© Фокина Лидия Петровна Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я пойму. Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда. Конфуций «Педагогические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Advertisements

«Психологическое сопровождение введения ФГОС». «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»
ФГОС – от декларации к реальному Образовательная программа начального общего образования в контексте нового Федерального Государственного Образовательного.
Применение современных технологий на уроках в начальной школе в свете требований ФГОС Сандоянц Ж.М. учитель начальных классов МОУ СОШ 9.
Формирование УУД младших школьников через организацию внеурочной деятельности Зам. директора по УВР Колосова М.В.
Приёмы и методы технологии развития критического мышления Флимина Жанна Борисовна учитель начальных классов МОУ «СОШ 4 г. Ртищево»
Технологии формирования универсальных учебных действий Технологии формирования универсальных учебных действий Марюфич Т,В, методист РИМК.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
любящий свой народ, свой край и свою Родину ; уважающий и принимающий ценности семьи и общества ; любознательный, активно и заинтересованно познающий.
Психологические особенности подросткового возраста.
Калако Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 4», педагогический стаж – 20 лет Педагогическое кредо учителя: Увидеть в ребенке лучик, чтобы.
Что такое ФГОС НОО? Информация для родителей. ???????? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием.
К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
Технология формирования критического мышления в преподавании дисциплин информационного цикла О.Н.Шилова, каф.ЭКСО РГПУ им.А.И.Герцена.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
ФГОС начального общего образования, его специфические особенности Карандеева Т.В., учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 15 с УИОП», руководитель.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Образовательный стандарт: особенности подхода Стандарт как общественный договор Стандарт задает ориентиры развития системы образования Ориентация стандарта.
Транксрипт:

© Фокина Лидия Петровна Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я пойму. Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда. Конфуций «Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления» Методический семинар Учитель начальных классов МАОУ «СОШ имени Декабристов» Витнова Ирина Валентиновна г.Ялуторовск 2015 г.

© Фокина Лидия Петровна Актуальность темы Факторы, оказавшие влияние на становление педагогического опыта

© Фокина Лидия Петровна Заказ общества Цель образования выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни уважающий и принимающий ценности семьи и общества умеющий слушать и слышать готовый самостоятельно действовать любознательный, активно познающий мир любящий свою страну, свой край, Родину уверенный информированный мыслящий целеустремленный толерантный коммуникабельный

© Фокина Лидия Петровна Формирование в образовательном пространстве всех УУД Требования к уровню сформированности УУД Требования к формированию УУД на определенном этапе обучения Требования к формированию УУД на определенном этапе обучения Ориентация на индивидуально- личностные особенности учащихся и их достижения Не доработана система оценки сформированности УУД Не доработана система оценки сформированности УУД Традиционное построение обучения создает возможность для формирования только познавательных УУД Традиционное построение обучения создает возможность для формирования только познавательных УУД Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов Цель: создание педагогических условий, обеспечивающих формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов Выявить наиболее эффективную технологию формирования УУД Спланировать коррекционную работу по формированию УУД Разработать мониторинг оценки сформированности УУД

© Фокина Лидия Петровна Системно- деятельностный подход Универсальные учебные действия И нформационная технология Технология проектов Технология сотрудничества Игровая технология Технология проблемного обучения Технология развития критического мышления

© Фокина Лидия Петровна Педагогические условия формирования УУД у младших школьников посредством ТРКМ Педагогические условия формирования УУД у младших школьников посредством ТРКМ образовательное пространство мониторинг индивидуальная работа урок внеурочная деятельность работа с родителями технологическая карта наблюдение внеурочная деятельность урок

© Фокина Лидия Петровна Технология развития критического мышления (ТРКМ) стадия вызова стадия осмысления стадия рефлексии определение направления изучения темы актуализация имеющихся знаний пробуждения интереса к теме получение новой информации соотнесение имеющихся знаний с новыми выработка собственного отношения к изученному материалу определение направления в дальнейшем изучении материала целостное осмысление и обобщение изученного материала

© Фокина Лидия Петровна Приемы технологии развития критического мышления Приемы технологии развития критического мышления «Толстые» и «тонкие» вопросы «Толстые» и «тонкие» вопросы «ЗХУ» – знаем, хотим знать, узнали «ЗХУ» – знаем, хотим знать, узнали «Кластер» «Бортовой журнал» «Бортовой журнал» «Инсерт» «Инсерт» «Синквейн» «Корзина идей» «Корзина идей» «Дерево предсказаний»

© Фокина Лидия Петровна Прием «толстых» и «тонких» вопросов Прием «ЗХУ» - знаем, хотим знать, узнали Окружающий мир Тема: «Появление бумаги» Внеурочное занятие «Я - исследователь» Тема: «Блины»

