Доклад «Региональное краеведение в контексте современности» подготовлен зав. библиотекой МБОУ «СОШ 89» Иванцовой Н.А Ижевск, 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гвоздева Т.А. учитель начальных классов МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ»
Advertisements

Из опыта работы Гуляевой М.Г., воспитателя МАДОУ 9 г. Кушва.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно.
«И для меня бы не было России без маленькой Удмуртии моей…» Классный час Выполнила Сажина Марина Валериевна учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Ижевска.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с родным краем Выполнила воспитатель МБДОУ 92 Цховребова Юлия Владимировна.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного.
Срок реализации проекта: С 1 февраля по 14 мая. - Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края. - Развивать эмоционально.
Буракова Оксана Александровна Воспитатель старшей группы МБДОУ Турбанского детского сада ТЕМА: «Воспитание любви к родному краю»
Проект на тему : «Мой край, моя родина». Составила : Воспитатель МДОУ Д/С 18 Двукраева Н.С.
В ОСПИТАНИЕ, СОЗДАННОЕ САМИМ НАРОДОМ И ПОСТРОЕННОЕ НА НАРОДНЫХ НАЧАЛАХ, ИМЕЕТ И ТУ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ СИЛУ, КОТОРОЙ НЕТ В САМЫХ ЛУЧШИХ СИСТЕМАХ, ОСНОВАННЫХ.
Победа моего деда- моя Победа!. Наступит День Победы, Когда придет весна. И дедушка достанет Из шкафа ордена. Мне дедушка расскажет О том, как воевал.
Новой России- достойное поколение гражданско- патриотическое воспитание МОУ «Воздвиженская СОШ» ДООЛ «Солнышко»
Сердцу милая сторонка Беседа по краеведению. Содержание Викторина к Дню города « Край Донской» ( Турнир знатоков края) «Путешествие по «Донским рассказам.
Я люблю тебя, Россия, дорогая моя Русь!. Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За голос звонкий, как ручей. Люблю, глубоко понимаю Степей.
Воспитание маленького гражданина Одним из приоритетных направлений работы детского сада является - «Воспитание маленького гражданина» Основные задачи.
МАДОУ детский сад «Теремок» 2016 г.. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 8 г. Шебекино Белгородской области» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 8 г. Шебекино»
Выполнила: воспитатель Балакина Ольга Михайловна р.п. Воротынец 2015 г.
Подготовил: Воспитатель -Мухкулова Юлия Фаритовна МБДОУ детский сад с. Дормидонтовка Вяземского муниципального района Хабаровского края.
Транксрипт:

Доклад «Региональное краеведение в контексте современности» подготовлен зав. библиотекой МБОУ «СОШ 89» Иванцовой Н.А Ижевск, 2012

В последнее десятилетие одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей способствует воспитанию патриотизма, любви к малой родине, формированию общественного сознания. Многие школьные библиотеки становятся основным источником знаний о родном крае: его природных и духовных богатствах, знаменитых людях, культуре и быте. Наряду с интеллектуальным развитием краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Хватает Волге широты и сини, Но с Камою она ещё синей. И для меня бы не было России Без маленькой Удмуртии моей. Флор Васильев

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых, культурных традиций, устоев народа было и остаётся приоритетным направлением в воспитании чувства любви к «малой и большой Родине». В нашей школьной библиотеке создана экспозиция, посвящённая Удмуртии. Красиво оформленные книги, яркие фотографии, рисунки и поделки детей на национальную тему привлекают внимание учеников всех возрастов.

Историю и культуру Удмуртии на библиотечных уроках я стараюсь преподнести в контексте современности. Урок становится намного интереснее, когда приводишь архивные данные, озвучиваешь новые, ранее неизвестные факты из жизни знаменитых людей, интересные моменты воздвижения того или иного сооружения или строения. Учащихся восхищают воссозданные с помощью компьютерных технологий макеты древних удмуртских городищ. Современные издательства выпускают яркие, объёмные, качественные книги по истории родного края в современной обработке, что тоже имеет воздействие на ребёнка. С помощью красочной книги «с картинками» ученика легче заинтересовать и увлечь данной темой.

