Общая характеристика русского народного костюма. Классификация русского народного костюма костюм северных великорусов (Север - Архангельский, Вологодский)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОСТЮМ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ XIX ВЕКА Летняя и обрядовая одежда.
Advertisements

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ XIX – XX ВЕКОВ. Особенности русского костюма На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского народного костюма.
Коллекция кукол в русских народных костюмах проект Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
Русский народный костюм Руси IX – ХIХ вв. IX – ХIХ вв.
Русский народный костюм Область : музыка (народное творчество) Руководитель: Башлий Лариса Юрьевна МБОУ «АСОШ» Ангоянская средняя общеобразовательная школа.
1 Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства (Пословица) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Традиционный народный костюм Воронежского края. Подготовила:Малахова А. Проверила:Кобелева В.И.
И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток. Сочетание.
Северорусский костюм или, как его ещё называют, женский сарафановый комплекс был широко распространен в северных и центральных губерниях. Главной и самой.
Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.
Основу любого русского костюма составляла РУБАХА. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом.
Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь. Хвалят на девке шёлк, когда в самой девке есть толк.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ.
Урок изобразительного искусства в 8 классе Автор: Чернявска Елена Анатольевна, учитель ИЗО Первая квалификационная категория, МОУ СОШ 3 села Прасковея.
ЭКСКУРСИЮ ПРОВОДИТ УЧАЩАЯСЯ 7-ГО КЛАССА МОУ «ГЛОТОВСКАЯ СОШ» ПОЛИТОВА ОЛЕСЯ Удорский девичий костюм XVIII- XIX веков.
Выполнила: ученица 7 класса А МОУ СОШ 3 Дорофеева Жанна. Преподаватель: Гриничева О.А.
«Знакомство с русским народным костюмом» Педагог дополнительного образования высшей категории ГБОУ ДОД ДУМ «Магнит» Бусаева Ольга Владимировна РАЗРАБОТАЛА.
Русский костюм Разработал: учитель технологии МОУ СОШ 96 Клафтон Татьяна Викторовна.
В русском традиционном костюме было и остается многообразие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора, специфики местности и.
Кружок «Юный друг природы» 1класс « Народная праздничная одежда» МОУ « ВСОШ» Учитель: Миронова Е.В.
Транксрипт:

Общая характеристика русского народного костюма

Классификация русского народного костюма костюм северных великорусов (Север - Архангельский, Вологодский) костюм средних великорусов (Запад – Смоленский; Центр – Московский; Восток – Нижегородский) костюм южных великорусов (Юг - Рязанский, Тамбовский, Воронежский, Курский, Орловский, Тульский, Калужский)

Нижегородская губерния Праздничная одежда, первая пол. XIX в. Сарафанный комплекс: рубаха - «рукава» из хлопчатобумажной ткани и батиста; вышивка тамбурным швом; сарафан косоклинный, распашной, из парчи русской фабричной работы нач. XIX в., украшен золотным зубчатым галуном; епанечка на лямках, распашная, сзади заложена трубчатыми складками на льняных очесах, расшита золотными нитями в прикреп, обшита галуном и золотной бахромой

Терминология ДУШЕГРЕЙКА - женская плечевая распашная одежда. В Смоленской губернии без рукавов, до талии или чуть ниже, суконная или холстинная, стеганая. В Тверской губернии с рукавами, отрезной вырезной спинкой, с борами ниже талии. В северных губерниях одежда типа пелеринки на лямках, штофная, парчовая, сатиновая, холщовая, стеганая, заложенная на спине в боры. ЕПАНЕЧКА - женская плечевая распашная одежда в северных губерниях, на лямках, суконная, штофная, шелковая, парчовая, сатиновая, холщовая, стеганая, на спине заложенная в боры. Называлась также боры, перо, перышки и т.д.

Архангельская губерния

Терминология КОКОШНИК - головной убор замужних женщин, прежде всего молодух, до рождения первого ребенка; в основном праздничный убор, господствовавший в губерниях с сарафанным комплексом, но употреблявшийся и в южных губерниях, с поневой и особенно андараком. Обычно имел высокий твёрдый налобник, прикрепленный к мягкой шапочке, но употреблялись и кичкообразные кокошники. По форме употреблялись однорогие и двурогие, копытообразные, лопатообразные, по материалу также разнообразны, с широким употреблением галунов, парчи, бисера, жемчуга, стекляруса для отделки, КОРОТЕНЬ - женская плечевая распашная одежда в Костромской губернии, с плечевыми проймами, без рукавов, с борами сзади. В Новгородской губернии такая одежда называлась душегреей.

Центр России Праздничная одежда, начало XIX в. Сарафанный комплекс: рубаха- «рукава» составная, с длинными широкими рукавами, собранными по низу, с кружевной оборкой; из тонкой льняной ткани и батиста, вышита тамбурным швов, «решетками», настилом; сарафан косоклинный, распашной, украшен золотным зубчатым галуном, из узорной шелковой русской ткани второй пол. XVIII в.; цепочка серебряная с эмалью, поступила из собрания П.И. Щукина ( гг.)