© Фокина Лидия Петровна «Состав почвы» Окружающий мир 3 класс Приём кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке. Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы. Фаза вызова Фаза рефлексии Фаза осмысления содержания: опыты Тема: «Нервная система Тема: «Полезные ископаемые» Знаки дорожного движения (занятие кружка) Знаки дорожного движения (занятие кружка) запрещающие информирующие разрешающие знаки сервиса

© Фокина Лидия Петровна Приём «Бортовой журнал» (учебное занятие, внеурочная деятельность) 1. Что я знаю по данной теме? (заполняется левая колонка на стадии вызова) 2. Что я узнал нового из текста по изучаемой теме? ( средняя колонка заполняется в ходе чтения текста, во время опыта, при работе в группе или паре) Что я знаю по данной теме? Что я узнал нового из текста по изучаемой теме? Пометки Приём«Инсерт» (приём маркировки текста) Для маркировки текста используем следующие знаки. «V» - уже знал «-» - думал иначе «+» - новое для меня «?» - не понял «Окружающий мир» 1 класс Тема: «Осень- природа готовится к зиме»

© Фокина Лидия Петровна Илья Сильный, мужественный Ехал, сражался, победил Всем людям радость дарил Герой Святогор Могучий, храбрый Встретил, побратался, умер Обладал волшебной силой Богатырь Лес Величественный, таинственный Живет, растет, радует Национальное богатство страны Кладовая природы Синквейн Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности. Сначала одно слово, затем к нему два определения, потом три глагола. Следом идёт предложение, а завершает одно любое слово. Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции. Синквейн Синквейн в переводе на русский язык означает – «пять строк», которые выстраиваются пирамидой в определённой последовательности. Сначала одно слово, затем к нему два определения, потом три глагола. Следом идёт предложение, а завершает одно любое слово. Синквейн можно использовать по любой теме, на любом уроке. Он позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Его можно использовать как игру и как творческое задание. С его помощью дети учатся кратко выражать свои мысли и эмоции.

© Фокина Лидия Петровна Погода – это: … температура воздуха … осадки и ветер … изменения на улице … облачность … светит солнце или нет Прием «Корзина идей» (учебное занятие, внеурочная деятельность) (На доске фиксируются все предположения. Подведение итогов работы групп) Почва – это: … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных «Дерево предсказаний»

© Фокина Лидия Петровна

Технологическая карта уровня сформированности познавательных УУД у учащихся 1 класса УУД Нормативный показатель УУД Уровни сформированности ФИ уч-ся Ивва нов Петр ов 1. Общеучебные универсальные действия Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное Высокий: выполняет самостоятельно + Средний: действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога + Низкий: большинство умений не сформированы Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся начальной школы На момент поступления в школу На момент окончания 1-го классаУ выпускника начальной школы Познавательные (общеучебные) УУД Умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное Составлять рассказ по картинке Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров

© Фокина Лидия Петровна (в рамках государственного задания Департамента образования и науки Тюменской области, 2014 г.) Результаты итоговой комплексной работы в начальной школе и уровня сформированности учебной компетенции у учащихся 4-х классов Результаты итоговой комплексной работы в начальной школе и уровня сформированности учебной компетенции у учащихся 4-х классов

© Фокина Лидия Петровна Результативность опыта (мониторинг) Уровень дезадаптации учащихся Уровень школьной мотивации Общая и качественная успеваемость учащихся

© Фокина Лидия Петровна Результативность опыта (достижения учащихся)

© Фокина Лидия Петровна Портрет выпускника школы креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно- исследовательскую, проектную и информационную деятельность Опираясь на результаты мониторинга, можно сделать вывод: использование технологии критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности позволяет создать условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий и целостного развития личности, что полностью отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и социальному заказу общества. Опираясь на результаты мониторинга, можно сделать вывод: использование технологии критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности позволяет создать условия, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий и целостного развития личности, что полностью отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта и социальному заказу общества.

© Фокина Лидия Петровна Список литературы. Громова О.К. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму: Мастер- класс Ольги Громовой (электронная презентация) Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ 12, 2001 Гусинский Э., Турчанинова Ю. Введение в философию образования: Учебное пособие. - М. Издательская корпорация «Логос», Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, Заир-Бек С.И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.- М. Первое сентября, Загашев И. Умение задавать вопросы. СПб. Изд-во «Питер», Ким О. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму//Стратегия и тактика учителя. Сборник. – М.: ЦГЛ, – С ] Корчемлюк О.М. Освоение приёмов новой технологии через решение предметных задач на курсах повышения квалификации учителей начальных классов. Основы критического мышления: междисциплинарная программа/ сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, пособие 1. - М. Изд-во ИОО, Популяризация критического мышления/ сост. Дж. Л. Стил, К, Мередит Ч. Темил.С- Уолтер. Пособие 2. - М. Изд-во ИОО, Фонтанова А. «Черепаха как модель. Методика работы с научно-познавательным текстом.// БШ С Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб. Изд-во «Питер», 2000.