Современные технологии значительно облегчают подачу материала. Например, библиотечный урок, посвящённый годовщине Победы, включал в себя просмотр фильма о госпиталях Удмуртии. Затем разговор плавно перешёл в обзор книг и рассказы учеников о своих родственниках – участниках Великой отечественной войны. Из всей проделанной работы можно сделать вывод о том, что современному ученику есть что рассказать о своих предках. Ему становится намного интереснее, когда эти знания подкреплены более глубокими исследованиями и данными. В этом, я считаю, и кроется связь времён и поколений.

Темы по краеведению обширны и многогранны. В задачу школьной библиотеки входит обеспечение доступной информации по многим сферам, но приоритетной, я считаю, должна являться литературная область. Книжные выставки удмуртских писателей и поэтов, литературные чтения, конкурсы стихов могут стать ёмкой и содержательной частью библиотечных уроков. Круглые даты событий и знаменитых людей дают прекрасный повод для литературных бесед. В 2012 году на библиотечных уроках можно вспомнить народного поэта Удмуртии, очеркиста, прозаика, публициста и переводчика Олега Поскрёбышева (его не стало 5 лет назад). Связь времён и поколений можно проследить и передать и через другого поэта – современника Эрика Батуева (этот талантливый журналист – международник трагически погиб 10 лет назад).

В 2013 году ученикам можно будет прочесть отрывки из произведений классика удмуртской литературы, прозаика, публициста и журналиста Геннадия Красильникова (85 лет). Актуальны и востребованы стихотворения первой удмуртской поэтессы и детской писательницы Альшачи Оки (115 лет), а также этнографа, лингвиста, драматурга, поэта и прозаика Кузебая Герда (115 лет). Глубину проникновенных стихов Флора Васильева (умер 35 лет назад) по достоинству смогут оценить ученики старших классов. А завораживающая музыка Петра Ильича Чайковского (120 лет со дня смерти) вне времени и событий. Следующий год станет юбилейным для выдающихся деятелей Удмуртии – наших современников: 80 лет исполнится Розе Ивановне Яшиной, поэтессе, очеркисту, литературному критику и лингвисту, и 70 лет отметит историк, этнограф, профессор, поэт Владимир Владыкин (Омель Лади), который внёс огромный вклад в изучение родникового края.

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица России. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Малая родина… У каждого есть места, которые близки его сердцу: у старшего поколения – дороги, дом, улица, лес и поляны, где гуляли в детстве. Современные дети назовут, возможно, недавно воздвигнутые памятники крокодилу, Ижику, ижевским оружейникам, Свято- Михайловский собор, набережную Ижевского труда.

Любовь и гордость к родному краю у всех проявляется по-разному и в разные моменты. При встрече с иностранными студентами наши ученики всегда с гордостью рассказывают о городе, его знаменитых людях и живописных местах. Мы лелеем наших молодых учеников – поэтов и художников, о которых уже снимают сюжеты на телевидении. Спортсмены прославляют не только школу, но и защищают честь страны на международных соревнованиях. Все они вписывают свои строки в летопись родникового края. Связь времён никогда не должна прерываться.

Краеведение – это часть патриотического воспитания, и библиотеки в силах помочь молодому поколению самоопределиться, выработать свой взгляд на историю и культуру Удмуртии, почувствовать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему. На мой взгляд, не надо слепо следовать глобальной цели и насильно прививать любовь к России. Это сделать невозможно в современном мире. Каждый должен самостоятельно определиться, а наша задача ненавязчиво, с помощью красочных иллюстрированных книг, современных технологий рассказать подрастающему поколению о красоте родникового края и величии Российского государства. Кто хоть раз пройдёт вдоль наших рек, Для того - проверьте сами! – станет В синие глаза озёр заглянет, Край удмуртский памятный навек.

Удмуртия любимая. Край наш удмуртский, родные просторы - Лес, перелески, холмы да поля... Как хороши твои ясные зори, Как ты прекрасна, родная земля! Удмуртия, любимая - наш чудный италмас, Ты золотым цветком любви живешь в сердцах у нас. Тобою с детства мы горды, верны тебе одной, Удмуртия любимая - наш дом родной! Жизнь подарила нам всем эту землю, Чтобы в согласии счастливо жить, Честно трудиться, как мать дорогую, Родину нашу беречь и любить. Кто бы ты ни был - удмурт или русский, - Все мы - одна и большая семья. Славься в веках, край родной наш удмуртский, Благословенна будь, наша земля! Владимир Тяпин, 1995 г. Благодарю за внимание!