Смоленская губерния, Ярцевский уезд Праздничная одежда, конец XIX- нач. XX вв. Сарафанный комплекс: рубаха с прямыми поликами и с длинными сужающимися рукавами из полульняной пестряди, подол – красноузорное ткачество и тесьма; сарафан круглый, на лямках, из полульняной пестряди юбка-подольница из белого холста, вышивка по подолу красной нитью счетными швами; пояс домотканый, из шерстяных нитей

Тамбовская губерния Женская праздничная одежда, вторая пол. XIX в. Поневный комплекс: Рубаха с косыми поликами, короткая, с длинными узкими рукавами, из холста и ситца со вставками полос узорного закладного ткачества и кумача, счетная вышивка, блестки; Понева - «белоглазка» с прошвой, из черной домотканой шерсти в мелкую клетку, по подолу узкая шерстяная тесьма

Терминология АНДАРАК - женская поясная одежда в виде шерстяной юбки с вертикальными полосами, с преобладанием красного цвета. Распространена в южных и юго-западных губерниях, преимущественно среди однодворцев, особой социальной группы, по положению стоявшей выше крестьян. ПОНЁВА - древняя женская поясная суконная одежда, распространенная преимущественно в южных губерниях; ареал ее бытования постепенно сокращался. Одежда половозрелых девушек или замужних женщин. Представляет обычно три специально вытканных прямоугольных куска домашнего сукна, подшитых к гашнику. Один из швов спереди или сбоку не сшивался: это т. н. распашная понева, зачастую носившаяся "с подтыком", когда полотнища затыкались за кушак и сзади образовывался большой "кулек". В разрез вшивали кусок ткани иного цвета и орнамента. Это т.н. глухая понёва или понёва с прошвой. К такой поневе снизу иногда подшивали подол - широкую полосу сукна, украшенную лентами, аппликацией, вышивкой. В Смоленской губернии бытовала также понёва-разнополка, одно из боковых полотнищ которой было значительно короче боковых. В различных местах, вплоть до сел, бытовали поневы разного цвета и орнаментации: синие, черные, красные, в крупную и мелкую клетку или клетку прямоугольную, вытянутую по горизонтали, с орнаментом в клетках или без него.

Понёва и андарак

Терминология САРАФАН - женская и девичья одежда разного покроя, имевшая особые названия, господствовавшая в центральных и северных губерниях, а как девичья, иногда женская и старушечья и в южных губерниях, в местах бытования понёвы и андарака. Известны глухой косоклинный на проймах и на лямках, распашной косоклинный на проймах и на лямках, "круглый" или "московский", на лямках, на кокетке и сарафан-платье. В Тверской губернии глухой косоклинный сарафан известен как костолан и горбун, в Псковской губернии глухой косоклинный сарафан с длинными откидными рукавами известен как сукня, сукман, шушун, шушпан, носов. В Новгородской и Тверской губерниях косоклинный распашной сарафан известен как ферязь, в Московской же и Тверской губерниях такой сарафан назывался саяном. Прямой сарафан в Московской и Владимирской губерниях известен как шубка. СОРОКОКЛИН - в Смоленской губернии глухой или распашной косоклинный сарафан на лямках.

Терминология ЖЕЛТИК - в Рязанской губернии нагрудная женская одежда без рукавов, туникообразного покроя, типа навершника, из желтой шерсти, богато украшенная. ЗАНАВЕСКА - во многих губерниях то же, что завеска, нагрудная одежда туникообразного покроя; в Орловской губернии с короткой спинкой, рукавами и ластовицами; в Тамбовской губернии без рукавов, к туникообразной грудке пришито широкое полотнище, образующее перед и бочки; в Рязанской губернии с короткой спинкой, пришитыми бочками и рукавами, в Псковской, Новгородской губернии с длинными рукавами, во Владимирской, иногда в Рязанской губернии - в виде передника с грудкой, на лямках. ЗАПОН - женская нагрудная одежда разного покроя, холщовая, из хлопчатобумажных тканей, часто белая; то же что ЗАНАВЕСКА.

Плечевая одежда южных губерний

Праздничная одежда (вид спереди), вторая пол. XIX в. Поневный комплекс: рубаха короткая, с длинными рукавами, из домотканого красноузорного холста, вышивка, нашивные полосы фабричной ткани; понева «глухая», из синей домотканой шерсти в клетку, по подолу нашивные полосы фабричной ткани, блески, белый бисер передник – запон из домотканого холста, широкая полоса узорного закладного ткачества; Шушпан с короткими рукавами из домотканой шерсти Нагрудное украшение «гайтан» низанное разноцветным бисером Рязанская губерния, Михайловский район

Терминология КИЧКА - головной убор замужних женщин, полностью покрывавший голову, сложный, включавший иногда до полутора десятков деталей; преобладал в южных губерниях, где был характерен понёвный комплекс, но бытовал и в центральных, и северных губерниях; форма и материалы разнообразны, в зависимости от местных условий. СОРОКА - в районах бытования понёвы головной убор замужних женщин, носившийся с кичкой, мягкая полотняная, с украшенным галунами очельем, с завязками на затылке, в верхней части с уголками, образующими рога.

Сапоги - праздничная обувь, лапти - повседневная

Рекомендуемая литература Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала ХХ в. М., Маслова Г.С. Изменение традиционного рязанского народного костюма за годы Советской власти // Сов. этнография С Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М., с. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М., с. Пармон, Ф.М. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1997 – 318 с. Работнова И.П. Русская народная одежда. - М., с. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. - СПб., с.