декабрь. Святки

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Н.М.Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес - по числу месяцев в году - специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течении 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Когда пьесы были уже написаны Чайковским и отосланы в журнал, Бернард, стремясь облегчить восприятие музыки, дал ей поэтическое истолкование в виде стихотворных эпиграфов. Композитор не возражал против эпиграфов и со времени первой публикации они остаются почти неотъемлемой частью цикла. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера. Критика помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков», а сам композитор чем дальше, тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займёт достойное место в истории русской музыкальной литературы. Так оно и произошло. В этой незатейливой, сродни народному творчеству, музыке бездна истинной поэзии. Пестрит шумный масленичный хоровод, мчатся на перегонки лихие тройки со звонкими заливистыми бубенцами, трубят поутру охотничьи рога, льются над безбрежным степным привольем песни жнецов и косарей. В жаркий июньский день хорошо брести пыльным полевым просёлком, отдавшись во власть солнца, ветра, ароматов цветущих трав. Ну, а в октябре хочется присесть в сумерки возле окна и под шорох дождевых капель погрустить о промелькнувшем лете. По словам Б.Астафьева, Чайковский создал пьесы «малых форм»пианизма, потребные для исполнителя и слушателей вне величавых концертных эстрад, но с душевным содержанием, отвечающим зовам всего населения, тому, что оно всегда слышало вокруг в своей, всем привычной, дорогой нам русской жизни. Так со страниц тетрадок ежемесячного «Нувеллиста» стали появляться душевно приветливые фортепианные мелодии Чайковского, западая в сердце, неотрывные и незабываемые (N 1) Двенадцать пьес цикла созданы композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта, подчинённых естественному годичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Написанные без притязаний на виртуозность блеск и эффектность, они отличаются пленяющей мелодической выразительностью и тонкостью фортепианного письма. Каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру, вся цель которых воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорогом и близком композитору. Одна из самых излюбленных пьес цикла - элегическая «Осенняя песня». (Октябрь) «Осень природы. Осень жизни. Настроению этой музыки очень близок романс Чайковского «Снова, как прежде один», с его глубоко личной интонацией печали и одиночества. И опять виолончель в диалоге с голосом обволакивает душу своим тёплым и глубоким тембром. А дальше, словно из «тьмы былого» постепенно возникает вальс. Медленный, нереальный в своей ласковой вкрадчивости, проплывает он перед нами как видение минувшей юности, как давно забытый женский образ. По началу улыбчивый и счастливый, он звучит всё безнадёжнее всё печальнее. И опять резкая смена настроения (и тональности). « Осенняя прохлада, ясный, светлый холодноватый ми мажор и совершенно национальная по мелодическому складу первая пьеса»(N 2) «Осенняя песня» является ярким примером характерной для Чайковского мелодизации фортепианной фактуры. Музыкальная ткань пьесы непрерывно живёт и дышит в сплетении самостоятельных поющих голосов. На фоне аккордовой фактуры появляется мелодичный «поющий голос», основной мотив которого позднее опускается в средние голоса «виолончельный регистр», и дополняется подголосками в верхнем голосе. Всё это характерно фортепианному стилю Чайковского, соединяющем в себе черты шумаковской характеристичности и остроты рисунка с безыскусственной простотой и задушевностью песенно-романсового мелоса(N 3). Музыкальный язык Чайковского напоминает нам скромную, неяркую по краскам русскую природу, тоже очень «немногословную». Гармонический склад пьесы не сложный, однако он имеет свойство постоянного развития и движения, как бы стараясь не останавливаться на тонике. С помощью простых аккордов композитор создаёт неповторимое звучание пьесы. Аккорды побочных ступеней (S, VI, Д - с обращениями, ДД VП, ДД) через альтерированные звуки плавно переходят из одного в другой, как бы переливаясь из одной краски в другую. Несмотря на минорный, печальный колорит пьесы появление альтерированных, «мажорных» ступеней, придаёт произведению особую прозрачность, а использование доминантовых аккордов к побочным ступеням (Д>S, ДД, Д>Ш) делают развитие пьесы непрерывным и естественным. В средней части тональный план становится более неустойчивым (здесь появляются отклонения в тональности Ш и VI ступеней), что приводит к появлению новой, мажорной тональности (ми мажор). Несмотря на мажорный лад новая тональность не вносит большого контраста, она постепенно растворяется и затихает. Вновь появляется образ холодной, прозрачной осени. Реприза звучит более напряжённо, насыщенно в гармоническом плане (Т-Д-Т-Д>S-ДДVП-Д-Д7-Т). Но постепенно напряжение спадает, движение затихает, как бы успокаиваясь на долгом тоническом органном пункте. Происходит не только гармонический, но и динамический склад. Но композитор не ставит в конце произведения точку, останавливаясь на V ступени в мелодии, делая свой рассказ не законченным. Чайковский создаёт образ неповторимой русской природы, так дорогой ему и любимой. Исследователь творчества Чайковского Кайгородов говорил о композиторе: «Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал» (5 с 56.) Именно эта искренняя любовь к родной природе и делает творение композитора столь близким и понятным каждому русскому человеку.

СРАВНЕНИЕ Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От великих композиторов прошлых веков, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года". Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы. Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года. Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От великих композиторов прошлых веков, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года". Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы. Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.